Он родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года, все основания праздновать его 200- летний юбилей, стараясь приблизиться к этому великому и загадочному имени.
Много загадок и мистики связанны с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым — чего только стоит загадка его последней дуэли. По смутным свидетельствам современников он предвосхитил "серебряный век", пытаясь уложить в одну кровосмесительную постель жизнь и искусство: разыгрывал ситуацию в реальности, а потом описывал ее в литературе или, наоборот, сначала описывал, а потом переводил через дорогу в реальность… Сегодня поговорим об одной, связанной с пьесой "Маскарад", написанной когда ему было всего 21 год! Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX. Замысел "Маскарада" возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.
Лермонтову, как известно, не дали разрешение поставить "Маскарад". Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати. Если подлинный лермонтовский "Маскарад", хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.
Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) - из иллюстраций к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад" (1949)
"Я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставило проливать 5 лет тому назад кокетство M-lle S.!" — резюмировал он сам всю эту историю в письме к Верещагиной весной 1835 г. "О, мы еще не расквитались! — продолжает он там же. — Она мучила сердце ребенка, а я только подверг пытке самолюбие старой кокетки...".
Нищий
У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! 1830.
Это стихотворение 16-летнего! поэта было посвящено 18-летней Екатерине Сушковой, первой возлюбленной Лермонтова, которая просто посмеялась над чувствами юноши. Спустя 5 лет, изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру. Не понимая этого, Сушкова, по ее словам, действительно в него влюбилась... В скандальной истории с Сушковой, кроме Лермонтова, замешан был друг его отрочества, Алексей Лопухин; почти уже объявленный женихом Сушковой, он в результате ухаживаний друга получает отказ. Одновременно с осуществлением, наконец, желанной мести Лермонтов и задумывает свою трагедию мести — "Маскарад".
Кроме мести за старое, Лермонтовым руководила, действительно, и карьера модного тогда стендалевского героя (из "Красное и черное"), то за всей этой слишком жестокой выходкой могла крыться и какая-то третья, более благородная и поэтому умышленно утаенная Лермонтовым причина.
Он сам - Игрок.
При чтении пьесы "Маскарад" понимаешь, как точно Лермонтов обыгрывает тебя. Да ведь Арбенин игрок, профессиональный картежник, шулер. Все смутно для него в мире, кроме зеленого сукна и рук на нем. Эти руки на столе, отрезанные от человека, взятые крупным и сверхкрупным планом, суетящиеся, дрожащие, потирающие друг друга, раскрывающие и сдвигающие карточный веер...
Из игорного дома Арбенин и Звездич едут на Невский проспект, в дом барона Энгельгардта, где устраиваются аристократические костюмированные балы-маскарады и где постоянно бывает царь - Николай I. Историческая справка: Энгельгардт Василий Васильевич (1785 - 1837) - полковник в отставке, широко известный в Петербурге богач, крупный игрок, весельчак и острослов. В молодости был дружен с А. С. Пушкиным. Энгельгардт получил от правительства привилегию на проведение в своем доме на Невском проспекте публичных концертов и костюмированных балов. Вечера у Энгельгардта были чрезвычайно популярны. Название пьесы символично: вся жизнь персонажей - это "пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад". С уст Арбенина звучит:
Под маской все чины равны, У маски ни души, ни званья нет, - есть тело. И если маскою черты ужасны, То маску с чувств снимают смело.
Браслет из ”Маскарада”
Взяв сюжет "Отелло" для своего "Маскарада" (на маскараде, как в театре шекспировских времен; плоть дурачилась, выставлялась, скабрезничала). Конечно, Лермонтов должен был выбрать другой символ ревности - и вместо платка он берет браслет, который "двадцати пяти рублей, конечно, не дороже" (сумма, впрочем, для Арбенина не существенная и для браслета - более чем скромная). И поначалу кажется, что поступил Лермонтов совершенно опрометчиво: ни один мужчина, и самый ревнивый муж в том числе, не узнает недорогой браслет жены (таких у нее десятки) в руках постороннего. Но нет, Арбенин - игрок, который помнит до подробностей все руки, вырезанные, укрупненные, замещающие человека... , поэтому был им "сфотографирован" и случайный, невзрачный браслет Нины.
Развязка. Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна. Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: "…черствая кора с моей души слетела, мир прекрасный моим глазам открылся не напрасно, и я воскрес для жизни и добра". Но ревность позволила усомнится в светлом, скорее, ошибиться в масках "маскарада"... Правила игры жестоки и неумолимы... --------------------------- Что до мистики, то странным образом "играют" сами даты Лермонтова... Когда Россия собиралась широко отметить 100-летие поэта, то в этот год (1914) началась Первая мировая война. Когда же к 100-летию гибели поэта сняли фильм "Маскарад", поставленный на Киностудии "Ленфильм" в 1941 году режиссером Сергеем Герасимовым, премьера которого состоялась 21 июня 1941г. Так же в театре им. Вахтангого состоялась премьера "Маскарада" тоже 21 июня 1941г... - а завтра была война. Этот год 200-летие поэта - тоже тяжелый год...
Ну что же теперь - уж лучше вспомнить какую прекрасную музыку оставил нам Арам Хачатурян для этого спектакля. Позже, в сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье Кружилась я быстрей - и чудное стремленье Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, И сердце сжалося; не то, чтобы печаль, Не то, чтоб радость...
Ниже рекомендую просмотр двух фильмов по драме "Маскарад" с потрясающими актерскими составами. М.Ю. Лермонтов. Сцены из драмы "Маскарад" (1985). Телевизионный спектакль. Запись 1985 года. Сценарий и постановка Михаила Козакова. В ролях: Арбенин – Михаил Козаков, Нина – Евгения Симонова, Князь Звездич – Игорь Костолевский, Казарин – Армен Джигарханян и др.
"Маскарад" - советский полнометражный черно-белый художественный фильм, киностудия "Ленфильм", 1941 год, режиссер Сергей Герасимов. В ролях Николай Мордвинов, Тамара Макарова, Михаил Садовский, Софья Магарилл, Сергей Герасимов.
И если юбилей Лермонтова не будет отмечен общественностью с достойным гения размахом, то никто ведь не мешает каждому из нас взять томик с полки и перечитать хотя бы тот же "Маскарад".