"Проблема в нашем богословском образовании, в культурном уровне духовенства, проблемы, привнесенные в нашу жизнь тяжелейшей эпохой государственного атеизма, в том числе разрывом отношений между наукой и Церковью, между интеллигенцией и Церковью, между миром искусства и Церковью. Сегодня тоже некоторые пытаются вбить клин в отношения между искусством и культурой Церкви. Вокруг этой темы возвращения святынь и так далее. Но мы сделаем все для того, чтобы не удалось вбить этот клин"
Из речи Патриарха Кирилла на вручении ему диплома почетного доктора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
"...Нужно научиться читать людей по их глазам, по их лицам; но для того, чтобы было так, нужно самому быть чистым человеком. Если чистые сердцем Бога узрят, то чистые сердцем увидят Бога и в другом человеке — как они почувствуют в другом человеке и абсолютную несовместимость с собой. Мы иногда пытаемся обрести некую мудрость, некую способность правильно устанавливать отношения с людьми — деловые, служебные, личные. А на самом деле все так просто, потому что закон Божий прост: чистые сердцем Бога узрят, и точка. Больше никаких философских построений — все ясно и понятно. Пост — это и есть работа над собой, чтобы обрести эту чистоту; некое духовное усилие, омовение человека от скверны. Почему святые люди уходили в пустыни, на гору Афон, в затворы? Чтобы сохранить это духовное состояние чистоты и радости Божественного присутствия — потому что не только в эмоциональном плане это совершенно особое, ни с чем не сравнимое состояние, но и потому, что это состояние дает человеку силу, ведь, соприкоснувшись с величием Божиим, все остальное человеческое становится незначительным..."
Из проповеди Патриарха Кирилла во вторую Неделю Великого поста — день памяти святителя Григория Паламы.
Подводя предварительный итог, можно сказать, что вокруг визита Патриарха Кирилла в Украину сложилось (не без помощи его оппонентов) два мифа.
Первый - утверждение о том, что Янукович не придет на молебен к Святейшему, был опровергнут самим ходом событий. Второй - утверждающий, что Патриарх представляет в Украине российское государство опровергнуть гораздо труднее, потому что переубедить желающих думать именно так, а не иначе невозможно. Сколько бы сам Патриарх и его ближайшее окружение не говорили обратное, отмечая что глава единой Церкви не может представлять интересы одной из стран тем более в ущерб другой, желающие услышать обратное - услышат это.
Патриарх-сторонник Украины не нужен ни московским, ни украинским политикам. И в Москве, и в Киеве пытаются сделать вид, что его нет.
Понедельник, 15 Февраля 2010 г. 17:31
+ в цитатник
Осенью, входе визита в Ростовскую и Новочеркасскую епархию, Патриарх Кирилл обещал казачеству особую поддержку, призванную исправить отношение к казакам как "ряженым". Но в тоже время Предстоятель отметил, что условием этого станет ужесточение требований. В частонсти он сказал:
"Поскольку казачий устав предполагает добровольное взаимодействие Церкви и казачества, то должен сказать, что мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казачества, и скажу вам совершенно откровенно, применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые будут позорить казачью форму и отступать от духа и традиций казачества. Пускай эти люди уходят в любые общественные организации и занимаются, чем хотят, но они не могут быть среди казаков..."
Сегодня это обещание было исполнено. Епископ Павлово-Посадский Кирилл наложил епитимью на атамана Уссурийского казачьего войска Виталия Полуянова за "попытки раскола казачьего движения".
"Ему положено 40 раз читать покаянный канон в храме у иконы Спасителя, и так каждый год, если не покается. Это крайнее средство, ну а как еще остановить рознь и распри в казачьей среде! Эта рознь противна Церкви и Отечеству", - сказал владыка Кирилл, отметив, что наказание строгое, но в данном случае оно оправдано как раз тем, что у Церкви к казакам "особенное отношение: вступая в служивое казачье сословие, они добровольно присягают Церкви".
Понедельник, 15 Февраля 2010 г. 00:15
+ в цитатник
"...Я сознаю, что как Патриарх могу кого-то обижать своими делами, своими словами. Кто-то, может быть, неправильно понимает мои слова и намерения — такие люди существуют. Иногда эти люди реагируют через прессу, через средства массовой информации, и, читая об этом, я очень часто убеждаюсь в том, что это реакция на неправильно понятые слова, которая не имеет под собой подлинной причины. Мы не снимаем с себя ответственности за это, полагая, что за каждое слово нужно нести ответ. Общаясь со своими братьями-архипастырями, с духовенством, я тоже мог кого-то вольно или невольно обидеть, кому-то вольно или невольно причинить боль. И вот именно сегодня я у всех вас прошу прощения — у епископата нашей Церкви, у духовенства, у мирян — всех, кого вольно или невольно мог обидеть, или смутить, или насторожить, или даже озлобить. Благословите и простите меня, грешного..."
Этими словами Патриарх Кирилл закончил свое слово на последней перед Великим Постом вечерне в Храме Христа Спасителя.
Статья хороша тем, что не пытается додумывать, что же сказал Патриарх, а просто объясняет - почему людям неприятно слышать о возможности воздаяния за грехи, и как это влияет на образ Патриарха в общественном сознании.
Текст "Русского времени" предельно глубок и наукообразен, будучи по сути попыткой стороннего анализа деятельности Патриарха Кирилла. Несмотря на то, что позиция его автора во многом близка к официальной следует воспринимать ее именно как одну из позиций внешнего наблюдателя, но никак не позицию самой Русской Православной Церкви.
"...Ни одна страна мира не вправе указывать вам, что делать и как жить. Убежден, что древний Киев и в целом Украина всегда пребудут важнейшим центром восточнохристианского мира, открытым к сотрудничеству со всеми ближними и дальними, особенно с народами, скрепленными общей историей и общей верой. В нынешнее ключевое для Украины время прошу всех поступать по христианской совести, которой всегда был силен украинский народ. Храните, дорогие мои, мирный дух, дух братства и созидания, «и Бог любви и мира будет с вами»..." Читать полностью
В журнале "Эксперт" от 1 февраля Патриарха Кирилла. Основные тезисы тезисы текста за подписью Святейшего: необходимость христианского осмысления современной культуры, размывание постмодернизмом объективных представлений о добре и зле, а также идея о Русском мире как циввилизации, фундаментом которой является христианская по своей сути культура, а не национальный или политический фактор.
Избранная цитата из доклада Патриарха на Архиерейском совещании 2 февраля:
"Неправильно, когда мерилом эффективности становится количество проведенных мероприятий: конференций, съездов, лагерей… Мы завершили эпоху торжественного храмостроительства и парадных мероприятий, нам предстоит строительство простых, не дорогостоящих храмов с необходимыми помещениями для полноценной приходской деятельности и ежедневная работа с пасомыми."
В мае Патриарх Кирилл настоял на том, чтобы широких торжеств в день его тезоименитства в Москве не проходило, особо отметив, что хотел бы видеть архиереев в этот день в епархиях на местных мероприятиях по случаю Дня славянской письменности и культуры. Избегать торжеств в годовщину своей интронизации он, напротив, не стал, однако из официально-торжественной плоскости перевел их в деловую. Полторы сотни архиереев приняли участие в совещании, на котором был заслушан доклад Патриарха и принято итоговое постановление.. Разумеется, т.к. речь идет не об Архиерейском Соборе (хотя соборный кворум и был достигнут) постановление носит декларативный характер. Но в тоже время факт принятия его большинством архиереев РПЦ свидетельствует, что решения Синода услышаны и поняты в епархиях.
Статья из исламского блога sahovat интересна в первую очередь как взгляд не просто со стороны, но из параллельно живущей и развивающейся структуры, переживающей во многом схожие проблемы. Возможно, взгляд не до конца объективен, так как пишет об РПЦ человек явно знающий ситуацию в российском исламе глубже, нежели в православной среде, но важности текста это не умаляет.
Эта статья Алексея Малашенко датирована концом прошлого года и успела немного устареть, однако, она кажется достаточно важной, чтобы быть представленной в блоге о Патриархе Кирилле.
Второй год Патриарха Кирилла начинается работой Межсоборного Присутствия, и это совпадение, скорее всего, не случайно. Проект подобного уровня требовал серьезной подготовки, и пристального внимания высших церковных иерархов. Он уникален и риск велик. Но вполне оправдан.
Любому главе Церкви помимо прочего приходится быть арбитром различных церковных групп, удерживать баланс между ними и направлять их от противостояния к конструктивному диалогу. Потому стремление создать площадку для такого диалога вполне объяснимо.
При определенных условиях, Межсоборное Присутствие сможет стать мощнейшим интеллектуальным центром, а может превратиться в площадку для скандалов и споров "слепого" с "глухим", но это зависит уже не только от Патриарха, но и от всех его участников. Патриарх свое дело практически сделал: собрал всех под одной крышей. Теперь его цель - научить людей диалогу.
Неплохая и достаточно непредвзятая аналитика по итогам первого года Патриарха Кирилла, его служение разбирается исходя из ряда главных тезисов, заявленных Святейшим: работа с молодежью, церковное единство, русский мир, историческая память. Подробно разбирается суть каждого из них.
Данный блог посвящен Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
События. Выступления. Комментарии.
Цели подробно освещать каждый шаг Предстоятеля РПЦ перед нами не стоит - этим занимаются официальные патриархийные медиа.
Мы же хотим выделить и подчеркнуть главное.