-Метки

andrea rangel chаtelaine interweave knits kaffe fassett lucy hague simply knitting азиатские журналы арт афоризмы балансировка тела бохо-стиль валидность винтаж водоканал вышивание вязание вязание крючком вязание спицами вязаный пэчворк газетное искусство газеты декорирование детская психология дизайн интерьера дизайнеры дуплет жм журнал мод журналы/книги по вязанию журналы/книги по рукоделию здоровье иллюстраторы интервью история моды каффе фассет каффе фассетт клиническая психология книги по рукоделию кожа колористика ксения николаева лоскутное шитье лоскуты мандалы мартина вебер методология миссони мифы мк мода модерн модная одежда модные тенденции мысли народная медицина народные промыслы основы вязания плетение плетение из газет психодиагностика психология психология личности психология развития птица гамаюн. птица сирин пэчворк развитие личности ретро роспись роспись по дереву рукоделие сказочные персонажи стиль стихи сумки схемы вязания трафареты уроки вязания хохлома художники цвет цветотерапия цитаты шаблоны шитье энциклопедия

 -Рубрики

 -Я - фотограф


0 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Veriity

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5951


Классификация психодиагностических методов и процедур

Понедельник, 03 Октября 2022 г. 19:07 + в цитатник

источник https://studme.org/407275/psihologiya/klassifikats...heskih_metodov_protsedur 

Психодиагностика оперирует такими понятиями как «метод», «методика», «техника», «процедура».

Наиболее емкой дефиницией выступает «метод», который рассматривается как широкий класс диагностических методик, обладающих родством основного технологического приема или сходством теоретической системы представлений, на которой базируется их валидность.

Методика — это конкретная, частная процедура, последовательность или система действий, предназначенная для получения информации о фиксированном психическом свойстве (предмет диагностики) у конкретного контингента испытуемых (объект диагностики) в некоторых условиях и классе исследовательских ситуаций (условия диагностики) для решения определенных профессиональных задач (цель диагностики).

Техника — это класс методик, объединенных родством технологического приема проведения обследования.

Процедура — это последовательность или алгоритм применения конкретного метода или методики психологического исследования.

Пример

Метод — тестирование (применение теста); класс методик — тесты интеллекта; методики — прогрессивные матрицы Равена; тест струкруры интеллекта Р. Амтхауэра, Краткий отборочный тест и др.; процедура — регистрация реакций испытуемого на стимуль- ный материал с вариантами ответов, один из которых является правильным.

В психологической практике изучения личностных особенностей сотрудников важное место занимает проблема обеспечения целостного подхода к этому процессу. Системность предполагает либо изучение объекта без выделения отдельных сторон и компонентов, либо «препарирование» и анализ составляющих объекта исследования с последующим составлением единого психологического портрета. В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы и методики психологической оценки и изучения личности (рис. 2.2). Начинающие психологи, к сожалению, сводят психодиагностику только к стандартизированным тестам, что принципиально неправильно. Необходимо учитывать и организационный аспект исследования, и возможности обработки, а также интерпретации данных. Выбор адекватного психодиагностического инструментария является прерогативой практического психолога и одновременно сложной задачей для него.

 

Определенную помощь в решении задачи объективного и всестороннего изучения личности сотрудника с учетом профессионально-должностных требований оказывает свободное ориентирование психолога в многообразии существующего в настоящее время исследовательского инструментария.

Систематизация методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву

Рис. 2.2. Систематизация методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву

Классификации психодиагностических методик и тестовых процедур варьируются в зависимости от соответствующего основания. Рассмотрим наиболее часто применяемые классификации.

На высоком уровне обобщения выделяют следующие направления исследования личности:

  • 1. L — данные (Life record data) — информация о личности, полученная путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни и служебной деятельности. На этом уровне реализуются, например, наблюдение и диагностическая беседа.
  • 2. Q — данные (Questionnaire data) — информация о личности сотрудника, формируемая с помощью психологических опросников и других методов самооценки. Наиболее многочисленная группа методов и методик представлена различными измерительными принципами — от дихотомической оценки и шкалирования до контент-анализа ответов (например, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16-PF); индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (НТО); Калифорнийский психологический опросник (CPI); модифицированный личностный опросник Г. Ю. Айзенка (EPI); многоуровневый личностный опросникА. Г. Маклакова и С. В. Чермянина (МЛО «Адаптивность»); методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) и др.).
  • 3. Т-данные (Tests data) — информация о личности сотрудника, полученная на основе выполнения им объективных тестов (профессионально-деятельностных или условно-реальных). Примерами являются диагностические игры, тесты интеллекта или достижений.
 

Помимо этого, в психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотпетический1 и идеографический[1] [2]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям: 1) понимание объекта измерения; 2) направленность измерения; 3) характер методов измерения (табл. 2.1).

Р. Кеттелл и Ф. Варбуртон собрали, описали и классифицировали по предмету психологической оценки более 400 различных тестов, выделив 12 групп: тесты способностей (исследование интеллектуальных функций); тесты умений и навыков (координация, точность движений); тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, предложений); опросники (анкеты, прямые опросники); мнения (отношение к другим людям, нормам морали); эстетические тесты (предпочтение в музыке, живописи); проективные тесты; ситуационные тесты (поведение в ситуации); диагностические игры (социально-психологический тренинг, организационно-деятельностная игра, деловая игра); физиологические тесты (физиологические пробы); физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост); случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, пометки).

Таблица 2.1

Основное содержание подходов к изучению личности

Подходы к изучению личности

Номотетический

Идеографический

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной системы

Направленность

измерения

Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Характер методов измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические техники

Классификации психодиагностических методов по А. А. Бодалеву, В. В. Столину. Методы психодиагностики могут быть объединены в группы по следующим направлениям.

  • 1. По характеристике методического принципа, который положен в основу данного приема:
    • • объективные тесты, содержащие правильный ответ или правильное выполнение задания (например, прогрессивные матрицы Равена, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, краткий отборочный тест (КОТ), школьный тест умственного развития (ШТУР));
    • • стандартизованные самоотчеты (например, анкеты);
    • • тесты-опросники (например, ММИЛ, СМИЛ, 16-PF, EPI, CPI);
    • • открытые опросники, предполагающие контент-анализ результатов (например, Hands-тест, методика «Неоконченное предложение», тест юмористических фраз А. Г. Шмелева);
    • • шкальные техники, построенные по принципу семантического дифференциала, и субъективная классификация (например, тест цветовых предпочтений М. Люшера, тест предпочтения фотопортретов Л. Сонди, тест ценностных предпочтений М. Рокича);
    • • индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
    • • проективные техники (например, тест Г. Роршаха, тест тематической апперцепции (ТАТ)).
  • • диалогические техники (например, визуальная диагностика, интервью, диагностическая игра).
  • 2. По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые — большой степенью участия психолога. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

Классификация методов по Й. Шванцаре объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям.

  • 1. По используемому материалу: вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т. д.
  • 2. По количеству получаемых показателей: простые (один результирующий показатель) и комплексные (многофакторные) тесты.
  • 3. Тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов.
  • 4. По психической активности испытуемых:
    • • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, степени выраженности качеств, отношениях): анкета, беседа;
    • • экстроспективные (наблюдение и оценка психологом разнообразных проявлений психической активности испытуемых);
    • • проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения) на слабоструктурированные, многозначные стимулы);
    • • исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных или личностных черт).

Классификация психодиагностических методов по В. К. Гайде, В. П. Захарову. Психодиагностические методы выделены по следующим основаниям.

  • 1. По качеству: стандартизованные (имеющие нормативные значения) и нестандартизованные.
  • 2. По назначению:
    • • общедиагностические (например, тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);
    • • тесты профессиональной пригодности;
    • • тесты специальных способностей (например, оценки моторики, технических способностей, тесты для водителей);
    • • тесты достижений.
  • 3. По материалу, которым оперирует испытуемый:
    • • бланковые;
  • • предметные (например, тест цветовых предпочтений М. Лю- шера, методика «Кубики Коса»);
  • • аппаратурные (например, устройства для регистрации психофизиологических параметров организма, изучения особенностей внимания, оценки функциональных резервов организма).
  • 4. По количеству обследуемых, принимающих участие в одном психодиагностическом мероприятии: индивидуальные и групповые (например, методики социально-психологической диагностики).
  • 5. По форме ответа: устные и письменные.
  • 6. По ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности (задачи трудны, время решения их не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи), смешанные тесты.
  • 7. По степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что гомогенные задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки различных психологических характеристик) .
  • 8. По комплексности: изолированные (отдельные) тесты и тестовые наборы (батареи).
  • 9. По характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами и тесты со свободными ответами.
  • 10. По области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты.
  • 11. По характеру умственных действий: вербальные и невербальные.

Овладение психодиагностом различными классификациями исследовательского инструментария составляет основу его профессионализма. Хотя выполнение типовых диагностических задач для психолога является доминирующим, проблема подбора и обоснования исследовательского инструментария стоит достаточно остро. Так, зачастую руководитель формулирует перед подчиненным психологом проблему (задачу) в наиболее общем виде, например, «протестируйте мне сотрудников на надежность» или «хочу знать все психологические особенности личного состава».

Психодиагностическая задача — задача, возникающая перед психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры служебной деятельности или психического состояния сотрудника. По сути, это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной руководителем проблемы. Решение задачи представляет собой выбор путей и средств получения наиболее объективного психодиагностического заключения об исследуемом феномене. В этом случае на первый план выходит умение психолога ориентироваться в многообразии и возможностях диагностического инструментария, выбирать те измерительные средства, которые в наилучшей степени соответствуют цели психологического обследования. Задачи, в отличие от общей цели психодиагностического обследования, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью определенных процедур и методических средств.

 

 

  • [1] Номотетический подход (от лат. Normal — образец) предусматривает измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.
  • [2] Идеографический подход (от греч. Idea — образ, идея) направлен на целостноераспознавание индивидуально-психологических особенностей личности и их описание.

Серия сообщений "психодиагностика":
Часть 1 - Валидность. Виды
Часть 2 - Общее представление о психодиагностике (из книги Немов "Психодиагностика")
Часть 3 - Истоки психодиагностики. Лекция
Часть 4 - Классификация психодиагностических методов и процедур

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку