Классификация психодиагностических методов и процедур |
источник https://studme.org/407275/psihologiya/klassifikats...heskih_metodov_protsedur
Психодиагностика оперирует такими понятиями как «метод», «методика», «техника», «процедура».
Наиболее емкой дефиницией выступает «метод», который рассматривается как широкий класс диагностических методик, обладающих родством основного технологического приема или сходством теоретической системы представлений, на которой базируется их валидность.
Методика — это конкретная, частная процедура, последовательность или система действий, предназначенная для получения информации о фиксированном психическом свойстве (предмет диагностики) у конкретного контингента испытуемых (объект диагностики) в некоторых условиях и классе исследовательских ситуаций (условия диагностики) для решения определенных профессиональных задач (цель диагностики).
Техника — это класс методик, объединенных родством технологического приема проведения обследования.
Процедура — это последовательность или алгоритм применения конкретного метода или методики психологического исследования.
Пример
Метод — тестирование (применение теста); класс методик — тесты интеллекта; методики — прогрессивные матрицы Равена; тест струкруры интеллекта Р. Амтхауэра, Краткий отборочный тест и др.; процедура — регистрация реакций испытуемого на стимуль- ный материал с вариантами ответов, один из которых является правильным.
В психологической практике изучения личностных особенностей сотрудников важное место занимает проблема обеспечения целостного подхода к этому процессу. Системность предполагает либо изучение объекта без выделения отдельных сторон и компонентов, либо «препарирование» и анализ составляющих объекта исследования с последующим составлением единого психологического портрета. В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы и методики психологической оценки и изучения личности (рис. 2.2). Начинающие психологи, к сожалению, сводят психодиагностику только к стандартизированным тестам, что принципиально неправильно. Необходимо учитывать и организационный аспект исследования, и возможности обработки, а также интерпретации данных. Выбор адекватного психодиагностического инструментария является прерогативой практического психолога и одновременно сложной задачей для него.
Определенную помощь в решении задачи объективного и всестороннего изучения личности сотрудника с учетом профессионально-должностных требований оказывает свободное ориентирование психолога в многообразии существующего в настоящее время исследовательского инструментария.
Рис. 2.2. Систематизация методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву
Классификации психодиагностических методик и тестовых процедур варьируются в зависимости от соответствующего основания. Рассмотрим наиболее часто применяемые классификации.
На высоком уровне обобщения выделяют следующие направления исследования личности:
Помимо этого, в психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотпетический1 и идеографический[1] [2]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям: 1) понимание объекта измерения; 2) направленность измерения; 3) характер методов измерения (табл. 2.1).
Р. Кеттелл и Ф. Варбуртон собрали, описали и классифицировали по предмету психологической оценки более 400 различных тестов, выделив 12 групп: тесты способностей (исследование интеллектуальных функций); тесты умений и навыков (координация, точность движений); тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, предложений); опросники (анкеты, прямые опросники); мнения (отношение к другим людям, нормам морали); эстетические тесты (предпочтение в музыке, живописи); проективные тесты; ситуационные тесты (поведение в ситуации); диагностические игры (социально-психологический тренинг, организационно-деятельностная игра, деловая игра); физиологические тесты (физиологические пробы); физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост); случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, пометки).
Таблица 2.1
Основное содержание подходов к изучению личности
Подходы к изучению личности |
Номотетический |
Идеографический |
Понимание объекта измерения |
Понимание личности как набора свойств |
Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения |
Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности |
Распознавание индивидуальных особенностей личности |
Характер методов измерения |
Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой |
Проективные методики и идеографические техники |
Классификации психодиагностических методов по А. А. Бодалеву, В. В. Столину. Методы психодиагностики могут быть объединены в группы по следующим направлениям.
Классификация методов по Й. Шванцаре объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям.
Классификация психодиагностических методов по В. К. Гайде, В. П. Захарову. Психодиагностические методы выделены по следующим основаниям.
Овладение психодиагностом различными классификациями исследовательского инструментария составляет основу его профессионализма. Хотя выполнение типовых диагностических задач для психолога является доминирующим, проблема подбора и обоснования исследовательского инструментария стоит достаточно остро. Так, зачастую руководитель формулирует перед подчиненным психологом проблему (задачу) в наиболее общем виде, например, «протестируйте мне сотрудников на надежность» или «хочу знать все психологические особенности личного состава».
Психодиагностическая задача — задача, возникающая перед психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры служебной деятельности или психического состояния сотрудника. По сути, это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной руководителем проблемы. Решение задачи представляет собой выбор путей и средств получения наиболее объективного психодиагностического заключения об исследуемом феномене. В этом случае на первый план выходит умение психолога ориентироваться в многообразии и возможностях диагностического инструментария, выбирать те измерительные средства, которые в наилучшей степени соответствуют цели психологического обследования. Задачи, в отличие от общей цели психодиагностического обследования, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью определенных процедур и методических средств.
Серия сообщений "психодиагностика":
Часть 1 - Валидность. Виды
Часть 2 - Общее представление о психодиагностике (из книги Немов "Психодиагностика")
Часть 3 - Истоки психодиагностики. Лекция
Часть 4 - Классификация психодиагностических методов и процедур
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |