santolina обратиться по имени
Среда, 09 Апреля 2008 г. 11:16 (ссылка)
Обіцяний Микола Бердяєв. Взагалі-то він дуже цілісний, і виривати цитати з контексту важко, краще його читати повністю... Ось із книжки "Философия неравенства", яку він писав для своїх ідеологічних опонентів - більшовиків.
"Революционный интернационализм истребляет прошлое наций и не хочет допустить их до собственного будущего. Он повергает их в иное будущее, страшное своей пустотой, своей отвлеченностью. И в самом элементарном, инстинктивном национальном эгоизме есть больше жизненной правды, чем в вашем интернационализме"..
"Всякая нация стремится образовать государство и укрепиться в нем. Через государство раскрывает нация все свои потенции. С другой стороны, государство должно иметь национальную основу, национальное ядро, хотя племенной состав государства может быть очень сложным и многообразным. ... Государство, не имеющее национального ядра и национальной идеи, не может иметь творческой жизни".
..."Может быть два типа национализма, два типа понимания национализма. Национализм может біть идеализацией стихийных свойств народа, самодовольством народа. Он может быть в упоении от этих свойств и не допускать никакой критики и самокритики. Это - стихийный национализм, и в низших своих проявлениях он может быть зоологическим национализмом. Этот тип национализма может также переходить в отрицание национальной идеи и видеть в слабости национального чувства и национального сознания - национальную особенность. Русские интернационалисты нередко бывают националистами такого типа. ... К тому же типу стихийного национализма принадлежали и более правые славянофильские течения, утверждавшие национальную идею. Эти течения упивались национальными особенностями, независимо от того, способствуют ли они или препятствуют разрешению национальных задач, увеличивают ли они нашу силу и нашу ценность в мире.
Но существует другой тип национализма, национализм творческий. Для этого типа национального сознания национальное бытие есть творческое задание. Этот тип национального сознания не только допускает, но и требует самокритики, он призывает к самокритике и перевоспитанию во имя национального бытия. Второй тип национального сознания более высокий. Но он не может быть оторван от национальных основ и корней, от национальной онтологии. Он несет свет в темные недра национальной жизни. Целостное, органическое понимание национальной проблемы упирается в мистическую иррациональную основу"...