наше время. какое оно? |
Эпоха, в которую живем мы с вами, пока не имеет определенного названия. На первый взгляд это, возможно, и не покажется странным, ведь в конце концов наша эпоха еще продолжается. Но вспомнив, как быстро получил свое название Ренессанс, мы невольно зададимся вопросом, почему для современной эпохи не нашлось определения, сравнимого с термином «Возрождение античности», при том, что она началась уж двести двадцать пять лет назад? Соблазнительно назвать наше время «Век революции», потому что для современного мира действительно характерны быстрые и резкие перемены. Однако за этими переменами мы не можем различить какой-то один общий побу дительный стимул, ведь период, о котором мы говорим, начался с революций двух видов: с промышленной, ознаменовавшейся изобретением парового двигателя, и с политической, совершавшейся в Америке и Франции под знаменами демократии.
Обе эти революции продолжаются до сих пор. Большинство стран мира по-прежнему стремится к индустриализации и демократии. Западная наука и западная политическая мысль (а вслед за ними и все прочие порождения современной цивилизации — продукты питания, одежда, искусство, музыка, литература) скоро станут достоянием всех народов, хотя этому и противостоят национализм, религия и другие объединяющие людей идеологии. В наши дни эти две революции так тесно связаны друг с другом, что мы начинаем относиться к ним, как к разным аспектам одного процесса, имеющего далеко идущие последствия, гораздо более серьезные, чем последствия всех других революций со времен «неолитической», происшедшей десять тысяч лет тому назад. И все же две революции нашего времени — это процессы, отличные друг от друга. Чем тщательнее мы стараемся определить их взаимосвязь и проследить их исторические корни, тем более парадоксальными они представляются. В основе обеих лежит идея прогресса, но если прогресс в науке за последние два столетия был непрерывным и поддается измерению, то вряд ли можно сказать то же самое о погоне человечества за счастьем, какие бы оп ределения мы не давали этому понятию
Итак, во всем вышесказанном и кроется ос новной конфликт, характерный для нашей эпохи. Сейчас, отбросив рамки традиционных авторитетов, ограничивавшие нас прежде, мы можем действовать со свободой, одновременно пугающей и кружащей голову. В мире, где все ценности можно поставить под сомнение, мы постоянно ищем ответа на вопросы, кто же мы такие, в чем смысл существования отдельного человека и человечества вообще. Теперь мы знаем о себе неизмеримо больше, но вопреки нашим надеждам, это обстоятельство нас не успокаивает. Современной цивилизации не хватает связующих сил прошлого. Наша эпоха уже не поддается разделению на легкоопределя емые периоды, и мы не увидим четкого стиля, характерного для каждого периода, ни в искусстве, ни в других явлениях культуры.
Вместо этого мы наблюдаем постоянство совсем другого рода: непрерывное возникновение течений, противостоящих друг другу. Распространяясь словно волны, всевозможные «измы» не признают национальных, этнических и хронологических границ. Никогда нигде не доминируя слишком долго, они соперничают друг с другом или сливаются в бесконечно меняющихся сочетаниях. Поэтому в наше время в современном искусстве ориентиром нам служат его течения, а не развитие искусства в отдельных странах.
как вы считаете, название о чем свидетельствует? какие культурные заведения еще имеются в этом городе? это характерно для нашего времени?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |