Цитата сообщения ell_BAGIRA
Чарующая музыка шотландского искусства

ВОЛЫНКА, духовой музыкальный инструмент, состоящий из двух или более трубок, снабженных язычком, и кожаного мешка, который надувается самим исполнителем или мехами и используется как воздушный резервуар.
Обычно одна из этих трубок используется для исполнения мелодии, на ней играют, зажимая пальцами игровые отверстия; каждая из остальных, аккомпанирующих трубок («бурдонов»), издает только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Волыночный мешок держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки.
Волынка, вероятно, происходит из Юго-Западной Азии, но первые исторические сведения о ней относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл император Нерон. В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. Мех начал служить заменителем человеческих легких в 17 в. в Ирландии, а также во Франции, где слегка гнусавый мюзет (маленькая волынка) стал очень модным и даже использовался Люлли в оперном оркестре. В 20 в. волынка сохранилась только как народный инструмент и существуют в самых разных вариантах на территории большей части Европы, Ближнего Востока и Северной Америки. Наиболее известны волынка шотландских горцев, ирландская волынка, а также арабская гайта.
Никто не знает, когда и где это произошло. Возможно, в один прекрасный день человек, играющий на обычной тростине (что-то типа раннего кларнета), увидел пустой бурдюк и решил, что это неплохая идея - и щеки надрывать не надо, и звук получается непрерывный, т.к. резервуар значительно больше и, пока воздух из него выходит, можно успеть поддуть еще (а также и спеть что-нибудь, если хватит времени). Думаю, что подобные идеи приходили разным людям в разное время и в разных местах, благо подручный материал для изготовления волынки всегда был под рукой - кожаный бурдюк или пузырь (бычий, лошадиный и т.п.), тростник или любые полые трубки и то, что издает звук - "пищик", он же "трость".
Вид эти инструменты имели тоже совершенно разный, так как до появления военных оркестров не было нужды вводить какие-либо критерии и каждый творил в меру своей "испорченности". К тому же, от ранних волынок остались только изображения (материал, из которых их делают, очень недолговечен), и никто не знает, точно ли так они выглядели, и, тем более, как они звучали (рисовали-то не только те, кто их делал и играл, но и те, кто имел очень приблизительное представление о том "что это там издает такие жуткие звуки" ;).
Но, как бы то ни было, этот инструмент приобрел огромную известность и некий мистический ореол, особенно благодаря самой громкой - Шотландской волынке. В Шотландии говорят, что в звуке волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Кто не читал сказки о волынщиках с острова Скай - клане МакКриммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки? Про кланы потомственных волынщиков: МакКриммон, МакКей, МакГрегор - легенды гласят, что они получили свой дар от фейри. Хотя подобные рассказы окружают этот инструмент не только в кельтских странах. Чувашская волынка "шапар" использовалась на церемонии изгнания бесов "вирми", а коготь лисицы или рыси, привязанный к марийской волынке "шувыр" (для прочистки игровых отверстий), считался обладающим магической силой, способной излечивать болезни.