-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в socbusiness

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 43


Метод Монтессори: философия свободного развития

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 14:33 + в цитатник

 

 

Уникальная методика преподавания итальянки Марии Монтессори была запрещена после Октябрьской революции и, возможно, поэтому выглядит на россиском рынке дошкольного образования как абсолютная новация. Ребенок - маленький взрослый, личность, к которой надо относиться с уважением с младенчества и давать свободу выбора, воспитывая самостоятельность. Для преподавателей детских садов Монтессори - это не просто слова. Об уникальных результатах воспитательного процесса нашему порталу рассказали пять социальных предпринимателей из Ленинградской, Омской, Костромской, Свердловской и Владимирской областей.

 

Сергей Стулов,
АНО “Международный образовательный центр 
Монтессори-педагогики”. 
(Ленинградская область, г. Тихвин)
www.montessori-tihvin.ru  

 
Наталья Степаненко (ИП),
Детский сад “Пиноккио”, (Омская область, г. Омск)

 
Анна Джанкович (ИП),
Детский клуб “Страна чудес”
(Костромская область, г. Кострома)
www.strana-chudes.ucoz.ru
 
Юлия Коробицына (ИП), Детский развивающий Монтессори-центр "Я сам” 
(Свердловская область, г. Сухой Лог)

 
Ирина Жданова (ИП) 
Центр семейной психологии “Аист” 
(Владимирская область, г. Муром) 

Согласно одной из теорий, вся педагогика сводится к двум возможным установкам учителя: “делай как я” и “делай сам”. Взаимодействие наставника и ученика по первой из этих двух моделей характерно для классической, традиционной школы. Второй путь более сложный и непредсказуемый, но сулит большую отдачу: мобилизует творческие способности, развивает нестандартное мышление, воспитывает ответственность. Никто не отрицает ценности копирования – оно было и остается основой любого учебного процесса. Проблема в том, что лишь немногие преподаватели способны от первого уровня перейти на более высокий. Воспитательному процессу не хватает свободы и полета. И здесь на помощь приходит доказавшая свою эффективность уже сто лет назад, но по-прежнему остающаяся новаторской система раннего развития детей, созданная Марией Монтессори.

 

Философия, педагогика, бизнес


Любой проект, направленный на развитие, обучение и оздоровление подрастающего поколения, имеет социальную значимость. Поэтому неудивительно, что в числе поддержанных Фондом “Наше будущее” предпринимателей в 2011 году немало тех, кто предлагает качественное образование и досуг родителям и детям в самых разных регионах России. И среди этого многообразия особо можно, пожалуй, выделить предприятия, так или иначе следующие принципам раннего развития, а точнее, использующие методику Монтессори. Конечно, у каждого из этих предприятий свои приоритеты и своя, по-своему уникальная логика роста. И все же все они разделяют общие ценности – признают за ребенком право на свободу и самостоятельный выбор наиболее подходящих пособий, а также темпа и ритма обучения; выступают против диктата взрослых, заменяя его сотрудничеством детей с родителями или педагогами; стремятся вырастить творческую личность и поддержать детей с ограниченными возможностями.
Именно с внимания к ним более ста лет назад начала свои научные изыскания знаменитый итальянский врач Мария Монтессори.

• В 1907 г. в Сан-Лоренцо, Италия, открылся первый “Дом ребенка”, работающий по принципам Марии Монтессори, со специально оборудованным пространством и разработанными ею сенсорными материалами. В нем обучались 50 ребят в возрасте 2-6 лет из ближайших беднейших окраин.    


• В 1909 г. в Италии проводится первый курс по подготовке 100 Монтессори-учителей.    


• В 1913 г. в России выходит книга М. Монтессори “Дом ребенка. Метод научной педагогики”, а вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России Монтессори-сад. После Октябрьской революции школы и сады, работающие по этой системе, были упразднены.       


• В 1952 г. Мария Монтессори умерла. До глубокой старости она активно выступала с лекциями в Европе и США и участвовала в создании садов и школ по выработанным ею принципам. Дважды номинирована на Нобелевскую премию, но лауреатом не стала.     

В начале XX века она проводила исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, изучая, как природные факторы и окружающая среда влияют на умственные способности детей. Вскоре доктор Монтессори поняла, что проблемы детей с отклонениями имеют не медицинские, а, вероятнее всего, педагогические корни. Она пришла к выводу, что работать с ними надо в детских садах и школах. Для преодоления изоляции им нужна особая развивающая среда, в которой будет простор для самореализации ребенка. Так на свет появился главный принцип методики Монтессори: “Помоги мне это сделать самому”. 

Наталия Зверева, директор Фонда "Наше будущее": "В 2011 году по итогам Всероссийского конкурса “Социальный предприниматель”  мы поддержали большое количество проектов, направленных на работу с детьми. Мы понимали актуальность проблемы нехватки мест в детских садах и были очень рады, когда социальные предприниматели, уже работающие над решением этой проблемы, пришли к нам на конкурс. Сейчас в России нет типовой образовательной программы в детских садах, разрешена вариативность обучения, при этом стандартов качества на рынке дошкольного образования нет. Мы часто видим советское наследие в детском саду – субъектно-объектные отношения преподавателей и детей. Общество изменилось и требует уважительного отношения к ребенку".

Татьяна Скорая, руководитель Дирекции разработки программ Фонда “Наше будущее”: "Когда мы приехали к участникам конкурса (командировка на места – один из последних этапов конкурса) в несколько детских садов, работающих по системе Монтессори, я была поражена взрослым, ответственным поведением детей. В Международном образовательном центре Монтессори-педагогики Сергея Стулова мы увидели, как трехлетний малыш сам наливает себе половником суп, другие дети гладят горячим утюгом одежку и острым ножом нарезают фрукты! Ребенок должен свободно и самостоятельно познавать мир, считала Мария Монтессори. Сначала наиграться в одно занятие, а потом уже переходить к другому. Один папа, забирая свою малышку из детского сада, смеялся, что, кроме как стирать, ничему в садике не учат: каждый раз, когда он приходил за дочерью, она стирала!.. Личность – вот как определяет ребенка любого возраста Мария Монтессори".

 

"За год работы Центра ребята не разбили ни одного кувшина", - признается Юлия Коробицына ("Я сам", Сухой Лог).  Групповые занятия, когда взрослый не только наблюдатель,  но и классический учитель, тоже проводятся
("Я сам", Сухой Лог).
 Малышка режет огурец настоящим ножом
("Я сам", Сухой Лог).
 Гладить вещи учат малышей от 3-х лет. Свободная рука за спиной - правило
("Я сам", Сухой Лог).



Система социальной реабилитации детей с отклонениями очень быстро доказала свой универсальный характер. Она доказала свою эффективность для воспитания любого ребенка. Новой педагогический подход предполагал, что взрослый не является для малыша главным и единственным источником получения информации о мире. Старшие могут быть лишь наблюдателями, направляющими или при необходимости корректирующими действия ребенка. Такое взаимодействие оказалось очень плодотворным, особенно в отношении детей от 0 до 6 лет: именно в начале прошлого века специалисты осознали, насколько важна ранняя, дошкольная фаза формирование личности – период, когда закладываются все основные познавательные и адаптивные навыки. Мария Монтессори как раз была одним из первых педагогов, разработавших революционные методики для проведения развивающих занятий с младенцами до двух лет.

Сейчас, по прошествии целого столетия, система Монтессори остается более чем актуальной для работы с детьми разных возрастов, темпераментов, физических и психических возможностей. И если в двух российских столицах детских центров, предлагающих программы раннего развития, уже довольно много, то в регионах это движение только набирает обороты.

Начни с себя


Нередко бывает, что социальный предприниматель начинает свой бизнес “с себя”. Создатели развивающих центров вначале задумывались о том, как обеспечить собственным детям раннее и всестороннее развитие. Так и получилось, что Сергей Стулов из Тихвина, АНО “Международный образовательный центр Монтессори-педагогики”, и его коллеги решили создать центр, специализирующийся на комплексной работе с детьми дошкольного возраста – их интеллектуальном, духовном, физическом развитии. Поначалу инициативная группа собрала собственных детей, организовав некое подобие семейного детского сада. Впоследствии к ним стали присоединяться и другие городские ребята, но семейный принцип, предполагающий уважение и внимание к каждому, свободу ребенка в выборе занятия и его партнерство со взрослыми, остался. “Мы поняли, что методика Монтессори идеально нам подходит, потому что здесь невозможны перегрузки, – объясняет Сергей. – Малыш сам выбирает нагрузку. Работа с развивающими пособиями – это фактически игра. Когда дети устают, они просто отключаются или переходят к другому виду деятельности”. 
 

Фотография каждого малыша висит над его полотенцем в ванной, шкафчиком в коридоре и тд. Не перепутаешь!
“Международный образовательный центр 
Монтессори-педагогики”. 
(Ленинградская область, Тихвин).
Комната, оборудованная по системе Монтессори, в Тихвине: на стене по кругу висят задания-материалы, направленные на развитие различных навыков. На стене - фотография Марии Монтессори (Тихвин). Занятие для малышей в группе 0-3 лет: открыть разные щеколды-замки, чтобы там...
(Тихвин).
...найти котенка или щеночка! ("Страна чудес", Кострома).


Сама жизнь подсказала логику дальнейшего развития этого проекта. Сейчас тихвинцы создают частную начальную школу, в которой обучение будет строиться на тех же принципах, что и дошкольные курсы, – свободная деятельность детей в специально организованной среде. Частных школ в Тихвине практически нет, а Монтессори-школ – и подавно. “У нас недавно состоялся первый выпуск дошколят, – продолжает Сергей Стулов. – И мы поняли, что эти дети не в состоянии реализовать свой потенциал в обычных учебных заведениях. Школу нельзя винить – система диктует жесткие правила: ребят много, учителей мало, и они должны следовать определенным стандартам, выполнять программу, хотя бы минимально следить за безопасностью огромного детского коллектива. Наша частная школа, кстати, тоже обязана соответствовать образовательным стандартам и новому, суровому, принятому в сентябре 2011 года СанПиНу (Санитарным правилам и нормам). И все же у нас несравнимо больше свободы и вариативности в построении учебного процесса, и мы можем создать совершенно другую атмосферу, отличную от обычной, школьной”.

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку