Верхом на рояле или шуточки Джоаккино Россини |
Классическая музыка не так скучна, как думают многие. Не скучны и истории жизни многих великих композиторов. Существует даже целое музыкально-литературное направление, которое собирает анекдоты и музыкальные вещицы, которые условно относят к серии "Музыканты шутят". Одно из первых мест в этой серии занимает итальянский композитор Джоаккино Антонио Россини (Gioachino Antonio Rossini 1792-1868). Первую часть своей жизни с 18 до 37 лет он посвятил музыке, написав порядка сорока опер. Вторую же часть, оставшиеся 39 лет, он почивал на лаврах, занимался любимым делом... кулинарией и шутил. Россини и в музыке был, главным образом, композитором комических опер, так называемых опер-буфф, некоторые из которых и по сей день ставят на оперных сценах. Две лучшие оперы-буффа Россини - "Севильский цирюльник" и "Золушка". Шуточки же Россини приобрели форму анекдотов и вошли в историю как музыки, так и в историю жизни этого великого композитора.

Карикатура на Джоаккино Россини Середина XIX века
* * *
Приятель Россини рассказал ему о том, что один знакомый собрал коллекцию орудий пыток всех времен и народов.
- А есть ли в этой коллекции фортепиано? - поинтересовался Россини.
- Конечно, нет.
- Значит, его в детстве не учили музыке.
Джоаккино Россини "Тарантелла"
* * *
Россини был шутником не только в жизни, но и в музыке. Так он написал такие популярные в свое время произведения, как "Маленький вальс касторки", "Четыре закуски и четыре десерта", "Прогулка из Пасси в Курбевуа, которую следует совершать гомеопатически"; "Болеутоляющая музыка - прелюдия для рояля".
* * *
Однажды, сидя в театре, Россини шепнул на ухо соседу:
- Певец плох невероятно! Первый раз слышу такое отвратительное пение,
- Может быть, лучше пойти домой?
- Нет, - ответил Россини. - В третьем акте героиня должна убить его. Я с большим нетерпением жду этого.
* * *
Когда великому итальянскому композитору Россини исполнилось 30 лет, городской совет Милана решил установить ему при жизни памятник. К Россини прибыла делегация отцов города, чтобы получить его согласие.
- Сколько будет стоить такой памятник? - спросил композитор.
- 20 тысяч лир, - сообщили делегаты.
- Господа, лучше отдайте эти деньги мне. Уверяю вас, за такую сумму я и сам охотно постою вместо памятника.
* * *
Россини не выносил музыки Вагнера. Однажды, когда после обеда в обществе Россини все уселись на террасе с бокалами сладкого вина, из столовой донесся невообразимый шум. Послышался звон, стук, грохот, треск, гул и, наконец, стон и скрежет. Гости замерли в изумлении. Россини побежал в столовую. Через минуту вышел с улыбкой:
- Благодарение Богу, - это служанка зацепила скатерть и опрокинула всю сервировку, а я думал, что кто-то осмелился в моем доме играть Вагнера!

Джоаккино Россини Литография середина XIX века
Джоаккино Россини Увертюра к опере "Севильский цирюльник"
* * *
Однажды у Россини спросили, есть ли у него друзья.
- Конечно, это господа Ротшильд и Морган.
- Миллионеры?
- Те самые.
- Наверное, маэстро, вы выбрали себе таких друзей, чтобы в случае необходимости иметь возможность занимать у них деньги?
- Напротив, я называю их друзьями как раз потому, что они никогда не берут у меня денег взаймы.
* * *
Калькбреннер чрезвычайно гордился не столько своим пианистическим дарованием, сколько древностью своего рода. Как-то, разговаривая с Россини, он сказал:
- Мои предки известны со времён крестовых походов, а один из них сопровождал в походах самого Фридриха Барбароссу.
- Верхом на рояле? - вежливо поинтересовался Россини. н
* * *
Однажды Россини присутствовал ни представлении знаменитой оперы Моцарта "Дон Жуан", где одну из главных партий исполнял знаменитый тенор Рубини. Рядом с Россини сидел какой-то молодой человек, который довольно громко подпевал артистам, мешая соседям слушать оперу.
- Какой все-таки мерзавец! - довольно громко возмутился Россини.
- Это вы по моему адресу? - обиженно спросил юноша.
- Нет-нет, что вы!.. - язвительно отозвался композитор, - это я по адресу глупого Рубини, который мешает нам слушать ваше чудесное пение!
* * *
Обеды, которые давали "щедрые" супруги Россини, не стоили им практически ни копейки, ведь каждый приглашенный должен был... приносить еду с собой! Одни несли изысканную рыбу, другие - редкие фрукты... Ну а госпожа Россини без малейшего стеснения напоминала об этой "обязанности" гостям. Если же приглашенных было много (что было особенно выгодно в целях экономии), то количество принесенных блюд многократно превышало потребности одного обеда, и излишки с радостью прятались в хозяйский буфет - до следующего званого обеда...
Джоаккино Россини "Сорока-воровка"
* * *
Некий молодой композитор пригласил как-то Россини на премьеру своей оперы. По итальянскому обычаю Россини сидел в ложе в цилиндре. Когда началась опера, Россини перед каждой арией снимал цилиндр и грациозно им размахивал.
- Что вы делаете, маэстро? - спросил сидящий подле него автор оперы.
Приветствую своих знакомых, которых встречаю в вашей музыке, - ответил любезно Россини.
* * *
В високосный 1868 год 29 февраля Россини последний раз праздновал свой день рождения. В его парижской квартире был устроен грандиозный праздник. Кто-то его спросил:
- Сколько вам лет, маэстро?
- Разве теперь припомнишь? Годы - как женщины. Их замечаешь, только когда они изменяют...
| Рубрики: | Приколы Музыка Ж.З.Л |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |