Трубить или не трубить, вот в чем вопрос..)) я решила, что таки да.
Недавно я побывала на трех спектаклях живьем, на шоу световых инсталляций и симфоническом оркестре BBC. Но рассказать я хочу о том, что я увидела на маленьком экране монитора в архиве одного небезызвестного театра, за два часа до того, как покинула Лондон.
Все прежние Гамлеты, которых я видела, особой целостностью не радовали.. Каким бы сложным и безумным не был персонаж, актер, я полагаю, должен знать его, знать его до самой последней заковырочки. В какой-то момент они все себя теряли.. Возможно, это вполне свойственно Гамлету как персонажу, но именно в этот момент я, как зритель, теряла к ним интерес. И нет, наверное, я не права.. Гамлет настолько сложный, что каждый выбирает какой-то набор его черт и граней и пытается на основе того создать правдоподобный образ. Вот с этим всегда была проблема. Ни одному Гамлету я не верила в человеческом плане. Я видела персонаж из книжки-раскладушки, который на первый взгляд обладает неким объемом, но внутри у него пустота и картон. И в самой пьесе, на бумаге, он для меня ни разу не ожил.
Я признаю, что касается Шекспира – я ужасный зритель. Ленивый, не желающий тратить мозговые ресурсы на чужеродный язык, а ресурсы душевные до сей пора меня заставил тратить только ТомХи в роли Генриха IV.. Иллюстрация прилагается:
Ровно две секунды. Даже за шоколадкой дотянуться не успела )
Еще до этого был Ричард II, после которого я искренне думала, что между мной и Шекспиром все кончено навсегда.. И это несмотря на то, что я так сильно люблю Рори и Уишоу – по отдельности и вместе.. Но мне было так страдательно.. Даже с бокалом бейлиса и ледяными лосями.. Я буквально молилась всем несуществующим богам, чтобы это "хочу-не хочу" побыстрее закончилось.. И да, я была полностью на стороне Болингброка.. Потому что, ну правда, сколько можно валяться на полу в обнимку с этой чертовой короной, фофокссейк?))) И как всегда это все можно было сделать лучше на несколько десятков минут.. Баста, думала я. Надо просто смириться с тем, что я потеряна для этого культурного наследия настолько же, насколько оно потеряно для меня..
Но конец моим мучениям все не наступал. Посреди моего докторосвуна на горизонте снова нарисовался Теннатовский Гамлет, на которого я, кстати, возлагала большие надежды. Я думала, что если не он, то меня ничего уже не спасет.. И в плане понимания языка (а там были субтитры! Я их старательно читала и все равно ничего не понимала!)) и в плане осмысления пьесы, где доселе все мне казались просто безнадежными идиотами, включая самого Гамлета, разумеется. И чем больше я его смотрела, тем меньше я его понимала.. и это пугало. Постановка порадовала только Гертрудой, разбитыми зеркалами и босоногим Теном, который замечательный актер и все такое прочее, но на душу мне его Гамлет не лег ни одним боком..
НТишного Гамлета хотелось посмотреть чисто для галочки – для галочки в очереди с Рори и для большой жирной галочки в пункте «общего развития», полезность которого, как известно, никто не отменял. Как нельзя кстати я оказалось в Архиве НТ и у меня все еще был выбор между вышеозначенной постановкой и Revenger’s Tragedy с тем же Рори и
братом его Джейми Паркером. И единственное, что сыграло в пользу Гамлета было качество съемки. Все-таки NT live это так приятственно глазу..
Во время первого же монолога Гамлета -
O, that this too too solid flesh would melt.. - у меня случился шок. Шок от того, что я все понимаю.. Как это возможно? Это какая-то ошибка! Это шутка! Меня обманули! Это адаптированный Гамлет! Для глухих иноязычных слабо соображающих темных чукотских девочек, как я! Может где-то здесь затерялась Тардис, которая переводит с шекспировского? Но Тардис нигде не терялась и не находилась, а чуть позже выяснилось, что адаптирован был только сам Гамлет, а остальные по-прежнему жевали кашу из странных непроизносимых слов..
И удивительно, как может меняться смысл сказанного, если вдруг сделать паузу в другом месте или понизить голос или посмотреть в зал вместо партнера.. Кстати, вот об этом.. Гамлет знаменит своими монологами – разговорами с самим собой.. Но сам ли с собой он беседует? В театре нормально говорить со зрителем, даже если у него нет возможности (или желания) ответить.. В кино зритель это камера и обращаясь к ней, Гамлет смотрит и на тебя тоже. Но никогда я еще не видела, чтобы Гамлет просил у зрителя совета, и при этом полагался на его мнение.. Потому что не к кому больше пойти.. Так как поступить, что поделать со всеми этими дураками вокруг? Вот буквально так ))
Да, это очень одинокий Гамлет, который даже в дружбе с Горацио находит мало утешения..
Кстати, Горацио тут был близким родственником Папы Франкенштейна.. За что?!
Рори впервые заставил меня задуматься о том, что Гамлет не просто сходит с ума или сходит с ума на публику – он делает и то, и другое. Один из этих процессов он контролирует, второй контролирует его самого. И в этом его трагедия – он думает, что знает больше других и пытается дать им понять то. Во что сам не до конца верит. Он играет со своими врагами, но не понимает, что за его спиной тоже кружится целых фальшивый театр. Кстати, опять же, впервые я «расслышала» сомнения в голосе Гамлета – о том, была ли тень его отца снизошедшим с неба искателем справедливости или все же дьяволом? Я впервые поняла его мотивацию, причины, побудившие его к совершению того или иного поступка. Оно сложилось. Совпало! И у меня случился еще один шок.. Это похоже на радость человека, который 5 лет собирал огромный одноцветный паззл и только что опустил последний кусочек, идеально подошедший к оставшейся дырочке. Hurraaaaay! От нахлынувшего в одно мгновение счастья мне хотелось остановить запись и немного побегать по лестницам Архива, но к сожалению, на это совершенно не было времени.. И Маки у них опять упали.. Зато у меня был шанс отдышаться и в очередной раз побеседовать с ближним о том, как прекрасен Рори, пока Гэвин скакал с букетом шнуров по офису, перезагружал все компы и пытался вернуть людям то, что они смотрели.
По количеству раздающегося в зале хохота сторонний наблюдатель вряд ли мог бы предположить о трагичности разыгрываемой пьесы. И за это тоже отдельное спасибо, потому что полный блэкаут – это не наш метод. Если в театре не весело, то это полный провал, я считаю. Каким бы серьезным ни был subject matter. А уж когда Полоний с Гамлетом оставались вдвоем на сцене, ухаха! Зрители даже не всегда успевали успокоиться до вслед идущих грустных последствий. И от того было еще смешнее ))
Вообще этот Гамлет полон сюрпризов. Казалось, что каждый выбор, который Рори делал в пользу той или иной характеристики персонажа, был настолько неисхоженной тропой, что тебя буквально обескураживало то, почему никто не додумался до этого раньше.. Возвращаясь к первому монологу Гамлета, который часто представляется как скорбное оплакивание погибшего отца и горькое осуждение матери.. Здесь Гамлет почти готов раздробить эти столы, которые с похоронных сменились свадебными, в щепки.. Отрывисто и эмоционально, он с отвращением бросает слова о поступке Гертруды, которая уже ему как будто и не мать.. Теперь он один. И это так плавно закидывает удочку ко встрече с призраком, после которой он не просто один, а единственный, кто знает правду. И он так явственно дает это ощутить.. И вдруг эта вселенская трагедия стала такой камерной, а огромная сцена Оливье такой тесной.. По сути, это и есть трагедия отдельно взятого человека, одинокого в своих поисках, в своем знании, в своем стремлении.. И в финале, раненый ядовитым острием шпаги Лаэрта, он умирает почти с улыбкой, обретя долгожданный покой. "The rest is silence” ©.
Кто-то может сказать, что это очень смелое прочтение, которое не отражает то, что Шекспир имел в виду в своем произведении.. А кто вообще знает, что именно он имел в виду? Это как знаменитая история с учителем литературы и голубыми занавесками.. Мы всегда видим только то, что нам мерещится. Но так здорово, когда тебе и актеру на сцене начинает мерещиться одно и тоже! )) Внезапно все встало на свои места и начало обретать смысл! Единственное, на что я надеюсь – что меня после этого Гамлета не занесет так сильно, как с Грозовым перевалом.. Я уже говорила, что Рори делает со мной страшные вещи? Как его простить за это? Как его за это не любить? Так бережно оно мне было вложено и в разум, и сердце.. Спасибо. #onelove
И я вернусь в потрясающей интерпретации шекспировского языка.. Каждая произнесенная Рори-Гамлетом фраза звучала как пусть изысканная, да, но повседневная речь.. как будто этот текст не был написан 400 лет назад а сымпровизирован на этом самом месте. Поразительно просто.. И принц здесь не принц, и корон здесь нет и нет здесь нафталинового запаха старины.. Легкой рукой Хайтнер смахнул пыль с Гамлета и подарил ему новую жизнь. Это был смело, рискованно и нагло. Но ничего, кроме восхищения у меня это не вызывает! Как вам Гамлет, курящий во время To be or not to be? Или Офелия, подпевающая панк-рок? Алкоголичка Гертруда, футболки со смайликами и бог его знает что еще.. Иногда ты думаешь – они это серьезно или издеваются? И вообще Офелия здесь, хоть и честно сошла с ума, потопилась вовсе не по собственной воле.. Вся постановка в целом такая вот неожиданная, современная, остроумная, провокационная, почти хипповская.
Тогда, в 2009-2010гг одновременно вышло слишком много Гамлетов – с Теннатом, Лоу, Симмом.. Хитрюга Хайтнер, несмотря на то, что согласовал каст еще в 2008 году, любезно пропустил их всех вперед.. Только после вас! Выиграл ли он от этого? Все спорно. Но то, что вызывает споры, как правило, оказывается интересным или как минимум интригующим. Постановку много хвалили, и столько же ругали. Одни критики поклонялись Киннеру и его "уникальному чувству шекспировского языка", другие называли его Гамлета "слишком умным и недостаточно сумасшедшим"..
А что мне критики? Для меня.. Я не думала, что кто-то способен заставить меня три с половиной часа не отрываясь смотреть шекспировскую пьесу так, как будто это современное, понятное мне.. кино. И переживать. И вдохновляться. Это тот Гамлет, каким я всегда хотела его увидеть. В музыкальной терминологии есть альтернативное понятие об «абсолютной гармонии». Это то, что случилось со мной не далее, как в прошлый понедельник. Правда, что теперь с этим делать, я не знаю)
И я не могу не отметить красочно-емкий Mousetrap и финальный файтинг на шпагах! Ах, это было так красиво и так волнительно!
Ну и подудеть, святое для Рори дело )
P.S. Я решила не перечитывать этот бред, но к диалогу все равно расположена )
P.P.S. И нет, это вовсе не значит, что на меня теперь можно набрасываться с предложениями посмотреть все подряд пьесы Шекспира! )) *прячется в чемодан*