Глава 1. Типы социализма. Атеистический социализм и христианская аксиология на примере России.
Россия в современный период развития истории, с еще нетлеющим развалом прежних духовных, социально-экономических устоев жизни, сейчас как никогда испытывает жажду в новых ценностях, в новом образе жизни и мыслей. В период гегемонии марксизма и атеистического социализма были разрушены прежние нити духовной общности русского народа, которые базировались на Православных канонах христианской веры. В период феодализма, конечно, затруднительно выделить направленность государства на социалистические законопроекты по отношении к своему народу, но государство, с главенствующей верой - Православием - всё же стремилось по мере возможностей подстраивать свою интенцию на народ в социальном ключе, что уже, к примеру, было видно уже с XVI в. в период царствования Ивана "Грозного" IV:
- уже в XVI в. было установлено равенство между всеми слоями населения. Крепостничества в то время на Руси не существовало вообще! Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за ее аренду - и ничего более. А дети его считались свободными от рождения в любом случае;
- введен суд присяжных (безусловно, демократический и социальный феномен, позволяющий участвовать народу, пусть и не самым простым в делах экономических, но монополия государства на все сферы властвования была прекращена, - судебную функцию отчасти восполнял обычный народ);
- было введено бесплатное начальное образование (церковные школы, - а как иначе, ведь основная доктрина государства была в черте Православного лона, что не умоляет достоинств такого государства и данного феномена бесплатного начального образования, ибо нет ничего сверхнеприемлимого для человеческих свобод в христианских постулатах любви к Богу, и к ближнему своему как к себе самому);
- было также введено местное выборное самоуправление вместо воевод, что позволило государству быть с разветвленной системой управления страной, а не единоличным контролем, как это, к примеру, в деспотических к человеческим свободам государствах;
- за всё время царствования не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число "репрессированных" составило от трех до четырех тысяч;
- был запрещен рабский труд (источник - "Судебник" Ивана Грозного).
И это было, напомню, в XVI веке. Было ли подобное отношения государственных систем в интенции к народу на Западе, а именно - католических и протестантских странах?
Россия, в принципе, никогда не была полностью капиталистической, с капиталистическим мышлением граждан, что позволяет нам предположить, что и будущее страны сложится не в пользу дикого, буржуазного капитализма, а всё же страна с такой великой и богатой историей вернётся к своим истокам, а не будет идти на поводу западных диктатов псевдодемократии с "полицейской дубинкой", вульгарно обезьянничая у Запада их ценности и социально-экономические пути развития государственности.
Так какие же пути предлагает нам история существования Великой России, - в современный период истории, - чтобы не свалиться в пропасть первобытного строя с постепенным одичанием, а значит и упадком духовных ценностей, что повлечет впоследствии ассимиляцию русского духа в целом? Безусловно, неправильно было бы полностью изолироваться и цепляться лишь за свои ростки государственности, которые то вспыхивали и бурлили как самый справедливый государственный строй в мире, то затихали и были нещадно критикуемыми всем миром, а наша страна называлась "Империей зла". Что нынешняя Россия может почерпнуть из своей истории? Безусловно, это ее духовные ценности, зиждущиеся в Православном лоне христианства.
Еще в девяностых годах XX в., сразу после распада социалистического строя в Советском Союзе, Россией овладела дикая жажда к капитализму, причем в ее самой зверской форме. Капиталисты стремились обогатиться за счет социальных справедливостей народа. В такой модели невозможна ни наука, ни подъем духовных ценностей, ориентированных как на личность, так и на общество. Есть лишь вульгарная потребность во всепожирающей необходимости прожигания своей жизни материальными благами. От природной необходимости в материальных благах, разумеется, человеку не избавиться, и они тоже необходимы обществу как воздух, но когда одно порабощается другим, одно возрастает за счет другого - это неправильный путь жизни и развития личности и государства. Государство не должно поощрять диких форм порабощения личностей отдельными капиталистами, исход деятельности которых зачастую является - упадок общего благосостояния народа и рост благосостояния отдельного капиталиста. Безудержных капиталистов никуда не деть, но государство, как общий механизм регулирования народной интенции к ценностям, должно иметь наиболее приемлемые к социуму в целом методы регуляции интенции народа к ценностям, чтобы страна не порождала подобных капиталистов, которые стремятся обогатиться за счет всего народа. Капитализм, с его эксплуатацией человеческих ресурсов, на Западе уже изживает себя, о чем показывает, к примеру, статистика доходов граждан США: большинство миллионеров в Соединенных Штатах Америки заработали свой миллион не производя никаких благ ни для себя (кроме бумажной валюты), ни для общества; а путём спекуляций на фондовых биржах, играя на курсах понижения и повышения валют. Прекрасно, вдохновленные ихним примером, давайте все кинемся ради обогащения на фондовые биржи, играя на курсах валют. Кто, в таком случае, будет производить материальные средства? Очевидно, малообразованные граждане.
Впрочем, сейчас подобная тенденция уже существует на Западе, а в России успешно развивается. В ВУЗах наблюдается гегемония поступающих на экономические, управленческие факультеты, а что до остальных факультетов, то туда идут по иным мотивам, но не по причине обучения той специальности, которую гражданин выбрал. В институтах Культуры открываются юридические и экономические специальности, отделения, факультеты. Люди, получившие, к примеру, историческое образование - идут в торговую отрасль: "челноками", либо продавцами на рынках. И правда: как человеку продолжать свой научный рост, если зарплата начинающих преподавателей в том же Университете составляет менее суммы в минимальную зарплату? Молодой учёный вынужден подстраиваться под существующие порядки, выбирая темы для написания своих научных работ подстать каким-нибудь корпоративным целям крупной фирмы, дабы иметь возможность работать в этой фирме, так как направление мысли молодого ученого и стратегия крупной корпорации совпадают; либо же молодой ученый вынужден где-либо еще работать, на работе, никак не относящейся к учёной деятельности. Вот и выходит, что большой пласт ученых в России оказывается невостребованным, даже гонимым и порицаемым капиталистически направленным обществом, которое сложилось сразу после распада СССР.
У России уже есть негативный опыт построения социализма в отдельно взятом государстве. Поэтому у русских, как ни у какого другого народа, уже чётко сформировался предрассудок по поводу социализма в целом. Россия выбрала неверную идеологию социализма, что и пролилось в упадке систем ценностей у большого пласта населения. Если в послевоенное время сложившийся тип социализма с определенной идеологией имел право на существование, то в мирное время нужны совершенно иные ценности и, как следствие, идеология. Идеология капитализма определяется его сугубо экономической подоплекой - это идеология наживы, но кроме выгоды материальных благ капитализм больше предложить ничего не может. Подобная система неизбежно должна рухнуть, ибо в основе её лежит конечная цель - материальное благополучие, а значит, если система работает, то человек неизбежно материально обогащается, - но что же после материального обогащения следует? При социализме такая связь между экономикой и идеологией отсутствует. Поэтому социализм, как экономический строй, допускает разные идеологии. И в зависимости от целей, которые ставит перед собой социализм, можно различать следующие три его разновидности:
- Христианский социализм, целью которого является создание земных условий, способствующих восхождению человека к Богу. Это совокупность социально-экономических отношений между людьми, складывающаяся на основе братской любви христиан, их милосердия и взаимопомощи. Во главу такой социалистической модели государственности ставится непосредственный контакт между людьми, зиждущийся не на корыстной буржуазной выгоде, а на самоценностях личностей. Данный тип взаимоотношений является наиболее приемлемым видом отношений между личностями в любой аксиологической модели. По Христианскому социализму еще будет далее.
- Материалистический социализм, целью которого является наиболее полное удовлетворение потребностей людей, как материальных, так и "духовных" (на самом деле - душевных). Этот тип социализма проповедует идею безбедного устроения на земле, построения "земного рая". Не без доли иронии данный тип социализма можно назвать "сказкой для убогих сердец". Данный вид социализма был в СССР в послевоенные годы, когда страну нужно было поднимать с развалин.
- Атеистический социализм, целью которого является уничтожение христианства. Это социализм антихристианский, социализм по Марксу и большевикам.
С последним типом социализма, атеистическим, СССР хорошо был знаком в довоенное время. Именно такой социализм, борющийся с христианскими ценностями, строили большевики во главе с Лениным. Однако остаётся непонятным, для чего "советскому социализму" необходимо было рушить прежние православные ценности общества, которые имели массовый характер. Социализм никак не противоречит христианству, но даже наоборот, способствует развитию на практике заветов христианства в любви к ближнему своему, - что на социально-экономической проекции выражалось в виде общественной собственности и коллективизма. Большевики боролись за экономические права и свободы простых тружеников, прививая новые ценности всему обществу - вера в человека, как в Бога, а в законы хозяйственного развития, как в божественный промысел. Данный тип идеологии характерен для атеистического социализма, борющегося с христианством. Большевики видели корень всех зол и несправедливостей в христианстве. Атеистический социализм относится непримиримо к христианству, да и в сущности и ко всякой другой религии, ибо сам хочет стать религией и вытеснить всякую другую. Ошибка большевиков заключалась именно в том, что они выбрали неправильную идеологию - атеистическую. Было бы гораздо легче взять уже существующие этические, православные ценности за базис и строить социализм, исходя из постулатов любви к ближнему. Атеистический социализм же из-за её неправильной идеологии неизбежно со временем упраздняется и на его место становится дикий капитализм. Вера в человека, как в Бога, неизбежно приводит к капиталистическим характеристикам личности - эгоизму, корыстолюбию и стремлению к наживе. На примере Советского Союза, можно выделить те огрехи, которые присущи атеистическому социализму. Получается двоякая ситуация, где человек как бы зажат в тиски противоречия идеологии марксистского социализма. С одной стороны, есть вера в человека, как в Бога, а это значит, что человек вправе при собственном желании идти на поводу своих желаний и потребностей, удовлетворяя их даже за счет социальной справедливости общества, потому что в такой идеологической установке над человеком нет довлеющих нравственных законов - братской любви к ближнему - что позволяет человеку не считаться с обществом и, по сути, нарушать общий механизм социализма; а с другой стороны, идеология государства прививает человеку установку, что всё окружающее является в общественном пользовании, а значит и в пользовании отдельно взятой личности, что может привести к корыстному, буржуазному пользованию собственностью одной личностью в пользу всего остального общества, - а это уже главный и верный признак капиталистического строя, но не социализма. То есть в атеистическом социализме в самом корне есть огромные противоречия, которые со временем приводят к прогниванию подобного строя и приходу на смену капиталистического строя. У человека при атеистическом социализме нет долгосрочной мотивации к работе. Если бы не трагические обстоятельства экспансионной политики некоторых западных стран по отношении к России, то большевикам вряд ли удалось построить данный тип социализма в России. Народ не столько нуждался в новых ценностях атеистического социализма, сколько был изнурён деспотической политикой своего государства. Начальник МВД и НКВД СССР уже после гражданской войны большевиков с "белыми" признавался в своих письмах, что провал "белой" армии адмирала Колчака было обусловлено отсутствием свежей струйки в идеологии "белых". Если бы Колчак сделал лозунгом своей армии призыв "За Народного Царя", то большевики и месяца не продержались бы в войне против армии Колчака. Решающим моментом гражданской войны между двумя строями стал вопрос экономической свободы, но не ценностей. Россия просуществовала к тому времени тысячу лет с Православной аксиологией, и было неразумно единочасно рушить все ценности и прививать новую религию народу, что в будущем и повлекло к прогниванию такой системы изнутри и дальнейшим крахом социалистического строя.
Православие создало дух русского народа, а большевики покусились на главную святыню русского духа, пытаясь её разрушить, тем самым неосознанно разрушая сам дух русской самоидентификации. Главной причиной разложения досоветского строя являлось глубокая классовое дробление общества, высший класс которого объяснял подобное неравенство христианской обусловленностью, а именно - власть наделена божественной силой и была дана Богом, а значит и непоколебима. Данная трактовка христианства является ошибочной и приспособлена к деспотично ориентированной властью, что и послужило общим негодованием к христианской традиции в России. Это и повлекло разрушение всех остальных христианских ценностей, отметённых якобы как не нужные отростки основного аргумента большевиков против сложившейся власти и к христианству. Из-за догмата о наделении Царя божественной властью - на христианство была наложена чёрная метка, которая и послужила общей трещиной христианских ценностей и дальнейшим их упразднением. В XX в. уже было понятно, что данная несправедливость в классовом дроблении общества невозможна в силу развития истории человечества с её традициями свобод человека, личности. Ошибка досоветской власти в России заключается именно в том, что власть не захотела дать человеку желанные экономические свободы. Политический аппарат монархической России слишком медленно двигался к этому направлению. Возможно, монархическое правительство со временем постепенных реформ и дало бы свободы обществу от классовой несправедливости, но тут вмешались большевики и их политика захватнического, даже террористического вмешательства в политику реформистских изменений правительством монархической России. Необходимость в революции была в том числе и из-за экспансионной политики Запада, развязавшего Мировую Войну, что не позволило монархистской России продвигать в дальнейшем реформы, ориентированных на получение свобод обществу от классовой несправедливости дифференциации общества. Западное экстремистское, капиталистическое настроение сыграло немаловажную роль в разложении русского духа и его ценностей, дав стимул к приобретению Россией такого строя, который в дальнейшем приведёт всё равно к капитализму в западной его форме, потому что это полезно для Запада, но губительно для русского духа с его православными ценностями.[SIZE=3][B]