-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в solus_ipse_sum

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 533




Самый факт разделения людей на богатых и бедных не есть Божеский закон и богатство не есть Божий дар человеку, но такое разделение есть результат недостатка братской любви среди людей и обиды слабейших более сильными. Василий Ильич Экземплярский

В оправдание творения Творца.Дальнейшая деятельность разумной субстанциальности.Опыт.

Пятница, 03 Июня 2005 г. 23:22 + в цитатник
Существа, годные для обожения, то есть способные к высочайшему добру, ради которого только и стоит творить мир, суть действительные личности. Но действительною личность не может быть сотворена: тварное существо должно самостоятельно и свободно использовать свои Богом созданные свойства, чтобы оказаться действительною личностью, то есть существом, которое живет, как личность. Следовательно, из рук Божиих тварь выходит, как потенция личности (возможность личности), но еще не действительная личность. Это и понятно: если бы Бог творил не только основу личности, но и самую жизнь личности, то есть проявления ее во времени Самого Бога и, строго говоря, то, что мы называем миром, есть в действительности одна из сторон существования Бога.

Всякое бытие, всякий процесс, все, что ни есть в мире, имеет ценность, положительную, если приближает к полноте бытия, или отрицательную, если удаляет от полноты бытия. Но совершенная полнота бытия есть конечная цель всех тварных существ, достижимая ими не обособленно друг от друга, а совместно.

Первозданные свойства тварей николько не предопределяют содержания деятельностей их: ни одно существо не сотворено Богом добрым или злым, нежным или суровым, храбрым или трусливым и т.п. Сваха в «Женитьбе» Гоголя говорит об одном чиновнике: «Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет, то и соврет. Что же делать, так уж ему Бог дал; он то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть, - такая уж на то воля Божия». Сваха, конечно, ошибается: чиновник сам свободно выработал сво характер с наклонностью к лживости и до такой степени упрочил в себе привычку к лжи, что стал до некоторой степени рабом ее. Такой нрав, выработанный человеком в процессе его жизни и выражающийся в качествах доброты или злобы, храбрости или трусости, правдивости или лживости и т.п.. называется эмпирическим характером.
Первичный акт творения мира Богом, предшествующий шести дням развития мира и выраженный в Библии словами «в начале сотворил Бог небо и землю», состоит в том, что Бог создал субстанциальных деятелей, наделив их формальными свойствами сверхвременности, сверхпространственности и т.п., необходимыми для осмысленной жизнедеятельности, но не придал им никакого эмпирического характера. Выработать себе характер, то есть тип своей жизни, есть задача свободного творчества каждого существа.
Под словом «Эмпирический» характер я разумею здесь всякий определенный тип деятельности существа, например, все те качества, на основании которых естествознание различает царство растений, животных, минералов и устанавливает виды, роды, семейства и т.д. Сказать, что Бог сотворил субстанцианальных деятелей, не придав им никакого эмпирического характера, это значит утверждать, что Бог не творил кислорода, азота, воды и т.п.; Он не творил бактерий чумы или холеры, не творил клопов, вшей, тигров, орлов, берез, дубов и т.п.; Он не творил солнца, планет и т.п. Все эти виды жизни выработаны самими субстанциальными деятелями постепенно в процессе развития мира, в процессе свободной творческой эволюции его, конечно, при благодатном содействии Господа Бога, поскольку тварь стремится к добру.
Из сказанного ясно, до какой степени сотворенные Богом субстанциальные деятели выходят из рук Творца неопределенными: каждый из них наделен сверхкачественною творческою силою, использование же этой силы для выработки определенных качеств предоставлено свободным усилиям самого деятеля и зависит от того, какие ценности он полюбит и изберет как цель своей деятельности.

Первозданные свойства тварного существа, дающие ему возможность достигнуть абсолютного совершенства, аналогичны свойствам Бога как личности; поэтому можно сказать, что они суть образ Божий в твари.

Основа онтологии. Творец - источник. Разумность мира.

Пятница, 03 Июня 2005 г. 23:18 + в цитатник
Прежде чем отвечать на поставленные вчера вопросы, следует хоть немного выстроить онтологию, доказывающая Бога и сверхпространственныхи сверхвременных деятелей. Далее я буду придерживаться концепции разумности мира, отталкиваясь от механистической картины мира, ибо только положение о разумности мира дает человеку смысл существования, смысл жизни. В ближайшем будещем сделаю попытку оправдания смысла жизни. Пока же выстрою онтологию. Данная онтология далека от пантеизма и анимизма.

Включая в отнотологию динамистическую теорию материи, следует отдать себе отчет в том, представляет ли собою каждая материальная частица только множество процессов действования, оталкивания и притяжения, или в основе их находятся субстанциальные деятели как творческий источник и носитель процессов. Нетрудно убедиться, что материальные процессы неосуществимы без субстанциальных деятелей. В самом деле, электрон осуществляет отталкивание и притяжение по всем радиусам из определенной точки пространства; такое единство дйствий, меняющихся во времени, но остающихся тем не менее едиными, предполагает источник, единый и притом не «сидящий» в исходной точке действий и не раздробленный во времени, а господствующий над пространственной и временною разделенностью, то есть сверхпространственный и сверхвременный, потому непосредственно участвующий во всех своих действиях, в каком бы месте пространства и отрезке времени они ни находились, и спаивающий их в нераздельное единство. Коротко говоря, временные и пространственные отношения действования требуют сверхвременного и сверхпространственного соотносителя, который творит действие, как свое проявление, придавая ему форму времени и пространства.
Итак, в основе материальных процессов, как и в основе душевных процессов, находятся субстанциальные деятели. Перед нами теперь встает вопрос, существуют ли два вида субстанциальных деятелей, из которых одни производят только душевные процессы, а другие производят только материальные процессы, или, может быть, каждый субстанциальный деятель способен творить те и другие проявления. Обратимся прежде всего к своему «я». Без сомнения, я способен быть творцом и носителем действий отталкивания. Если на моей тарелке лежит мясо, издающее неприятный запах, я отодвигаю тарелку, то есть отталкиваю от себя. Этот материальный процесс, выражающийся внешне, как движение в пространстве, сопутствует и предшествуется внутренними моими дешевными состояними, именно переживанием усилия и волевым стремлением произвести этот акт. Следовательно, человеческое «я» способно производить и душевные и материальные процессы.

Планы:

Пятница, 03 Июня 2005 г. 01:13 + в цитатник
описать природу свойств существующего. Наделен ли человек изначально злом или добром. Заложены ли в человеке те или иные способности, возможности. Описать разницу между потенцией (Potentia) и способностью (Facultas). (Discretio ingenium)

"Аксиология повседневности" - бесмертное название бесмертной рукописи.

Пятница, 03 Июня 2005 г. 01:03 + в цитатник
Под ценностью (Potestas) в данном контексте я понимаю систему приоритетов, избранной творческой деятельностью (Actus fictionis).

Истоки зла. Или откуда оно берется. Fons Malum.

Пятница, 03 Июня 2005 г. 00:50 + в цитатник

Мир лежит во зле» - сказано в Первом Послании Апостола Иоанна. Вспомним только, как распространены среди людей высокомерная гордость, завистливое честолюбие, тщеславие, обидчивое самодюбие, чувственная похотливость, обжорство, пьянство, леность и т.п. пороки.
Многие люди, наблюдая перечисленные виды зла, приходят к убеждению, что мир не сотворен Богом, что Бога нет или что если Бог существует, то во всяком случае Он не Всемогущ, не Всеблаг, не Всеведущ.

Размышляя о мире, мы логически необходимо приходим к убеждению, что он не может существовать изначально: бытие его сотворено Сверхмировым, Сверхсистемным существом. В религиозном опыте это Существо открывается нам, как живой Личный всесовершенный Бог, как абсолютная полнота бытия и бесконечная благость – любовь. Такое существо ни в чем не нуждается, и нет ничего, что заставляло бы его творить мир. Следовательно, Бог создал мир не для Себя. Очевидно, будучи совершенным, всесторонним добром, Он пожелал, чтобы Его совершенство существовало не только для Него Самого, чтобы были существа, которые могли бы, насколько возможно, усваивать Его добро, следовать Ему и принимать участие в полноте Его совершенной жизни. Такова природа добра: оно стремится раздавать себя всем. Св. Фома Аквинский говорит: «Добро по существу своему склонно растространяться из себя и, чем оно более высокого порядка, тем более интимно и изобильно оно сообщается».

Таким образом, Бог служит первопричиной сотворения бытия. Однако Бог не отожествляется с бытием, как это делает пантеистическая традиция, но все же Бог Вездесущ.

Вездеприсутствие Бога в мире есть не частичное тожество Его с миром, которое принизило бы Бога и вместе с тем лишило бы мир самостоятельности, а любовное следование за тварными существами на всех путях их жизни с всегда протянутою рукою помощи, которая мощно поддерживает всякого, кто не отталкивает ее. Поэтому, видя во всем, что ни происходит в мире, участие Промысла Божия, содействующего добру, хотя часто и непонятными нам путями. Христианин же никогда не решится утверждать вместе с Л. Толстым, что «Бог есть то неограниченное Всё, чего человек сознает себя ограниченною частью».

Таким образом, Бог сотворил мир не для Себя, а для нас, и наделил нас потенциалом творческой деятельности, наподобии Своей творческой способностью, с помощью которой Он сотворил наш мир.

Творение мира Богом есть проявление бесконечно большей творческой силы, чем та творческая способность, которая свойственная нам, людям. Творя мир, Бог не нуждается для этого ни в каком данном Ему материале; Он не берет его извне Себя, ни из Самого Себя: Он творит мир и по форме, и по содержанию как нечто совершенно новое, отличное от Него и раньше не существовавшее никакою своею стороною.

Итак, благодаря своей творческой деятельности мы участвуем в полноте, сотворенной Божественной Творческой Силой. Но, если мир был сотворен с помощью добра, то каким же образом в мире укоренилось зло? Прежде всего, следует разделить зло на природное и зло человеческого характера. Зло человеческого характера – это зло, причиненное деятельностью личности или группы личностей. Природное зло проистекает вне воли личности. К таким видам зла относятся природные катаклизмы, всеразличные болезни и т.п. недуги. Природное зло однако же является злом лишь в следствии несовершенности существа личности, что обусловленно саморазвитием его Творческой способности, которая, в свою очередь, развивается путем достижения абсолютных ценностей, таких как истина, красота, Бог. Зло же, имеющее человеческий характер, возникает в результате творческой деятельности относительных ценностей взамен абсолютных.

Деятельность личного существа целестремительна: личность стремится осуществить цели, имеющие действительно положительную ценность или кажущиеся ей таковыми. Личность, стоящая на такой ступени развития, как человек, наполняет свою жизнь восприятием и осуществлением весьма разнообразных ценностей. Человеку дороги абсолютные ценности; он стремится открывать истину или, по крайней мере, усваивать истину, открытую другими; он не может быть вполне равнодушен к вопросу о нравственно правильном поведении; он стремится к благообразию своей жизни или творит красоту, как художественное произведение, или, по крайней мере, воспринимает красоту, сотворенную другими, красоту природу и т.п. Кроме того, человек в своем земной бытии, полном несовершенств, дорожит также ценностями относительными, то есть такими, которые в отношении к одним существа суть добро, а в отношении к другим – зло.

Относительные ценности суть блага, используемые одним или нескольккими существами так, что другие ими при этом не могут пользоваться. В большинстве случаев это блага – делимые и истребимые при пользовании ими; они не могут служить целостно и одинаково всем существам. Такие блага возникают и существуют лишь в том царстве мира, в котором существуют распады и разъединения между существами вследствие недостатка любви друг к другу и отсуствия единодушия. Погоня за ними и борьба за них есть выражение большей или меньшей степени себялюбия (эгоизма), то есть любви к себе, большей, чем к другим существам.
Иной же характер имеют абсолютные ценности, например истина или красота симфонии, красота стиха и т.п. Они неделимы и неистребимы; пользование ими не умаляет их; наоборот, чем большее количество лиц воспринимает их, тем выше удовлетворение все тех, которые бескорыстно любят их, как нечто совершенное, достойное существования, ценное само по себе. Для некоторых людей эти ценности недоступны или встреча с ними ведет для них неблагоприятные следствия, однако из этого вовсе не вытекает, что ценности эти не имеют права считаться абсолютными: печальные явления возникают не из сущности, а из несовершенства тех, которые не умеют пользоваться ими.

deus quaestus

Четверг, 02 Июня 2005 г. 23:57 + в цитатник
Мысль, что мир существует не сам по себе, а сотворен Сверхмировым существом, есть истина абсолютно достоверная, строго и точно доказуема. В самом деле, мир есть система многих существ, соотнесенных друг с другом; вне этой взаимной соотнесенности бытие их не только неосуществимо, но и немыслимо. Поэтому размышление о системе мира необходимо выводит за пределы мира и обязывает усмотреть стоящий над миром источник его – Сверхсистемное начало. Это начало глубоко отличается от мира: оно не может быть выражено никакими понятиями, заимствованными из состава мира. Действительно, если бы Оно подходило под какое-либо понятие, применимое также и к мировым существам, Оно было бы членом мировой системы и было бы взаимно связано с миром отношениями. Чтобы служить объяснением системы мира и отношений в нем, оно должно быть сверхотносительным, сверхсистемным источником мира.

Манбланш

Четверг, 06 Января 2005 г. 02:03 + в цитатник
Если между душой и телом нет никакого сходства, то каким образом они взаимодействуют?

Половинка.

Среда, 09 Июня 2004 г. 00:26 + в цитатник
Существует такая притча:
Когда Творец создавал человека, он разделил его на две половины. Одну половину сделал женщиной, другую - мужчиной. И разбросал их по свету. И с тех времен у каждого человека на свете есть своя вторая половинка. Она одна единственная, только для вас предназначенная. Все остальные - не для вас. Вы можете с ними встречаться, влюбляться, жениться, но только все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Потому что счастливы вы можете быть только с одним человеком. Вам просто его надо найти. Ведь она, эта половинка, тоже ходит по свету одинокая, пропадает без вас.

Ударная любовь стучит по проводам.

Четверг, 27 Мая 2004 г. 00:24 + в цитатник
По жизни нас преследуют тени многих людей, давя на горло, когда появляются на миг и дают пищу для положительных воспоминаний. Многие настойчиво, эгоистично кричат "СКУЧАЮ!", иные же не могут кричать. С поникшею головою, шепотом они произносят лишь скупое "скучаю...", отдавая горечью в каждом звуке. Они верят в природную силу притяжения двух людей, а не в эгоистичный каприз. Они обреченно ездят от станции к станции, ожидая, что кто-то войдет в их поезд, захочет остаться...


Поиск сообщений в solus_ipse_sum
Страницы: 9 ..
.. 4 3 [2] 1 Календарь