-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Toma_red

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.05.2011
Записей: 3840
Комментариев: 29
Написано: 4182


Соня Шаталова

Среда, 02 Сентября 2015 г. 09:14 + в цитатник
Цитата сообщения Betty4 Соня Шаталова

Соня (400x342, 28Kb)

 

Соня Шаталова - удивительная девочка. О ней я узнала из одной передачи о детях-аутистах. Потом уже в интеренете нашла много еще информации, в том числе на сайте "правмир.ру". Там была статья Сергея Сошинского, где он пишет о Соне. Ниже я приведу ее... ( сейчас ей 15 )...

 

Впечатления Сергея Анатольевича Сошинского ( 2007г ). Начну я с того, что расскажу стихотворение одной удивительной девочки-аутистки, никогда не жившей жизнью обычных детей, тяжелого ребенка-инвалида, всеми возможными комиссиями признанной таковой. В самом конце я еще раз вернусь к теме этой девочке. Когда-то у меня было яркое, глубокое впечатление от знакомства с нею, и до сих пор, если могу, этим впечатлением делюсь. Я и хочу поделиться им с здесь. Жизнь таких детей рождает вопросы, касающиеся не только их самих, но и нас. Соне сейчас 13 лет, она не может говорить – по психологическим причинам. Но вот ее стихотворение:

 

«Что заставляет уходить в бессмертье Мельчайшие частички бытия?

 

Их разделяют звезды и столетья,

 

И вместе с ними исчезаю я.

 

Но исчезая, во Вселенской книге

 

Я оставляю четкие черты.

 

И в каждом атоме, и в каждом миге

 

Меж мной и Вечностью наведены мосты».

 

Эта девочка-инвалид не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время это стихотворение (которое, пожалуй, могло бы здесь быть и эпиграфом) показывает, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас. [...] С Соней я познакомился два с половиной года назад. Ей было тогда еще 10 лет. И это знакомство произвело на меня, как говорил в начале, глубокое впечатление. Девочка – аутист, имеет статус инвалида, и совершенно беспомощна в жизни. На момент знакомства, например, она не была способна полить цветы из лейки, в которую уже налита вода. И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она (по психологическим причинам) не могла совершать произвольные действия – действия, определяемые ее волей и сознанием. Одна нейропсихолог, работавшая в том же лагере реабилитации, и знавшая Соню уже не первый год, упорно не верила в возможности этой девочки, и характеризовала ее: девочка – имбицил. Имбицил – это гораздо хуже, чем дебил. Это глубже деформация, ниже интеллект. «Я никогда не поверю, – говорила нейропсихолог, – во все то, что приписывают Соне». Соне приписывали многое – здесь и сейчас не буду перечислять. (Например, опыт клинической смерти в возрасте шести дней, еще в роддоме, который много позже, будто бы, она описала, и др.) Я не знал, как относиться ко всему этому. Но со временем я убедился, что все, что Соне приписывают, справедливо. Я разговаривал с нею через письмо. Она не могла и до сих пор не может, говорить. Не может сама и писать. Но письмо доступно ей, если мать или педагог слегка касаются ее руки (психологическая, а не физическая поддержка). И вот, мы «говорили» с нею через письмо, и меня поразил, богатый внутренний мир Сони, может быть, даже уникальный внутренний мир*. Это особая тема, я никогда, наверно, не забуду это открытие. У девочки, поведение которой, действительно, могло казаться «имбицильным», отрешенной, не контактной (когда вы обращались к ней, она вела себя так, будто вас не было вовсе), не адекватной – внутренний мир – реальность. Он не подделка со стороны близких, не чья-то фантазия, он на самом деле имеет место. * В частности, когда я сказал еще десятилетней Соне, какую важную роль в общении людей играет речь, как она нужна, чтобы можно было помогать друг другу, она написала в ответ нечто не детское, дословно: «Мышление вовсе не так жестко связано со звуковой речью. Стихи мои читают, и они влияют на людей, хоть я молчу. А значит, я говорю и помогаю». Соня пишет мне (автору – Сошинскому) свой вопрос: «Вы что думаете: как получаются счастливые люди? Вы счастливы? Совместимы ли счастье и болезнь? Счастье личное и тяжелая жизнь в стране?» Мать касается пальцем тыльной стороны руки – поддерживает Соню психологически. (июль 2004 г.) Приведу некоторые ее высказывания (афоризмы) возраста восьми лет. Какой ответ можно ждать от девочки этого возраста, на вопрос: что такое, по ее мнению, «наука», да еще если ее интеллект некоторые психологи приравнивают уровню имбицила? Соня дает определение не детскими словами: «Наука – это система знаний, основанных на сомнении». Кто знаком с науками изнутри, удивится точности слов. Сомнение – один из методологических столпов науки (другой – вера *). * Речь, конечно, не о религиозной вере. Но девочку спрашивают дальше. А что такое «мысль»? Как она определит свое понимание «мысли»? Когда Соню вы спрашиваете, она не смотрит (не может смотреть) на вас. Когда пишет ответ – не смотрит на лист бумаги. Смотрит в сторону, порой – противоположную. И где-то у себя за спиной пишет. Вновь она дает свой ответ (повторяю, ей было всего восемь лет): «Мысль – есть самая великая, после любви, сила в мире». А что такое стыд? «Стыд это огонь, выжигающий грех из души». Ну а что же такое сама «душа»? Кто из нас, взрослых и умных, решится ответить на вопрос, что такое душа? Я бы не решусь. Едва ли придумаю что-нибудь, кроме тавтологии. Соня пишет: «Душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом, или сатаной». Соня с шести лет пишет стихи*. С того возраста, когда родители впервые узнали, что девочка понимает человеческую речь (прежде думали, что не понимает ничего), и даже откуда-то умеет (научилась) читать, хотя ее не учили. * Ее никто не учил ни читать, ни писать. В тот момент даже близкие считали ее не вменяемой, утратившей интеллект. Тогда-то она и выучилась читать сама. В восемь была проблема научить ее пользоваться ложкой. Девочка сидела перед полной тарелкой, и была голодна, и ложка лежала тут же. Но она не может взять ложку и кушать. Она плакала от голода – и была абсолютно беспомощна. Она не могла сделать этих произвольных действий. И мать должна была ей говорить: «Соня, возьми ложку». Тогда лишь Соня была способна ее взять. «Зачерпни». Зачерпнула. «Неси в рот». И так далее. Вот было ее состояние вблизи восьми лет. В этом-то возрасте она и написала, например, такие три строки: Люди разные, как звезды Я люблю всех, Сердце вмещает все звезды Вселенной. А также написала: «Мне нравятся ночь и день. Мне нравится их непохожесть. Их шитость тоже нравится мне, Шитость звёздами и Солнца лучами. Мне нравятся их чудеса итайны. Шитость великой Книги событий, Книги, которую пишет Бог о мире».

 

Приведу еще ее стихотворение восьми лет, времени ее великой беспомощности в самых простых делах:

 

Мне страшно.

 

Голова гудит.

 

Там мечутся слова и просятся уйти.

 

«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»

 

Но рот мой на замке,

 

А ключ к замку в мозгу-

 

Икак его достать?

 

Ну помогите ж мне!

 

...Я не хочу немой остаться,

 

Но страх засовом запер рот.

 

Слова рождаются, живут и чудеса творят

 

Вмирах, что вголове я создаю...

 

И вот В конце концов и умирают.

 

Чтоб им жить,

 

Их надо в мир, вовне пустить.

 

Но как? Скажите мне!

 

А вдруг их люди не поймут?

 

Сквозь рот мой проходя,

 

Изменятся слова, их мир не примет,

 

Оттолкнёт, а вместе с ними – и меня?

 

Как жить? Мне страшно.

 

Голова гудит.

 

Читая такие стихи, и в то же время видя предельно беспомощную девочку, да еще и неадекватную, невольно возникает много вопросов, но уже за пределами социальных проблем детей-инвалидов, юридической поддержки их семей, за пределами проблем реабилитации этих детей, коррекционной помощи им, психологической помощи родителям. За пределами вообще всего этого очень емкого, важного и нужного внешнего круга – вопросов, так сказать, другого порядка: и о нас, и об этих детях, о том, что нас разделяет с ними, и что объединяет. Вот стихотворение Сони, по-прежнему не говорящей и беспомощной, но уже в тринадцать лет: Мне почему-то очень надо Стекло бордовое заката В оранжевое утро превратить. Своею радостью окрасить Дома, заборы, Плачем и слезами Омыть все окна и дороги. Весь мусор жизни Мощным током крови Снести и в своем сердце сжечь. И это все не жертва, нет, А просто помощь заблудившемуся миру. Итак, этой девочке-инвалиду хочется помочь заблудившемуся миру? Слезами его омыть, радостью окрасить, а током крови сжечь мусор жизни, который скопился в мире? Здесь возникает вопрос, о котором я уже упоминал: что же следует считать инвалидностью не в прагматическом социальном смысле, которому, в основном посвящен доклад, а в более глубоком значении, с которым мы с очевидностью встречаемся в примере Сони (и не только ее)? Как отличить, что перед нами: глубокая неполноценность ребенка? Или особый путь человека перед Богом, драгоценный путь? – Наше достояние и милость Божья к нам? За то, что у меня смог возникнуть такой вопрос, я благодарю всех детей-инвалидов, с которыми встретился в жизни...

 

 Афоризмы Сони

 

АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься, невозможно, пока силы есть. 8 лет

 

АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки. 10 лет

 

БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет

 

ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет

 

ВЕРЛИБР – стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от этого хуже. 8 лет

 

ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет – мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет

 

ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет

 

ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет

 

ЖИЗНЬ – дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу. 8 лет

 

ЗНАКОМСТВО – встреча разных пониманий мира, или даже разных миров. 8 лет

 

ИГРА – взаправдашняя понарошность. 8 лет

 

ИМПРОВИЗАЦИЯ – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы быстро получилось что-то новое. 8 лет

 

КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени. 8 лет – способ разговора с многими людьми сквозь время. 8 лет

 

ЛОШАДЬ – большое тёплое четырёхкопытное счастье.

 

МАСКА – лицо одного выражения. 10 лет

 

МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». 10 лет

 

МУЗЕЙ – консервы времени. 8 лет

 

МУЗЫКА – песня Бога в восприятии человека – гармоничное сочетание звуков и эмоций

 

МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет – смелость ума оформлять словами образы. 8 лет – то, что отличает мир от хаоса. 8 лет

 

НАУКА – познание, основанное на сомнении. 10 лет – система познания, в которой нет места вере. 10 лет

 

НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет НОЧЬ – чёрный зонтик со звёздами. 10 лет

 

ОТДЫХ – работа с удовольствием. 8 лет

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ – усилие души, в результате которого ум и тело справляются со всякими препятствиями. 9 лет

 

ПРИКЛЮЧЕНИЕ – такое необычное событие, которое изменяет в чём-то твой мир и тебя. 8 лет

 

ПТИЦА – воплощённая мысль Бога о песне и полёте. 8 лет

 

РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре. 8 лет

 

РОМАНТИКА – настроение, когда во всём обычном видишь чудо. 8 лет

 

СКАЗКА – это жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь. 8 лет

 

СКОБКИ – это стенки для слов в письменной речи. 8 лет

 

СМЕХ – доктор для печальной души. 8 лет

 

СОБАКА – лающее воплощение верности и покорности. 10 лет

 

СОРЕВНОВАНИЕ – это совместное делание чего-нибудь с целью узнать, кто делает это лучше. 8 лет

 

СПИРАЛЬ – застывшая в танце прямая. 10 лет

 

СТОЛ – площадь, на которой разыгрывается жизнь тарелок и всего остального, что на нём оказывается. 8 лет

 

СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет

 

СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет

 

СТРАХ – возбудитель трусости – тормоз на пути к действию

 

ТРЕВОГА – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного

 

УДОВОЛЬСТВИЕ – это когда много гостинцев творят чудеса с плохим настроением. 8 лет

 

УРАГАН – сошедший с ума ветер. 8 лет

 

УХО – ловушка для звуков у живых существ. 8 лет

 

ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души. 10 лет

 

ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ. 10 лет

 

ЧЕЛОВЕК – такое живое существо, у которого есть разум, речь, умелые руки и способность решать, как всё это использовать. 8 лет

 

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – это все человеки вместе, если их рассматривать как одного большого человека.

 

ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет

 

ШАР – куб без углов и рёбер. 10 лет

 

ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. 8 лет

 

 Стихи Сони • • •

 

Мне надо сказать так много!

 

Кто думает, что золото – в молчанье?

 

Камнем загорожена дорога словам из сердца – ну, не печально?

 

Это «золото» – такое давящее.

 

Оно скалой легло мне на грудь.

 

В прошлой жизни я была говорящая.

 

Как свободу словам мне вернуть?

 

8 лет

 

Сон во сне

 

Отрезок жизни мы проводим все во сне.

 

Мы ночью спим – и часто наяву.

 

Я тоже сплю, и снится мне,

 

Что жизнью я другой живу.

 

Я говорю, сама пишу, пою.

 

Да, да! Пою словами!

 

Я спела песню моей маме!

 

И прежнюю всю жизнь свою –

 

Как сон – Во сне я вспоминаю.

 

Неужто это всё со мной?

 

Всего боюсь, страшусь всего,

 

Неловкая, немая –

 

Да полно, это я ли?

 

Потом я просыпаюсь.

 

Да, это я.

 

А песни – сон.

 

А может, и сейчас я сплю?

 

Запуталась, не знаю!

 

Когда же я проснусь?

 

Скажи, молю, о Господи,

 

К Тебе взываю!

 

• • •

 

Не верь, не гадай и не бойся

 

В крови уже есть ответ.

 

Чужие неясные свойства –

 

Откуда и чей привет?

 

Так странно смешалось и глупо –

 

Готовый взорваться вулкан.

 

Не кот на цепи у дуба –

 

Сошедший с ума ураган.

 

Но так уже прежде бывало

 

Рвалось полотно пелён

 

И я из себя прорастала

 

Сбегая из плена времен.

 

22 февраля 08 • • •

 

Спросите меня

 

О сердце,

 

Что в Солнца глубинах

 

Бьётся.

 

Спросите меня

 

О песне –

 

Она моё сердце

 

Движет.

 

И два ответа я дам

 

В слове одном:

 

Любовь.

 

Спросите меня

 

О звёздах,

 

Что у мамы в глазах

 

Сияют.

 

Спросите меня

 

О светилах,

 

Мириадами глаз глядящих.

 

И опять две ответа

 

Воедино сольются:

 

Любовь.

 

Какое удивительное

 

Слово – Любовь!

 

9 лет

 

Ты и я

 

Ты и я, мы вместе можем

 

Сделать много разных добрых дел.

 

Можем так сшивать событья,

 

Что шитьё такое победит всё зло.

 

Надо только мочь мириться с собственной душой,

 

И тогда мириться с миром

 

Божьим будет нам легко.

 

Мы с тобою – Сила Мира,

 

И мы можем жить в любви.

 

8 лет

 

Мир и я

 

Мир огромен, сложен, не напрасен.

 

Я – маленькая, но могу вместить его весь, и ещё останется много места.

 

Какая же я великанша!

 

8 лет • • •

 

Тонкие узоры вышили метели

 

По канве деревьев и гулких проводов.

 

В свадебные платья нарядились ели,

 

В платья из забытых старых детских снов.

 

И стоят невесты, и вздохнуть не смеют.

 

Им бы красоваться до ласковой весны.

 

Но бродяга ветер разобьёт, развеет

 

Ледяные бусы, кольца и венцы.

 

14.2.2005, 11 лет • • •

 

Во мне три разных борются желанья:

 

Петь песни природы рисунков чудесных,

 

Память о Боге стихами будить у людей

 

Или Тебе посвятить свою жизнь, Иисусе

 

, Дальний избрав монастырь?

 

Март 2003 Снег и грязь

 

Снег пушистый, чистый-чистый,

 

Ты всю грязь укрыл и спрятал,

 

Грязь земли и грязь людей.

 

Души нам укрой скорей!

 

Только грязь душевную

 

Не скрыть завесой белою.

 

Эту грязь огонь лишь счистит,

 

Огонь любви Иисуса к нам.

 

Снег Выпал снег. Все белым стало.

 

Это нам сама Зима сшила покрывало.

 

Снег искристый, мягкий, чистый

 

Лег холодною границей. снизу – грязь людей, земли

 

И жизни будущей надежды.

 

Сверху – белые одежды,

 

Чистота и красота.

 

Все ждет отметины, следа.

 

Что это будет?

 

Кто рискнет?

 

Кто смелость на себя возьмет?

 

• • •

Где кристальная ясность мышления?

В голове – как болото осеннее. Нет опоры, и холодно чувствам,

Ни письмом не поймать их, ни устно.

Залегли мыслеобразы в спячку,

И фантазия скована льдом.

 Не решу и простую задачку.

Ну да ладно, потом так потом.

 Разбудить бы мне волю ленивую

 И, заняв у сердца огня,

 Подманить вдохновенья коня,

 Ухватить мне его хоть за гриву бы.

 

 • • •

То, что сейчас происходит со мной,

 Может кому-то казаться бедой.

То хохочу, то резвлюсь, как шальная...

Можно подумать, и вправду больна я.

 Мне холодно и жарко, горько и смешно...

 И очень-очень страшно: привычное ушло.

 Страх сковал мне душу толстым слоем льда.

Так можно и рассудка лишиться навсегда...

 Зову на помощь Пушкина, чтоб овладеть собой.

Поэзия способна держать со страхом бой.

 Стихи взрывают страха чёрный лёд,

 И счастье меня весною найдёт!

 

8 лет • • •

 О дар бесценный – в звуки облачать слова

 В союзе сути и звучанья!

 Не я ...

Мне больно!

Господи, ты слышишь?

 Больно!

Как долго длится немота!

 Как бесконечен океан молчанья!

 И вот уже и вольно, и невольно

Забралась в душу темнота.

Устала ждать.

И на свободу

Из плена черепа слова устали рваться,

Тоска диктует сердцу непогоду,

Но неужели я готова мраку сдаться?!

 Принять в судьбу, найти в нем позитив,

 Жить, в мелодраму бурю обратив...

 Ну нет, спасибо!

Господи,

Ты слышишь?

Я боль перетерплю, я человек – не зверь.

 И голос мой тюрьмы разрушит крышу,

И в полнозвучный мир откроется мне дверь.

 

31.12.2005. 20 час.

Точное слово Для Ольги Сергеевны Никольской

Мрак унынья миновал,

Светом точных слов рассеян.

Мыслей горестных обвал

Стал пашней, словами засеянной.

 Я – не немая!

Я – говорю!

Без звука, но тоже словами.

 На пашне взойдут и увидят зарю

 Стихи, будто поле с цветами.

Здравствуй, читатель!

Да, я молчу,

Но ты мой голос услышал.

 Точное слово, подобно мечу,

 Пробило молчания крышу.

 

9 лет

Костёр

Костёр горел, и пламя пело

 О Солнце и о гордости людей.

 И голова моя горела

От горечи прожитых дней.

Мне скоро девять.

 Это вечность

 В сравненье с временем костра

 Судьбой мне до конца?

 Но он согрел людей.

А я?

 Немая, неумелая,

От мира за стеной.

 Зовётся аутизмом

 Недуг проклятый мой

. Неужто одиночество –

Судьбой мне до конца

 И в пепел превращусь я,

 Не согрев сердца?..

Костёр заплакал, догорая.

С поленьев капает смола.

И плачу я. Ведь дорогая

 Цена безмолвья.

Боже, дай слова!

 

 8 лет

Сон

Свиток событий моей странной жизни

Записан кровью мёртвых слов –

 Тех, что погибли в моей голове,

Лопнули, свободы не увидев.

Слова звучали, и смеялись, и сердились.

Мне лунной ночью узоры слов снились.

 Смотрела, улыбаясь, на меня луна...

Но я свободы им не дала.

 И вот они лежат, сухие и немые,

А кровь их на чернила пошла.

И вывела в свитке чья-то рука:

«Соня снова убила слова».

 Но верить я сну своему не хочу.

 Мне нужно придумать способ спасенья.

Мозг – как распахнуть?

Ведь мне по плечу

Добиться для слов воскресенья!

 

8 лет

• • •

Меня оси'нило небо

 И милова'ла заря,

Розовым светом даря.

 А звёзды там, в вышине,

Манили: ко мне, ко мне!

 И клёнов холодный пожар

Заходит мне в сердце, дрожа.

 Я плакать хочу, и лететь,

 И Чуду хвалою звенеть.

 Ничего не желаю бросить...

 И всё называется: «Осень».

 

Лошади

Лошади, теплые лошади,

Теплом живым растопите мой страх!

Лошади, быстрые лошади,

 Галопом мой страх разнесите в ветрах!

И все проблемы не так уж важны,

 Когда я гляжу с лошадиной спины

 

. • • •

В ритме огня есть очень странные паузы.

Они будоражат меня

И вместе с тем завораживают.

Вспоминается что-то древнее,

И уже – не я, а кто-то,

Кто жил когда-то, наверное,

И вышел раз из болота,

И увидел горящее дерево.

И Бог сказал ему: «Пользуйся!»

 И он в этот глас так уверовал,

Что уже Человеком шёл по лесу...

 

 • • •

За окном поёт дождь,

И в сердце песня без слов.

 Мир сшивается песней.

 

 21.6.05, 11 лет

• • •

Ярко, жарко и душисто.

По лицу хлещут травы...

 А говорят, что счастье не бывает полным.

23.6.05, 11 лет

Отцу Варлааму

 Вечером вчерашним

 Мы ходили к храму

 По длинной-длинной улице

Вдоль берега Оки.

Снежок слегка похрустывал.

Тихонько бились волны

За низкими домами.

И были мои мысли

Спокойны и мягки.

Весь мир в меня вливался,

И с каждым всплеском волн

Я больше становилась,

 И я до звёзд росла.

А звёзды песню пели,

 Им вторила река,

И я им попевала,

Свободна и легка.

 И Бог нас молча слушал,

И нас дарил любовью.

Я ей делилась с миром

 И всё сильней росла.

И я всё понимала,

 И не было сомнений,

 А только ликованье

И внутренний покой.

Дома всё исчезло.

Но я теперь уж знаю –

Настанет моё время

И буду я такой.

 8 лет

• • •

Прости согласно просьбе сердца

Мне мутность чувств и смуту мыслей.

Я не могу уйти из детства

Пока не разберусь со смыслом

Происходящего со мной.

 Ослабли разума вдруг вожжи

От жгучей боли просто вою

И сердце лишь работать может

 В себя вбирая вместе с кровью

Огромный шар земной.

Серия сообщений " АФОРИЗМЫ и просто мысли для размышления.":
Часть 1 - АФОРИЗМЫ и просто мысли для размышления.
Часть 2 - Афоризмы Ирвина Ялома
...
Часть 4 - Афоризмы психоаналитиков – Алис Миллер
Часть 5 - Афоризмы психоаналитиков – Робин Скинне
Часть 6 - Соня Шаталова
Рубрики:  интересно
Детское
Интересные люди

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку