В колонках играет - скаНастроение сейчас - крутьСка (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.
Звуковые установки — не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук и лучший репертуар и так далее.
Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.
Музыка ска обрела популярность к середине 60-х гг. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966—1968) — музыку с другим, более медленным ритмом.
Ска первой волны
В начале шестидесятых годов пластинки с мелодиями ска стали появляться в Англии. Их слушали рабочие доков, в дальнейшем — моды и скинхеды.
Ска, игравшее на ямайских звуковых установках, принято называть «ска первой волны» (оно же «bluebeat»). Через полтора десятилетия проигрыватели появились в каждом доме, поэтому массовых танцев стало меньше. Так прошла пора «первой волны» ска.
Ска второй волны
В 1970-е гг. в Великобритании появились музыканты, перепевавшие ска первой волны, повторяя первоначальные ритмы и звучание. Это британское ска явилось «второй волной» (именуемое «2-Tone» от названия одноименного лейбла, которое в свою очередь символизировал состав ска-оркестров, где играли чёрные и белые музыканты). Среди наиболее популярных новых британских ска-групп были Madness, The Specials, The Beat.
Концерты исполнителей «2-Tone» вызвали переиздание старых пластинок. Возобновились концерты ямайских музыкантов, игравших ска за десять лет до эпохи «2-Tone».
Ска третьей волны
Вторая волна ска постепенно перешла в «третью волну» конца 80-ых—начала 90-ых годов. Третья волна представлена такими группами, как Sublime, Let's Go Bowling, и прочими. Сейчас различают некоторые ответвления стиля ска:
Дизайн «2-Tone»
В качестве символики ска чаще всего используется клетчатый рисунок с обложек пластинок «2-Tone Records». Значки с таким рисунком не редкость на ска-концертах. На интернет-сайтах чёрно-белая «клеточка» может быть частью оформления.
Ска и субкультуры
Ска не принадлежит какой-либо одной субкультуре. В разное время ска слушали и слушают: растаманы, моды, cкинхеды, панки.
Ска в России
В начале XXI века интерес к ска в России стабильно растёт. Проводятся многочисленные клубные концерты и даже фестивали, выпускаются диски. Среди наиболее известных российских ска-групп: Skaльпель, Male Factors, Distemper, St. Petersburg Ska-Jazz Review, Spitfire, Necondition, Shootki, Cabernet Deneuve, Chattanooga Ska Orchestra,«Шлюз» и др.
СКА (первая волна)
Жили-жили невинные красные, пришли белые и перестреляли всех. Работать, соответственно, стало некому. Поэтому привезли черных. Черные тосковали по родине, читали Библию, пили ром (ямайский), а некоторые курили марихуану. Черных привозили и продавали в основном бандиты. В конце концов все смешалось.
Английский ска (История движения 2Tone)
Все больше людей приходили наблюдать странные шоу, где огромный, бритый налысо колобок с ужасными гримасами в темпе около 150-ти ударов в минуту отскакивал от сцены словно баскетбольный мячик, временами вынимая заткнутую за подтяжки флейту для извлечения крайне потусторонних звуков. Для достижения особого качества игры на флейте Бастер активно и шумно избавлялся от излишков слюны прямо во время песен. Такая игра на имидже дала название группе Buster Bloodvessel and His Bad Manners.
Третья волна ска или то, чего не было.
...явление, называемое третьей волной ска разнородно по своей сути и не имеет обьединяющей идеи. Тем не менее условное единство места времени и места действия все же позволяет применять этот термин.
Кто есть кто в ямайской музыке шестидесятых
Всмотритесь в эти выразительные лица. Внимание! Это не гангстеры. Именно эти люди определяли саунд ска и рокстеди при рождении стилей. Первые промоутеры и бизнесмены, вокалисты и музыканты, самые заметные группы ямайской сцены шестидесятых. Аннотации и фотографии будут интересны не только специалистам, но и самому широкому кругу любителей музыки.
Ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов
Внешне это выглядело следующим образом: энтузиасты от музыки (сейчас бы их назвали ди-джеями) с большим количеством переносной аппаратуры крутили музыку на танцах, фестивалях, частных вечеринках, в парках и ночных клубах. Появились персонажи, которые отправлялись в США и возвращались без единой монеты, но зато с огромным количеством дисков, чтобы ставить их на своих начинающих пользоваться популярностью "дискотеках".
История Skinhead Reggae
Первой рэгги-записью считается сингл The Maytals "Do The Reggay", а вскоре последовал и целый бум интереса к новомодному звуку, который был агрессивнее rocksteady, навороченнее чем Ска и был более приспособлен к неторопливым телодвижениям на танцполах.