Продолжая разговор о Перми, в сегодняшних своих Путевых заметках я остановлюсь на архитектуре.
... Прямые перпендикулярные улицы, широкие проспекты... В целях пожарной безопасности издавна расстояния между домами сохраняли большими. И, все же, город страдал от частых пожаров. В начале, и в середине XIX века новые каменные здания появлялись, как правило, на месте сгоревших деревянных строений. Страшный пожар 1842 года уничтожил сразу 300 домов в самом центре.
В дореволюционный период Пермь развивалась, преимущественно, вдоль Камы, но уже к середине XIX века многие общественные здания и дома именитых граждан строились к Каме перпендикулярно.
В целом, историческая застройка Перми отличается разнообразием. Пермь обладает образцами почти всех архитектурных стилей и направлений, имевших распространение в дореволюционной России. Жилая застройка, а, также, промышленное производство и общественно-деловые кварталы расположены, в основном, в левобережной части Перми. Всего в городе около 1300 улиц и переулков.
А теперь посмотрим.
Это трехэтажное здание появилось в Перми в 1910 году. Его владелец купец Василий Иванович Королев выстроил дом на средства от продажи леса и дров, и устроил в нем первоклассную гостиницу "Королевские номера". В гостинице был создан небывалый в Перми комфорт: проведены электрическое освещение, водопровод, водяное отопление... Постояльцев кормили русской и кавказской кухней отменного качества. В "Королевские номера" перебрался В. Маяковский, так как там в свободное время можно было поиграть в бильярд.
"Королевские номера" известны и трагическими событиями.
Великий князь Михаил Романов, брат последнего русского императора, - жил в 1918 году в Перми в ссылке. Именно отсюда в ночь с 12 на 13 июня его похитили, и увезли в неизвестном направлении вместе с его секретарем. Место их захоронения до сих пор не известно, а на бывших Королевских номерах помещена мемориальная доска.
В настоящее время в здании находится общежитие артистов Театра оперы и балета.
Дом Смышляева. XIXв. В разные годы в нем размещалось Общественное собрание, Пермская городская дума, Городская общественная библиотека, экскурсионное бюро, Марьинский общественный банк.
В настоящее время в Доме располагается Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина.
В 1878 году на пожертвования горожан на месте выгоревших торговых рядов был построен Оперный театр. Здание театра с тех пор почти не изменилось. Сейчас Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского - один из ведущих музыкальных театров страны.
Театральный сквер.
Памятник Б. Пастернаку. Авт. Елена Мунц. 2009 год.
Бронзовый монумент В.И. Ленину высотой 10 метров в сквере напротив Театра оперы и балета был установлен в 1954 г. по проекту скульптора Г.В. Нерода и архитектора И.Г. Тараева. Открытие памятника состоялось 14 октября 1954 г.
В сквере всегда людно.
А от этого фигурного здания-дворца, которое двумя фасадами выходит на улицу, - просто не оторвать глаз! Это здание бывшей Мариинской женской гимназии, построенной в 1887 году. Гимназию назвали в честь вдовствующей императрицы Марии Александровны, которая много заботилась о развитии женского образования в России.
В советское время в бывшей гимназии размещался агрономический факультет Пермского университета, позже ставшего институтом. А с 1995 года - Пермская сельскохозяйственная академия им. ак. Н. Прянишникова. .
Автор проекта красивого дворца в стиле модерн - академик архитектуры Дютель.
Второй фасад.
Каланча пожарная. 1883 год. арх. В. Попатенко.
Производственные корпуса.
Художественное училище.
Губернская казенная палата. Теперь - Администрация города Перми и Пермская городская Дума.
Здание крестьянского поземельного банка. Дом был возведен в 1888 году по проекту известного пермского архитектора А. Турчевича, для братьев Тупицыных, которые рассматривали Дом, как выгодное вложение капитала. И правда: Дом сразу арендовало Управление контроля железной дороги, а с 1912 года он перешел Крестьянскому поземельному банку.
После освобождения Перми от Колчака, в Доме размещались войска 3-й армии. Потом - Союз работников искусств. Сейчас здесь находится региональное Управление ФСБ по Пермскому краю.
Дом купца Грибушина. Грибушины вели крупную оптовую торговлю чаем на крупных ярмарках России.
Дом создан в стиле живописного модерна и богато декорирован лепными деталями. Их автор - мастер-самоучка Петр Агафьин. Это он "сплел" венки, гирлянды, розетки и украсил дом главной достопримечательностью - барельефами женских головок.
Их более двадцати. Одни юные в венках из цветов, другие - в обрамлении тяжелых вьющихся волос, третьи - в раме из созревших плодов.
Говорят, что все эти аллегории относятся к одной и той же женщине - дочери хозяина дома. С ее фотографий, начиная с пятилетнего возраста, и создавал мастер Агафьин все женские личики.
Дом купца Грибушина стал одним из символов Перми, и, по предположению литературоведов, прообразом "дома с фигурами" в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго".
После революции Грибушины эмигрировали, а их нарядный дом был отдан городу под медицинское учреждение. За все это время дом ни разу не ремонтировали, и, даже, ставился вопрос о его сносе, как не подлежащему восстановлению. Только передача особняка Пермскому научному центру Российской академии наук спасла его от разрушения.
Бывшее Духовное училище. Училище располагалось в этом доме до закрытия в 1918 году. Во время завоевания Перми Колчаком, здесь располагалась контрразведка. В настоящее время - Пермский государственный институт искусства и культуры.
Здание ГУВД (Башня сметри) Построено в 1949-1953 годы в стиле «сталинского монументализма». Здание задумывалось как главный корпус Пермского университета. Но по окончании строительства его передали КГБ. Много страшилок связано с домом. Где в них правда, а где вымысел - судить не нам.
Покажу еще несколько интересных домов.
Краевой центр развития творчества детей и юношества "Муравейник". В прошлом - Кирилло-Мефодьевское мужское училище.
Административное здание Перми.
Отель Урал.
Дом эпохи победившего социализма.
В городском планировании Перми часто встречается сосредоточение в одном месте зданий разных эпох и стилей. Отсутствие гармонии нам первоначально очень резало глаза. Потом - свыклись, и обращали внимание только на отдельные сооружения.
Вот несколько примеров:
На переднем плане - дом купца Гаврилова. Восстановлен по сохранившемуся проекту XIX в. В настоящее время здесь размещается банк. На заднем плане, по всей видимости, - железо-бетонный долгострой.
Рядом - дом купца Михайлова, тоже достоверно восстановлен по чертежам XIX века. За ним - тот же недострой.
Студия дизайна "Театро-Декор". Слева - Детская клиническая больница №3.
А это, на переднем плане, - церковь Рождества Богородицы, 1789 год. В свое время храм был увенчан шпилем, высотой 53 метра.
В советское время в храме размещался фармацевтический институт. Теперь принято решение о передачи храма православной церкви.
На переднем плане - здание государственного банка. XIX век.
В другом ракурсе.
Органный концертный зал.
Драматический театр. Новое здание.
Сосуществование.
Новостройки.
Пока все. В следующий раз пойдем на Разгуляй, побываем в Мотовилихе и посмотрим культовые сооружения нескольких религий.