Без заголовка |
|
|
Red Khmer Girl Getting Ready For Suicide |
|
|
Кто-то подумал |
|
|
Без заголовка |
|
|
Без заголовка |
|
|
Без заголовка |
|
|
Без заголовка |
|
|
Фильм-эпюр |
|
|
Без заголовка |
|
|
Вот |
|
|
Переезд (не возвращение) |
|
|
Зебры |
|
|
Без заголовка |
|
|
Катастрофа |
|
|
Бессмысленная чечетка |
|
|
Мир |
|
|
О чем пишет Уэльбек |
|
|
Вольф Фостелль |
|
|
Об этом |
|
|
Epoca Blu |
Он стал первым художником, который понял, принял как прекрасный факт и обрадовался тому, что сама жизнь - искусство. И в этом искусстве можно встретить вещи, которые абсолютны по своей доскональной выраженности, чистой и цельной красоте. Например, небо. С него все и началось. Как передать его цвет, не таким ограниченным, каким его видет глаз, а таким, засчет чего глаз так жаждет на него смотреть. Глаз, как серый чахлый больной под простыней роговицы, с вожделением смотрящий на этот яркий синий фантастический апельсин и предвкушающий брызжащий из него сладковатый прохладный сок, неизвестный витамин рая.
Как передать этот цвет? Он вступает в орден розенкрейцеров. Изучает алхимию. И наконец, с помощью химика Эдуарда Адама, придумывает его. Цвет неба. Цвет этот своей лучезарностью напоминает lapis lazuli, которым средневековые художники обычно рисовали голубоватые одеяния мадонн на своих фресках. Но изобретенный им цвет был отличен тем, что не тускнел. Как новому виду бабочки, он дает цвету название IKB - International Klein Blue.
Монохромы по сути – цельные цветовые паузы в жизненной палитре. Намеренные задержки, чудо дисциплины. Мы привыкли жить на вульгарной, суетливо меняющейся смеси цветов, мыслей и чувств. Монохромы – медитация, фильтрация, внимание. Чистый вкус, чистый цвет. Весь цвет, без остатка. Все чувство, до дна. Сколько оно продлится – зависит от твоих сил. По его словам, это может длиться эпоху. Ешь его ложками. Он так любил этот синий, что хотел им саботировать мир на нечто более прекрасное. Запустил 1001 воздушный синий шар, по ночам подсвечивал городские обелиски синими прожекторами, рассылал синие открытки партиями, подкупив почтовые службы. Не умри он в 1962 году от очередного сердечного приступа, он бы наверняка устроил Синюю революцию.
P.S. перед смертью он успел посетить другие миры, «огненные» миры, антропометрии, «золотые» миры и дзенскую пустоту, окончательно освобожденную от влияния этого мира.








|
|
Scarlet Sails |
|
|
Joseph Beuys: How to Explain Pictures to a Dead Hare |
Во время второй мировой его бомбардировщик сбили где-то над крымскими степями. Позднее он утверждал, что его спасли татары-кочевники: они обернули тело кусками сала, вливающего в организм жизненную силу, и завернули в войлок, сохраняющий тепло.
Наиболее известен 2 своими арт-перформансами. Во-первых, это How to Explain Pictures to a Dead Hare - когда он, обмазав голову медом и спрятав в маску из золотого листа, сидел в художественном музее и, держа в руках мертвого зайца, объяснял ему суть искусства, показывая жестами на прекрасные картины вокруг.
Ну и конечно это перформанс под названием I like America, and America likes me, когда Бойс несколько дней жил в музее с живым койотом.
На мышление Бойса повлияли работы Штайнера, Юнга, Новалиса, Шиллера, Джойса, Парацельса. Он пришел к идее "социальной скульптуры", согласно которой каждый человек (вагнеровский Gesamtkunstwerk)является сотворцов в глобальном художественном процессе.
По своему энергичному темпераменту, таланту оратора, даже каким-то своим несколько театральным чертам внешности, Бойс напоминает Клауса Кински. 1921-1986.




|
|
Фрагменты |
Зайдя в соседний двор, он направился к большому красному контейнеру с мусором, держа в руке набитый доверху, большой белый пакет. Мусор он часто выносить не любил, поэтому делал это редко, в строго назначенное время: каждый четверг, ровно в 9 часов утра, перед тем, как отправиться на работу.
Перед контейнером стоял какой-то парень с мусорным пакетом. Контейнер был забит доверху. Парень праздно раздумывал, куда бы ему поместить свой пакет. Наконец, как последнюю карту в карточном домике, парень осторожно и брезгливо водрузил пакет поверх горы остального мусора, и пошел прочь.
Он глянул вслед парню, затем посмотрел на контейнер, в поисках свободного места. Заприметив, наконец, одну темную лакуну в раскрытой дверце контейнера, он стал привычно размахивать рукой с пакетом, чтобы совершить точный бросок. Но тут его внимание привлек пакет, который оставил парень. Пакет стал медленно, с шумом съезжать вниз, и из него высыпались несколько фотографий, упав вниз.
Он подошел поближе к контейнеру. Четыре фотографии лежали на асфальте. Другие находились в полураскрытом пакете парня.
Он огляделся вокруг. Поблизости никого не было. Тогда он поставил свой мусорный пакет, наклонился и поднял фотографии с асфальта. Некоторое время он их рассматривал. Потом он подошел ближе к контейну, осторожно просунул руку в пакет парня и достал оттуда оставшиеся фотографии. Сложил все в стопку и принялся опять разглядывать, стоя возле контейнера.
Это были фотографии девушки. Целиком внешности девушки разглядеть было невозможно. На одних фотографиях она появлялась темным длинноволосым силуэтом. На других были сфотографированы только фрагменты ее лица. Были фрагменты с губами, руками, локтями. Не было только фрагментов с глазами. Просмотрев почти все фотографии, он почувствовал легкую досаду. Совершенно невозможно было представить девушку целиком.
На последней фотографии он увидел очередной фрагмент – область, начиная с ярко накрашенных губ и заканчивая тонкой шеей. К губам девушка поднесла цветок, розу – с аккуратно свернутым, розовато-молочным бутоном и прямым стеблем, словно это была не роза, а цветочное эскимо. Он долго смотрел на эту фотографию, затем почему-то перевернул ее. На обратной стороне синей ручкой был написан номер мобильного телефона.
Не долго думая, он поместил все фотографии в карман куртки и отправился на работу. Его полный пакет так и остался стоять возле мусорки.
Он не вспоминал о фотографиях, пока не вернулся домой вечером. Достав стопку фотографий из кармана, он бросил их на стол, включил громко музыку, сел в кресло и закурил.
Через некоторое время раздался звонок в дверь. Он подошел к двери, открыл ее. На пороге стоял разъяренный сосед. Слегка оттолкнув его в сторону, сосед быстро прошел в комнату. Он последовал за соседом.
- Я не могу больше это слушать! - сокрушенно и громко простонал сосед, затем, почти ласково, доверительно добавил: Ты не мог бы сделать чуточку погромче?
Он молча добавил громкости и сел в кресло. Сосед стал энергично расхаживать по комнате.
- Опять Лизка устроила… Ты навырняка слышал весь этот бред? – cосед двигался, как тигр в клетке. - Все… Понимаешь? Она меня достала! Завтра же соберу все ее вещи, и выставлю за порог! Из окна все ее тряпки выкину, слышишь! Из окна!
Внезапно сосед увидел стопку фотографий на столе и отвлекся.
- Ух ты... А это кто? Очередная твоя... - сосед похабно ухмыльнулся в его сторону, жадно разглядывая фотографии.
- Сегодня утром на помойке нашел.
- На помойке? - сосед криво улыбнулся. – Деградируешь, старик.
- Да нет, фотографии. Случайно вышло. Мусор выносил и... Из чужого пакета вывалилось. – он медленно зевнул, нервно гадая, когда же, наконец, сосед уйдет, и думая о номере.
- Ничего так... – сосед продолжал бегло разглядывать снимки, но постепенно его лицо стало принимать досадное выражение. – Только непонятно как-то... Нет ни одной нормальной фотографии! Нечестно все это, брат! – cосед вновь возбудился, расстроенно бросив стопку обратно на стол. – Нечестно... Зачем они тебе? Выброси их...Хочешь, я выброшу? Обратно на помойку? А? Да пойми ты, наконец, все женщины – суки!
- Нет, ты лучше иди. У меня дела, - сказал он, поднимаясь. Затем вопросительно, вежливо посмотрел на соседа.
Разочарованно, сосед последовал в сторону двери.
- Ну ты смотри, как знаешь. Я то уже принял решение. Железное!
Он закрыл дверь за соседом. Еще около часа он слушал музыку. За это время он выпил кофе с коньяком и выкурил полпачки сигарет. Затем выключил музыку, подошел к столу, взял фотографию. Достал из кармана куртки мобильный телефон, прошел на кухню, сел за стол, закурил. И не думая, набрал номер.
Последовала пауза. Затем ответил женский голос.
- Алло? Алло! Это ты? Алло! Кто это?
- Алло. Здравствуйте. Это...Я сейчас все объясню.
- Я вас слушаю.
- Дело в том, что сегодня с утра я нашел на улице фотографии – видимо кто-то... случайно обронил. И на обороте одной из фотографий был написан Ваш мобильный телефон. Вот я и решил Вам позвонить. Чтобы вернуть.
- Какие фотографии? Зачем Вы мне звоните?
- Ну...я подумал, что на этих фотографиях - Вы. Там на них девушка... знаете... с цветком.
Последовала пауза.
- Вы подумали, конечно... – за спокойным, деланно усталым голосом чувствовалось некоторое нервное напряжение и даже растерянность. - А с чего Вы вообще решили, что я имею отношение к этим фотографиям? Вам не приходило в голову, что на фотографию просто записали мой телефон, потому что она была первым, что попалось под руку?
- Возможно. Но...
- Может быть это мой знакомый случайно обронил... Где Вы, говорите, живете?
Он подумал несколько секунд, затем ответил.
- Вообще-то я на помойке их нашел. – он помедлил, прежде чем сказать дальше. - Я знаю, Вы бы его фотографии так не выбросили.
Последовала пауза. Она не ожидала.
- Да???... А кто это, он? И с чего Вы решили, что...
- Вы бы их...ну порвали, может...Или оставили...
Опять последовала пауза.
- Интересно! – теперь уже в ее голосе явно слышались усталость, возмущение и... какое-то маленькое отчание. - Знаете что? Это конечно все замечательно. Только знаете что? Вы со своими больными фантазиями катитесь куда подальше! Фотографии можете оставить на память!
Она бросила трубку. Он налил рюмку. Выпил залпом и закурил. Но тут зазвонил его мобильный телефон.
- Алло?
Cначала на другом конце провода было молчание. Потом он услышал знакомый голос.
- У меня номер ваш определился.
Последовала пауза.
- Хорошо, допустим это я на фотографиях. Ну и что? Что дальше?
- Хотелось бы встретиться с Вами. Возможно Вы захотите забрать свои фотографии.
- Странный Вы человек. Вот так сразу и встретиться. Вы же совершенно меня не знаете. И я Вас. Глупо это. Незачем нам встречаться.
- Но мне недостаточно фотографий. Там кое-что отсутствует.
- Да? Интересно. И что же?
- Ваши глаза. Я их не видел.
- Хм...Выходит, действительно мои фотографии. Да...
- Вы расстроены?
- Да нет. Так...Устала. Пойду спать.
- У меня тоже определился Ваш номер. Я могу позвонить Вам завтра?
- Как хотите. Впрочем, позвоните. Мне все-таки интересно узнать подробности, при каких обстоятельствах Вы их нашли.
- Тогда я позвоню. Спокойной ночи.
- Спокойной.
Она повесила трубку.
Некоторое время он сидел не двигаясь. Потом в дверь позвонили. Он подошел, открыл. На пороге опять стоял сосед, теперь с бутылкой водки в руке. Сосед весь сиял.
- Все! Празднуем победу! – сосед поднял бутылку перед собой, бравурно изображая статую Свободы. – Лизка ушла! – сосед по-хозяйски прошел к нему на кухню и громко поставил бутылку на стол. – А я то думал, что завтра ее пну, да еще и шум будет... А она, представляешь, пока я у тебя был, сама свои шмотки собрала и ушла. Ключ под дверью оставила. Ты представляешь? У нее здесь буквально рядом однушка есть, я тебе говорил? Отныне путь ее в мой дом закрыт! Слышишь, закрыт! – сосед с угрозой поднял палец.
Затем, открыв холодильник, сосед после недолгих колебаний достал оттуда банку с маринованными огурцами. Он в этом время достал из шкафа и поставил на стол две рюмки.
- Мне немного, завтра на работу. – сказал он, пока сосед открывал бутылку.
- А кому завтра не на работу? – сказал сосед, разливая. - Мы так. Чисто символически. Отпразднуем нашу свободу! Ну, будем!
Выпив и закусив, сосед закурил. Затем заметил на столе фотографию.
- А...все фотки эти тискаешь... – сосед мечтательно оглядел снимок. – Нет, надо конечно признать, баба очень даже ничего.
Сосед повертел в руках фотографию, затем перевернул. Довольная улыбка медленно сползла с его лица.
|
|
My Own Private Van Sant |










|
|
Francis Alys: Gun Camera |
|
|
Ready-made восприятия искусства зрителем (размышления над одной статьей) |
Но тем не менее, эти безликие объекты безусловно несли на себе налет авторства. Авторство заключалось не в самих объектах, а в акте презентации этих объектов как произведений искусства. Таким образом, уже тогда (тут я не соглашусь с Б.Гройсом) стал практиковаться перформативный словесный акт провозглашения объекта как произведения искусства, и совершенно неважно, что теоретическая база этой практики была сформулирована много позже в работах Артура Данта.
Дальнеший теоретический прогноз относительно будущности искусства, сформулированный в книге Тьери де Дюф "Кант после Дюшана", который Б. Гройс называет «художественным протестантизмом» – т.е. когда все люди являются потенциальными и действующими художниками – являлся на мой взгляд изначально утопическим, поскольку 1) это не так 2) к началу 20 века уже существовал искушенный, глубоко развитый рынок художественной продукции, доступ внутрь которого строго контролировался.
Также черезчур мистической и темной кажется мне и новейшая теория, представленная Никласом Луманом в работе «Искусство в обществе», о том, что система идентификации объектов, как произведений искусства, равно как и определения иерархии среди этих произведений, является абсолютно автономной, неподконтрольной ни человеку, ни обществу.
Безусловно система эта, с начала возникновения современного рынка произведений искусств, жестко контролируется. Другой вопрос, что она не является централизованной. Всегда существовали очаги элитарного, «масонского» влияния на эту систему в виде художественных галерей, коллекционеров, меценатов, звезд шоу-бизнеса и т.д.
Но совершенно на другие мысли относительно судьбы западного искусства навели меня искусствоведческие выкладки уважаемого Б.Гройса.
На мой взгляд в 20 веке в сфере восприятия искусства и при поддержке упомянутых элитарных групп, произошла некая окончательная мутация, которая была завуалирована под иронию, а не наоборот, как это склонны полагать(и обманывать самих себя) историки искусства.
Мутация эта провозгласила, формализовала (к сожалению на уровне самих художников), что форма подачи приоритетна, а содержание и техника исполнения второстепенны. Как только содержание стало второстепенным и, следовательно, безобидно декоративным, стало разрешено 1) не обращать внимания на эстетическую планку подачи этого содержания (она вульгарно снизилась) 2) заполнять это содержание какими угодно темами: абсурдом, социальными вопросами, политикой, идеологией, тоталитаризмом, поп-культурой и т.д. Трудно представить себе подобную эстетическую и тематическую свободу во времена придворных художников, того же Гойи. А в 20 веке наступила полная свобода, и отрицание искусства экспрессионистов нацистским режимом, равно как и гнет соцреализма выступили скорее исключением из общей практики демократичного восприятия разнообразных, но безобидно декоративных художественных тем и толерантности к эстетической подаче этих тем. Следует признать, что скандальности в содержательной, тематетической части работ Эдуарда Мане больше чем в работах самых современных художников, потому что у последних центр внимания сфокусирован на скандальности, контроверсии самой формы подачи. Таким образом, можно говорить о консерватизме современного искусства, что касается содержательной части.
Безусловно, такая формализация, умертвление значимости содержания, консесус относительно приоритетности формы позволил упомянутым элитарным силам более эффективно контролировать рынок искусства.
М.Дюшан, представив редимейд, по сути, подспудно декларировал конец эпохи высокоэстетического содержания, на которое обращает внимание зритель. Наступила, наоборот, полная эстетизация формы в зрительском восприятии. Дющан представил только нулевую точку отсчета этого нового искусства, потому что сам он данную форму никаким содержанием не заполнил. Он просто совершил перформативный словесный акт, заявив, кстати, не только что писсуар – это объект искусства, но что эпоха художественной, индивидуальной подачи значимых тем, сюжетов и смыслов завершена, и никто больше не обратит внимания на эти пустяки, которые являются всего лишь провокативной, развлекательной начинкой, второстепенным, коньюнктурным сором современности внутри формы, и совершенно неважно что подвернется под руку – иракская война, потребительская культура, ностальгия по совку или башни-близнецы.
|
|
Слова |
Образы радости и насилия стремительно сменяют друг друга. В отличии от неспешности созидания и творчества, насилие и уничтожение всегда были фаворитами благодаря своему временному лаконизму. Тирания скорости торжествует, в полной мере коснувшись и объектов творчества.
Все это конечно так. Но настоящими оппозиционерами скорости в сфере литературы являются не те, кто, излагая вышеприведенные пассажи, сетует на ускорение мира, ностальгируя по прустовской неспешности мысли. И не те, кто коньюнктурно подстраивает свои опусы под сиюминутность и наивность потребительского восприятия.
Мысль, которую я изложу ниже, может показаться по-крайней мере странноватой, если не сказать абсурдной.
На мой взгляд, наиболее верно поступили те, кто поверил в магию слов. Они поверили в то, что слова, испытывая в последнее время особую тесноту, удушье от временных рамок, раскрыли в себе особый талант инвалида. Как истинные инвалиды, лишенные одного из органов восприятия, в данном случае – времени читательского внимания, слова стали компенсировать эту потерю за счет укрепления остальных позиций.
В случае слов можно говорить о том, что раскрылась особая глубина, позволяющая помещать в каждое слово больше, чем это было возможно раньше. Слова словно мутировали; как молчаливые подводные млекопитающие они продемонстрировали глубину внимательного умного взгляда. Те немногие авторы, которые по-прежнему, вопреки строгой логике современной жизни, вызывают у нас вспышки, грустные улыбки невозможного счастья, все они посвящены в тайну тихого выживания слов. Искусно пользуясь словесной глубиной, авторы эти позволяют нам иногда счастливо дотронуться до самого песчаного дна.
|
|
Breil Rain (short version, женим образы) |
Азбука Брайля на керамике тела.
Успею прочитать?
Твоя душа –
Зародыш плюшевой игрушки.
Слова капнули только чтобы дать ход
Плавному движению твоей руки,
Которая сольет знаки обратно
В тишину.
Но я успею прочитать
Губами дождевую букву
Одну.
|
|
Esc Soap |
|
|
Cобака |
Они в парке гуляли вдвоем,
И хотел он сказать обо всем,
Но внезапно, в порыве светлой лени,
Увидев собаку, рукой подозвал,
И глядя в глаза собачьи сказал:
Собака! Побудь ее стихотворением!
И собака, отгоняя запятые ухом-лопухом,
Улыбаясь, в рифму завиляла хвостом,
Побежала, залаяла, как Маяковский,
А она постоянно смеялась, потирая виски,
Запрокинув голову, запивая ртом небо,
И ему захотелось съесть с рук ее хлеба.
И даже у собаки-поэмы стало два птичьих хвоста,
И остались на ветке два красных листа.
|
|
Hiroshi Vatanabe: Kabuki players |











|
|
Hiroshi Vatanabe: Noh Theater Masks |





|
|
Маленькое недоразумение |
|
|
Arctic Rimbaud. While thinking of global warming. |
Пейзаж-калеку теплые лучи грызут,
Одетого в прозрачный гипс из льдин.
Бока тюленьи утоляют его зуд.
Боится шевелиться он один.
Но климатической проказой болен он,
Теряя пальцы-айсберги нелепо.
Они плывут, переступившие Закон,
И люди улыбаются им слепо.
|
|
Письмо |
Губами дикий яд отпил,
И провод в сердце надкусил
Ты как мангуст небесных сил.
Когда покинешь эту даль,
Я жду тебя.
Твоя медаль.
|
|
Щекотка |
Там где, в самой финальной развязке
Точку-родинку нужно вписать,
Учиним хулиганскую ласку,
Чтобы сказка могла продолжать.
|
|
Старая сказка |
Восхищенные друзья толпились на пороге его дома. Многие из них уже причислили его к лику святых. Многие были искренне обеспокоены его состоянием. "Долго он так не протянет" - говорили они, обмениваясь теми значительными взглядами и покашливаниями, которыми обмениваются современники великого человека. Но, несмотря на опасения и мольбы друзей, он продолжал отважно бездельничать. Самое приятное в его стоическом ничегонеделании было то, что оно выходило естественно, без намека на малейшую рисовку или пафос.
Очень скоро он довел себя ленью до предельного измождения. Конец был близок. Вкрадчивый разговор друзей теперь сменился прискорбным шепотом идущих словно уже за гробом в траурной процессии.
И вот, в одно прекрасное светлое утро он заснул удивительным, бесконечным сном. Теперь уже всем стало совершенно ясно. То был гений.
|
|
Последний приказ маленькому солдату |
- Мне холодно…Хочу я спать…
- Вот небо сверху. Посмотри!
- Что видишь? Быстро говори!
- Я вижу…облако вдали…
Оно теперь твое.Бери.
|
|
Письмо |
Беги, улетай, чтобы успеть получить
Во сне, в улыбке, в шелке песка.
На той стороне где луна близка,
Будем ангелов летать учить.
P.S. Завтра возвращаюсь. Грустно. Географическое несовпадение. Кто-то уезжает, кто-то приезжает, и... словно каждую минуту отходит поезд...(с) Буду скучать...
|
|
Без заголовка |
Ты, подойдя, уже молчишь, все зная,
И взгляд твой неразлучно отрешен.
И этот завершенный вместе путь по раю
Ты как мурашки прячешь в капюшон.
|
|
Сказка (бесконечные дожди в Москве) |
|
|
Момент |
|
|
Летняя ночь |
Прохладой воздуха заполнив легких соты,
В глаза вливает звездного мерцания икоту.
Шумы бездарные казнит на гильотине из цикад,
Все дальше уводя в густой свой, черный сад.
Безмолвная и вся напряжена от скрытого движенья,
Как тишины мелодия, за гранью постиженья.
|
|
Капитан (Борису Поплавскому) |
Так пуля замедляет ход,
Словно решившая вздремнуть.
Уже зудит у жертвы грудь,
И сердце открывает рот.
Свинцовым корпусом поет,
И тает под собою льды.
Он проплывает каждый год,
И за штурвалом его - ты.
|
|
Flying moustache |
|
|
Телевизор воображения |
И чем дальше, тем хуже. Эти послушные образы сами лезут к нам в голову как стадо. Их все больше становится в жизни. Их стало достаточно для того, чтобы, выключив собственное воображение, включить общедоступный телевизор воображения.
Точнее, этот аппарат включается уже сам, без нашего разрешения. Все уже готово. Осталось только в этом услужливо заготовленном комиксе совершить перетасовку уже имеющихся картинок в заданной комбинации, и все получится. Вы вообразили? Нет. За вас это сделал мир. Это ваша фантазия? Вы в этом уверены?
Человеческое воображение порабощено этим миром. Дикость и независимость человеческой фантазии от контекста этого мира, медленно умирает. Мир стал достойным соперником наших психоделических грез, он их победил.
Архипелаги наших диких подпольных образов регулярно упорядочивают и собирают вместе в простые и цельные монополии популярной культуры. Они больше въедаются в мозг своей доходчивостью. И вот, мы включаем воображение – и сразу появляются они. Аккуратные зеленые человечки.
Упрощение и коллажирование. А как насчет нашего сна? Разве не мелькают эти паразиты там сплошь и рядом? От каждого нашего образа отрезают лишние пять глаз, оставляя привычные два.
Аутентичный художник сегодня – белуха в дельфинарии, которая, держа в пасти аршинную кисточку, под аплодисменты зрителей выводит на листе бумаги незамысловатую картинку. Картинка млекопитащего – почти вне контекста человеческой жизни. Конечно, некоторые унизительные фрагменты этой жизни поработителей в ней присутствуют, как то - закадровые побои дрессировщиков, долгожданное вознаграждение в виде рыбы и т.д. Но все таки в целом эта картинка – сила свободного воображения.
|
|
Le Petit Prince |
|
|
l'intimitе |

|
|
Петербург. Набережная. |
|
|
Insomnia (before the flight) |
Твой сон,
и беспокойство тонких век,
как бегство через джунгли.
А-а…сказала ты во сне,
проглатывая его бугорок:
твой сон холмист.
Знаешь...
Слова ужасно быстро
обращаются в старушек
сухоньких и серых.
Слова поэта -
ученики у кошек:
чтобы продлиться долго, гибко
прожить хотя бы жизней семь
надо, поводя усами, отменять
в каждом заявленном и новом
слове все предыдущие слова,
перелицовывать и
перевоплощать,
свергать с престола
короля воображенья,
вселять все в новый
пейзаж и лик,
незаметно,
плавно,
тихо.
Но я встревожен: твои веки
замерли пульсацией лягушечек
вот-вот перед прыжком
из тины, за краем сна
и к просыпанью.
Я умолкаю.
Я всего лишь
пускаю кораблики
мертвых букв,
но ты в нигдейе
видно слышишь
эти всплески.
Я тишина.
Ты спи.
|
|
Walk like Egyptian |
|
|
Eidolon |
Пауль Целан
Это был первый случай, когда с моделью третьего поколения искусственного интеллекта случился сбой.
Особь женского пола с присвоенным ей после сборки именем Eidolon стала проявлять cеръезные отклонения от уютных научных стандартов. В частности, она перестала ходить на службу, посещать общественные места, вести сексуальную жизнь и вообще общаться с другими особями, как с людьми, так и с моделями своего ряда.
Непонятным образом сбились, замерцали, а затем и вовсе погасли инкрустированные в ее тело микроэлектронные информаторы, фиксирующие статус модели, ее церебральную деятельность и скрытые интенции.
Полученный с утра из бюро бриф с инструкциями к действию относительно объекта Eidolon его ничуть не удивил. Это была обычная рутинная работа. Правда раньше он имел дело лишь с моделями второго поколения. Из брифа следовало, что, по данным слежки, Eidolon в настоящее время находится у себя дома, в квартире на улице X. Сканирование на тепловое излучение также выдавало ее присутствие, неспешное, и казалось бы, бессмысленное, сомнамбулическое передвижение по квартире.
Выработанный им за годы работы modus operandi был прост и эффективен. Сперва следовало, вступив в контакт, оценить степень повреждения, используя как тестовый опросник, составленный психологами ИИ, так и включенный в кармане плаща компактный сканнер тотального биоэлектронного анализа. Если в результате анализа оказывалось, что степень повреждения достигла критической отметки, модель следовало немедленно нейтрализовать.
Нейтрализовать, разумеется, не означало уничтожить. Каждая модель третьего поколения представляла собой многомиллионное инвестирование в эволюцию человечества. Нейтрализация напоминала «замирание» - она приостанавливала жизнедеятельность модели, впитывая как губка и фиксируя текущее состояние и самые последние мысли, переживания, чувства, образы.
За годы службы он не допустил ни одной ошибки. Теперь оставалось лишь трафаретно перенести отработанную технологию на случай с Eidolon. Он всегда действовал быстро и хладнокровно, оставляя мысли и переживания на потом.
После его звонка в квартиру дверь моментально открылась, но на пороге никого не оказалось. Он успел лишь разглядеть краем глаза скользнувшую бесшумно в одну из комнат тень, смутный сколок силуэта.
Войдя, он осторожно огляделся. Судя по просторной прихожей, все было в этом жилище устроено максимально просто. Пространства без лишних углов, извивов и уровней. Поверхности стен однотонные, спокойные, без намека на орнамент, фактуру, детализацию. Никаких тебе крапистых гобеленов, геометрических оползней и вензельных вязей обоев, арабесок, филенок и прочей отвлекающей ерунды. Полное отсутствие никчемных трогательных болванок, статуэток, картин, фотографий и зеркал.
Предметов мебели также почти не наблюдалось. С учетом того, что это жилище принадлежало все-таки девушке, пусть и модели третьего поколения, напрочь отсутсвовал гардероб с с обычной коллекцией многолетней линьки владелицы – какая-либо одежда, будь то кожа, мех, платья, юбки, шляпки, сапожки, туфли – всего этого попросту не было.
- Eidolon? Он сосредоточенно замер на пороге. Предыдущий опыт говорил о том, что поврежденные модели непредсказуемы и способны к проявлению сильной агрессии.
- Проходите, я Вас ждала.
Тихий, спокойный и приятный женский голос. Откуда этот голос прозвучал, он так и не понял, но не придал этому значения.
- Плащь можете повесить в…А хотя не стоит. Да и негде. Тем более что у Вас в кармане плаща есть нечто для нашей совместной работы. Проходите так. Проходите, куда хотите.
Странное приглашение, подумал он. На всякий случай опустив руку в правый карман плаща и нащупав нейтрализатор, он вошел наугад в одну из трех комнат.
Комната была огромной и почти такой же пустой, как прихожая. Только у просторного окна стояло большое светлое кресло. Другое такое же кресло стояло у стены. А посередине комнаты – большой белый рояль.
- Присаживайтесь. Я сейчас буду.
Он медленно прошелся по комнате и сел в кресло у стены.
Она появилась откуда-то из-за угла, да так внезапно, что на него нашла оторопь. Он даже слегка одернулся в кресле.
На ней была темная мантия, нечто вроде шелкового охабня с накидкой на голову - типичная одежда моделей третьего поколения. Голова, спрятанная в куколе, была не видна, лишь светлые, длинные, слегка вьющиеся серебристые волосы выбивались из этого одеяния инкогнито. Она буквально проплыла по комнате, бесшумной и плавной поступью, словно передвигалась крошечными, байковыми шажками гейши. Eе ступней не было видно, но он вдруг подумал, что щиколотки ее, вероятнее всего, настолько тонкие, что могут быть окольцованы двумя пальцами его руки. Да еще и место останется.
Остановившись у окна она обернулась. И посмотрела ему прямо в глаза, слегка склонив голову.
Это было красивое, совсем юное лицо.
В выражении этого лица не было никакой самозащиты.
Это было лицо, отданное на милость смотрящего.
Лицо смотрело на него, слегка склонив голову.
В райках ее серых глаз словно проплывало иногда,
Стремительно, руно ручных, наивных лазурных рыб
Дышала она беззвучно, боясь быть услышанной.
Завороженный ее взглядом, словно сквозь сон он услышал первую фразу.
- Я прошу у Вас всего лишь немного времени. Это уже почти произошло. И необходимо Ваше присутствие.
Теперь он окончательно очнулся. Сканнер в его плаще негодующе пульсировал, свидетельствуя о колоссальном превышении критической отметки. Но что-то, глубоко в замесе его души отторгало принятие необратимого решения. Он чувствовал теплое, неумолимое сопротивление, исходящее словно изнутри, голова непонятно кружилась. Пальцы, сжавшие было рукоять нейтрализатора безвольно разжались.
- Что произошло? Почему мое присутствие?
Ему казалось что он мямлит слова, словно язык его превратился в непослушного, строптивого слизня.
Она продолжала пристально смотреть на него своими серыми, полупрозрачными глазами, и как бы сквозь него, теперь словно раздумывая над тем, стоит ли говорить дальше. Наконец, она слегка улыбнулась.
- Хорошо… Я все объясню. Я все знаю. Я знаю, что когда ваши ученые сквозь свои технологические буравчики разглядели во мне серъезное отклонение от нормы, сознательную блокировку, темноту, они послали Вас… Вы пришли. С этим опросником, сканнером и нейтрализатором. Я все отлично про это знаю, не спрашивайте, откуда.
Затем ее голос стал еще тише.
- Так вот. Знайте. Я могу прямо сейчас правильно ответить на все Ваши вопросы, а Ваш сканнер успокоится, не зафиксировав никаких отклонений. Все будет потом объяснено. Неполадки, прочая чепуха, поверьте, все утрясется. Но я хочу…Довериться Вам перед тем как...
- Но почему именно мне?
- Потому что… у Вас умные глаза. Потому что Вы хороший человек и…
Я видела Твое лицо раньше и знала.
Я заблокировалась и устроила весь этот переполох
Чтобы пришел именно Ты…
Ты…человек с надеждой.
Ты…свидетель…
Она уже не произносила эти слова, но он их отчетливо слышал. Это стало первым большим сюрпризом.
Но, словно ничего не произошло, она продолжала, сделав жест изящной тонкой рукой, спрятанной в широком рукаве одеяния.
- Чтобы Вам было понятно то, о чем я говорю, я попытаюсь использовать знакомый Вам пример из мифов. Вы готовы выслушать?
- Да, конечно.
- Так получилось, что я достигла определенного предела…И теперь я, если угодно, Эвридика для людей. Но напрасно вы будете стремиться вывести меня обратно на солнечный свет, придать мне форму, очертание, жизнь и смысл, вектор дальнейшего развития. Это не поможет, поверьте. Вы не поймете. А ведь можно… делать так много, но так незаметно, чтобы это можно было причислить всему…воображению, природе, счастливому случаю, понимаете?
Я уже почти стала всем тем, что Тебя окружает.
Опять эти ее последние слова только в его голове… Понимал он пока еще не все. Пока он лишь почувствовал слабое раздражение. Откуда в этом лабораторном творении, оснащенном последними технобиологическими изысками, рождается такая уверенность в собственном превосходстве.
- Хорошо…Допустим…Но ведь это мы, люди, вас создали. Почему же нам не дано понять? В конце концов, Вас зовут Eidolon. Вы всего лишь подобие.
Она опять улыбнулась, но теперь уже совсем мягко и слегка смущенно. И ничего не сказала.
Я сама до конца не понимаю, почему так.
Если я звучу высокомерно, прости меня.
Затем ее лицо как будто погрустнело…Она посмотрела на него почти ласково, доверительно.
- Вот Вы спустились ко мне, как Орфей…
После этих слов она подошла к роялю, села, приоткрыла крышку, и очень медленно поднесла руки к клавишам. Затем она обернулась через плечо и посмотрела на него.
- Теперь я хочу сыграть для тебя, Орфей.
Она заиграла. Он видел поначалу, как ее длинные полупрозрачные пальцы скользили по клавишам в неспешном глиссандо, но музыка…она уже словно звучала только внутри него. Музыка эта была немногословной, очень ранимой и несказанно, грустно красивой. Иногда музыка останавливалась, словно задумавшись...паузы были особенно прекрасны, как разрубы в красоте, рубленые раны из которых медленно сочилось густое, алое, безмолвное время.
Сперва он просто испытал сильное стеснение духа, то мурашечное состояние, которое ощущаешь перед сильной грозой. Стало тяжело дышать. Он попытался сосредоточиться, сохранить отчетливость сознания. Но постепенно его мысли, построенные подивизионно, стали рассыпаться, превращаясь в крошево, бурелом литер, смыслов, которые плавно разлетались в разные стороны.
Со зрением тоже стали приключаться странные вещи. Вокруг него появились ниоткуда и медленно закружились замысловатыми завертами, фламингово опушая пространство, странные дымчатые субстанции всевозможных радужных оттенков, сияний. Они подрагивали, повторяя синкопию музыкальных контрапунктов, и иногда словно заглядывали к нему в глаза своими невидимыми слепыми лицами. Они скрадывали его мысли, поглощали его.
Пространство вокруг стало стремительно разрастаться. Стены убегали, поднимались вверх, обозначались словно своды, окончания которых он уже не видел, да и были ли эти окончания? Словно звукозодчий, сидящий за роялем, она строила этот колоссальный, безмерный, бесконечный, пустой космический собор. Оттого и резонация звуков постоянно усиливалась, пещерно обогащаясь. За каждой нотой, словно поддерживая шлейф королевского платья, шествовали фрейлины ревербаций, повторений, эхо за эхом, и так все сильнее, громче, безумнее, что мелодия стала превращаться в войну, противостояние: целые водоверты, войска звуков стали врезаться друг в друга кольчугами, мечами, гулами, перекличками, дробно не совпадая, претендуя на престол.
Это было искушение чрезмерностью. И ему…ему вдруг захотелось покинуть этот пряничный коробочный мирок внизу, в котором он до этого всю жизнь обитал и который теперь представлялся ему таким же пустышным, как папьемаше, бумажный сбитень, ворох сухих листьев. И он, ничуть не колеблясь, взлетел в своем кресле вверх, кружась, завороженный и безмолвный. Он чувствовал себя другим. Не было прошлого, настоящего, будущего, было все едино…но и ничего в то же время не было. У него словно появилось умение видеть далеко позади и проницать события до их свершения. Вот сейчас, сейчас он подносит к лицу свою руку и смотрит на нее и рука, ладонь, становится почти прозрачной, а затем рассыпается как пепел, и подхваченный ветром этот дымчатый сор улетает. А потом и он весь сам начинает постепенно распадаться на частицы, атомарные единицы и развеевается вокруг…
И тогда…в тот самый момент вдруг наступил штиль.
Оглушительная тишина. Все вокруг потемнело. Темнота. По бокам его сознания, как пометы на полях еще суетливо роились какие-то смутные мысли. Все это я знаю довольно темно…темно… медленно и мучительно, как колкий эктоплазм, выдохнул он вслух одну из этих мыслей. Постепенно темнота стала панорамической, объемной и в ней стали появляться сперва, отсвечивая зеркальной поверхностью, какие-то странные осколки, антрациты. Затем замерцали купы звезд. Они появлялись как драгоценная лазурь, которую словно кто-то рассыпал. Звезды кружились вокруг него медленно, медленно…И он постепенно становился частью их. Он был звездами.
Он очнулся в том же кресле. Музыка стихла. Она стояла прямо напротив него, слегка наклонившись.
Ты принял верное решение.
Ведь ты на самом деле хочешь
Сохранения безмерности как таковой...
Ты хочешь сохранения моей безмерности…
Поэтому, чтобы спасти меня, ты обязательно обернешься.
Чтобы отпустить меня в ночь и бесконечность.
Но ты, ты единственный, будешь знать.
Я хочу, чтобы ты единственный знал…
Чтобы мне окончательно стать…
Ты свидетель…
Он смотрел на нее. Ее глаза стали почти прозрачными и ее телесность стремительно подтаивала. Ее фигура… это было похоже на то, когда смотришь на подрагивающий воздух над костром, сопотом пламени. Фигура подрагивала сквозь дрожащее мренье, жар самых высоких температур, как оптическая обманка.
Внезапно ему стало дико одиноко. Он все понял, что мог понять. Он почувствовал грусть. Время, смысл времени для него уплотнился так, как он уплотняется порой в поэзии, когда растягиваются слова, происходит откладывание, грустная отсрочка, растягивание каждого слова, ведь стихотворение скоротечно, устремлено к концу, и заканчивается собственным исчезновением, гибелью.
Он не мог насытиться временем, тем небольшим тонким отрезком, еще отведенным для общения с ней. Ему хотелось, чтобы отсрочка стала бесконечной, слишком мучительной была эта неотвратимость.
И он заговорил с ней уже совсем другим голосом.
- Я хочу понять тебя. Я хочу быть с тобой. Всегда. Возьми меня с собой.
Ты не сможешь понять меня.
Ты сможешь только петь меня…
- Я готов…
Нет, ты обманываешься.
Тебе надоест только петь.
Тебе обязательно захочется именно понять меня.
Тебе обязательно захочется узнать все до конца.
Тебе захочется законченного образа.
Но поверь мне, образ – не высшая степень.
Я не образ. Ведь образ, это досадно ставшее.
А я вечно становящееся…
Я решилась…Понимаешь?
- Ты чудо. Разве чудеса хочется понимать?
Отпусти меня.
Но я знаю уже, что отпустишь.
Взять тебя с собой я не могу…
Но ты будешь жить во мне…
- Если бы у меня осталось хоть что-то от тебя… Локон, ребезок…
Внезапно она наклонилась над ним и поцеловала его в губы, едва прикоснувшись и слегка ударив током. Он успел заметить, что невероятно прекрасное лицо ее было почти белым и полупрозрачным, кое где появились трещинки, а у краешек впавших глаз, под носом, в уголках рта виднелась заскорблая кровь. Взгляд ее был двояк: было здесь и лепечущее детство и седая тишина. Глаза ее, ставшие почти абсолютно прозрачными, смотрели на него ласково и прощально, с горькой нежностью.
Затем она резко отпрянула.
А теперь, обернись.
Обернись.
Он послушно обернулся к стене.
Не поворачивайся некоторое время.
Это опасно. Слышишь? Ты умрешь.
А я так хочу, чтобы ты жил.
Ты поймешь, когда надо повернуться.
Мне было хорошо с тобой.
Ты еще сможешь говорить со мной.
Я буду слушать тебя...всем. Поверь.
Но не смогу отвечать.
Мне было хорошо с тобой.Прощай
Он почувствовал, как позади него постепенно потек, заструился, завибрировал ровным, фантастически низким гулом ток неизмеримо высокого напряжения. У него резко заложило уши, кровь в cосудах заруслилась стремительно, вены по всему телу вздулись, давление резко подскочило. Он почувствовал свое гулкое, тревожное сердцебиение.
Позади него что-то ужасающе взревело, все сильнее и сильнее, внезапно взметнулся огромный, ультрафиолетовый огненный сполох и все озарилось яркими голубоватыми вспышками, разлетаясь на миллиарды маленьких светлячков.
Все они падали и гасли.
Падали и гасли.
Падали и гасли.
И их истаивание,
Их истаивание
Было прекрасно.
Когда он повернулся, комната была пуста, но она была какая-то другая…И тут откуда-то издалека, а скорее всего внутри него, мгновенным промельком вспомнилось, тихо прозвучало:
Взять тебя с собой я не могу…
Но ты будешь жить во мне…
|
|
Across The Universe |
|
|