
Мир лежит во зле» - сказано в Первом Послании Апостола Иоанна. Вспомним только, как распространены среди людей высокомерная гордость, завистливое честолюбие, тщеславие, обидчивое самодюбие, чувственная похотливость, обжорство, пьянство, леность и т.п. пороки.
Многие люди, наблюдая перечисленные виды зла, приходят к убеждению, что мир не сотворен Богом, что Бога нет или что если Бог существует, то во всяком случае Он не Всемогущ, не Всеблаг, не Всеведущ.
Размышляя о мире, мы логически необходимо приходим к убеждению, что он не может существовать изначально: бытие его сотворено Сверхмировым, Сверхсистемным существом. В религиозном опыте это Существо открывается нам, как живой Личный всесовершенный Бог, как абсолютная полнота бытия и бесконечная благость – любовь. Такое существо ни в чем не нуждается, и нет ничего, что заставляло бы его творить мир. Следовательно, Бог создал мир не для Себя. Очевидно, будучи совершенным, всесторонним добром, Он пожелал, чтобы Его совершенство существовало не только для Него Самого, чтобы были существа, которые могли бы, насколько возможно, усваивать Его добро, следовать Ему и принимать участие в полноте Его совершенной жизни. Такова природа добра: оно стремится раздавать себя всем. Св. Фома Аквинский говорит: «Добро по существу своему склонно растространяться из себя и, чем оно более высокого порядка, тем более интимно и изобильно оно сообщается».
Таким образом, Бог служит первопричиной сотворения бытия. Однако Бог не отожествляется с бытием, как это делает пантеистическая традиция, но все же Бог Вездесущ.
Вездеприсутствие Бога в мире есть не частичное тожество Его с миром, которое принизило бы Бога и вместе с тем лишило бы мир самостоятельности, а любовное следование за тварными существами на всех путях их жизни с всегда протянутою рукою помощи, которая мощно поддерживает всякого, кто не отталкивает ее. Поэтому, видя во всем, что ни происходит в мире, участие Промысла Божия, содействующего добру, хотя часто и непонятными нам путями. Христианин же никогда не решится утверждать вместе с Л. Толстым, что «Бог есть то неограниченное Всё, чего человек сознает себя ограниченною частью».
Таким образом, Бог сотворил мир не для Себя, а для нас, и наделил нас потенциалом творческой деятельности, наподобии Своей творческой способностью, с помощью которой Он сотворил наш мир.
Творение мира Богом есть проявление бесконечно большей творческой силы, чем та творческая способность, которая свойственная нам, людям. Творя мир, Бог не нуждается для этого ни в каком данном Ему материале; Он не берет его извне Себя, ни из Самого Себя: Он творит мир и по форме, и по содержанию как нечто совершенно новое, отличное от Него и раньше не существовавшее никакою своею стороною.
Итак, благодаря своей творческой деятельности мы участвуем в полноте, сотворенной Божественной Творческой Силой. Но, если мир был сотворен с помощью добра, то каким же образом в мире укоренилось зло? Прежде всего, следует разделить зло на природное и зло человеческого характера. Зло человеческого характера – это зло, причиненное деятельностью личности или группы личностей. Природное зло проистекает вне воли личности. К таким видам зла относятся природные катаклизмы, всеразличные болезни и т.п. недуги. Природное зло однако же является злом лишь в следствии несовершенности существа личности, что обусловленно саморазвитием его Творческой способности, которая, в свою очередь, развивается путем достижения абсолютных ценностей, таких как истина, красота, Бог. Зло же, имеющее человеческий характер, возникает в результате творческой деятельности относительных ценностей взамен абсолютных.
Деятельность личного существа целестремительна: личность стремится осуществить цели, имеющие действительно положительную ценность или кажущиеся ей таковыми. Личность, стоящая на такой ступени развития, как человек, наполняет свою жизнь восприятием и осуществлением весьма разнообразных ценностей. Человеку дороги абсолютные ценности; он стремится открывать истину или, по крайней мере, усваивать истину, открытую другими; он не может быть вполне равнодушен к вопросу о нравственно правильном поведении; он стремится к благообразию своей жизни или творит красоту, как художественное произведение, или, по крайней мере, воспринимает красоту, сотворенную другими, красоту природу и т.п. Кроме того, человек в своем земной бытии, полном несовершенств, дорожит также ценностями относительными, то есть такими, которые в отношении к одним существа суть добро, а в отношении к другим – зло.
Относительные ценности суть блага, используемые одним или нескольккими существами так, что другие ими при этом не могут пользоваться. В большинстве случаев это блага – делимые и истребимые при пользовании ими; они не могут служить целостно и одинаково всем существам. Такие блага возникают и существуют лишь в том царстве мира, в котором существуют распады и разъединения между существами вследствие недостатка любви друг к другу и отсуствия единодушия. Погоня за ними и борьба за них есть выражение большей или меньшей степени себялюбия (эгоизма), то есть любви к себе, большей, чем к другим существам.
Иной же характер имеют абсолютные ценности, например истина или красота симфонии, красота стиха и т.п. Они неделимы и неистребимы; пользование ими не умаляет их; наоборот, чем большее количество лиц воспринимает их, тем выше удовлетворение все тех, которые бескорыстно любят их, как нечто совершенное, достойное существования, ценное само по себе. Для некоторых людей эти ценности недоступны или встреча с ними ведет для них неблагоприятные следствия, однако из этого вовсе не вытекает, что ценности эти не имеют права считаться абсолютными: печальные явления возникают не из сущности, а из несовершенства тех, которые не умеют пользоваться ими.