       
СТУПЕНЬ - 10: Пойми свои чувства
«Если быть абсолютно логичным, ничего нельзя открыть».
Альберт Эйнштейн
«Познай себя». Сократ
«То, что мы оставили позади, и то, что ждет нас впереди, — просто чепуха по сравнению с тем, что находится у нас внутри».
Ральф Эмерсон
«Невозможно прекрасно себя чувствовать без собственного на то разрешения».
Томас Фуллер
Не заботься о том, чтобы казаться умным.
Думай чаще о своих чувствах.
Развивай в себе качество самопознания.
Про человека, добивающегося успехов на своей ниве, говорят, что он «себя знает». Невозможно прийти к успеху одним умом, ибо ум, чаще всего, лишь хранилище стереотипов, а повторяя известное всем, не построишь крупного успеха. Все успешные люди имели развитую творческую интуицию, позволяющую им принимать в критические моменты единственно правильное решение. Однако интуиция Творца Успеха — лишь вершина пирамиды, которую закладывает человек на пути самопознания, и она не может развиться, покуда человек не заложил для нее основу через раскрытие других измерений своего «я». Именно в этом смысл выражения Сократа, взятого в эпиграф этой Ступени.
Что же стоит за пресловутым сократовским «Познай себя»?
Прежде всего, как мы можем предположить, речь идет о тех частях нашего «Я», которые мы знаем меньше всего.
Если за основу нашего исследования человека взять модель, предложенную Карлом-Густавом Юнгом, состоящую из ума, тела (ощущений), эмоций и интуиции, то для большинства людей мы можем смело отнести ум — к относительно познанной части, тело — к относительно непознанной и эмоции, как и интуицию, — к почти непознанным частям, которых для многих как бы и не существует. Зная свой ум и доверяя ему, как старому знакомому, больше всего, мы вручаем ему бразды правления над остальными нашими частями. Однако это вовсе не означает, что он справляется с нашим поручением наилучшим образом, и потому мы вправе задать себе вопрос: не пора ли нам научиться связываться с другими частями нашей личности напрямую, избегая его навязчивого посредничества? Может быть, именно это подразумевали буддисты, говоря о состоянии «не-ума», и Иисус, призывающий стать хозяином своему уму и отвести подобающее ему место, чтобы слуга более «не правил в доме».
Аргументов, свидетельствующих о все возрастающей руководящей некомпетентности ума в нашем внутреннем мире, предостаточно. Разве не бывает так, когда ум, верный идеологии супружеской верности или религиозной греховности, подавляет желания любви или секса? Разве не бывает так, что ум, одержимый идеей будущего выигрыша, толкает человека на бессмысленные страдания в настоящем, пройдя через которые он остается у разбитого корыта? Разве это редкость, когда, желая получить галлюцинацию наркотического угара либо избавление от навязчивых мыслей, ум толкает тело к саморазрушению через прием наркотиков или самоубийство?
Так, абсолютизируя узкий круг знакомых ему и превозносимых им телесных потребностей, ум навязывает телу излишнюю пищу, тепло и комфорт, не подозревая о том, что в теле, для сохранения его жизнеспособности, в непроявленном виде существуют и иные потребности — в голоде, холоде и напряжении, — ибо только при равновесии этих двух крайностей оно способно сохранить необходимый для здоровья баланс. Более того, подавляя природные приносящие здоровье потребности, ум с успехом развивает неприродные до такого гипертрофированного состояния, что может привести человека к страданиям, болезням, смерти и даже самоубийству. Эти потребности известны всем — деньги, почет, престиж, слава и власть. При этом, как мы уже знаем, ум может употреблять огромное количество энергии для подавления самой естественной человеческой потребности — сексуальной или тратить еще большее количество энергии для того, чтобы извратить ее ход.
В обществе людей, познавших себя, такое было бы невозможно. Если даже тело страдает от последствий «плохого управления», то что уж говорить о такой смутной области, как чувства. «Шестое чувство», «источник творчества и вдохновения», «муза», «ангел-хранитель», или попросту — интуиция, являющаяся высшим, по отношению к нашему повседневно функционирующему уму, разумом (ибо не нуждается в сборе фактов и информации для принятия решений), у большинства людей просто спит, уступая место в текущей повседневности навязываемым умом привычным стереотипам и пробуждаясь лишь в крайних, особо опасных для выживания обстоятельствах. Однако как можно познать «шестое чувство», не зная остальных пять?
«Попробуйте прочувствовать ситуацию», — часто слышим мы в кабинете психолога. С такой фразой, как правило, обращаются к тем, кто уже проделал определенную работу с пятью чувствами и открыл для себя шестое — интуицию. Причина же того, что все остальные люди интуицией не пользуются, проста: не знающему пяти базовых периферийных чувств невозможно понять и центрального, высшего — шестого.
Ошо называл интуицию «центром нашего естества». Будучи децентрированными, мы совершаем маятниковые движения от одной крайности стереотипов и верований к другой — бессмысленной агрессии и животным страхам, которые сидят в нас настолько глубоко, что мы даже не видим, в какой степени они управляют нашими поступками и поведением (см. Ступень «Приручи манипулятора»).
И потому-то самой загадочной, непознанной и неуправляемой для большинства людей областью остаются чувства, которые управляют нашей жизнью в гораздо большей степени, чем мы умеем управлять ими сами, — как тут не вспомнить о паруснике, который несется на рифы без руля и без ветрил.
Для удобства изложения обратимся к рисункам. Сплошной круг обозначает жизненную территорию до возникновения определенных жизненных обстоятельств, а линия пунктира — жизненную территорию после того, как эти обстоятельства уже на нее повлияли. Толстая стрелка обозначает воздействие этих самых обстоятельств на нашу жизненную территорию, а тонкая — энергию наших чувств, которая противостоит обстоятельствам либо, наоборот, движется в одном с ними направлении.
(сканер не подключен, позже картинки закину)
Гнев
Так, например, чувство гнева является типом энергии, которая противостоит вторжению на нашу территорию извне (см. рис. 2). Это именно то чувство, которое помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы убедительно сказать: положи мою вещь на место; убери от меня свои руки; не посягай на мое время; я сам знаю, как мне поступать и т. п. При неумении использовать энергию гнева он застывает в форме обид и откладывается в своеобразные резервуары, наличие которых делает человека либо чрезмерно подавленным и пассивным, либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым к непривычным для него стереотипам поведения, невосприимчивым к новому. Если человек прожил с такими резервуарами гнева достаточно долго, они либо вызывают болезни его физического тела, либо провоцируют его психическое разрушение, перерождаясь в ненависть, нетерпимость, ревность, зависть, а то и душевные заболевания.
Страх
Чувство страха является тем типом энергии, которая указывает на близость опасности и подталкивает нас предпринимать действия, направленные на обеспечение безопасности нашей жизненной территории. Вектор этой энергии, в отличие от энергии гнева, направлен в сторону, противоположную месту вторжения (см. рис. 3). Длительное подавление страха с помощью рационализации ведет к жизни в постоянном неосознанном страхе перед неизвестностью, перед будущим и перед другими людьми, сознанию собственной неполноценности, повышенной управляемости и зависимости либо приводит к потребности скрывать свой страх от себя и других за проявлениями агрессии.
Печаль
Чувство печали является энергией, ограничивающей нашу жизненную территорию в уменьшенном виде (см. рис. 4), после уже свершившейся потери близких нам взаимоотношений, вещей, возможностей или других источников радости или удовольствия. Соприкоснувшись с печалью и пережив ее, мы обретаем новые силы и можем двигаться дальше, не оглядываясь больше назад. Не выраженная и не пережитая по месту, загнанная в резервуары печаль может в дальнейшем приводить к приступам острой тоски, душевной боли, депрессии, психологической зависимости.
Радость
Чувство радости, напротив, является энергией, расширяющей нашу жизненную территорию в преувеличенном виде, наполненную новым источником (материальным или духовным) получения удовольствий, возможностей или информации. Люди менее склонны подавлять чувство радости, однако и это возможно для тех, кто уже обременен чувством вины, ибо они будут руководствоваться принципом «не показывай, что тебе лучше, чем другим».
Любовь, или счастье
И наконец, любовь, или счастье, как самое высшее чувство, возможно лишь для тех, кто познал природу своих низших чувств и очистил от них свои эмоциональные резервуары (о любви мы поговорим в специальном, посвященном только ей разделе).
Энергия Любви как бы взрывает границы эго (в тексте мы называли их «жизненной территорией»), преодолевая ощущение обособленности, отделенности от мира, дела или другого человека.
Иногда слово «чувства» путают с понятием эмоции. Сразу оговоримся, что эмоция является видимым проявлением чувства и не вполне тождественна ему.
Так, например, человек может испытать чувство страха, но лишь после того, как он задрожит, вскрикнет или убежит, это чувство можно будет назвать эмоцией.
Понять свои чувства можно, только познав их эмоциональную природу, а затем научившись переживать их в «здесь и сейчас». Иногда для этого достаточно вернуться к ситуациям, в которых мы, не любя себя, запрещали себе выражение этих чувств как естественных эмоциональных проявлений, и выразить или осознать их.
Поэтому наша следующая задача:
Очиститься от былых подавлений.
С.Хохель
   | |
|
|
|
|
|
|
|