Наткнулась на это фото на одном западном форуме в теме о том, какие примочки используют знаменитые рок-гитаристы. Называется «Что у Ричи под ногами?»
Хренова куча педалек, но меня сейчас заботит только последняя, черненькая, невзрачная коробочка, а именно Frampton TalkBox.
Меня недавно расспрашивал один меломан о неком «шланге», в который «дует» Самбора на концертах.
И не он ли сам изобрел эту «штуку»? Я была, польщена, конечно, но человека не обманула. Придумал не Ричи, он «всего лишь» сделал так, что начинающие музыканты с растущими из нужного места руками стали в домашних условиях собирать этот прибор из подручных материалов, чтобы повторить эти странные гавкающие звуки из первых двух тактов It’s my life. А во-вторых, он вовсе в нее не дует, скорее она дует в него) Так как уже очень многие интересуются историей этой волшебной трубочки, я решила рассказать о ней поподробнее.
Первым шагом к изобретению ток-бокс можно считать год 1939, когда прародитель педал-стил стал использовать старый угольный микрофон с целью модуляции звука электро-гитары. Его жена, стоящая за сценой, пела гитарную прогрессию нот, создавая таким образом впечатление «поющей гитары». Этот эффект так и был назван, а позже появились «Соновокс» и «говорящая гитара», где использовались диффузорный громкоговоритель и подведенная к нему трубка. Однако, звук подходил только для записи в студии, так как был недостаточно громким.
Первооткрывателем современного ток-бокс принято считать Боба Хейли, который, сам не зная, что творит историю, в 1973 преподнес сделанную собственноручно коробочку из стекловолокна с приводным механизмом мощностью 100 ватт в подарок на рождество Питеру Фрэмптону, знаменитому британскому мульти-инструменталисту.Тот использовал ее для записи песни Do You Feel Like We Do, которая стала всемирным хитом и понеслась.. В настоящее время самые знаменитые производители ток-бокс выпускают свой товар под именем Хейли и Фрэмптона.
Послушаем прародителя?
Не поверите, но существует целый сайт, посвященный talkbox. Там даже есть пошаговая инструкция о том, как можно ее сделать собственными силами. На ютубе тоже найдутся умельцы, которые продемонстрируют все наглядно. У ток-бокс появился самый настоящий Фан-клуб.
Принцип работы я лучше приведу из достоверного источника, а то сама точно запутаюсь)
Можно с уверенностью утверждать, что большинство гитаристов плохо знакомы сток-боксом (talk box). Между тем, воспринимаемый эффект очень необычен - звучание электрогитары приобретает интонации человеческого голоса. Малое распространение ток-бокса обуславливается, по-видимому, тем. что производимый им эффект очень яркий, специфичный и запоминающийся. Из-за этого применять его можно только изредка, в каких-либо музыкальных эпизодах, иначе он быстро надоест. Не последнюю роль играет и то. что помимо ток-бокса для получения эффекта требуется сопутствующее оборудование: гитарный усилитель, микрофон на стойке, микрофонный усилитель и звукоусилительная система.
Несмотря на всю необычность эффекта, сам ток-бокс устроен абсолютно примитивно и даже не требует источника питания. Внутри небольшого корпуса находится высокочастотный динамик, диффузор которого плотно закрыт кожухом. К нему подсоединяется гибкая пластиковая трубка, полая внутри. Эта трубка выходит из корпуса и закрепляется на микрофонной стойке рядом с микрофоном, так, чтобы ее конец находился чуть впереди микрофона. При игре на гитаре трубка помещается в ротовую полость и музыкант производит артикуляцию губами или произносит различные слова. Гитарный звук из трубки, преобразуясь и смешиваясь с воздушным столбом из легких, попадает в микрофон, в результате чего и получается это необычное звучание.»
http://cmersh.net/guitar-sound/41197/
Прелесть в том, что в ток-бок можно говорить, чавкать, булькать, квакать, кукарекать – полная свобода творческой мысли. Например, в квиновской Dilailah Брайан Мэй в нее мяукал.
Среди музыкантов встречаются любители этого эффекта, первым из которых, пожалуй, стоит назвать Маттиаса Ябса из Скорпионс, который сыграл (если это так можно назвать) на ток-бокс двух-минутное соло в The Zoo еще в далеком 80-м.
Почему-то об этом стали вспоминать только потом, как в 1986 году у Бон Джови вышел сингл Living On A Prayer и стало понятно, что ток-бокс это немного больше, чем одноразовая примочка, она может быть вплетена в структуру песни и стать визитной карточкой группы. Скажите спасибо Ричи Адамовичу Самбора. Он открыл ток-бокс для нового поколения и именно с его легкой руки волшебная трубочка уверенной поступью вошла в массы.
Чаще всего в официальных статьях на тему в пример приводят именно Livin' On A Prayer (несмотря на то, что Бон Джови впоследствие использовали этот эффект во многих своих композициях), поэтому о ней поподробнее.
Есть совершенно потрясающая история, когда вечером в день записи, Джон садился в машину, чтобы уехать домой и с мыслью отдать эту песню в саундтрек к какому-то второсортному фильму. Абсолютно никаких надежд он не питал по поводу только что записанного демо-трека. Чего не скажешь о Ричи. На улице лил дождь, а он не отпускал Джона и настойчиво колотил кулаком в окно автомобиля с криками о том, что эту песню нужно обязательно оставить! Что это вещь! Что это хит! Что, возможно, эта лучшая песня из тех, что они написали! Что она станет великой! Джон услышал и решил не связываться.
И она стала великой. А главной фишкой в этой песне явился как раз ток-бокс и знаменитое сказочное речитативное вступление - "Once upon a time, not so long ago..". Все это придумал Ричи, и все это поначалу отвергали Джон и Десмонд Чайлд. Слава богу, убедил)
Слушайте, смотрите, наслаждайтесь и чувствуйте разницу:
Livin’ On A Prayer (демо-версия с альбома Slippery When Wet, без ток-бокс)
Ничего особенного, так ведь? А теперь:
Livin’ on a prayer, Madison Square Garden, July, 2008
Потрясающе, не правда ли?
На форумах люди не просто учатся друг у друга тому, как собрать ток-бокс (русскоязычные называют ее "горлом"), но и делятся впечатлениями, жалуясь на неудобства использования. Мол, пластмасса не такая уж вкусная, глотать неудобно, дышится через раз, слюни текут.. поржала)) Чем-то мне это напомнило первые несколько дней активного юзания губной гармошки. Вот такая загадочная штука. Мне нравится)
Список некоторых известных песен, где использован эффект Talk-box:
"All I Want Is Everything" by Bon Jovi (These Days bonus track)
“Anything Goes” by Guns N’ Roses (Appetite For Destruction)
"Bad Medicine" by Bon Jovi (alternative version)
“Black Man” by Stevie Wonder (Songs In The Key Of Life)
"Born Under The Wrong Side" by Nazareth
"Bounce" by Bon Jovi (Bounce)
"Can You Feel It" by Scorpions
“Can’t Get This Stuff No More” by Van Halen (Best Of Volume 1)
"Delilah" by Queen (Innuendo)
“Do You Feel Like We Do” by Peter Frampton (Frampton Comes Alive)
“Don’t Tell Me” by Soulive (No Place Like Soul)
“Dust N’ Bones” by Guns N’ Roses (Use Your Illusion I)
“Falling Into Grace” by Red Hot Chili Peppers (One Hot Minute)
“Feel The Spirit Of My Guitar” by Johnny “Guitar” Watson (The Funk Anthology)
“Fire It Up” by Black Label Society (Radio Single)
“Funky Crime” by Red Hot Chili Peppers (The Uplift Mofo Party Plan)
“Generator” by Foo Fighters (There Is Nothing Left To Lose)
“Girl Blue” by Stevie Wonder (Music Of My Mind)
“Gone” by Montgomery Gentry (You Do Your Thing)
“Guerrilla Radio” by Rage Against the Machine (The Battle Of Los Angeles)
“Hair of the Dog” by Nazareth (Hair Of The Dog)
“Holier Than Thou” by Metallica (Metallica)
"I Just Wanna Rock" by Joe Satriani
“It’s My Life” by Bon Jovi (Crush)
“Keep Talking” by Pink Floyd (The Division Bell)
“Kickstart My Heart” by Motley Crue (Dr. Feelgood)
“Kiss Kiss” by Chris Brown featuring T-Pain (Exclusive)
“Live In a Hole” by Pantera (Vulgar Display of Power)
“Livin’ On a Prayer” by Bon Jovi (Slippery When Wet)
“Love Having You Around” by Stevie Wonder (Music Of My Mind)
“Man In The Box” by Alice In Chains (Facelift)
“Media Overkill” by Scorpions (Savage Amusement)
“Monkey On Your Back” by Aldo Nova (The Best of Aldo Nova)
“Pigs (Three Different Ones) (1992 Digital Remaster)” by Pink Floyd (Animals)
"Raised On Rock" by Scorpions
“Rocket Queen” by Guns N’ Roses (Appetite For Destruction)
“She’s A Woman” by Jeff Beck (Blow By Blow)
“Show Me the Way” by Peter Frampton (Frampton Comes Alive)
“Something’s Got To Give” by Beastie Boys (Check Your Head)
“Summertime” by Kenny Chesney (The Road And The Radio)
“Sweet Emotion” by Aerosmith (Toys In The Attic)
“The House That Jack Built” by Metallica(Load)
“The Zoo” by Scorpions (Animal Magnetism)
“Those Shoes” by Eagles (The Long Run)
"To Be Number One" by Scorpions
“Walk This Way” by Aerosmith (Toys In the Attic)
"We've Got It Goin' On" by Bon Jovi (Lost Highway)
Уфф.. Спасибо за внимание)