-Рубрики


Мир спасёт красота. Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском

Пятница, 17 Августа 2012 г. 14:20 + в цитатник
Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском
 
 
 
 

 
Михаил Михайлович Дунаев (1945—2008) – профессор Московской духовной академии, доктор богословия, доктор филологических наук.
Из книги «Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв»
 
 
О. Павел Флоренский, опираясь на многочисленные высказывания Святых Отцов, писал: "Итак, если красота есть именно являемость, а являемость — свет, то, повторяю, красота — свет, и свет — красота. Абсолютный же свет есть абсолютно-прекрасное, — сама Любовь в её законченности, и она делает собою духовно прекрасной всякую личность". Свет же есть самоприсущее свойство Божие: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1,5). Такое же свойство Его, согласно святоотеческой мудрости, есть красота. В ряд с новозаветными определениями Бог есть свет и Бог есть любовь можно поставить святоотеческое Бог есть красота.
 
О. Павел писал далее: "Венчающий Собою любовь Отца и Сына Дух Святой есть и предмет и орган созерцания прекрасного. Вот почему аскетику как деятельность, направленную к тому, чтобы созерцать Духом Святым свет неизреченный, Святые Отцы называли не наукою и даже не нравственною работою, а искусствомхудожеством, мало того, искусством и художеством по преимуществу, — "искусством из искусств", "художеством из художеств". Теоретическое знание — философия — есть любовь к мудрости, любо-мудрие; феоретическое же, созерцательное ведение, даваемое аскетикою, есть филокалия, любовь к красоте, любо-красие.
 
Сборники аскетических творений, издавна называющиеся Филокалиями, вовсе не суть Доброто-любие в нашем, современном смысле слова. «Доброта» тут берётся в древнем, общем значении, означающем скорее красоту, нежели моральное совершенство, и филокалия значит красото-любие. Да и в самом деле, аскетика создаёт не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников — вовсе не их «доброта», которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, свето-носной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная. "Прекраснее же Христа", — Единого безгрешного, — "ничего нет"."
 
Святой Дионисий Ареопагит, учение которого пребывает у самого начала святоотеческой мудрости, утверждал:
 
"Итак, превосходящее всякий свет Благо называется умопостигаемым Светом, поскольку оно является источником преизобилующего светоизлияния, от полноты своей озаряющее всеобъемлющим, всепроникающим и всепревосходящим сиянием всех разумных существ, пребывающих будь то во вселенной, над вселенной, или вокруг вселенной, совершенно обновляя при этом их мыслительные способности, то есть как сверхсветлое Светоначало оно просто само по себе господствует, превосходит, объемлет и собирает воедино всех как духовных, так и разумных существ, способных к восприятию света…Это Благо святыми богословами воспевается и как Прекрасное, и как сама Красота, как предмет любви, и как сама Любовь, а также многими другими благолепными богоименованиями, присущими благодеющему и всеукрашающему Великолепию.
 
Однако наименования «Прекрасное» и «Красота», прилагаемые к собирающей воедино всю совокупность сущего Причине, необходимо различать, поскольку даже во всём сущем различая причастность и причастное, мы называем прекрасным что-либо причастное красоте, а красотою — причастие созидающей Причине прекрасного во всём прекрасном. Поэтому Пресущественно-прекрасное и называется «Красотою», поскольку всё, что существует, получает от неё как от Причины благолепия и великолепия всего сущего только ему присущую красоту, и всё сущее она, подобно свету, озаряет излияниями своих глубинных, созидающих красоту лучей, как бы призывая (кали) к себе всё сущее, отчего и называется «Красотою» (каллос), поскольку всё во всём собирает в себе".
 
Любимый и почитаемый Достоевским святитель Тихон Задонский писал: "Христос есть красота для человека". С таким пониманием Достоевский не расходился никогда. "Христос — 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…" — читаем в Записных тетрадях 1876–1877 годов, десятью годами позднее работы над «Идиотом». В убеждении этом писатель оставался постоянен. Поэтому, когда в романе появился тезис "мир спасёт красота", — он был равнозначен повторению истины "Христос есть Спаситель мира".
 

http://www.e-reading.ws/chapter.php/146236/118/Dunaev_-_Vera_v_gornile_Somneniii._Pravoslavie_i_russkaya_literatura_v_XVII-XX_vv.html

 

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - Мир спасёт красота. Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском
Часть 2 - Профессор М. М. Дунаев об Анне Карениной
Часть 3 - Поэзия иеромонаха Романа (Матюшина)
...
Часть 27 - "Балаболка" Ирина
Часть 28 - Дмитрий Быков: Пушкинский лицей - русская педагогическая мечта
Часть 29 - Навигация по аудио- и видеозаписям Дмитрия Быкова

Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

repman   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 14:50 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Nafeia   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 15:54 (ссылка)
Христос воскресе!
Vmk2GgJs (640x506, 107Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 16:26 (ссылка)
repman, Nafeia, воистину воскресе Христос!
Ответить С цитатой В цитатник
Nika_Nikol   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 17:20 (ссылка)
Спасибо за чудесный пост!
Поздравляю со светлым Пасхальным днем!
Да приумножатся все радости, воплотятся самые сокровенные мечты и поселятся в доме счастье и благоденствие!
Ответить С цитатой В цитатник
solo2012   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 17:42 (ссылка)
Вот и разобрались,Света,теперь будем знать,почему именно красота спасёт мир,благодарю тебя за чудесный пост и поздравляю ещё раз с праздником Светлой Пасхи!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 21:10 (ссылка)
Nika_Nikol, спасибо вам за поздравление! С Праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 21:11 (ссылка)

Ответ на комментарий solo2012

Спасибо, Слава! Взаимно!
Ответить С цитатой В цитатник
solo2012   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 21:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Благодарю тебя,Света!
Ответить С цитатой В цитатник
pro100sergacheva   обратиться по имени Воскресенье, 20 Апреля 2014 г. 22:17 (ссылка)
Благодарю, Светлана, за пост! С Праздником!
ВХ ангелы (279x280, 297Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 21 Апреля 2014 г. 12:01 (ссылка)

Ответ на комментарий pro100sergacheva

С Праздником, Валентина!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку