-ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Svetline

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Мой_цитатник Animatologiya WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 3361


О вреде и пользе тренингов личностного роста

Воскресенье, 20 Октября 2013 г. 01:35 + в цитатник
makarova_le-199x300 (199x300, 12Kb)
В последнее время появилось много статей о вреде тренингов «Личностного роста». Давайте рассмотрим эту ситуацию с разных сторон, что же происходит на самом деле.

Печально наблюдать рассуждения человека, который не является специалистом в сфере формирования личности. Человека, который никакого отношения к тренингам «Личностного роста» не имеет и занимается исключительно технологиями продаж, «1С: бухгалтерией», подбором персонала, т.п. Дать оценку «о пользе и вреде» может только специалист, профессионал в этой области, а иначе это из рубрики «Я где-то слышал…».

И главное, рассуждая о вреде тренингов «Личностного роста», практически никто не раскрывает само понятие «Личности», кого, какого человека можно назвать Личностью. Ведь только после введения данного определения можно будет говорить, а что, собственно, стоит за самим понятием «Формирование Личности» и что несут данные тренинги – пользу или вред.


Личность – это человек Сильный, Совершенный, Достойный, Благородный. Человек, который воплощает в себе все лучшие черты характера. Соответственно, развитие личности – это целенаправленное изменение человека к лучшему. Структура Личности определяется целями, которые перед собой ставит человек, его личными качествами и убеждениями – во что он верит. Исходя из этого, можно сказать, что развитие Личности это осознанное устранение недостатков и формирование достоинств. Коль так, возникает вопрос: кому от этого будет хуже?

Например: человек прощается с вредной привычкой, а значит, будет меньше болеть, проживёт лет на 20 дольше – разве это плохо? Начинает заниматься спортом – эффективность деятельности, энергетический заряд, здоровье улучшается в два-три раза. Перестает хамить и быть эгоистом ─ огромное число проблем «уходит» из его жизни автоматически. Освобождение от страха позволит его состоянию и поведению вместо позорных – стать достойными, и то, что раньше было недоступным, становится – доступным.

И наоборот. О чем говорит статистика? На самом деле, человека губят пороки, вредные привычки, бесцельность, другое. Вдумайтесь в эти ужасающие цифры: от курения и наркомании в России умирают сотни тысяч в год! При таком положении, за 50 лет почти 25 миллионов человек умрут только от курения – практически, каждый седьмой! Это в несколько раз больше, чем от всех войн, фактически – это геноцид народа.

Без целей, по самой примитивной схеме – «дом – работа – быт» – живут 97% людей. Отсюда, в основном, удручающие показатели по психическим расстройствам, апатии, депрессиям, самоубийствам. И корни этих проблем лежат в сфере духовности, вернее, бездуховности – в отсутствии четких позитивных убеждений, четких жизненных целей и принципов. Когда не сам человек (его воля и разум) управляет собой, а его нерешенные вопросы. В этой связи следует отметить, что именно высококачественные, долговременные программы по формированию личности направлены на устранение этих проблем.

Кто и почему критикует тренинги личностного роста.

Оправдывать свое неразвитие и нежелание изменяться «вредом» тренингов личностного роста проще простого. И, по крайней мере, смешно выглядят рассуждения человека о вреде тренингов личностного роста, мотивы которого очевидны – поливать грязью чужое, для того чтобы «пропиарить» своё. Но, как говорят римляне, «первый вопрос, какой нужно задать о совершенном преступлении: кому это выгодно?» В данном случае ответ очевиден: к сожалению, так происходит, когда продвигают профессиональные тренинги, формирующие те или иные профессиональные навыки.

Тренинги и тренеры бывают разные, и недобросовестность одного – не должна ложиться пятном на других. Ошибочно обобщать и делать заключение о вреде всех тренингов личностного роста, основываясь на единичном примере. Действительно, нужно очень тщательно подходить к выбору тренингов (что является основой программы, какие результаты уже получены другими людьми после данного тренинга) и тренера.

Без развития и самосовершенствования человека ждет обыденность и «колея». На самом деле, это выбор человека между жизнью, судьбой, наполненной яркими событиями, настоящими делами, надежными, преданными друзьями – и обыденностью и скукой.

Всегда проще на новое непонятное повесить ярлык – «вредно». Так удобнее и спокойнее, и при этом не нужно задавать вопросов и разбираться в сути:
•«Личность» – это кто?
•какие основные характеристики Личности?
•кто и почему Личностью не является?
•структура Личности: убеждения, самооценка, цели, т.д.;
•ступени личностного роста: от тех, кто полностью махнул на себя рукой и катится вниз, до тех, кто достигает самых высоких вершин;
•классификация школ развития по полноте целей, по позитивности реализуемых ценностей, продолжительности обучения, т.е. по возможным результатам, эффективности, скорости развития, сложности решаемых задач и многое другое.

Данная сфера не менее сложная, чем кибернетика. Поэтому и выводы в ней может делать только профессионал, который в этом разбирается и понимает, о чем говорит.

История и современное общество.

Печально – не печально, но необходимо признать, что подавляющее большинство наших современников, в принципе, личностями не являются.

Для примера обратимся к истории. Норма для каждого спартанца – это супер высокая физическая подготовка и служение своему отечеству: «Никто не может нас лишить права сражаться в мире за родину». Это же можно сказать и о рыцарях, и об аристократах всех стран, достигавших в свое время значимых результатов.

А что мы имеем в современном мире? И как выглядит Украина в глазах мирового сообщества? Судите сами:
•36% украинцев курят (по данным ВОЗ, это выше среднего показателя по Европейскому региону), причем, средний возраст курильщиков снижается и на сегодняшний день составляет 16 лет;
•20% украинцев не отказывают себе в чрезмерном употреблении или злоупотреблении алкоголем (среди европейских стран по уровню смертности от злоупотребления алкоголем, включая алкогольный психоз, Украина занимает второе место, уступая первенство лишь Эстонии);
•по уровню смертности от наркотиков, согласно ежегодному отчету ООН, Украина также занимает лидирующие позиции, войдя в число стран, где эти показатели являются одними из самых высоких в Европе (на миллион жителей в возрасте от 15 до 64 лет приходится более 100 смертей от наркотиков);
•количество суицидов в стране – на одном уровне с числом ДТП. Самоубийства занимают третье место после смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По данным Главного управления статистики, в прошлом году в Украине покончили с жизнью более 10 тысяч людей. Причем сегодня сводят счеты с жизнью не только от неразделенной любви, смертельной обиды или жуткого одиночества. Убивают себя из-за хронической безработицы, краха надежд, отсутствия перспектив и… просто от того, что «жизнь не удалась».

И этот печальный список, а приведенные цифры и факты свидетельствуют, что он более чем печальный, можно еще и еще продолжать. Хотя и так очевидно, проблема приобрела такие масштабы, что оставаться равнодушным – непозволительная роскошь.

Основы Личности.

Что дает человеку шансы в жизни уверенно идти к высоким целям, иметь друзей надежных, преданных и многое другое:
•Убеждения. Для достойного, жизнь – уникальная возможность, используй эту возможность по максимуму, насладись и достигни максимальных результатов.
•Знания. Как достигать всех возможных целей. Знания – это возможности этого мира и пути к их достижению.
•Самооценка. Вера в себя и свои силы: «Я верю, я смогу, я рожден для достойной судьбы!», «Дорогу осилит идущий!», «Я изменяю себя к лучшему, поэтому любые цели достижимы!», многое другое. ◦Цели – лучшие из возможных.
◦Развитие – все составляющие внутреннего мира, от убеждений до внешних проявлений.
◦Самореализация – на предел возможного, достойными методами.
◦Взаимоотношения – друзья надежные и преданные, семья – доверие, личная жизнь – доверие и самые высокие чувства.
◦Образ жизни – в жизни должно быть все (все успевать, никуда не спешить): занятия, тренинги личностного роста регулярно, спорт, творческие студии, мероприятия, увлечения, друзья, отдых. Темпоритм жизни максимально высокий, насыщенный, интересный, т.д.
◦Качества – видеть и ценить в себе, в этом мире все достойное, быть благодарным.

Эмоции и управление собой – это, прежде всего, покой, отсутствие внутренних проблем или контроль над ними. Должен быть свет – то есть доброжелательность, сияние, свет в глазах, легкая улыбка, огонь в сердце, удовлетворенность, др.

Богатство души: обращаться к лучшему в каждом человеке, от этого выигрывает целое, раскрывать сердца. Далее: имидж, этика поведения, внешние проявления – мимика, взгляд, улыбка, манера, осанка, привычки, т.д. У такого человека есть все шансы на успех.

С другой стороны, если ты таков, то не важно, что происходит вокруг, и не важно, что ты делаешь – у тебя в душе покой, свет, ты наслаждаешься жизнью, просто живешь в этом состоянии. Не мир окружающий и обстоятельства определяют, что ты чувствуешь, а твой выбор и твоя воля вызывают то состояние, которое тебе нужно здесь и сейчас.

И прямо противоположная картина – человек недостойный, слабый.

Его убеждения: мир ужасен, опасен, страшен, переполнен проблемами, все зла желают, шансов нет, что-либо изменить невозможно. Самооценка: «Я плохой, я рожден, чтобы страдать, измениться не могу, т.д.». Качества: нацеленность видеть все плохое в себе и в этом мире; как следствие, вызывают соответствующие реакции убегания, защиты или нападения (агрессия). Цели: полное отсутствие или позорные, ничтожные, такие, о которых честно вслух не скажешь. Как показали исследования, только 3% людей, и не более, ставят цели и прописывают их, при этом большая часть из них касается исключительно карьеры.

Большинство людей живут бесцельно, все, ради чего они живут – выживание, интимные удовольствия и продолжение рода. Взаимоотношения для них – не роскошь общения, а «лишь бы были». Эмоции – мягко говоря, изяществом не блещут. Поэтому и устойчивая репутация граждан России и Украины – «алкоголики, хамы, грубияны и воры» – к сожалению, имеет под собой все основания. По статистике, половина граждан Украины не улыбается вообще, а вторая половина, в массе своей, не чаще двух раз в день.
По всем остальным вопросам картина аналогичная.

Формирование личности в истории.

Если обратиться к истории, то основой всех выдающихся достижений всех великих стран и империй было как раз целенаправленное формирование человека как Личности. Это занимало примерно половину всего учебного времени, причем в течение десяти–пятнадцати и даже двадцати лет, начиная с пяти- или семилетнего возраста. И во многих случаях продолжалось всю жизнь, если брать духовно-рыцарские ордена, если брать элиту общества, тех, кто творил историю, кто вошёл в историю.

«Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск». (Никколо Макиавелли. Государь)

«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». (Платон)

«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи». (Аристотель)

А там, где этого не было, где вопросам воспитания не уделялось должного внимания, в полном объёме, там история дает нам другие примеры – та же Древняя Русь, когда множество удельных княжеств воевали друг с другом, когда брат убивал брата, приглашал врагов, чтобы расправиться с друзьями. В Европе каждый третий король умирал не своей смертью.

В то же время, в Португалии за тысячу лет не было ни одного покушения на короля.

Страны, на которых пишется история, они и дали самые высокие достижения этому миру: Древняя Греция, и практически все великие империи: Римская империя, Византия, Португалия, Испания, Великобритания, Россия, сюда же можно отнести и духовно-рыцарские ордена. Что их объединяет в данной случае? Четкое понимание – люди решают все: не будет кадров, надежных, преданных, высокоэффективных – не будет достижений. Именно поэтому все великие правители ставили на первое место не профессионализм, а личные качества.

Служить другим и делать добро – в этом видели высший смысл жизни философы древности. «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим», «Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью». (Аристотель)

Так в чем же суть формирования Личности?

Прежде всего, это:
1) формирование убеждений: во что верить, как относиться к Богу, стране, императору, к другу, семье;
2) формирование личных качеств: честность, преданность, высочайшее чувство долга, честь, ответственность, др.;
3) формирование навыков владения собой: этика, имидж, поведение на балах, обращение к даме и т.д.;
4) первоклассная физическая подготовка;
5) творчество: танцы – чтобы заслужить право быть на балу, человек должен был знать минимум 34 танца (заметьте, не три-четыре, а 34!), вокал, театр. В кадетских корпусах России детей обучали творчеству, искусству. Если человек не может что-то сыграть на сцене, пережить, скажем так, в тренировочных ситуациях, он не сможет это сделать хорошо и в жизни. Не будет понимания, он не готов, нет ни слов, ни подходящих эмоций.


Каким образом это реализовывалось на практике?

Как уже говорилось, время подготовки, как правило, это десятки лет. Скажем, в Спарте с пяти лет – начало обучения, в тридцать три года – ты становишься гражданином, если проходишь все испытания, а это 10-20 лет. В остальных случаях примерно аналогично. При этом половина учебного времени отводится именно формированию человека как личности.

Второе, это изучение законов, уставов и формирование правильного отношения к ним, а именно: быть способным выполнить все их требования.

Третье. Формирование личных качеств, каким необходимо соответствовать, чтобы поведением своим быть примером для других: ты должен быть «абсолютно достойным человеком, воином – абсолютно бесстрашным в бою и безупречным в мирной жизни», «ты должен быть тонким знатоком этикета и обладателем изысканных манер». Обязательна физическая подготовка с детства, для безупречных манер и необходимой осанки.

В конечном итоге, как жизнь прожить не напрасно, как ставить и достигать цели, как верить в себя и свои силы. Как зажигать огонь в своем сердце и воодушевлять других. Как достигать успеха и счастья.

Сейчас всем этим вопросам в системе образования уделяется ноль часов учебного времени. Многие эти вопросы целенаправленно не изучаются и не финансируются. Общество об этом, по большому счету, молчит (общество – это государство), а государство, если и говорит, иногда, то практически ничего не делает.

Люди, в подавляющей своей массе, абсолютно не знают, как это было в истории. Не уважают ни историю, ни ее героев, не понимают, не ценят. А ведь это – именно то, что формировало достойного человека и приносило государству Величие и Славу.



Макарова Л.Е. – член-корреспондент Международной кадровой академии,
бизнес-тренер, руководитель Симферопольского филиала системы акад. Миание М.Ю.

http://kfl.crimea.ua/o-vrede-i-pol-ze-treningov-lichnostnogo-rosta/
Рубрики:  Психология/философия
Общество
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Svetline   обратиться по имени Воскресенье, 20 Октября 2013 г. 01:51 (ссылка)
"... Если обратиться к истории, то основой всех выдающихся достижений всех великих стран и империй было как раз целенаправленное формирование человека как Личности".
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку