-Метки

"шоколадный заяц" - пьер нарцисс chris rea «обманутый иран»: не садись за стол с шулером ах ты бедная моя трубадурочка бах беатриче. н. гумилёв в ходе драки уже нужно стрелять великое переселение восточный поворот 2.0. вы столь забывчивы годовщина ближневосточного геноцида господа два ангела сели на плечи мои если гора не идет к магомету... живопись русских художников знаки зодиака выбирают грабли из «плотницких рассказов» василия белова иллюстрации гюстава доре к библии история чеширского итак китайский «поцелуй» запада китоврас. славянская мифология. крис ри - chris rea легенды в живописи гюстава моро лирика русского романса. «лучина» мафиозная борьба за мир во всем мире мигрантский «легион» мой арлекин. полина агуреева. моцарт не всех солох сожгли и перевешали… не готов. ни к чему нежное новости с телеги одинокая флейта орфей и эвридика осень посидим равель разговор по душам рахманинов самая обаятельная нечистая сила скоро осень смех сквозь слезы (саша чёрный) (1809-1909) спасибо танго. астор пьяццолла. хильда за ум взялась чайковский человек шопен это было недавно. это было давно.

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 57474


Жан Этьен Лиотар. «Шоколадница»

Суббота, 08 Апреля 2023 г. 12:50 + в цитатник

Жан-Этьен Лиотар. Картина «Шоколадница», 1743-1745

«Шоколадница», известная также как «Прекрасная шоколадница» — культовая картина французского портретиста Жана-Этьена Лиотара (Jean-Etienne Liotard), которая сразу после создания приобрела статус шедевра. Перед нами молоденькая официантка в накрахмаленном белоснежном фартуке — воплощение здоровья и юности. Она держит поднос с изящной чашечкой, доверху наполненной горячим шоколадом. Любопытно, что чашка изготовлена из мейсенского фарфора: его производство началось в Европе незадолго до написания «Шоколадницы». Нежное, спокойное, несколько меланхоличное лицо красавицы покрыто легким румянцем. Мэтр удачно подобрал цвета для ее костюма: золотисто-охристый корсаж с баской, серая юбка и шелковистый розовый чепчик с кружевом рождают ощущение свежести, уюта, умиротворения.

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет (Лиотар Смеющийся), 1770. Фрагмент | Фото: artchive.ru
 Швейцарского художника Ж.-Э. Лиотара называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

В свое время семья Ж.-Э. Лиотара вынуждена была эмигрировать из Франции в Женеву. Будущий художник одно время учился в Париже у гравера и миниатюриста Массе. Потом в жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.

Путешествия давали Ж.-Э. Лиотару разнообразный материал для наблюдений и приучили его почти к документальной точности зарисовок. Для портретов Ж.-Э. Лиотара характерна исключительная точность в воспроизведении модели, и именно этим художник стяжал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встретил радушный прием и у австрийской императрицы Марии-Терезии в Вене, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Всем нравилось в портретах Ж.-Э. Лиотара сходство лиц, законченность в изображении материалов одежды и украшений и красочность его полотен.


Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница» (фр. «La belle chocoladiere») и несчетное число раз копированный и гравированный (находится в Дрезденской галерее) был написан в Вене.

Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы
Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе.

Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней.

В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."

Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы - Meissen.


Сейчас это полотно находится в Дрезденской картинной галерее, но первоначально его купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи. В одном из своих писем он сообщал: "Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и
чашкой шоколада.

Действительно, на картине изображена всего одна женская фигура.

Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное
пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Лиотар Шоколадница фрагмент

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Художник работал исключительно в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Самая задача показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены - это сложная живописная задача, но у Ж.-Э. Лиотара в сочетании серо-сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным
оттенком воды есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в "Шоколаднице" тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.

по материалам Википедии и рассказу  Н.A.Иoниной, издательство
"Вече", 2002г

Рассказы о шедеврах

 

 

Рубрики:  Живопись и графика
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 17 пользователям