Без заголовка |

Он подарил ей «Остров радости» – одно из самых замечательных, лучисто-необыкновенных своих произведений. Она ему – прелестную долгожданную дочь и тепло домашнего очага, который на их «острове радости» никогда не затухал. В те минуты, когда она твердила, будто ее муж любит только музыку, гениальный композитор отвечал, что в данном случае ревновать следовало бы музыке...
Подумать только, Клод с Эммой могли и не встретиться, а встретившись, пройти мимо, не распознать звучавшей в сердце нотки. Ведь ко времени их знакомства и он и она уже были связаны брачными узами. Дебюсси, еще не признанный композитор, был женат на прелестной молодой девушке Розалии Тексье, которая без памяти любила супруга, внимала каждому его слову и боготворила каждую мелодию, придуманную им. Эмма была замужем за преуспевающим парижским банкиром, Сигизмундом Бардаком. Их семейный союз казался прочным, хотя романтика и страсть давно покинули эту обитель. Клод жил на средства своей жены, поскольку музыка тогда не приносила ему почти никакого дохода. Эмма же ни в чем себе не отказывала, ибо ее семья прочно стояла на ногах. Она блистала в высшем обществе, посещала модные салоны... Что мог дать ей, привыкшей к роскошной жизни, безвестный музыкант, что она могла найти в нем? Клод подарил ей музыку... И себя, растворенного в этих чарующих звуках. И летящее нежное чувство, достигшее самых запредельных высот...
Дебюсси и Эмма обратили внимание друг на друга где-то в 1903-м — начале 1904 года, когда Клод посетил Сигизмунда Бардака с деловым визитом. Предстоял сложный разговор о музыкальных перспективах сына банкира. Диалога не получилось, и композитору, так и не сумевшему доказать, что способность писать музыку дается только от Бога, пришлось откланяться. (Эмма, конечно же, была в курсе происходящего, но молча разделяла позицию композитора.) Этот инцидент еще больше сгустил темные краски того периода жизни Дебюсси. Основной причиной его плохого настроения стала многострадальная опера «Пелеас и Мелисанда», точнее не сама опера, а подбор главной героини. Директор театральной труппы настойчиво предлагал на главную роль свою протеже, с чем принципиальный Дебюсси никак не мог согласиться... Это было причиной головной боли композитора и его испорченного Настроения. Клоду казалось, что никто его не понимает. Не ладилось буквально все. Иногда не хотелось жить. Не помогали даже уютные кафе с ароматом любимого кофе и преданные друзья, которые, к счастью, у него были...
Уходя из дома упрямого у не слишком корректного банкира, композитор был обуреваем темными мыслями. Средних способностей ребенок и отец, решивший, что во власти педагога научить сочинять музыку... Да еще эта псевдоприма... Нервы были на пределе. Даже красавица-жена, наверное, не смогла бы утешить своего ненаглядного. Он обрадовался, что ее не было дома: Розалия (Лили, как называли ее все близкие) осталась ночевать в ателье, где работала не покладая рук. Клоду с его мрачными мыслями никто не был нужен в тот момент... Или нет, именно в тот момент ему вдруг стал нужен кто-то, о ком он прежде и не думал. И кому очень был нужен он сам.
Придя домой, композитор совершенно неожиданно для себя обнаружил корзину роскошных роз. Благоухающие лепестки скрывали в своих недрах... записку от Эммы Бардак — ничего особенного, простое пожелание, выражение признательности за творчество... Однако между строк в нем прочитывалось, буквально кричало признание — чистейшей воды признание в том, что она готова променять деньги на музыку. У композитора тут же поднялось настроение — в мгновение ока перейдя из минорного лада в мажорный, как будто и не было вовсе никаких проблем. А еще говорят, что первый шаг должен делать мужчина...
Дебюсси был очень восприимчивым человеком. И это, кстати, как и некая таинственность и романтичность его облика, привлекало к нему многих представительниц слабого пола. Нельзя сказать, что он не пользовался этим, женщин всегда у него было много...
И в данном случае чрезвычайная восприимчивость и тонкость творческой натуры сыграли свою роль. Клод не мог не отметить столь изящный и в то же время смелый знак внимания, ему захотелось как можно скорее увидеть эту удивительную женщину — она ему и раньше казалась приятной, а теперь он просто обязан был с ней поговорить. Алхимия любви — странная штука, до сих пор неразгаданная... Поэтому трудно сказать, вспыхнуло ли сразу чувство к Эмме или в первый момент главным фактором, побудившим его назначить встречу, была обычная признательность. Так или иначе, долго ждать не пришлось. Хватило нескольких пылких взглядов и прикосновений, чтобы Клод почувствовал зарождение новой любви, которая, как снежный ком, росла и все сметала на своем пути. И для нее абсолютно не важны были те нежные чувства, которые Дебюсси совсем недавно испытывал к своей заботливой жене, благодарность ей за все смета любовь полностью завладела им. И Клод не мог ей сопротивляться. Впрочем, Эмма тоже не могла...
Прошло совсем немного времени, и они стали, неразлучны. Клод забывал о любящей Лили, Эмма — об уставшем муже. Правда, знакомые не всегда могли понять Дебюсси, ведь Эмма была старше его, да к тому же явно проигрывала миловидной Лили в изяществе и красоте. Но для Клода совершенство оказалось именно таким — таким, как Эмма.
Бывало, Клод опаздывал на их каждодневные свидания в одном из самых романтических мест Парижа — Булонском лесу. Но Эмма, терпеливо ждала, зная, что он не забыл, что придет, что сейчас, вероятно, в порыве вдохновения дописывает очередной чудесный романс, чтобы подарить его ей. И точно, вроде бы из ниоткуда вдруг появлялся Клод, загадочно улыбаясь и протягивая возлюбленной ноты — новый маленький шедевр, еще один гимн их Неожиданной любви. К каждому свиданию он писал Ирманс или небольшую фортепьянную пьесу. В период этих «булонских встреч» музы никогда не отказывали Клоду, у него тогда все получалось... Хотелось творить и быть любимым.
Эмма прекрасно понимала, что эти романсы — только для нее. Она обожала и ценила такие нематериальные подарки (хотя Клод нередко приносил ей милые букеты простых цветов, которые казались ей прекрасней любых роскошных орхидей). Эмма была неплохой певицей, тут же принималась петь новый романс, и Клод имел возможность насладиться ее милым голосом. Ему льстило, что она в восторге от его сочинений, и нравилось, что она безупречно попадает в ноты. Для его музыкальных ушей это было немаловажно. Может, выглядели они и странно — мрачноватый с огненным взором Клод и веселая Эмма, распевающая романсы, — но в этом лесу они были счастливы. Однако вечно так продолжаться не могло. Это хорошо понимали оба. Тем более, что им хотелось все время проводить вместе, а не выкраивать на свидания редкие свободные часы. Им надоело прятаться от посторонних глаз (хотя шила в мешке не утаишь, и многие их знакомые эту связь уже заметили). Надоело жить порознь. Им хотелось быть вместе. Наперекор всему.
Летом 1904 года Эмма и Клод, будучи все еще связанными узами брака, отправились в свое первое романтическое путешествие. Остров Джерси, что на Ла-Манше, стал для них настоящим «островом радости». Тут не было ни забот, ни проблем. Только любовь и музыка. Любовь витала в воздухе и просилась на нотный стан. Дебюсси не мог отказать ей. Тем более, что радом под рукой был прекрасный инструмент. Эмма распорядилась, чтобы рояль, который она сразу приметила в вестибюле гостиницы, переехал к ним в номер. Так родился «Остров радости» — лирический и трогательный подарок композитора своей возлюбленной.
Говорят, что с этой поездкой вообще приключилась необыкновенная история. Вроде бы Эмма собиралась ехать отдыхать с друзьями. И вовсе не на остров Джерси, а в другое место. А Клод догнал ее и похитил из веселой компании... По крайней мере, он способен был на это.
«Остров радости» остался в музыке навеки, однако вечно беззаботное счастье на Джерси продолжаться не могло. Пришлось возвращаться в Париж, промозглый и ветреный, который контрастировал с «островом радости» не только погодой — тут изменилось и душевное состояние влюбленных. В Париже они оба как-то помрачнели. Было понятно: предстоит нелегкое объяснение с законными вторыми половинами.
Надо сказать, что Эмме объяснение удалось лучше, чем Клоду. Оно прошло достаточно спокойно и практически безболезненно. То ли Сигизмунд был сдержаннее (просто молча принял к сведению информацию о новой любви жены и о предстоящем разводе), то ли это не причинило ему больших страданий (вскоре выяснилось, что он уже нашел даму сердца).
Совсем другая ситуация была у Дебюсси. Лили не выдержала расставания. У нее был только один рыцарь сердца — ее муж. Все четыре года семейной жизни она души в нем не чаяла, была бесконечно ему преданна, но Клод не смог противостоять новому чувству. (Примечательно, что до женитьбы на Лили Дебюсси жил с ее подругой, которая, на свою беду, познакомила их.) Летним днем он ушел к Эмме, и они стали жить вместе. А в октябре Лили решила покончить жизнь самоубийством — две пули пронзили ее грудь. В больницу ее доставил сам Дебюсси — перед таким решительным шагом Лили послала ему записку, где сообщала о своем решении свести счеты с жизнью. Предотвратить этот поступок Клод не смог, зато, как оказалось, смог спасти ей жизнь, вовремя доставив в больницу. Лили выздоравливала очень долго, понадобилось несколько месяцев, чтобы она окрепла и встала на ноги. Одна пуля так и осталась в ее груди — вечным напоминаем о любви... В биографии Дебюсси это была уже вторая женщина, пытавшаяся убить свою любовь к нему при помощи пистолета. Первой была Габриэль Дюпон — та самая подруга Лили, у которой ей удалось увести Клода. Но такими методами удержать его было невозможно.
Между тем Лили, лежа на больничной койке, все еще оставалась женой Дебюсси и категорически не хотела давать ему развод. А он даже после попытки ее самоубийства не вернулся к ней, оставаясь с Эммой. Один Бог знает, как им удалось пережить этот период, когда Лили болела и приходила в себя. Тем более, что обо всем узнала общественность, которая в большинстве своем приняла сторону обиженной жены. Но были и такие, кто, несмотря ни на что, поддерживал Дебюсси. Ему помогли купить квартиру в счет будущих гонораров, где они с Эммой и поселились.
Трудный 1904 год все-таки подошел к концу, а 1905-й ознаменовался разводами. Лили пришлось отпустить своего возлюбленного, как тяжело ей ни было. Эмма получила от Сигизмунда хорошие алименты и стала вполне обеспеченной женщиной. Это послужило поводом для разговоров, что Клод женился на деньгах. Но влюбленные не слушали, что о них говорили...
В начале 1905 года Эмма сообщила Клоду самое радостное известие в его жизни — у них будет ребенок. Композитор был безмерно счастлив, ведь, несмотря на многочисленные увлечения, детей у него не было. Влюбленная пара уехала в Англию, где композитор много работал, а Эмма была погружена в свои заботы. Когда время радостного события приблизилось, будущие родители отправились в городок Истборн, на морское побережье. Именно тут осенью 1905 года родилась прелестная девочка, имя которой вобрало в себя имена родителей, — Клод Эмма в семье ее называли Шушу и безмерно любили — как идеальное воплощение их любви.
С появлением Шушу развеялись последние сомнения Эммы — до этого она, бывало, думала, что романтичный Клод любит не ее, такую как она есть, из крови и плоти, а какой-то эфемерный идеал. Она временами даже сомневалась: может ли такой романтик любить обыкновенного человека? Шушу доказала всем, что может. И Эмма с удовольствием стала замечать, что и к ней Клод стал относиться еще более трепетно и нежно, чем раньше.
Ко времени появления ребенка Клод и Эмма все еще не состояли в официальном браке. Свои отношения они узаконили только в 1908 году. Примерно в это же время им удалось купить особняк возле их романтического места первых свиданий — неподалеку от Булонского леса, который помнил их встречи, трепет, волнение, пение романсов... Они помнили себя на этих свиданиях. Хотя робость и легкая боязнь, присущие им в то время, прошли, настоящее чувство осталось и окрепло. Клод и Эмма, теперь законные супруги, нередко выходили на прогулки, вспоминая прошлое, наслаждаясь настоящим...
Впервые в жизни у Клода появилось престижное жилье — с хорошей мебелью, картинами, обстановкой, свидетельствовавшей о том, что тут живет культурная, интеллигентная семья. Это было их роскошное, утонченное гнездышко. Сигизмунд Бардак выплачивал бывшей жене хорошие алименты, а Дебюсси удавалось получать приличные гонорары за свои произведения. Эмма проявила себя как умная и заботливая жена. С ней Клоду было спокойно и комфортно — видимо, ему раньше этого так не хватало...
Кроме того, Эмма старалась всячески принимать участие в карьере мужа, причем делала она это тактично и незаметно. В этом роскошном (по крайней мере, по сравнению с былыми адресами композитора) особняке Дебюсси время от времени собирал друзей и знакомых, устраивал что-то вроде творческих вечеров. Надо ли говорить, что благодаря Эмме там всегда появлялись нужные люди? А ее «случайная» просьба сыграть новое произведение нередко становилась для этого произведения судьбоносной. Жена всегда была как бы в тени своего талантливого мужа, но такая роль ничуть не смущала ее, как не смущали и разговоры о неравности брака — материальном или возрастном... Ей нравилось находиться рядом с этим человеком, растить его ребенка, помогать ему во всем. Она была нужной, понятой и любимой — и в этом состояло ее счастье.
| Рубрики: | Музыка Ж.З.Л |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |