Фасилитированная дискуссия |
Больше для себя пост, а также для тех, кто не знает, чем заняться с маленькими детьми в музее, если очень хочется приобщить их к прекрасному, а нафталиновые музейные тетушки не радуют.
Можно устроить "День одной картины". То есть придти в музей посмотреть, а точнее рассмотреть и обдумать одно, специально выбранное произведение искусства. Есть такой прекрасный метод работы с застенчивыми, неуверенными, тревожными детьми как фасилитированная дискуссия. На протяжении, скажем, часа, группа ребят обсуждает какую-нибудь картину, не обязательно известную, но, чаще всего, с сюжетом. Средством терапии служит специально созданная психологом обстановка интереса и принятия,благодаря которой ребенок со временем открывается, начинает высказываться, не боясь осуждения, становится увереннее (если такие встречи проводить курсами).
Ну так вот. Метод этот в принципе отличная вещь для всех детей - развивает фантазию, уравновешенность, терпение, внимание, кучу вещей. Потому потратить полчаса на такое обсуждение будет весьма полезно и интересно даже для взрослого, который будет задавать вопросы.
Ну и вот, собственно, цитата, суть метода:
"Фасилитированная дискуссия представляет собой коллективное обсуждение произведения, опирающееся на определенную систему последовательно задаваемых учителем вопросов. Для правильной организации такой дискуссии необходимо наличие
следующих компонентов:
- группа, в которую входят участники, обладающие равным уровнем компетенции в рассматриваемой области (в нашем случае такую группу составляли младшие школьники);
- ведущий, в роли которого выступает учитель, готовый к сотрудничеству с детьми и умеющий создать благоприятную для работы
атмосферу;
- стимул, который представляет собой тему, интересную для всех участников (в данном контексте - произведение живописи);
- стратегия, состоящая из специально подобранных вопросов и техники парафраза, которая понимается как определенный порядок работы;
- результат, который может быть выражен в виде находки, догадки, ощущения у участников дискуссии внутреннего комфорта и уверенности в своих силах, открытия нового в себе, в другом человеке, в произведении искусства.
Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение, быть выслушанным и принятым окружающими. В ходе этого процесса высказывание одного ребенка направляет внимание и служит стимулом для мыслей других детей. При коллективном обсуждении учащиеся помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в картину, которая постепенно складывается в восприятии ребенка в единый образ. Со временем дети начинают осознавать, что существует много различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета или явления и они равноценны.
Последовательность вопросов, задаваемых учителем, строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия. Обсуждение начинается с вопросов: "Что вы здесь видите?". Учитель, побуждая детально рассматривать картину, задает другие варианты вопроса: "Что вы видите кроме этого?", "Кто-нибудь может что-нибудь добавить?".
Другой вопрос: "Что происходит на этой картине?" требует от детей нахождения связей между изображенными предметами, персонажами, рассказа о сюжете произведения. Так, ребенок не просто перечисляет увиденное, а выражает своё мнение и даёт собственные интерпретации.
В дальнейшем, помимо вопросов общего характера, появляются более направленные вопросов, требующие углубленного, вдумчивого рассматривания: "Как вы думаете, кто это?", "Что вы можете сказать об этом человеке?", "Где это происходит?", "Когда это могло происходить?". Такие вопросы побуждают детей обращать внимание на позы, жесты персонажей, а также на одежду, характер интерьера, пейзаж, нюансы освещения и т.п. Постепенно в дискуссию включаются вопросы, предполагающие наличие умения понимать смысловую ткань произведения и задумываться над особенностями поведения, мыслей и чувств изображаемых
на картине людей: "О чем могли говорить эти люди?", "О чем думает этот человек?", "Что чувствует этот человек?", "С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?", "Что вы чувствуете, глядя на эту картину?". Самыми сложными вопросами, используемыми в программе на последнем этапе обучения, были следующие: "Где, по вашему мнению, находился художник, когда создавал это произведение?", "Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?". Ответы на эти вопросы предполагают высокую степень вдумчивого, осмысленного восприятия, поскольку ориентируют детей на определение ракурса
изображения, точки зрения, выбранной художником, на размышления о намерениях автора, идее произведения. Данные вопросы использовались только в том случае, если дети сами выходили на эту тему в процессе обсуждения.
Высказывая своё мнение, младшие школьники часто отвлекаются от того,что изображено на картине и уходят в своих фантазиях от рассматриваемого произведения. Поэтому при возникновении на занятии такой ситуации учитель задает вопрос: "Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?" (варианты: "Что позволило тебе так сказать?", "Что даёт тебе право так считать?"). Задавая эти вопросы, учитель не только возвращает внимание ребенка к картине, но и побуждает детей обосновывать своё мнение, делать его более убедительным, не прибегая при этом к принуждению ребенка отвечать на этот вопрос. Завершали обсуждение обобщающие вопросы, задаваемые в конце занятия: "Что общего между картинами?", "Как могла бы называться эта картина?", "Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?", "Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? ".
Для привлечения к групповой дискуссии так называемых "молчунов", детей активность которых внешне никак не проявлялась в силу разных причин (замкнутость, стеснительность, боязнь высказываться и других), использовались специальные приемы. Например, к ним лично были обращены вопросы типа "А что ты здесь видишь?", "Может быть, Дима хочет что-то сказать?". Если ребенок приходил в замешательство от этого или другого вопроса, то его негативные переживания сглаживались фразами
типа: "Ты еще подумаешь над этим?", "Я уверена, у тебя были причины так сказать". При возникновении на занятии спорных моментов в обсуждении, для предотвращения конфликтной ситуации учитель использовал высказывания типа: "У нас появилось несколько точек зрения, и все они имеют право на существование", "Сколько людей, столько и мнений" и другие.
Использование учителем подобных приемов ненасильственной коммуникации создавало атмосферу психологической безопасности, способствовало приобретению уверенности в себе и самораскрытию ребенка."
________________________________________
Когда освоите сюжетные картины, переходите к более сложным формам!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |