Фестиваль в Гластонбери в июне сего года был всего лишь еще одной остановкой в насышенном гастрольном графике европейского тура Брюса. Но замечателен он прежде всего тем, что старая добрая старушка BBC транслировала его в прямом эфире. Так появилось шикарное видео, с профессиональной съемкой и отличным звком - настоящее наслаждение после доисторических бутлегов, снятых трясущимися (вестимо, от счастья) руками откуда-то с верхотуры - такого качества, что там с трудом можно Пати от Кларенса отличить..
А здесь пусть по-фестивальному урезанный сет без песен на заказ и плакатов, как на "домашних концертах", но.. 135 000 человек дышат одним воздухом. Кто они - я не знаю. Все же многие, я думаю пришли сюда именно ради Брюса - преданные фанаты, которым не хватило высьупления в Лондоне, поклонники других участников фестиваля, любопытствующие, мальчики и девочки, наслышанные о легеде рок-н-ролла, которая умеет - сплагиачу недавно услышанное забавное сравнение касательно Брюса - заряжает людей лучше, чем Чумак воду.
Первое впечатление. Простите, но факт. Ну, зачем, спрашивается, надо было надевать эти джинсы? Камера, бедная, не знала прям, куда себя деть от его потрясающего таланта.. Столько много ракурсов "сзади" я не видела, наверное, никогда.. вообще оператор (я почти готова спорить, что он был женского пола) часто блуждал и отвлекался.. Например, пропустил две знаменитые фишки Брюса - полет акустической гитары и одаривание гармошкой. Но все это я видела много-много раз.. А не видела я.. Демонстрировавшиеся довольно часто виды с очень высокой точки, будто откуда-то с вертолета - как раскачивается вся эта толпа, уходящая за горизонт, и мерцают огоньки на сцене.. А вокруг ночной город.. И этот стадион как отдельная планета, как горящий факел из тысячси и тысячи рук, глаз, сердец.. Невероятное зрелище.
На этот раз меня сильно цепанула Outlaw Pete. Не думала, что эта песня способна так "втянуть" меня в экран.. Ее конрастность, ее насыщенность и кинематографичность.. Иногда от рева Брюса и многотысячной топлы закладывало уши, а через несколько секунд в абсолютной тишене я слышала его шепот и неровное дыхание в микрофон.. И стук собственного сердца.. Стив (да, не Стиви, а вот так, по-серьезному..) сразил меня наповал своим соло... Как-то особенно задушено и выразительно звучали клавиши Роя и скрипка Сьюзи.. Гулким, истошным криком откуда-то из глубины сцены доносились звуки того, что я всегда думала, было гармошкой.. На этот раз никаких картинок на болшом экране, но я клянусь, я видела прерии, и скачущего по ним всадника.. Я слышала его предсмертные стоны и я.. я прожила эти 5-6 минут вместе с ним так полно и так ярко, что мне пришлось нажать на стоп сразу после.. чтобы немного прийти в себя. И этот последний кадр, когда Брюс в своих высоченных кожаных сапогах, поднимает брошенную у его ног ковбойскую шляпу.. Вау. Эпическая вещь. Я сейчас не рискну сравнивать ее по масштабам и величию с легендарной Jungleland или Lost In The Flood, но она, безусловно, где-то рядом.. Все-таки ее нужно слушать более абстрагировано. То есть на концерте в топле она воспринимается иначе. Как ни странно с меньшим накалом, ибо там царствуют еще и другие, может быть, лишние, эмоции.. Точнее, не лишние, а отвлекающие от сути самой песни.
Еще хочется отметить, на мой взгляд, лучшее исполнение The River последних лет (а как все-таки он красиво дымился!)) и American Land, которой и так-то не занимать разудалости, но тут она была ее величеством Карнавалом. Разве, что без костюмов и цветов.
Под Out In The Streets хотелось выбежать на улицу и обнять весь мир.. Любимая Брюсова тема - мимолетное свобода. Ты знаешь, что завтра будет тяжелый ден, но сегодня вечером ты принадлежишь только себе. Ты волен делать что хочешь и как хочешь. Чем Брюс и занимается на сцене with a little help of friends.
Кстати, о них, родимых. Нильсу на этот раз не перепало ни одного соло (даже в Prove It All Night), но настороения ему это ничуть не испортило и весь концерт он провел в прекрасном расположении духа с перерывами на легкий транс и исполнением обязанностей санитара-полутехника. Причесанный до неприличия Макс в рубашечке в горошек, как всегда старательно гоняющийся за Брюсом, полный достоинства Рой, руками-веерами выгребающий из рояля какие-то небесные звуки.. Шансонистый Чарли, скалоподобный Кларенс, задекорированный Гарри, разрумяная Сьюзи, саблезубый Стиви - все были хороши! Сам Брюс в тот день явно был в ударе и высосал своим Теле весь воздух на стадионе и близлежащих окрестностях. Не припомню, чтобы он так здорово играл..
И он просто-таки жаждал общения! А они были так далеко.. Разделенный с людьми несколькими метрами, ничтоже сумняшеся, Брюс преодолевал дистанция в полтора прыжка, расталкивал охранников, забирался на усилители, перегибался через барьер - навстречу загребущими ручкам ошалевшего от радости народа. Вся эта гимнастика была проделана несчетное количества раз. Ему как-будто хочелось дотянуться до каждого и заглянуть им в самую душу. И можно не сомневаться, что он зажег все эти 135 000 пар глаз.
В качестве бонуса нашелся дневной выход Брюса для дуэта с какими-то новороковыми детьми.. Первый раз вижу его выступление с такой совсем "зеленой" молодежью (Джекоб Дилан не в счет) и.. И я еще готова поспорить, кто из них выглядел более инфантильным резвящимся подростком! Дискотека!))
Единственное, чем был омрачен этот праздник души - штрафом, который гостеприимные англичане выписали Брюсу за то, что он "играл слишком долго". Формулировка, которую мой мозг, пожалуй, никогда не сможет перерабатывать без частичной атрофии.. У людей кризис, они электричекство экономят. А заодно и эмоции. А у Брюса их еще много. Но не для вас, леди и джентельменты, будьте покойны. Наши люди знают, что на вопрос "What time is it now?" есть только один правильный ответ: "IT'S BOSS TIME!"