Соня Шаталова |
Соня Шаталова - удивительная девочка. О ней я узнала из одной передачи о детях-аутистах. Потом уже в интеренете нашла много еще информации, в том числе на сайте "правмир.ру". Там была статья Сергея Сошинского, где он пишет о Соне. Ниже я приведу ее... ( сейчас ей 15 )...
Впечатления Сергея Анатольевича Сошинского ( 2007г ). Начну я с того, что расскажу стихотворение одной удивительной девочки-аутистки, никогда не жившей жизнью обычных детей, тяжелого ребенка-инвалида, всеми возможными комиссиями признанной таковой. В самом конце я еще раз вернусь к теме этой девочке. Когда-то у меня было яркое, глубокое впечатление от знакомства с нею, и до сих пор, если могу, этим впечатлением делюсь. Я и хочу поделиться им с здесь. Жизнь таких детей рождает вопросы, касающиеся не только их самих, но и нас. Соне сейчас 13 лет, она не может говорить – по психологическим причинам. Но вот ее стихотворение:
«Что заставляет уходить в бессмертье Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты».
Эта девочка-инвалид не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время это стихотворение (которое, пожалуй, могло бы здесь быть и эпиграфом) показывает, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас. [...] С Соней я познакомился два с половиной года назад. Ей было тогда еще 10 лет. И это знакомство произвело на меня, как говорил в начале, глубокое впечатление. Девочка – аутист, имеет статус инвалида, и совершенно беспомощна в жизни. На момент знакомства, например, она не была способна полить цветы из лейки, в которую уже налита вода. И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она (по психологическим причинам) не могла совершать произвольные действия – действия, определяемые ее волей и сознанием. Одна нейропсихолог, работавшая в том же лагере реабилитации, и знавшая Соню уже не первый год, упорно не верила в возможности этой девочки, и характеризовала ее: девочка – имбицил. Имбицил – это гораздо хуже, чем дебил. Это глубже деформация, ниже интеллект. «Я никогда не поверю, – говорила нейропсихолог, – во все то, что приписывают Соне». Соне приписывали многое – здесь и сейчас не буду перечислять. (Например, опыт клинической смерти в возрасте шести дней, еще в роддоме, который много позже, будто бы, она описала, и др.) Я не знал, как относиться ко всему этому. Но со временем я убедился, что все, что Соне приписывают, справедливо. Я разговаривал с нею через письмо. Она не могла и до сих пор не может, говорить. Не может сама и писать. Но письмо доступно ей, если мать или педагог слегка касаются ее руки (психологическая, а не физическая поддержка). И вот, мы «говорили» с нею через письмо, и меня поразил, богатый внутренний мир Сони, может быть, даже уникальный внутренний мир*. Это особая тема, я никогда, наверно, не забуду это открытие. У девочки, поведение которой, действительно, могло казаться «имбицильным», отрешенной, не контактной (когда вы обращались к ней, она вела себя так, будто вас не было вовсе), не адекватной – внутренний мир – реальность. Он не подделка со стороны близких, не чья-то фантазия, он на самом деле имеет место. * В частности, когда я сказал еще десятилетней Соне, какую важную роль в общении людей играет речь, как она нужна, чтобы можно было помогать друг другу, она написала в ответ нечто не детское, дословно: «Мышление вовсе не так жестко связано со звуковой речью. Стихи мои читают, и они влияют на людей, хоть я молчу. А значит, я говорю и помогаю». Соня пишет мне (автору – Сошинскому) свой вопрос: «Вы что думаете: как получаются счастливые люди? Вы счастливы? Совместимы ли счастье и болезнь? Счастье личное и тяжелая жизнь в стране?» Мать касается пальцем тыльной стороны руки – поддерживает Соню психологически. (июль 2004 г.) Приведу некоторые ее высказывания (афоризмы) возраста восьми лет. Какой ответ можно ждать от девочки этого возраста, на вопрос: что такое, по ее мнению, «наука», да еще если ее интеллект некоторые психологи приравнивают уровню имбицила? Соня дает определение не детскими словами: «Наука – это система знаний, основанных на сомнении». Кто знаком с науками изнутри, удивится точности слов. Сомнение – один из методологических столпов науки (другой – вера *). * Речь, конечно, не о религиозной вере. Но девочку спрашивают дальше. А что такое «мысль»? Как она определит свое понимание «мысли»? Когда Соню вы спрашиваете, она не смотрит (не может смотреть) на вас. Когда пишет ответ – не смотрит на лист бумаги. Смотрит в сторону, порой – противоположную. И где-то у себя за спиной пишет. Вновь она дает свой ответ (повторяю, ей было всего восемь лет): «Мысль – есть самая великая, после любви, сила в мире». А что такое стыд? «Стыд это огонь, выжигающий грех из души». Ну а что же такое сама «душа»? Кто из нас, взрослых и умных, решится ответить на вопрос, что такое душа? Я бы не решусь. Едва ли придумаю что-нибудь, кроме тавтологии. Соня пишет: «Душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом, или сатаной». Соня с шести лет пишет стихи*. С того возраста, когда родители впервые узнали, что девочка понимает человеческую речь (прежде думали, что не понимает ничего), и даже откуда-то умеет (научилась) читать, хотя ее не учили. * Ее никто не учил ни читать, ни писать. В тот момент даже близкие считали ее не вменяемой, утратившей интеллект. Тогда-то она и выучилась читать сама. В восемь была проблема научить ее пользоваться ложкой. Девочка сидела перед полной тарелкой, и была голодна, и ложка лежала тут же. Но она не может взять ложку и кушать. Она плакала от голода – и была абсолютно беспомощна. Она не могла сделать этих произвольных действий. И мать должна была ей говорить: «Соня, возьми ложку». Тогда лишь Соня была способна ее взять. «Зачерпни». Зачерпнула. «Неси в рот». И так далее. Вот было ее состояние вблизи восьми лет. В этом-то возрасте она и написала, например, такие три строки: Люди разные, как звезды Я люблю всех, Сердце вмещает все звезды Вселенной. А также написала: «Мне нравятся ночь и день. Мне нравится их непохожесть. Их шитость тоже нравится мне, Шитость звёздами и Солнца лучами. Мне нравятся их чудеса итайны. Шитость великой Книги событий, Книги, которую пишет Бог о мире».
Приведу еще ее стихотворение восьми лет, времени ее великой беспомощности в самых простых делах:
Мне страшно.
Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
Икак его достать?
Ну помогите ж мне!
...Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
Вмирах, что вголове я создаю...
И вот В конце концов и умирают.
Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними – и меня?
Как жить? Мне страшно.
Голова гудит.
Читая такие стихи, и в то же время видя предельно беспомощную девочку, да еще и неадекватную, невольно возникает много вопросов, но уже за пределами социальных проблем детей-инвалидов, юридической поддержки их семей, за пределами проблем реабилитации этих детей, коррекционной помощи им, психологической помощи родителям. За пределами вообще всего этого очень емкого, важного и нужного внешнего круга – вопросов, так сказать, другого порядка: и о нас, и об этих детях, о том, что нас разделяет с ними, и что объединяет. Вот стихотворение Сони, по-прежнему не говорящей и беспомощной, но уже в тринадцать лет: Мне почему-то очень надо Стекло бордовое заката В оранжевое утро превратить. Своею радостью окрасить Дома, заборы, Плачем и слезами Омыть все окна и дороги. Весь мусор жизни Мощным током крови Снести и в своем сердце сжечь. И это все не жертва, нет, А просто помощь заблудившемуся миру. Итак, этой девочке-инвалиду хочется помочь заблудившемуся миру? Слезами его омыть, радостью окрасить, а током крови сжечь мусор жизни, который скопился в мире? Здесь возникает вопрос, о котором я уже упоминал: что же следует считать инвалидностью не в прагматическом социальном смысле, которому, в основном посвящен доклад, а в более глубоком значении, с которым мы с очевидностью встречаемся в примере Сони (и не только ее)? Как отличить, что перед нами: глубокая неполноценность ребенка? Или особый путь человека перед Богом, драгоценный путь? – Наше достояние и милость Божья к нам? За то, что у меня смог возникнуть такой вопрос, я благодарю всех детей-инвалидов, с которыми встретился в жизни...
Афоризмы Сони
АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься, невозможно, пока силы есть. 8 лет
АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки. 10 лет
БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет
ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет
ВЕРЛИБР – стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от этого хуже. 8 лет
ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет – мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет
ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет
ЖИЗНЬ – дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу. 8 лет
ЗНАКОМСТВО – встреча разных пониманий мира, или даже разных миров. 8 лет
ИГРА – взаправдашняя понарошность. 8 лет
ИМПРОВИЗАЦИЯ – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы быстро получилось что-то новое. 8 лет
КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени. 8 лет – способ разговора с многими людьми сквозь время. 8 лет
ЛОШАДЬ – большое тёплое четырёхкопытное счастье.
МАСКА – лицо одного выражения. 10 лет
МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». 10 лет
МУЗЕЙ – консервы времени. 8 лет
МУЗЫКА – песня Бога в восприятии человека – гармоничное сочетание звуков и эмоций
МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет – смелость ума оформлять словами образы. 8 лет – то, что отличает мир от хаоса. 8 лет
НАУКА – познание, основанное на сомнении. 10 лет – система познания, в которой нет места вере. 10 лет
НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет НОЧЬ – чёрный зонтик со звёздами. 10 лет
ОТДЫХ – работа с удовольствием. 8 лет
ПРЕОДОЛЕНИЕ – усилие души, в результате которого ум и тело справляются со всякими препятствиями. 9 лет
ПРИКЛЮЧЕНИЕ – такое необычное событие, которое изменяет в чём-то твой мир и тебя. 8 лет
ПТИЦА – воплощённая мысль Бога о песне и полёте. 8 лет
РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре. 8 лет
РОМАНТИКА – настроение, когда во всём обычном видишь чудо. 8 лет
СКАЗКА – это жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь. 8 лет
СКОБКИ – это стенки для слов в письменной речи. 8 лет
СМЕХ – доктор для печальной души. 8 лет
СОБАКА – лающее воплощение верности и покорности. 10 лет
СОРЕВНОВАНИЕ – это совместное делание чего-нибудь с целью узнать, кто делает это лучше. 8 лет
СПИРАЛЬ – застывшая в танце прямая. 10 лет
СТОЛ – площадь, на которой разыгрывается жизнь тарелок и всего остального, что на нём оказывается. 8 лет
СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет
СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет
СТРАХ – возбудитель трусости – тормоз на пути к действию
ТРЕВОГА – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного
УДОВОЛЬСТВИЕ – это когда много гостинцев творят чудеса с плохим настроением. 8 лет
УРАГАН – сошедший с ума ветер. 8 лет
УХО – ловушка для звуков у живых существ. 8 лет
ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души. 10 лет
ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ. 10 лет
ЧЕЛОВЕК – такое живое существо, у которого есть разум, речь, умелые руки и способность решать, как всё это использовать. 8 лет
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – это все человеки вместе, если их рассматривать как одного большого человека.
ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет
ШАР – куб без углов и рёбер. 10 лет
ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. 8 лет
Стихи Сони • • •
Мне надо сказать так много!
Кто думает, что золото – в молчанье?
Камнем загорожена дорога словам из сердца – ну, не печально?
Это «золото» – такое давящее.
Оно скалой легло мне на грудь.
В прошлой жизни я была говорящая.
Как свободу словам мне вернуть?
8 лет
Сон во сне
Отрезок жизни мы проводим все во сне.
Мы ночью спим – и часто наяву.
Я тоже сплю, и снится мне,
Что жизнью я другой живу.
Я говорю, сама пишу, пою.
Да, да! Пою словами!
Я спела песню моей маме!
И прежнюю всю жизнь свою –
Как сон – Во сне я вспоминаю.
Неужто это всё со мной?
Всего боюсь, страшусь всего,
Неловкая, немая –
Да полно, это я ли?
Потом я просыпаюсь.
Да, это я.
А песни – сон.
А может, и сейчас я сплю?
Запуталась, не знаю!
Когда же я проснусь?
Скажи, молю, о Господи,
К Тебе взываю!
• • •
Не верь, не гадай и не бойся
В крови уже есть ответ.
Чужие неясные свойства –
Откуда и чей привет?
Так странно смешалось и глупо –
Готовый взорваться вулкан.
Не кот на цепи у дуба –
Сошедший с ума ураган.
Но так уже прежде бывало
Рвалось полотно пелён
И я из себя прорастала
Сбегая из плена времен.
22 февраля 08 • • •
Спросите меня
О сердце,
Что в Солнца глубинах
Бьётся.
Спросите меня
О песне –
Она моё сердце
Движет.
И два ответа я дам
В слове одном:
Любовь.
Спросите меня
О звёздах,
Что у мамы в глазах
Сияют.
Спросите меня
О светилах,
Мириадами глаз глядящих.
И опять две ответа
Воедино сольются:
Любовь.
Какое удивительное
Слово – Любовь!
9 лет
Ты и я
Ты и я, мы вместе можем
Сделать много разных добрых дел.
Можем так сшивать событья,
Что шитьё такое победит всё зло.
Надо только мочь мириться с собственной душой,
И тогда мириться с миром
Божьим будет нам легко.
Мы с тобою – Сила Мира,
И мы можем жить в любви.
8 лет
Мир и я
Мир огромен, сложен, не напрасен.
Я – маленькая, но могу вместить его весь, и ещё останется много места.
Какая же я великанша!
8 лет • • •
Тонкие узоры вышили метели
По канве деревьев и гулких проводов.
В свадебные платья нарядились ели,
В платья из забытых старых детских снов.
И стоят невесты, и вздохнуть не смеют.
Им бы красоваться до ласковой весны.
Но бродяга ветер разобьёт, развеет
Ледяные бусы, кольца и венцы.
14.2.2005, 11 лет • • •
Во мне три разных борются желанья:
Петь песни природы рисунков чудесных,
Память о Боге стихами будить у людей
Или Тебе посвятить свою жизнь, Иисусе
, Дальний избрав монастырь?
Март 2003 Снег и грязь
Снег пушистый, чистый-чистый,
Ты всю грязь укрыл и спрятал,
Грязь земли и грязь людей.
Души нам укрой скорей!
Только грязь душевную
Не скрыть завесой белою.
Эту грязь огонь лишь счистит,
Огонь любви Иисуса к нам.
Снег Выпал снег. Все белым стало.
Это нам сама Зима сшила покрывало.
Снег искристый, мягкий, чистый
Лег холодною границей. снизу – грязь людей, земли
И жизни будущей надежды.
Сверху – белые одежды,
Чистота и красота.
Все ждет отметины, следа.
Что это будет?
Кто рискнет?
Кто смелость на себя возьмет?
• • •
Где кристальная ясность мышления?
В голове – как болото осеннее. Нет опоры, и холодно чувствам,
Ни письмом не поймать их, ни устно.
Залегли мыслеобразы в спячку,
И фантазия скована льдом.
Не решу и простую задачку.
Ну да ладно, потом так потом.
Разбудить бы мне волю ленивую
И, заняв у сердца огня,
Подманить вдохновенья коня,
Ухватить мне его хоть за гриву бы.
• • •
То, что сейчас происходит со мной,
Может кому-то казаться бедой.
То хохочу, то резвлюсь, как шальная...
Можно подумать, и вправду больна я.
Мне холодно и жарко, горько и смешно...
И очень-очень страшно: привычное ушло.
Страх сковал мне душу толстым слоем льда.
Так можно и рассудка лишиться навсегда...
Зову на помощь Пушкина, чтоб овладеть собой.
Поэзия способна держать со страхом бой.
Стихи взрывают страха чёрный лёд,
И счастье меня весною найдёт!
8 лет • • •
О дар бесценный – в звуки облачать слова
В союзе сути и звучанья!
Не я ...
Мне больно!
Господи, ты слышишь?
Больно!
Как долго длится немота!
Как бесконечен океан молчанья!
И вот уже и вольно, и невольно
Забралась в душу темнота.
Устала ждать.
И на свободу
Из плена черепа слова устали рваться,
Тоска диктует сердцу непогоду,
Но неужели я готова мраку сдаться?!
Принять в судьбу, найти в нем позитив,
Жить, в мелодраму бурю обратив...
Ну нет, спасибо!
Господи,
Ты слышишь?
Я боль перетерплю, я человек – не зверь.
И голос мой тюрьмы разрушит крышу,
И в полнозвучный мир откроется мне дверь.
31.12.2005. 20 час.
Точное слово Для Ольги Сергеевны Никольской
Мрак унынья миновал,
Светом точных слов рассеян.
Мыслей горестных обвал
Стал пашней, словами засеянной.
Я – не немая!
Я – говорю!
Без звука, но тоже словами.
На пашне взойдут и увидят зарю
Стихи, будто поле с цветами.
Здравствуй, читатель!
Да, я молчу,
Но ты мой голос услышал.
Точное слово, подобно мечу,
Пробило молчания крышу.
9 лет
Костёр
Костёр горел, и пламя пело
О Солнце и о гордости людей.
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро девять.
Это вечность
В сравненье с временем костра
Судьбой мне до конца?
Но он согрел людей.
А я?
Немая, неумелая,
От мира за стеной.
Зовётся аутизмом
Недуг проклятый мой
. Неужто одиночество –
Судьбой мне до конца
И в пепел превращусь я,
Не согрев сердца?..
Костёр заплакал, догорая.
С поленьев капает смола.
И плачу я. Ведь дорогая
Цена безмолвья.
Боже, дай слова!
8 лет
Сон
Свиток событий моей странной жизни
Записан кровью мёртвых слов –
Тех, что погибли в моей голове,
Лопнули, свободы не увидев.
Слова звучали, и смеялись, и сердились.
Мне лунной ночью узоры слов снились.
Смотрела, улыбаясь, на меня луна...
Но я свободы им не дала.
И вот они лежат, сухие и немые,
А кровь их на чернила пошла.
И вывела в свитке чья-то рука:
«Соня снова убила слова».
Но верить я сну своему не хочу.
Мне нужно придумать способ спасенья.
Мозг – как распахнуть?
Ведь мне по плечу
Добиться для слов воскресенья!
8 лет
• • •
Меня оси'нило небо
И милова'ла заря,
Розовым светом даря.
А звёзды там, в вышине,
Манили: ко мне, ко мне!
И клёнов холодный пожар
Заходит мне в сердце, дрожа.
Я плакать хочу, и лететь,
И Чуду хвалою звенеть.
Ничего не желаю бросить...
И всё называется: «Осень».
Лошади
Лошади, теплые лошади,
Теплом живым растопите мой страх!
Лошади, быстрые лошади,
Галопом мой страх разнесите в ветрах!
И все проблемы не так уж важны,
Когда я гляжу с лошадиной спины
. • • •
В ритме огня есть очень странные паузы.
Они будоражат меня
И вместе с тем завораживают.
Вспоминается что-то древнее,
И уже – не я, а кто-то,
Кто жил когда-то, наверное,
И вышел раз из болота,
И увидел горящее дерево.
И Бог сказал ему: «Пользуйся!»
И он в этот глас так уверовал,
Что уже Человеком шёл по лесу...
• • •
За окном поёт дождь,
И в сердце песня без слов.
Мир сшивается песней.
21.6.05, 11 лет
• • •
Ярко, жарко и душисто.
По лицу хлещут травы...
А говорят, что счастье не бывает полным.
23.6.05, 11 лет
Отцу Варлааму
Вечером вчерашним
Мы ходили к храму
По длинной-длинной улице
Вдоль берега Оки.
Снежок слегка похрустывал.
Тихонько бились волны
За низкими домами.
И были мои мысли
Спокойны и мягки.
Весь мир в меня вливался,
И с каждым всплеском волн
Я больше становилась,
И я до звёзд росла.
А звёзды песню пели,
Им вторила река,
И я им попевала,
Свободна и легка.
И Бог нас молча слушал,
И нас дарил любовью.
Я ей делилась с миром
И всё сильней росла.
И я всё понимала,
И не было сомнений,
А только ликованье
И внутренний покой.
Дома всё исчезло.
Но я теперь уж знаю –
Настанет моё время
И буду я такой.
8 лет
• • •
Прости согласно просьбе сердца
Мне мутность чувств и смуту мыслей.
Я не могу уйти из детства
Пока не разберусь со смыслом
Происходящего со мной.
Ослабли разума вдруг вожжи
От жгучей боли просто вою
И сердце лишь работать может
В себя вбирая вместе с кровью
Огромный шар земной.
Серия сообщений " АФОРИЗМЫ и просто мысли для размышления.":
Часть 1 - АФОРИЗМЫ и просто мысли для размышления.
Часть 2 - Афоризмы Ирвина Ялома
...
Часть 4 - Афоризмы психоаналитиков – Алис Миллер
Часть 5 - Афоризмы психоаналитиков – Робин Скинне
Часть 6 - Соня Шаталова
Рубрики: | интересно Детское Интересные люди |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |