Будапешт этой зимой согреет душу любого ценителя прекрасного: в венгерской столице гостят картины Караваджо, Каналетто, Рафаэля, и Шагала. Каждая экспозиция имеет свою «изюминку»: картины Караваджо — редко представляемые широкой публике вместе, выставка Рафаэля побалует еще и авторской правкой работ учеников мастера, а возможность увидеть последнюю работу Шагала и вовсе уникальна.

Девять полотен Караваджо на одной выставке
, учитывая
, что известное творческое наследие мастера насчитывает всего около 80 полотен — редчайшая удача будапештского Музея изобразительных искусств. А уж погружение в творчество целой плеяды его соратников
, учеников
, последователей, — несомненная удача посетителей экспозиции
«Караваджо — Каналетто. Шедевры итальянского барокко и рококо». Подобной выставки давно не проводилось не только в Будапеште
, но и в мире: 140 полотен из 76 собраний музеев Берлина
, Вены
, Вашингтона
, Дрездена
, Лондонa
, Мадрида
, Парижа
, Рима
, Флоренции
, Дрездена
, Вены
, от прославленных музеев вроде Галереи Уффици до провинциальных музеев. 34 полотна принадлежат коллекции самого Музея изобразительных искусств. Выставка разделена на 8 разделов
, с почетным первенством итальянского гения — Микеланджело Меризи да Караваджо. Вот лишь беглое перечисление его заслуг: реформатор европейской живописи XVII в., основатель реализма
, новатор в противопоставлении света и тени
(манера письма
«кьяроскуро»), определивший и стиль
«имени себя» —
караваджизм, рисовавший сразу на холстах без эскизов
, и оказавший сильнейшее влияние на творчество Рубенса
, Веласкеса
, Рембрандта. Продолжать можно долго
, но стоит ли? Лучше прогуляться по выставке: период
барокко, рококо, зарождение классицизма…
«Караваджо — Каналетто. Шедевры итальянского барокко и рококо» в столице Венгрии до 16 февраля 2014 г. — подобной выставки давно не проводилось не только в Будапеште, но и в мире: 140 полотен из собраний 76 музеев
Караваджо — «Юноша с корзиной фруктов» (1593−1594)
Привлекает внимание ранняя работа Караваджо — «Юноша с корзиной фруктов» (1593−1594), привезенная из римской Галереи Боргезе. Что интересно, имя модели известно: это Марио Миннити, ученик художника, позировавший для ряда картин. Но основа выставки мастеров XVII -XVII вв. (Орацио, Людовико, братья Каррачи, Рени, Фурини, Джордано, Строцци, Тьеполо) — религиозные сюжеты. Ах да — и пленительные виды Венеции от гения офорта и главного мастера своей географической «ниши» — Каналетто.
Выставка шедевров итальянцев продлится до 16 февраля 2014 г., так что у посетителей будут все шансы обогатить свои впечатления: в том же Музее изобразительных искусств Будапешта с 18 декабря открывается выставка
«Триумф совершенства — Рафаэль». Шесть полотен самого триумфатора и 65 работ его учеников, — таков будет дополнительный арт-улов. Как отмечается на странице выставки
, «все рисунки появлялись в тесном сотрудничестве с Рафаэлем и показывают его творческий метод». Среди картин экспозиции — «Мадонна Эстерхази»
(1508 г.) из собрания музея.
Рафаэль — «Мадонна Эстерхази» (1508)
Шагал и Амош: судьбы мира и войны
Еще один шаг к постижению прекрасного в Будапеште этой зимой —
выставка Марка Шагала, которая до 5 января проходит в Национальной галерее Венгрии
(Будайская крепость). Около 70 работ художника
, включая наиболее известные образы
, были специально отобраны с выставки в Музее Люксембурга в Париже. Но главная
«изюминка» экспозиции — четырехметровое полотно под названием
«La Vie»
(«Жизнь», 1964). Картину привезли из французского городка Сен-Поль-де-Ванс
, где Шагал жил последние 20 лет. Это первые выездные
«гастроли» работы за пределы родного музея Фонда Майо
, а сама
«La Vie» — последнее полотно мастера
, на котором изображены 80 фигур. Воистину
, целая жизнь в картине! И в музее: выставка в Будапеште тоже эпохальна и называется
«Марк Шагал: Между миром и войной», и преподносит зрителям Библейские сюжеты и картин
, «вдохновленные жизнью в России». Все — светлое
, яркое
, летящее
, с юмором
, романтикой
, легкой грустью и любовью.
Марк Шагал — «Прогулка» (1917 — 1918), автопортрет с супругой Беллой
«Душа свободна, у нее свой разум, своя логика» — Марк Шагал
Тем контрастнее смотрятся драма картин «Венгерского Шагала» Имре Амоша, работы которого также представлены на выставке. Художник встречался с Шагалом в Париже в 1937 году, и всю жизнь был его восторженным почитателем и последователем. Стоит узнать о трагической судьбе венгерского художника, и почтить его память минутой молчания возле одной из картин серии «Апокалипсис». Имре Амош погиб в газовой камере нацистского концлагеря в 1944 году.
…Картины двух художников — в одних залах. Посетители впитывают контрасты и разную энергетику их полотен и судеб: да, La Vie.
Автор: Ольга Потехина
Впервой части нашего обзора мы анонсировали выставки Лувра, музея Орсе и Оранжери, галереи Тейт и Далиджа. Теперь наступила очередь галереи Альбертина (Вена), музеев Прадо и Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Гуггенхайма (Бильбао) и Бойманса — ван Бёнингена (Роттердам). Ретроспектива Эгона Шиле, рисунки Рафаэля, «Пикассо / Лотрек», Соня Делоне… Встречаем 2017-й арт-год в Европе!
Ретроспектива Эгона Шиле
Где: галерея Альбертина, Вена
Когда: 22 февраля — 18 июня 2017
Шедевры
Эгона Шиле одновременно страстные и безжалостно резкие
, а также весьма субъективные и аллегорические. Галерея Альбертина посвящает
обширную выставку работ этого плодотворного художника 100-летней годовщине его смерти. Основу экспозиции составили картины и рисунки из коллекции самого учреждения
, дополненные важными произведениями из австрийских и зарубежных музеев и частных собраний.
Эта выставка — уникальный взгляд на художественное развитие Шиле, которое оборвалось с внезапной смертью художника в возрасте 28 лет.
-
Эгон Шиле, «Сидящая обнажённая в красной юбке» (1914)
-
Эгон Шиле, «Обнажённая в зелёной шапочке» (1914)
Рисунки Рафаэля
Где: галерея Альбертина, Вена
Когда: 29 сентября 2017 — 7 января 2018
Галерея Альбертина завершит будущий год первой в Австрии
монографической выставкой Рафаэля. Приблизительно 150 рисунков и 20 картин представят важнейшие проекты и этапы жизни художника — начиная с раннего периода в Умбрии
(до 1504 года) до времени
, проведённого во Флоренции
(1504 / 1505 — 1508), а затем к римским годам
(1508 / 1509 — 1520).
Рафаэль находится в одном ряду с
Леонардо да Винчи и
Микеланджело, как один из важнейших мастеров в истории искусств. Как художник и архитектор он был настоящим универсальным гением Высокого Возрождения
, стремившимся найти баланс между натурализмом и идеализацией.
Многочисленные произведения из собственного собрания музея
, а также из знаменитых мировых коллекций дадут представление о творчестве Рафаэля
, его мышлении и рабочем процессе — от задумки до конечной композиции.
Слева: Рафаэль Санти, «Автопортрет» (1506). Галерея Уффици
Не пропустите: выставку рисунков ещё одного гения Возрождения —
Питера Брейгеля Старшего. Она пройдёт с 8 сентября по 3 декабря 2017 года и станет обзором всего графического наследия
«второго Босха».
Тем временем в Музее Холбёрна в британском городе Бате с 11 февраля по 4 июня 2017 года пройдёт особая выставка
, посвящённая семейству Брейгелей. Центром экспозиции
«Брейгели: определяющая династия» станет работа
«Свадебные пляски на лоне природы». О её удивительной истории и в целом о выставке читайте
в нашем отдельном материале.
«Сокровища Испанского общества Америки»
Где: Музей Прадо, Мадрид
Когда: 4 апреля — 9 октября 2017
Выставка
«Сокровища Испанского общества Америки» представит около 200 произведений из фондов этого учреждения в Нью-Йорке. Его основал в 1904 году Арчер Милтон Хантингтон — страстный коллекционер испанского искусства. Фонд стал домом для самого значительного за пределами Пиренейского полуострова собрания испанских
, португальских и латиноамериканских произведений.
Экспонаты
, которые прибудут этой весной в Мадрид
, включают несколько жемчужин из сокровищниц Испанского общества. В их числе — археологические предметы
, произведения искусства мусульман и испанского средневековья
, а также Золотого века
, Латиноамериканского колониального периода
, искусства XIX века и шедевры испанской живописи XIX — XX столетий.
Слева: Франсиско Гойя, «Портрет герцогини Альба» (1797)
«Ренессанс в Венеции. Триумф красоты и крах живописи»
Где: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Когда: 20 июня — 24 сентября 2017
Настоящий
«парад звёзд» представит летом 2017 года Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. «
Ренессанс в Венеции» — это шедевры таких мастеров XVI века
, как
Тициан,
Тинторетто,
Веронезе и
Лотто, собранные из крупных частных коллекций и музеев. Такие вопросы
, как важность цвета
, наблюдение за реальной жизнью посредством образов силы и красоты
, а также крах мазка и цвета в поздних работах этого периода
, проиллюстрированы с помощью портретов
, пасторалей
, мифологических сцен и религиозных композиций. Вместе они демонстрируют эволюцию живописи
, созданной в одном из самых красивых городов мира.
«Соня Терк-Делоне. Искусство, дизайн и мода»
Где: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Когда: 4 июля — 15 октября 2017
Соня Терк-Делоне (1885 — 1979) — художница еврейского происхождения из Одессы — была ключевой фигурой парижского авангарда. Вместе со своим мужем — художником Робертом Делоне — она совершила арт-путешествие от контрастов цвета и наложения форм к свету
, определившему абстракцию.
«
Соня Терк-Делоне. Искусство, дизайн и мода» — это первая монографическая выставка художницы в Испании. Кураторы хотят в полном объёме осветить её многогранное творчество. Картины
, дизайн одежды и тканей будут сопровождаться примерами новаторского сотрудничества с поэтами и сценографами. Особое внимание будет уделено периоду жизни Сони Делоне с семьёй в Мадриде
, куда она приехала ровно 100 лет назад.
Слева: Соня Делоне, «Три женщины, формы, цвета». Музей Тиссена-Борнемисы
-
Анри де Тулуз-Лотрек, «Рыжеволосая в белой блузе» (1889)
-
Пабло Пикассо, «Скромная трапеза» (1904)
«Париж, конец столетия»
Где: Музей Гуггенхайма, Бильбао
Когда: 12 мая — 17 сентября 2017
Около ста картин
, рисунков и гравюр объединит Музей Гуггенхайма в Бильбао в экспозиции
«Париж, конец столетия: Синьяк, Редон, Тулуз-Лотрек и их современники». Эта выставка расскажет о французских авангардистах конца XIX века — неоимпрессионистах
, набидах и символистах. То было время политических потрясений и интенсивной культурной трансформации
, в результате которых возник широкий спектр новых художественных течений. Анализировать их влияние кураторы будут на примере самых известных художников того периода —
Поля Синьяка,
Максимилиана Люса,
Мориса Дени,
Пьера Боннара,
Одилона Редона, Анри Тулуз-Лотрека и других.
«Страсти по сюрреализму»
Где: Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Когда: 11 февраля — 28 мая 2017
Этой весной Музей Бойманса — ван Бёнингена даст своим посетителям беспрецедентную возможность увидеть шедевры сюрреализма из четырёх знаменитых европейских частных коллекций. Большинство работ экспозиции
«Страсти по сюрреализму: Дали, Эрнст, Магритт, Миро…» демонстрируются редко или не выставляются на публику вообще. И после завершения выставки они вновь исчезнут за закрытыми дверями.
Экспонаты одолжены из четырёх легендарных собраний. Два коллекционера из Британии — поэт-аристократ Эдвард Джеймс
(1907 — 1984) и живописец Роланд Пенроуз
(1900 — 1984) — были друзьями
Сальвадора Дали,
Рене Магритта и
Макса Эрнста. Британский коллекционер Габриэль Кейллер
(1908 — 1995) владел не только картинами
, но и внушительной библиотекой. А немецкие предприниматели Улла и Хайнер Питч
, начав собирать шедевры сюрреализма в 1970-е годы
, делают это до сих пор.