Метод Монтессори: философия свободного развития |
Сергей Стулов, АНО “Международный образовательный центр Монтессори-педагогики”. (Ленинградская область, г. Тихвин) www.montessori-tihvin.ru |
Наталья Степаненко (ИП), Детский сад “Пиноккио”, (Омская область, г. Омск) |
Анна Джанкович (ИП), Детский клуб “Страна чудес” (Костромская область, г. Кострома) www.strana-chudes.ucoz.ru |
Юлия Коробицына (ИП), Детский развивающий Монтессори-центр "Я сам” (Свердловская область, г. Сухой Лог) |
Ирина Жданова (ИП) Центр семейной психологии “Аист” (Владимирская область, г. Муром) |
Согласно одной из теорий, вся педагогика сводится к двум возможным установкам учителя: “делай как я” и “делай сам”. Взаимодействие наставника и ученика по первой из этих двух моделей характерно для классической, традиционной школы. Второй путь более сложный и непредсказуемый, но сулит большую отдачу: мобилизует творческие способности, развивает нестандартное мышление, воспитывает ответственность. Никто не отрицает ценности копирования – оно было и остается основой любого учебного процесса. Проблема в том, что лишь немногие преподаватели способны от первого уровня перейти на более высокий. Воспитательному процессу не хватает свободы и полета. И здесь на помощь приходит доказавшая свою эффективность уже сто лет назад, но по-прежнему остающаяся новаторской система раннего развития детей, созданная Марией Монтессори.
Любой проект, направленный на развитие, обучение и оздоровление подрастающего поколения, имеет социальную значимость. Поэтому неудивительно, что в числе поддержанных Фондом “Наше будущее” предпринимателей в 2011 году немало тех, кто предлагает качественное образование и досуг родителям и детям в самых разных регионах России. И среди этого многообразия особо можно, пожалуй, выделить предприятия, так или иначе следующие принципам раннего развития, а точнее, использующие методику Монтессори. Конечно, у каждого из этих предприятий свои приоритеты и своя, по-своему уникальная логика роста. И все же все они разделяют общие ценности – признают за ребенком право на свободу и самостоятельный выбор наиболее подходящих пособий, а также темпа и ритма обучения; выступают против диктата взрослых, заменяя его сотрудничеством детей с родителями или педагогами; стремятся вырастить творческую личность и поддержать детей с ограниченными возможностями.
Именно с внимания к ним более ста лет назад начала свои научные изыскания знаменитый итальянский врач Мария Монтессори.
• В 1907 г. в Сан-Лоренцо, Италия, открылся первый “Дом ребенка”, работающий по принципам Марии Монтессори, со специально оборудованным пространством и разработанными ею сенсорными материалами. В нем обучались 50 ребят в возрасте 2-6 лет из ближайших беднейших окраин. |
В начале XX века она проводила исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, изучая, как природные факторы и окружающая среда влияют на умственные способности детей. Вскоре доктор Монтессори поняла, что проблемы детей с отклонениями имеют не медицинские, а, вероятнее всего, педагогические корни. Она пришла к выводу, что работать с ними надо в детских садах и школах. Для преодоления изоляции им нужна особая развивающая среда, в которой будет простор для самореализации ребенка. Так на свет появился главный принцип методики Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”.
Наталия Зверева, директор Фонда "Наше будущее": "В 2011 году по итогам Всероссийского конкурса “Социальный предприниматель” мы поддержали большое количество проектов, направленных на работу с детьми. Мы понимали актуальность проблемы нехватки мест в детских садах и были очень рады, когда социальные предприниматели, уже работающие над решением этой проблемы, пришли к нам на конкурс. Сейчас в России нет типовой образовательной программы в детских садах, разрешена вариативность обучения, при этом стандартов качества на рынке дошкольного образования нет. Мы часто видим советское наследие в детском саду – субъектно-объектные отношения преподавателей и детей. Общество изменилось и требует уважительного отношения к ребенку".
Татьяна Скорая, руководитель Дирекции разработки программ Фонда “Наше будущее”: "Когда мы приехали к участникам конкурса (командировка на места – один из последних этапов конкурса) в несколько детских садов, работающих по системе Монтессори, я была поражена взрослым, ответственным поведением детей. В Международном образовательном центре Монтессори-педагогики Сергея Стулова мы увидели, как трехлетний малыш сам наливает себе половником суп, другие дети гладят горячим утюгом одежку и острым ножом нарезают фрукты! Ребенок должен свободно и самостоятельно познавать мир, считала Мария Монтессори. Сначала наиграться в одно занятие, а потом уже переходить к другому. Один папа, забирая свою малышку из детского сада, смеялся, что, кроме как стирать, ничему в садике не учат: каждый раз, когда он приходил за дочерью, она стирала!.. Личность – вот как определяет ребенка любого возраста Мария Монтессори".
"За год работы Центра ребята не разбили ни одного кувшина", - признается Юлия Коробицына ("Я сам", Сухой Лог). |
Групповые занятия, когда взрослый не только наблюдатель, но и классический учитель, тоже проводятся ("Я сам", Сухой Лог). |
Малышка режет огурец настоящим ножом ("Я сам", Сухой Лог). |
Гладить вещи учат малышей от 3-х лет. Свободная рука за спиной - правило ("Я сам", Сухой Лог). |
Система социальной реабилитации детей с отклонениями очень быстро доказала свой универсальный характер. Она доказала свою эффективность для воспитания любого ребенка. Новой педагогический подход предполагал, что взрослый не является для малыша главным и единственным источником получения информации о мире. Старшие могут быть лишь наблюдателями, направляющими или при необходимости корректирующими действия ребенка. Такое взаимодействие оказалось очень плодотворным, особенно в отношении детей от 0 до 6 лет: именно в начале прошлого века специалисты осознали, насколько важна ранняя, дошкольная фаза формирование личности – период, когда закладываются все основные познавательные и адаптивные навыки. Мария Монтессори как раз была одним из первых педагогов, разработавших революционные методики для проведения развивающих занятий с младенцами до двух лет.
Сейчас, по прошествии целого столетия, система Монтессори остается более чем актуальной для работы с детьми разных возрастов, темпераментов, физических и психических возможностей. И если в двух российских столицах детских центров, предлагающих программы раннего развития, уже довольно много, то в регионах это движение только набирает обороты.
Нередко бывает, что социальный предприниматель начинает свой бизнес “с себя”. Создатели развивающих центров вначале задумывались о том, как обеспечить собственным детям раннее и всестороннее развитие. Так и получилось, что Сергей Стулов из Тихвина, АНО “Международный образовательный центр Монтессори-педагогики”, и его коллеги решили создать центр, специализирующийся на комплексной работе с детьми дошкольного возраста – их интеллектуальном, духовном, физическом развитии. Поначалу инициативная группа собрала собственных детей, организовав некое подобие семейного детского сада. Впоследствии к ним стали присоединяться и другие городские ребята, но семейный принцип, предполагающий уважение и внимание к каждому, свободу ребенка в выборе занятия и его партнерство со взрослыми, остался. “Мы поняли, что методика Монтессори идеально нам подходит, потому что здесь невозможны перегрузки, – объясняет Сергей. – Малыш сам выбирает нагрузку. Работа с развивающими пособиями – это фактически игра. Когда дети устают, они просто отключаются или переходят к другому виду деятельности”.
|
|||
Фотография каждого малыша висит над его полотенцем в ванной, шкафчиком в коридоре и тд. Не перепутаешь! “Международный образовательный центр Монтессори-педагогики”. (Ленинградская область, Тихвин). |
Комната, оборудованная по системе Монтессори, в Тихвине: на стене по кругу висят задания-материалы, направленные на развитие различных навыков. На стене - фотография Марии Монтессори (Тихвин). |
Занятие для малышей в группе 0-3 лет: открыть разные щеколды-замки, чтобы там... (Тихвин). |
...найти котенка или щеночка! ("Страна чудес", Кострома). |
Сама жизнь подсказала логику дальнейшего развития этого проекта. Сейчас тихвинцы создают частную начальную школу, в которой обучение будет строиться на тех же принципах, что и дошкольные курсы, – свободная деятельность детей в специально организованной среде. Частных школ в Тихвине практически нет, а Монтессори-школ – и подавно. “У нас недавно состоялся первый выпуск дошколят, – продолжает Сергей Стулов. – И мы поняли, что эти дети не в состоянии реализовать свой потенциал в обычных учебных заведениях. Школу нельзя винить – система диктует жесткие правила: ребят много, учителей мало, и они должны следовать определенным стандартам, выполнять программу, хотя бы минимально следить за безопасностью огромного детского коллектива. Наша частная школа, кстати, тоже обязана соответствовать образовательным стандартам и новому, суровому, принятому в сентябре 2011 года СанПиНу (Санитарным правилам и нормам). И все же у нас несравнимо больше свободы и вариативности в построении учебного процесса, и мы можем создать совершенно другую атмосферу, отличную от обычной, школьной”.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |