Лебедь. Эта гордая и благородная птица с её возвышенно-загадочной сущностью и гармоничной связью с природой всегда заставляла людей относиться к ней с особой трепетностью. Лебединая преданность и верность вдохновляли художников, поэтов, писателей и, несомненно, композиторов на создание прекрасных произведений. В классической музыке это выдающиеся творения Шуберта, Сибелиуса, Римского-Корсакова, Вагнера. Чайковского и, конечно же, Сен-Санса. Его знаменитая композиция «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» не только является визитной карточкой композитора, но и признана блистательным шедевром лирической музыки.
Впервые вокальная версия «Лебедя» Сен-Санса была записана выдающейся испанской оперной певицей Монтсеррат Кабалье, которая прославилась своей великолепной техникой бельканто.
В 1905 году хореограф Михаил Фокин на музыку Камиля Сен-Санса поставил миниатюрный балет, которому дал название «Умирающий лебедь».
Эту хореографическую композицию впервые исполнила великая русская балерина Анна Павлова. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге 22 декабря 1907 года в Зале Дворянского собрания. Впоследствии, объехав со знаменитым балетным соло весь мир, Павлова станцевала его около четырёх тысяч раз.
Увидев хореографическую композицию, названную Михаилом Фокиным «Умирающий лебедь», Сен-Санс удивился такому прочтению своего произведения, однако этому не возражал.