-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Spellbinder_Odesser

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1996


Путешествие в Екатеринбург. Часть 2

Четверг, 05 Июля 2018 г. 17:24 + в цитатник

Чтобы полноценно оценить транспортную систему города (имею в виду общественный транспорт), полагаю, необходимо пожить в нем достаточно долгое время, перемещаясь при этом между разными его частями и делая это достаточно регулярно. Именно поэтому я могу в полнейшей мере оценить транспорт Одессы – на нем я не, что собаку – целую стаю волков съел, а еще и двести пудов соли вместе с ним умял, вот! ) Транспортная система Омска известна мне чуть хуже, но тоже уже знакома очень неплохо, потому я и ее оцениваю, как местный житель и пользователь. А вот с транспортом бывшего Свердловска я все-таки познакомился мельком. Да, я прожил в Екатеринбурге пятнадцать дней, да, регулярно пользовался общественным транспортом. Однако все-таки делал это всего лишь в одном направлении, в основном, и времени провел в городе недостаточно, чтобы делать очень уж уверенные выводы. Тем не менее, я попробую, а вы держите в уме то, что сказано выше :)

 

По моим ощущениям, транспорт в столице Урала организован замечательно. Его очень много, он разнообразен, и при этом покрывает практически весь город. Поэтому в большинстве случаев из точки А в точку Б можно добраться достаточно быстро, а сам транспорт чаще не переполнен и не забит под завязку, как это случается нередко в тех же Одессе и Омске. Слышал, что проблемой ОТ в Екб называют слишком большое дублирование маршрутов. Это вполне может быть, у меня возникло такое же подозрение. Однако это, наверное, не самая худшая из проблем, какая может быть, хотя ее, разумеется, надо решать.

 

Кроме наземного транспорта имеется и метрополитен. Всего одна ветка из девяти станций, однако сделана она, на мой взгляд, исходя из реальных транспортных потоков и потребностей граждан, а потому используется активно и очень удобная. Я сам подъезжал на наземном транспорте к станции "Ботанической" (одна из конечных), откуда ехал в центр уже в метрополитене. Хотя мог бы добраться и поверху, но это заняло бы еще 15-25 минут, причем можно было угодить где-нибудь и в пробку, а на метро получалось доехать примерно за 8-10 минут, причем я изначально знал, что там меня ничего не задержит, и можно рассчитывать именно на тот срок, который и планируешь. Так же было, когда мне нужно было съездить за обратным билетом на железнодорожный вокзал. Доехал до "Ботанической", оттуда на "Уральскую", она рядом с вокзалом, купил билет, обратно в метро и в центр. Быстро и удобно. И уже сейчас метрополитен охватывает и ж/д вокзал, и два автовокзала. Вокзалы, центр города, район Уралмаш – вот главные точки сегодняшнего метро в Екатеринбурге. И это очень важные узлы, потому-то у метрополитена такая наполняемость, и он прекрасно дополняет наземный транспорт столицы Свердловской области. Проблема екатеринбургского метрополитена в том, что существующую ветку нужно протянуть еще на 3-4 станции на юг, а также одной-двумя ветками охватить запад и восток города. То есть, проблема в том, что он оно не охватывает большую площадь Екб. Но с точки зрения работы уже существующей линии метрополитен эффективен и удобен. И это большущий плюс транспортной системе города.

 

Напомню, что тему свердловского метро я уже понимал здесь – https://www.liveinternet.ru/users/spellbinder_odesser/post437180239/

 

Проход через турникеты в екатринбургском метрополитене осуществляется "по-старинке" – с помощью жетонов. Причем жетоны… московские! Почему так – я не знаю. Не читал пока об этом. Возникла мысль, что их передали сюда из столицы, когда там перестали использовать жетоны. Вроде бы все логично, хотя я могу нести полный бред.

 

 

 

 

 

 

 

На входе к эскалаторам проверка очень серьезная: металлоискатель и рентген (или как это называется) для любых сумок, кульков и пр. Причем это не профанация. Однажды человек, сидящий перед монитором, заинтересовался одним предметом в моем пакете (это была коробка конфет для моих хозяев, то есть, людей, у которых я жил) и попросил показать. Не знаю, было ли так в местном метрополитене всегда. У меня полное впечатление, что дело в чемпионате мира, и до точно было не так жестко. Но точно не знаю.

 

 

 

 

 

 

Метро  - самое, что ни на есть, "классическое" в моем понимании. Типичная отделка эскалаторов и станций (достаточно скромные станции), синие поезда (имеющие всего по четыре вагона – больше просто не нужно), типичный запах, типичные ощущения. Именно таким я его (метрополитен) когда-то впервые увидел в Киеве на станции "Вокзальная" весной 2005 года…

В екатеринбургском метро я не сталкивался с невероятной толчеей, какая бывает в Москве или том же Киеве, но вместе с тем там всегда было достаточно людно, а в вагонах непременно ехало немало людей. Пустыми поезда, думаю, точно не ездят, даже ночью (кстати, работает метро с 6 утра до полуночи, но в дни матчей чемпионата мира его продлевали до двух часов ночи. Однажды я этим воспользовался, чтобы доехать максимально близко до дома, и уже оттуда вызвать такси, которое таким образом получилось на двести рублей дешевле. Это было после поединка Франция – Перу. К матчу Египет – Уругвай я еще не знал, что время работы метрополитена продлено, а после игры Япония – Сенегал уже плохо себя чувствовал и решил вызвать такси прямо к стадиону).

На тех станциях, на каких я бывал, от поезда к эскалатору или лестнице (на "Ботанической", которая неглубокого залегания) можно попасть только одним путем. Если правильно помню, в Москве и Киеве часто выходы с двух сторон от станции (имею в виду не наземные выходы, коих и в Екатеринбурге может быть два и более, а именно выход от поезда к лестнице/эскалатору). Или я уже что-то выдумываю?

Интервалы движения поездов бывают достаточно долгими, я встречал и до десяти минут. Это вызывало определенный дискомфорт, так как я привык (и когда успел?! :) ) в Киеве и Москве к тому, что поезда приходят чуть ли не один за другим. Но для Екб это вряд ли нужно.

Метрополитеном активно пользовались даже прибывшие на игры перуанцы и японцы (другие, думаю, тоже, просто я их не увидел), что, пожалуй, подтверждает его удобство. Например, двое моих друзей-перуанцев, одному из которых я как раз помогал получить новую миграционную карту взамен утерянной, ориентировались на то, что квартира, которую они снимают, находятся поблизости от станции "Ботаническая". Да и реклама на стенде "квартиры возле метро" говорит о многом. Жаль только, что дальнейшее развитие екатеринбургского метрополитена пока что окутано густым туманом.

Интересно, что в московском метрополитене специально следящий за этим человек регулярно делает замечания тем, кто стоит на эскалаторе не по правилам или делает там еще что-то запрещенное. А в Екатерибурге я видел тучу раз, как люди бегали по ступенькам вверх и вниз, но ни разу не слышал, чтобы им по громкой связи кто-то сделал замечание. Да и мне доводилось стоять не так, как надо (чисто по незнанию), однако это не вызвало никакой реакции у женщины, сидящей в кабинке около нижней окончания эскалатора. Не знаю, правда, может в Екб у них нет средств громкой связи, однако сильно в этом сомневаюсь.

Как известно, я – огромный поклонник метро. Давно мечтал снова поездить на нем, и в Екатеринбурге мне удалось сделать это в полной мере) От этого на душе восторг, однако с ним, увы, и огорчение. Ибо я в который раз ощутил горечь от того, что ни в Одессе, ни в Омске нет метрополитена, хотя были проекты, в Южной Пальмире под него даже закладывалась часть Днепропетровской дороги на Котовского, ну а про омское метро, думаю, все и так все знают. И пока что никаких перспектив в обоих городах, хотя оба нуждаются в метро, а, точнее, - в скоростном внеуличном транспорте вообще. Причем в бывшем Свердловске я как раз увидел, каким может быть метро не в масштабах гигантского мегаполиса, а в рамках просто крупного города, и какой удобной может быть даже одна не самая большая ветка. Такую ситуацию легче переносить на Одессу-маму и Омск, чем киевскую или московскую (ездил я и на криворожском метротраме, но этот невероятно вытянутый город – вообще отдельная история. Поездка же на метро в Нюрнберге вообще с трудом поддается сравнению с Од и Ом, ибо это Германия и город абсолютно иного плана), и от того становится еще грустнее. Но лучше уж пусть грусть после того, как накатался в метро, чем вообще отсутствие возможности в нем поездить :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















 

 

Но вернемся к наземному транспорту.

Екатеринбург – это, прежде всего, царство трамваем. Я почти всю жизнь прожил в городе, где сей вид транспорта тоже царствует, охватывает почти всю Одессу и является самым мощным из ОТ. Тем не менее, даже на фоне одесского трамвая екатеринбургский показался мне более мощным (и особенно – на контрасте с убитой омской системой, от которой остались жалкие огрызки). Я не могу в полной мере оценить трамвайный охват Свердловска, но, по-моему, сеть покрывает бОльшую часть города. При этом вагонов на линиях очень много, они постоянно ездят туда-сюда: такой частоты я еще не встречал. Во многих местах, как я понял, линия выделенная, так что трамвай Екатеринбурга в полной мере внеуличный и от трафика не очень зависит. Как, собственно, и должно быть с трамваем. Интервалы движения у конкретных маршрутов не какие-то фантастические, однако за счет того, что по многим отрезкам пути ездит несколько номеров, получается, что трамваи снуют туда-сюда постоянно, а за счет частичного совпадения маршрутов многим людям, вероятно, обычно приходится ждать совсем немного. Я уже раньше слышал о том, что трамвайная система в екатеринбурге очень удобная, и внешне все выглядит именно так. Трамваями я почти не пользовался, потому это взгляд со стороны. Но смотрится, как минимум, эффектно.

Подвижной состав воображение не поражает, нельзя сказать, что он выглядит каким-то невероятно современным, да и не все вагоны смотрятся по-настоящему хорошо. Думаю, Екатеринбургу уже пора переходить к более новым сочлененным низкопольным вагонам. Понимаю, легко сказать :) Как бы там ни было, запущенными трамваи точно не выглядят. И, конечно, мне приятно было видеть родную "Татру" – как показалось (пока не проверял данные), они имеют самое обширное представительство в подвижной системе. Именно на "Татре" я и прокатился (см. видео ниже). Господи, да я не ездил на этом роднющем для меня чешском детище аж с 2012 года! И теперь неизвестно, когда снова поезжу )

И да, в Екб я снова окунулся в мир трамвайных поездов. Когда-то, насколько помню, в советское время, в Одессе ездили только двухвагонные поезда, и когда я видел единичный вагон, это вызывало странное ощущение. Потом же ситуация кардинально изменилась, и по сей день (насколько знаю) поезда для Южной Пальмиры – огромнейшая редкость. Про Омск я молчу – какие уж тут поезда… А для Екатеринбурга они – обыденность. Вагоны ездят и поодиночке, и поездами. Подозреваю, это только подтверждает эффективность и востребованность местного трамвая.

Когда-то давно я испытал в Киеве ощущение, будто трамвай какой-то медленный и отодвинутый далеко на задний план. Это было вызвано наличием метро. Вернувшись тогда в Одессу, я вновь ощутил, как трамваи царствуют. В Екб ощущения, что трамваи в чем-то уступают метро, у меня нет и близко. Они правят и живут полнокровной жизнью, спокойно соседствуя со своим скоростным кузеном :)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Кстати, интересно, что в Екатеринбурге куда чаще, чем в Одессе и Омске, встречаются трамвайные светофоры.

 

 

Широка и троллейбусная сеть. Пока не изучала, какая шире, но видел, например, что в Химмаш трамваи не едут, зато туда направляются 1-й и 6-й троллейбусы. Потому мне кажется, что совместно электротранспорт в столице Урала покрывает практически весь город и позволяет свободно и достаточно быстро перемещаться по нему. Создалось впечатление, что даже, если из наземного транспорта убрать автобусы и маршрутки, все равно трамвай и троллейбус совместно эффективно решат все или почти все транспортные задачи города. Впрочем, вполне возможно, что это иллюзия.

Внешний вид екатеринбургских троллейбусов воображение отнюдь не поражает (имею в виду основную часть, а не вообще все, разумеется, что видно и по фото, думаю). Кажется, что парку требуется серьезное обновления, хотя я бы не сказал, что износ страшный. Мне это напомнило недавнюю ситуацию в Одессе, где троллейбус также охватывает большой кусок города, машин вроде выходило много, но степень износа была велика. Сейчас как раз парк в Южной Пальмире очень серьезно обновляется. Может, я чего-то не знаю, однако кажется, что Екатеринбургу тоже следует этим заниматься, причем, прежде всего, касательно троллейбусов, потому у трамваев состояние получше. Быть может, все это полный бред ) Как бы там ни было, широта сети и интервалы движения троллейбусов хороши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

По бывшему Свердловску активно ездят автобусы, на которых написано "Есо Gas" и "Топливо Будущего". Я так понимаю, подразумевается, что они используют двигатель на газу, и это меньше вредит окружающей среде, чем бензиновые двигатели. Сзади таких автобусов видна вот такая особенность:

 

 

Не знаю, почему там кусок корпуса так выступает. В нем двигатель?

 

 



 

 

Автобусный парк, как показалось, в Екатеринбурге пребывает в отличном или просто хорошем состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видел даже такой автобус :) По Одессу и Омску они уже не ездят на маршрутах. По Екатеринбургу, впрочем, тоже – этот постоянно стоял недалеко от станции метро "Уральская", одного из автовокзалов и ЖД-вокзала. Я видел его и 14-го, и 18-го  в этом месте. Что он там делал – не имею ни малейшего понятии :)

 

 

Маршруток также довольно много. Причем в Екб я столкнулся с тем, чего никогда ранее не встречал: маршрутки с вроде бы двузначным номером имеют трехзначный! Непонятно? Щас поясню. У них там есть маршрутки 018, 033 (это просто для примера, необязательно, что имеются именно такие) и подобные им. Никогда ранее я не встречал подобной нумерации, начинающейся с нуля. Причем, например, параллельно существуют 19 маршрутка и 019-я! Я из-за этого чуть было не поехал туда, куда мне совсем не нужно было ) Увидел "019" и сел. Хорошо, что спросил тут же, ибо мне нужна была "19"-я ) Очень интересный для меня момент. При этом иногородний человек, у коего в городе такое не встречается (а, может, этого вообще больше нигде и нет?), полагаю, вполне может запутаться. Показалось, что и автобусы с такими номерами типа "031" есть, но не уверен.

Вообще же маршруток действительно много, они, видимо, ездят, куда угодно. И машины для них используются самые разные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате получается так, что в Екатеринбурге в сумме очень много трамваев, троллейбусов, автобусов и маршруток, и возникает ощущение, что везде и постоянно, кроме ночи, очень активно ездит общественный транспорт. Очень и очень активно. Вероятно, дублирования и правда много, однако из-за этого же, как кажется, практически из любой точки в любую можно добраться очень быстро, вряд ли екатеринбуржцам обычно приходится сильно долго ждать транспорта (хотя тут уже надо слушать их мнения).

 

Разумеется, по Екатеринбургу ездили и так называемые "шаттлы" – автобусы, бесплатно развозившие болельщиков из фан-зоны. Такие были (есть) во всех городах, принимавших/принимающих чемпионат мира. Не знаю, как в иных местах, в столице Урала для этой цели использовались обычные городские автобусы (в смысле, те же машины). Поездить в них не довелось, но видеть я их видел, и не один раз. По отзывам вроде бы было удобно.

Одна из бросившихся мне в глаза особенностей свердловского наземного транспорта – очень короткие перегоны, то есть, расстояния между остановками. Может, так не везде, но там, где я ездил, было именно так. Или почти все время так. Иногда казалось, что транспорт останавливается чуть ли не у каждого столба или дерева. В Одессе и Омске, да и в других городах, где я бывал, перегоны однозначно длиннее, а случаи, когда они такие же короткие, кажутся исключением. С непривычки это несколько раздражало, потому что вместе со светофорами создавало эффект постоянного торможения движения ) Оценить этот момент мне трудно, потому что тут нужно внимательно изучать карту и оценивать, насколько адекватны интервалы и насколько полезно именно такое близкое расположение остановок. Здесь хотелось бы послушать мнение жителей Екатеринбурга или тех, кто прожил там достаточно долго и не особо активно пользовался при этом личным транспортом.

Еще один момент, связанный косвенно с транспорт. Когда я перебрался из Одессы в Омск, то некоторое время привыкал к тому, что нужно нажимать на светофорах кнопку, дабы через некоторое время загорелся зеленый свет. В Южной Пальмире таких светофоров или нет, или почти нет, а в Омске они на каждом шагу. Перестроился я не сразу, но к моменту приезда в Екб в этом смысле был уже настоящим омичем ))) И вынужден был снова перестраиваться, ибо меня постоянно тянуло нажать кнопку, которой нет: в столице Урала, как и в Одессе, таких светофоров либо мало, либо они вообще отсутствуют.

В предыдущей части я вспоминал о широких дорогах Екатеринбурга. Тут же замечу, что они еще и достаточно качественные, потому ехать по ним приятно. Они уж точно лучше, чем в Омске, хотя у нас последние три года в этом смысле дело налаживается явно. И, пожалуй, получше, чем в Одессе. Как минимум, если сравнивать с тем, как было в Жемчужине у моря, когда я ее покидал 19 января 2013 года.

В Омске проезд в трамваях, троллейбусах и автобусах ныне стоит 22 рублей, маршрутка – 25. В Екб же Т, Тр и А – по 28 рублей (~0,45 доллара или 11,72 гривны). Немножко дороговато. Но при этом столько стоит проезд на ВСЕМ транспорте, то есть, на маршрутках и метро тоже. А это выглядит для меня, как удивительная ситуация, и сглаживает то, что цена не самая низкая.

К сожалению, далеко не сразу узнал, что для меня проезд частично бесплатный благодаря вот этому значку на бейджике/карте аккредитации:

 

 

Метро и троллейбусы были для меня целиком бесплатными, из автобусов, насколько мне известно, те, на которых был написано "FreeFIFA". Маршруток это вроде не касалось вообще никак. Один раз, когда таким образом заходил в метро, женщина, контролирующая проход через турникеты, с улыбкой заметила, что ей нужно провести специальной картой, потому что "надо же считать, сколько вас, халявщиков" :)

Для болельщиков, имеющих паспорт болельщика (FanID), насколько я знаю, проезд до конца ЧМ бесплатный в тех же масштабах (только в городах, принимающих мундиаль, насколько я понимаю). При бесплатном проезде в троллейбусах тоже билетик по этому поводу давали специальный :)

 

 

Объявления в общественном транспорте – на двух языках (если только автоматическое по какой-то причине не перестало работать: водители в этих случаях говорили исключительно по-русски, и ждать чего-то другого явно не стоило). Причем не только объявления остановок, но и другая информация. Предполагаю, что это было сделано к чемпионату мира. При этом меня смутили два момента:

1) Объявления на двух языках следуют не одно за другим, а одно внутри другого. То есть, например, это звучит так: "Остановка" – "Thisis" – "улица Щербакова" – "Sherbakovastreet" – "Следующая остановка" – "Nextstopis" – "переулок Широкий" – "Shirokylane". Так в наземном транспорте, но в метро суть та же. Честно говоря, я почему-то думал, что обычным является произнесение сначала фразы на одном языке, а затем – на другом. Хотя, может, мне так кажется. И как оно удобнее для иноземца, мне трудно сказать;

2) В метро по поводу закрывающихся дверей говорили "becareful". А вот в наземном ОТ – "takecare". Мне второй вариант резал слух, хотя, быть может, это мое невежество, и англофоны также применяют его в аналогичных ситуациях.

 

В итоге я ездил в Екатеринбурге на всем: трамваях, маршрутках, троллейбусах, метро. Больше всего пользовался троллейбусами и метрополитеном. У меня создалось впечатление, что транспортная система города – отличная, в ней очень хорош и наземный ОТ, а метро только значительно улучшает ситуацию (при этом в Екатеринбурге на данный момент, учитывая, что ветка метрополитена всего одна на девять станций, вряд ли уместно понятие "подвозящий транспорт. Просто метро и наземный ОТ активно взаимодействуют). Для в целом стороннего взгляда это лучшая система общественного транспорта из тех, что я видел в городах России и Украины. Ну а для безумного фаната электротранспорта это просто-таки рай :) Возможно, я пропустил множество подводных камней. Как уже отмечал, моя оценка сильно смазана тем, что я пробыл в Екатеринбурге всего 19 дней, да и ездил далеко не по всему городу. Потому, если кому есть что возразить, слушаю вас очень внимательно ) Но, в любом случае, я думаю, что верным будет утверждение, согласно которому система ОТ в бывшем Свердловске является одной из самых развитых и эффективных среди городов-миллионников и просто крупных городов РФ и Украины.

 

Продолжение следует…

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку