Сентябрь ознаменован сбором винограда у подножья замка Сомюр. На переднем плане виноградари срезают с кустов спелые гроздья на знаменитой Виноградной горе в Анжу. Быки, запряжённые в тележку, сразу же везут урожай в давильни. Между Виноградной горой и сторожевым рвом располагается площадка для рыцарских турниров с так называемой «pallia» - невысокой плетёной стенкой, разделяющей соперников во время «французского» поединка. Впрочем, сейчас площадка пуста. В живописном пейзаже доминируют высоко вознёсшиеся строения замка, одновременно изящного и монументального. Учёные, исследовавшие этот мотив, почти единодушны в своих выводах, даже в том, что над миниатюрой в разное время работали
два мастера. В связи с этим примечательно наличие теней, падающих на крыши от многочисленных дымовых труб, так же, как и тень от фигуры женщины, что с корзиной на голове приближается к мосту замка. Сен-Жан Бурден, правда, идентифицирует этот замок с замком Бисетр, поскольку миниатюра создавалась между 1408 и 1411 годами, то есть в то время, когда Сомюр не принадлежал герцогу Беррийскому. Вид замка с ближайшим к нему окружением традиционно приписывается братьям Лимбург. Миллард Маисс предполагает авторство Поля Лимбурга. Однако маловероятно, что этот вид замка Сомюр мог быть написан между 1410 и 1416 годами. В то время замок принадлежал герцогу Людовику II Анжуйскому, который находился в напряженных отношениях с герцогом Беррийским, поскольку в 1410 году без разрешения обручил своего старшего сына Людовика с его дочерью. Кроме того, общий стиль и пропорции замка указывают на более позднее время, а именно на середину столетия, эпоху Рене Анжуйского, который после смерти своего брата Людовика III (1432) стал владельцем Сомюра. В качестве времени создания миниатюры также можно предположить период правления матери Рене, Иоланды Арагонской, свекрови Карла VII, которая сделала Сомюр своей резиденцией.
Нижнюю треть миниатюры, возможно, дописывал Жан Коломб или кто-нибудь из художников его мастерской.
Продолжение