Нойшванштайн |
Еще в первый год вступления на престол у Людвига II появилась мысль построить в Баварии замок по своему проекту, и вот в 1869 году около Хохеншвангау был заложен замок Нойшванштайн. Горы, два небольших озера внизу и равнина Франкония служат ему прекрасным фоном. Грандиозная постройка потребовала укрепления горы. Замок выглядит словно высеченный из ее вершины.
Постройкой великолепных дворцов в горах вдалеке от любопытных взоров началась новая линия в жизни Людвига. "Пусть там, в городе, делают, что хотят, но мое право здесь, в горах, жить так, как я этого хочу", часто повторял Людвиг.
В отличие от росписей в замке Хохеншвангау, повествующих в красках истории из времен предков Людвига, в Нойшванштайне король предпочел видеть изображения германских саг, причем в трактовке народного эпоса. Тонкий знаток саг, Людвиг был превосходным консультантом художников. Так возникли изображения сказаний о Тангейзере, Лоэнгрине, о Вальтере, Тристане и других мифических героях. Самый роскошный "зал певцов" полностью посвящен Парсифалю.
В Византийском стиле, с мозаиками и богатой живописью, исполнен великолепный Тронный зал Нойшванштайна. Людвиг планировал поставить для самого себя золотой трон с крестом, гербом Баварии и своей монограммой.


Как и предыдущие сооружения, замок Нойшванштайн строили, отделывали и расписывали одни и те же художники. Всего над внешним и внутренним убранством королевских замков трудилось в общей сложности 57 архитекторов, художников, декораторов и ювелиров. В Нойшванштайне они достигли высот своего мастерства. Архитектор Гофман и его помощники посвятили отделке дворца несколько лет, собирая мотивы для тканей, витражей и резьбы в старых замках и церквях Баварии. Национальные мотивы были искусно сведены и придали отделке замка несомненную высокохудожественную ценность. И это неудивительно, поскольку работали в замке те же лица, которые сумели создать в Мюнхене знаменитый Национальный Музей.
Дубовая облицовка стен с богатой резьбой, сводчатые потолки, тяжелые двери с кованными скобами, лавки вдоль стен, большие изразцовые печи придают комнатам дворца старинный уют.


В спальне великолепная резная готическая мебель. Над кроватью полог с месяцем и звездами, перед сном король воображал себя под открытым небом.

В рабочем кабинете столешница обтянута тяжелым зеленым шелком, расшитым золотом, из него же сделаны портьеры. Женщины нескольких баварских деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля эти великолепные вышивки. Украшенные шитьем ширмы отделяли кабинет от небольшой домашней молельни. Ревностный католик, Людвиг многие часы проводил в молитве, соблюдал посты, практиковал медитации.

Письменные принадлежности также изысканны: чистое золото, слоновая кость и драгоценные камни. Везде и на всем - изображение лебедя. Лебедь для Людвига символизировал луну - образ целомудренной наготы и незапятнанной белизны. Кроме того, посвящение лебедя Аполлону как богу музыки восходит к поверью, согласно которому лебедь поет прощальную песню, находясь на пороге смерти. В одной из башен замка находилась обсерватория для астрологических занятий.
Ещё до начала строительства король выдвинул перед инженерами и строителями несколько обязательных условий.
Во-первых, как большой почитатель красот природы, Людвиг очень беспокоился, чтобы здание не испортило гармонии в пейзаже. Задача эта была успешно решена: окружающая природа и каменное творение органично дополняют друг друга. Особенно красив замок с железного моста над ущельем. А с окон дворца король часто любовался буйным пейзажем гор.

Во-вторых, архитектурно Нойшванштайн должен стать образцом идеального средневекового замка.
И, в-третьих, за средневековым обликом будет скрываться современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову».
В Нойшванштайне король поставил динамо-машины и провел электричество. Грандиозное зрелище - десятки светящихся окон замка возникали в ночных Альпах! Им восхищался Людвиг, стоя на мосту через шумный поток Пёллат.
Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.

И даже после смерти Людвига Баварского, в случае возникновения вопроса, справедливо ли мнение о нем, как о короле-художнике, упоминание о Нойшванштайне объединяло людей самых противоположных убеждений, ибо замысел и воплощение замка говорили сами за себя: прекрасное творение могло быть по силам человеку одинаково одаренному властью и чувством прекрасного.
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |