-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в VGU

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2007
Записей: 47
Комментариев: 27
Написано: 101


О взаимовлиянии литературы и кинематуры

Вторник, 05 Июня 2007 г. 21:05 + в цитатник
 (150x150, 19Kb)
Отличная статья о "Новая детская литература и кинематура" (автор Юрий Нечипоренко)
с примерами из новых книг, где отмечено влияние киношных приемов и спецэффектов на мышление писателей.

Принято считать, что книга - есть явление литературное, но когда кино описывают словами по можно говорить о неком новообразовани - кинематуре. Отличительные признаки кинематуры - "динамика, кинетика, смена позиций, движение от кадра к кадру. Текст описывает происходящее на экране... описание, которое незаметно включает в себя ремарки, режиссерские замечания, операторские пометки".

Автора не радуют эти "изобретательные ветвления, парадоксальные продолжения и интерпретации старых сказок, перелицовки их на новый лад - одно из самых распространенных способов производства тех самых литературных "производных"", и вывод его иронично-печален: "Кажется, что писатели эти имеют столь субтильную душевную организацию, что не хотят напрямую соприкасаться с бойкой жизнью детей, им нужны какие-то приспособления - литературные телескопы и микроскопы, чтобы отдалиться от живой жизни. Нужны куклы, сказки, кино, переводы - в общем, какие-то модели, лекала, шаблоны, по которым можно было бы писать, не глядя в глаза ребенку, не вспоминая своего детства".

"Что же касается более отстраненных и "производных" текстов детско-взрослой литературы, то хотя они являются более современными (и порой даже весьма удачными) бизнес-проектами, но представляются и более искусственными. "Артур" - это крайний, может быть, пример такого литературно-киношного конструкта. Кинематограф изменил прозу ХХ века, сделал ее более динамичной, но первичность литературного замысла книги уступает место сценарному плану. Литература не только теряет "первородство", но и меняет формы и границы; происходит взаимопроникновение искусств: теперь фильм приобретает форму книги, книга - образы кино".

Если мышление словом - это литература и, согласимся с автором, пересказ кино словами - кинематура, то логично продолжть ряд, описание музыки словами - это музыкатура, описание картины художника - картинотура или живописьтура, и далее стихотура, архитекатура, балетура. Если расширить области описания за пределы родов искусства, то получим такие новообразования как программотура, бюджетура, медицинотура, технологотура и т.п. и т.д.

Эти новые понятия не лишены смысла. Например, технологические романы Артура Хейли, очевидно можно отнести к технологотуре, а социологические романы А.А.Зиновьева к социологотуре.

Так с легкой руки Ю.Нечипоренко появилась новая типология литературы по объекту описания. И это закономерно, литература как и любое общее понятие в своем развитии распадается на виды и подвиды, и остается общим лишь то, что их связывает - слово, общий корень, литера.

Обо всем можно говорить словами, и несмотря на то, что не все написанное критики сочтут литературой, все может стать литературой в самом высоком смысле этого слова.

В литературе слово не конкурирует со словом, только с картинками. Ибо картинки информативнее слов, как анимация информативнее картинок. Но словесный текст несет в себе зерно и кино, и музыки, и архитектуры, и много чего еще, чего "ни словами сказать, ни пером описать".

Источник: http://www.russ.ru/culture/krug_chteniya/novaya_detskaya_literatura_i_kinematura
Рубрики:  Реакция на прочитанное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку