-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19385
Комментариев: 1194
Написано: 20839


Мозаичисты Фроловы

Понедельник, 10 Сентября 2018 г. 09:27 + в цитатник

"Краса ветвей зависит от корней"

Фроловы

Фролов_Александр_Никитич (218x318, 64Kb)686-167bec2e8c159bf628fa1e301acef389 (150x216, 4Kb)

                                     Александр Никитич   Александр   Владимир

99333400_43c0f834526a (435x33, 4Kb)

Фролов_Александр_Никитич (218x318, 64Kb)

Фролов Александр Никитич (1830–1909) 

Художественное образование получил в петербургской Академии художеств и вскоре по окончании академии был зачислен в состав художников Императорского мозаичного отделения Академии художеств. В Академии он работал над исполнением мозаик для Исаакиевского собора, а также для частных заказчиков. Занимался Фролов в мозаичном отделении вплоть до 1891 года, исполняя с 1883 г. и обязанности заведующего работами. Академией художеств, был удостоен званий: неклассного художника (1857), младшего художника-мозаичиста (1861), классного художника 3-й степени по исторической и портретной живописи (1865), академика (1872) и почетного вольного художника (1876). 

На Московской политехнической выставке за образ св. Екатерины Фролов получил почетный диплом и большую золотую медаль. Кроме этого образа он исполнил для Исаакиевского собора образ Марии Магдалины, в образе «Бичевание» (в аттике собора) — фигуру Христа и воина, голову евангелиста Марка, образы св. Владимира и Ольги (с оригинала А.Е. Бейдемана). 

В храме Христа Спасителя в Москве он руководил исполнением и установкой всех мозаичных орнаментов. В это же время им исполнены два образца из мелкой мозаики «Св. угодников Афонских» для храма Воскресения Христова в Петербурге. Из частных заказов интересны его работы для королевы Нидерландов Анны Павловны - голова и рука ангела у гроба Господня, для часовни в Висбадене — голова Божией матери и Младенца Христа, для графа С.Г. Строгонова — «Благовещение» (с оригинала Рубно) из мелкой мозаики с фигурами в рост, для мозаического отделения — голова св. Николая Чудотворца. 

Исполненные Фроловым мозаики отличаются не только замечательной художественностью, но и тщательностью исполнения. Он был, несомненно, одним из выдающихся мастеров искусства мозаики. 

Одна из последних работ Фролова – мозаичный портрет императора Александра III.

0_158eac_76e87344_orig (582x700, 468Kb)

По оригиналу К. Дузи (1808-1859) - Т. Неффа (1805-1875). 1870-е. Мозаика в приделе св. Екатерины. Исполнена А.Н. Фроловым (1830-1909). Работа обращает на себя внимание точностью и мастерством передачи нежных красок лица, мягкой ткани, блеска драгоценных камней и металла. На Московской политехнической выставке 1872 года была удостоена большой золотой медали

62056202_big89541712124664 (347x550, 280Kb)

По оригиналу Ф.П. Брюллова (Ф. Брюлло) (1793-1869). 1863-1869. Мозаика второго яруса главного иконостаса. Исполнили Е.Г. Солнцев (нач. 1800-х - 1865), А.Н. Фролов (1830-1909) и М.П. Муравьев (1827-1906)

62056782_Sv_E (1) (349x550, 260Kb)

По оригиналу Ф.П. Брюллова (Ф. Брюлло) (1793-1869). 1863-1869. Мозаика второго яруса главного иконостаса. Исполнили А.Н. Фролов (1830-1909) и Ф.Ф. Гартунг (1834-1898)

62058291_big853412124677 (353x550, 65Kb)

По оригиналу Ф.П. Брюллова (Ф. Брюлло) (1793-1869). 1863-1869. Мозаика второго яруса главного иконостаса. Исполнили А.Н. Фролов (1830-1909) и М.И. Щетинин (1827-1886)

0_158d20_f86530fc_orig (700x491, 188Kb)

БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг. Цветная смальта. 16 кв. м. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

99333400_43c0f834526a (435x33, 4Kb)

Фролов Александр Александрович (1861–1897)

photo_240-246281 (700x555, 400Kb)

Доходный дом с мозаичной мастерской Фроловых

Основателем первой частной мозаичной мастерской в России стал Александр Александрович Фролов, сын Александра Никитича Фролова – основателя династии русских мозаичистов. Архитектор по образованию, он с 1886 года работал техником в мозаичном отделении Императорской Академии художеств, изучал технологию римского способа набора мозаики, применявшуюся в Академии, интересовался достижениями западных специалистов в этой области, а также секретами древнерусских мастеров.

К концу XIX века зарубежные фирмы становятся серьёзными конкурентами мозаичистам Российской Академии художеств. Благодаря технологиям, которые удешевляли производство мозаики, она становилась все более доступной. Метод набора мозаики, которым пользовались российские мозаичные мастера, занимал много времени и требовал вложения огромных сил и средств. Так,  украшение мозаикой Исаакиевского собора растянулось на много лет.

К январю 1888 года А.А. Фролов закончил план по улучшению мозаичного труда и представил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исееву докладную записку с подробным описанием способов, которые должны были улучшить дела мозаичных мастерских в России. Среди мер совершенствования выполнения мозаичных работ – выполнение мозаики с любого вида работ при достаточной надлежащей прочности, сокращение срока исполнения, уменьшение стоимости и веса мозаики в несколько раз.

0_158eaa_acac2b61_orig (360x480, 164Kb)

«Святая Екатерина». Мозаичист ФРОЛОВ А.А. 1893 г. Смальта. Церковь св. Екатерины в Мурино (1786-1790 гг., архитектор Н.А. ЛЬВОВ)

Изобретённый А.А. Фроловым новый способ производства мозаики профессионалы-мозаичисты восприняли по-разному, так как в новом методе были и достоинства, и недостатки. Для улучшения собственного удешевлённого способа производства мозаики, которым заинтересовалась администрация Академии художеств, А.А. Фролов с двумя другими художниками был направлен в Италию на стажировку. По возвращении Фролов представил свой собственный проект, который был одобрен президентом Академии художеств. С его одобрения Фролову было разрешено с 1890 года набирать мозаики в помещении мозаичного отделения, в том числе исполнять частные заказы. Таким образом, 1890 год стал годом основания и начала работы первой частной мозаичной мастерской в России, основным достижением которой стала работа над иконами храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Также мастерская Фролова выиграла конкурс на украшение мозаикой наружных стен храма-памятника Александру II, обойдя итальянских конкурентов и немецких мастеров. Это была первая серьёзная победа, доказавшая, что фирма, организованная династией Фролова, находится на верном пути.

В начале 1897 года Фролов перенес операцию, из-за осложнений после которой умер, в разгар работы над первым крупным заказом, полученным для своей мастерской – оформление интерьера Спаса на крови. Мастерская мозаики, одна из самых успешных в России, не осталась без руководителя – её возглавил младший брат А.А. Фролова Владимир Александрович. Несмотря на то, что Владимир Александрович был молод для подобной деятельности и ещё только постигал художественную науку, обучаясь на живописном отделении Академии художеств, он уверенно взял в свои руки бразды правления мастерской. И она продолжала работать в полную силу, создавая новые мозаичные шедевры с помощью нового метода, изобретенного А.А. Фроловым. В эти годы мозаичное предприятие династии Фроловых достигло своего расцвета. Создавались всё более качественные мозаичные композиции; шлифуя свой метод изготовления мозаик, мастера вырабатывали собственный творческий стиль.

Сорок мастеров в течение двенадцати лет работали над составлением мозаичных украшений Спаса на крови, создавая настоящие художественные шедевры идейно-образной структуры собора. Это было главным делом для мастеров этого предприятия и венцом их деятельности. Эта работа являлась отражением художественного вкуса и мастерства мозаичистов, которые следовали традиции декоративности и монументальности изображений, используя специальный материал – смальту. Над оформлением храма работали настоящие профессионалы своего дела: В.С. Кузнецов, И.М. Баранов, Г.Ф. Батюшков и другие мастера, имена некоторых из них не сохранились в истории.

Благодаря мастерам мастерской Фроловых мозаики Спаса на крови прославились на весь мир и пробудили интерес к мозаике как к ведущему и значимому монументально-декоративному искусству.

Спас на крови, мозаики северной стены, по оригиналу А.П.Рябушкина (550x500, 88Kb)

Спас на крови, мозаики северной стены, по оригиналу А.П. Рябушкина

Спас на крови, Воскресение, по эскизу М.В.Нестерова (550x308, 88Kb)

Спас на крови, Воскресение, по эскизу М.В. Нестерова

Спас на крови, Нагорная проповедь, мозаика южного свода, по оригиналу В.В.Беляева (550x418, 86Kb)

Спас на крови, Нагорная проповедь, мозаика южного свода, по оригиналу В.В. Беляева

Спас на крови, Христос во Славе, мозаика алтаря, по оригиналу Н.Н.Харламова (550x417, 82Kb)

Спас на крови, Христос во Славе, мозаика алтаря, по оригиналу Н.Н. Харламова

Спас на крови, Спас Нерукотворный, несомый Ангелами, с предстоящими Богоматерью и Иоанном, по эс (550x319, 81Kb)

Спас на крови, Христос во Славе, мозаика алтаря, по оригиналу Н.Н. Харламова

Спас на крови, Распятие, мозаика западного фасада колокольни, по оригиналу А.А.Парланда (438x550, 88Kb)

Спас на крови, Распятие, мозаика западного фасада колокольни, по оригиналу А.А. Парланда

Спас на крови, Христос во Славе, мозаика по искизу Н.Н.Кошелева (550x341, 82Kb)

Спас на крови, Христос во Славе, мозаика по эскизу Н.Н. Кошелева

Спас на крови, Пантократор, мозаика плафона купола, по оригиналу Н.Н.Харламова (567x550, 82Kb)

Спас на крови, Пантократор, мозаика плафона купола, по оригиналу Н.Н. Харламова

Спас на крови, Богоматерь с Младенцем, мозаика главного иконостаса, по оригиналу В.М.Васнецова (411x550, 81Kb)

Спас на крови, Богоматерь с Младенцем, мозаика главного иконостаса, по оригиналу В.М. Васнецова

99333400_43c0f834526a (435x33, 4Kb)

686-167bec2e8c159bf628fa1e301acef389 (150x216, 4Kb)

Фролов Владимир Александрович (1874–1942)

Младший сын А.Н. Фролова, брат А.А. Фролова. Окончил классическую гимназию при Императорском Историко-филологическом институте.

В 1893 году был зачислен в мозаичную мастерскую Фролова как компаньон. Спустя год Владимир поступил в Академию художеств, на живописное отделение, но высшего образования не завершил. После смерти брата ему пришлось принять руководство мозаичной мастерской. Он прервал образование и отправился за границу для изучения новых приемов мозаичного набора.

Фролов осматривал и обследовал сохранившиеся древние мозаики Венеции, Парижа, Берлина, а также детально знакомился с новейшими течениями в мозаичном деле, искал такие методы набора, которые можно было бы применить в климатических условиях России.

В Санкт-Петербурге, родном городе Фроловых, много мозаик, набранных в их мастерской: мраморная облицовка и мозаика великокняжеской усыпальницы (1896-1906) в Петропавловской крепости по проекту Д. И. Гримма; панно надгробного памятника А. И. Куинджи (1913, Некрополь мастеров искусств, эскиз Н. К. Рериха); аптека Пеля с его "органотерапевтическим институтом" и мозаичными гербами под крышей (1910); искрится на солнце фриз дома Набоковых; смальтой мерцает весь верхний этаж на Большой Зеленина; игрушкой стоит на канале Грибоедова храм Спас на крови по проекту А. Парланда (1897—1907) - самое большое, целиком мозаичное творение фроловской мастерской. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам 32 художников, среди которых были такие художники, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Частная мастерская Фроловых в начале ХХ века завалена заказами, строится собственный дом: Васильевский остров, Большой проспект, 64. В нем и работают, и живут. Неожиданные в классическом дворе-колодце мозаики до сих пор украшают стены.

"Мастерская находилась на втором этаже, а мозаики были размещены в порядке рекламы и визуальной информации", - пояснил внук Владимира Фролова Владимир Фролов.

Через год после революции мастерская Фролова закрыта: мозаика - вне закона - религиозное искусство. Десять лет запрета на профессию. Ни одной мысли об эмиграции. Фролов дает уроки, кое-что реставрирует и даже собирает оркестр балалаечников. 

Спасло русскую мозаику одно из строений. Автор мавзолея - выдающийся архитектор Алексей Щусев - при строительстве настоял: траурный зал непременно нужно оформить мозаикой. И такое важное дело можно поручить только одному человеку - Владимиру Фролову - и его мастерской. 

Строгие стены мавзолея прошила рваная рана рдеющих знамен - это Фролов и еще всего три человека так обработали и сложили пурпурные смальты. Вензеля - Н1 и А2 - Николай Первый и Александр Второй. Усыпальница пролетарского вождя отделана императорской смальтой. 

Дело сдвинулось в 1929 году. Но тогда же пришлось сдвигаться и Фролову. 

"1929 год - довольно сложный год для семьи Фроловых. По постановлению Ленсовета о выселении владельцев из их домов, несмотря на то, что он занимался изготовлением мозаик для мавзолея Ленина, Фролов и его семья были изгнаны из дома", - рассказал внук Владимира Фролова. 

Фролов переезжает в разгромленную мозаичную мастерскую Академии художеств Петербурга, которую своими силами приводит в порядок, в которой делает свою самую знаменитую советскую работу: Фролов и его мастера собирают мозаики для московской станции метро "Маяковская" (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба», 1937). 

С 1929 по 1942 год он реставрировал мозаику "Полтавская баталия" М. В. Ломоносова, мозаики собора Михайловского монастыря (снятие и реставрация, 1934—35) и Софийского собора — в Киеве (1936—40), возглавил мастерскую мозаики Академии художеств, стал профессором и автором ряда статей по истории, теории и реставрации мозаик.

Также В. А. Фроловым выполнены восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Автозаводская» в Москве под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта.

В марте 1941 года он принял участие в специальной комиссии, созванной Отделом охраны памятников Ленисполкома, предлагавшей сохранение храма Воскресения Христова «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры».

Последняя работа В. А. Фролова мозаики для станции метро «Новокузнецкая» в Москве. Фролов успел закончить работу в 1942 году, несмотря на то, что работал в крайне тяжелых условиях и практически в одиночку. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» – через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А. Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. 

Следующее его пристанище - Смоленское кладбище, где среди одинаковых и бесконечных блокадных могил стоит памятник профессорам Академии художеств. 

2747441_900 (700x525, 522Kb)

1024px-Остров_Декабристов._Братская_могила_профессоров_Академии_художеств_02 (700x518, 530Kb)

Все там же и все так же стучат молотки почти 70 лет спустя. 

"Как в XII веке, - говорит старший мастер мозаичной мастерской Российской академии художеств Павел Степанов, - все то же самое. Пенек, молоток - все то же самое. Вся античность. Аналогичные инструменты. Молоток, чтобы раскалывать смальту, раньше был без победита. Сейчас с победитом. Вот и вся разница". 

В технике мозаичного искусства не меняется и не может измениться ничто. Мозаичисты говорят, что работают с вечностью. 

"Смальта практически вечна. Если по ней не стреляют, не поджигают, то она очень долго хранится", - отметил Павел Степанов. 

Внизу набираются портреты Петра для новых станций петербургского метро. А наверху стоят такие же мозаичные портреты Ленина, Сталина. Надпись: "XVII партсъезду". 1934 год. А рядом - те самые эскизы того самого Александра Дейнеки к плафонам московской станции "Маяковская". И нет здесь трех разных эпох и трех разных Россий - царской, советской и нынешней, а есть одна страна и одна эпоха. 

Все скрепил стержень личности. От лика Христа до мускулистых гимнастов - все сделано одними руками, которые работали здесь.

Фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в мире подобных коллекций. И поныне она хранится в Петербургской Академии Художеств. 

800px-Пархомовка_Колокольня (524x700, 77Kb)

Церковь Покрова Св. Богородицы в селе Пархомовка Киевской губ. (освящена в 1907 г.; худ. Рерих Н. К.; арх. Покровский В. А.)

800px-Pokrov_Bogorodicy_Parhomovka_mart2006-1 (524x700, 121Kb)

"Покров Богородицы"

Feodorovsky_Cathedral_main_entrance_mosaic (700x466, 96Kb)

Феодоровский Государев собор в Царском Селе (освящен в 1912 г.; худ. Н. С. Емельянов; арх. Покровский В. А.). Мозаика главного входа

Feodorovsky_Cathedral_officer's_entrance_mosaic (700x455, 71Kb)

Мозаика на крыльце

Feodorovsky_Cathedral_apse (700x466, 70Kb)

Мозаика на абсиде

Saviour_Pochayev (480x401, 152Kb)

Троицкий собор в Почаевской лавре (освящен в 1912 г.; худ. Рерих Н. К., Быстренин В. И.; арх. Щусев А. В.). «Спас Нерукотворный и Князья Святые»

Talashkino_Temple (424x636, 242Kb)

Церковь Святого Духа в с. Талашкино Смоленской губернии (худ. Рерих Н. К., Малютин С. В.; арх. И. Ф. Барщевский, В. В. Суслов)

1024px-Church_of_Holy_Spirit_fragment (700x525, 109Kb)

"Спас Нерукотворный"

Мозаика на станции "Новокузнецкая":

1280px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya (700x467, 105Kb)

Новокузнецкая станция Московского метрополитена

1024px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Athletes (700x700, 138Kb)

Вестибюль. Потолочная мозаика «Парад спортсменов»

800px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Aviators (700x700, 197Kb)

Потолочная мозаика "Авиаторы"

800px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Builders (700x700, 212Kb)

Потолочная мозаика «Строители»

800px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Engineers (700x700, 225Kb)

Потолочная мозаика «Инженеры»

800px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Gardeners (700x700, 210Kb)

Потолочная мозаика "Садоводы"

800px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Skiers (700x700, 215Kb)

Потолочная мозаика «Лыжники», 1942

800px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Steelworkers (700x700, 227Kb)

Потолочная мозаика «Сталевары»

Frolov_vladimir_alexandrovich (322x295, 9Kb)

Владимир Александрович Фролов

cathedral.ru

forum.artinvestment.ru

99333400_43c0f834526a (435x33, 4Kb)

Рубрики:  Краса ветвей зависит от корней


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Астронель   обратиться по имени Пятница, 24 Апреля 2020 г. 11:29 (ссылка)
Спасибо!
Трагична история мозаик метро...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку