-Метки

Masks corel draw Маски академический рисунок акварель векторная графика графика графический дизайн детские фломастеры дизайн маски книжная графика книжная иллюстрация книжная миниатюра композиция композиция в дизайне кукольный театр лепка марионетка методика методика работы с детьми механика театральной куклы миниатюры мистер и кот музей-усадьба останкино настольный театр останкинский театр педагоги изобразительного искусства перевод письма к начинающему художнику подмакетник поэзия рисунки детей рисунок рисунок эскиз самодельный станок по дереву самоедство скульптура слова создание эскизов театральных кукол стихи сцена театра 17-18 веков театр в останкино театральная кукла театральные куклы театральный макет токарный станок по дереву точение дерева учебный рисунок храпковский михаил цифровая графика

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Roman_FRF

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) -OGRANKA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 24480




 Страницы дневника о куклах, рисовании и живописи, о реконструкции останкинского театра 
скопированы для удобства читателей на отдельные сайты:
 

ХУДОЖНИКУ О ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКЛАХ http://struchka.wordpress.com/

НА ХУДОЖНИКОВ УЧАТ! http://struchk.wordpress.com/

BAROQUE THEATER (ОСТАНКИНСКИЙ ТЕАТР ГРАФА Н. П. ШЕРЕМЕТЕВА) http://strushka.wordpress.com/  Я И ДЕТИ http://struchika.wordpress.com/Портфолио мое творческое для знакомства https://www.behance.net/Roman_FRF



Ставим натюрморт для живописи

Вторник, 05 Апреля 2011 г. 13:24 + в цитатник

Знаю, многие ждут от меня руководства к действию, - как взяться за кисть, как взять краску, как мазануть по холсту. Подождите ещё, у меня голова забита другими вопросами, и они не дают мне покоя. Пора ставить натюрморт.


3291865_145145_kopiya_A (700x483, 126Kb)


 

В сжатом виде мои вопросы о натюрморте выглядят списком тезисов.

- В одной частице простого объекта есть всё для эстетического созерцания света и тени, цвета  и фактуры, для создания иллюзии пространства на плоскости. Выбор масштаба изображения. 
- Если делается акцент на единственном самом светлом, всё остальное подавляется (по освещённости, по цвету по...). 
- Управление пространством: углубление, уплощение, искривление, фрагментация... 
- Фон плоский и рельефный, цветной и чёрно-белый, фактурный и гладкий (подчинение задачи).
- Возможность расчленения фонового пространства светом, драпировками (формой, цветом, тоном).   
- Создание ритма (статика – динамика) складками драпировок, формами объектов.
- Помним о средствах объединения. Родственные сочетания цветов, подобие в формах, предметы ручной работы, промышленные.
- Учитываем отличие в постановке натюрморта для живописи и для рисунка (живописные цвета – однотонные цвета).
Натюрморт для одного и для многих учащихся ставится по разному (разброс предметов в пространстве и компактное их расположение).
- Освещение рассеянным общим светом и точечным, тёплым и холодным, ярким и приглушенным. 
- Не научив человека понимать работу света в управлении пространством, в его организации, не научите его и инициативе в рисовании. Он будет слепо копировать натуру.
 
 
 

131131 копия-02 (572x600, 52Kb)

 

3291865_143143_kopiya-00 (700x659, 147Kb)

 

3291865_128128_kopiya-3 (700x542, 248Kb)

 

3291865_128128_kopiya-0_kopiya (700x564, 118Kb)

 

3291865_06666_kopiya-1 (700x528, 162Kb)

 

3291865_06363_kopiya-1 (700x561, 224Kb)

 



Размеры предметов, выбор ракурса, дневное или искусственное, точечное или рассеянное, тёплое или холодное освещение, и  многое другое учитывается вами при постановке натюрморта. 

 

01616 (700x482, 126Kb)

 

 

02929 (700x612, 147Kb)

 

 

04141 копия-4 (592x600, 381Kb)

 

 

04545 копия-4 В (700x682, 144Kb)

 

04545 копия-4 В (700x682, 144Kb)   05252 копия-1 (592x600, 331Kb)

 

 

08686 копия-1 (522x600, 93Kb)

 

Надеюсь, представленные иллюстрации не будут восприняты, как эталон, они отражают возможные пути развития вашей идеи.


Не буду детально раскрывать представленные тезисы, достаточно и того, что вы узнали о их существовании и попробовали самостоятельно их исследовать. Речь идёт о композиции натюрморта, разумеется, только о некоторых её аспектах. 
Исследовать, это значит перебрать массу вариантов и вывести для себя какие-то закономерности. Один совет, не валите всё в кучу, я имею в виду не предметы, а темы исследования. Расчленяйте на части, и изучайте каждую часть отдельно! Например, влияние фона на глубину пространства, или роль драпировок в формировании ритма, или ... 
Смысл исследований не в поиске сюжета для натюрморта, а главным образом в поисках интересных взаимодействий форм, света, пространства и цвета. Если к вам придёт понимание закономерностей этих взаимодействий, появится и сюжетный смысл натюрморта, и его художественная идея. 


 

Серия сообщений "Цвет с натуры!":
Часть 1 - Кошмары живописи - 01
Часть 2 - К живому цвету!
Часть 3 - Договоримся о терминах
Часть 4 - Цвето и свето воздушная среда
Часть 5 - Ставим натюрморт для живописи
Часть 6 - Учимся видеть цвет
Часть 7 - Врать, так врать!
...
Часть 24 - Подмалевок в живописи натюрморта
Часть 25 - Этюд в Братцево-1
Часть 26 - Живопись маслом театральная

Рубрики:  Лаборатория рисунка-живописи

Метки:  


Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям

Цвето и свето воздушная среда

Понедельник, 04 Апреля 2011 г. 20:36 + в цитатник

На этой странице мне хочется более детально рассказать о влиянии свето и цвето воздушной среды на цвет предметов. 
_______________________________________________________________________________________

Несколько недель ушло на подготовку иллюстраций и текста для этой публикации. Когда мне что-то стало нравится, файл с текстом накрылся синим пламенем. Если заметите здесь легковесные фразы, не судите строго, это экспромт. 

 

    100100 (700x660, 303Kb)

 

 

115115 (700x602, 345Kb)


Один и тот же гранат показан на драпировке разного цвета. Мне хотелось наглядно  показать вам переменчивый характер локального окраса предметов. Вспомните хамелеона, чей костюмчик принемал окраску окружающей среды. Гранат не обладает такой способностью, и всё же присмотритесь, и сравните цвета рефлексов в тени на верхней и нижней иллюстрациях.  

 

Clone_of_115115_kopiya (700x608, 266Kb)

_________________________________________________________________________________________________________________________________

105105_kopiya (700x598, 350Kb)

 

104104 (700x594, 338Kb)

 

Купил сливы, впервые встречаю такие большие, внутри они вишнёвого цвета с маленькой косточкой. Мне понравился дымчатый налёт на их шкурке, он так удачно подходил к синему цвету драпировки. Возвращаемся к рефлексам. Посмотрев на красные отливы в тенях слив, вы уже не будете со мной спорить, и писать эти фрукты одной краской. Тёплые рефлексы создаёт гранат, который сам награждён холодными рефлексами от синей тряпки. 

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

05858-01a (700x560, 249Kb)

 

06464 (700x525, 310Kb)

 

Высушенные декоративные тыквы очень красивы по цвету. С первого взгляда можно и не обратить внимание на колористические различия двух иллюстраций, и всё же оно есть. Мы чувствуем, как холодок синей ткани пробегает по матовой, приятной на ощюпь, поверхности предметов. Посмотрите на различие цветных рефлексов одного и другого. Рефлекс дальней формы тёплый, а ближней холодный. Заметьте, тёплый рефлекс стал самым насыщенным жёлтым оттенком на тыквах. Когда вы начинаете писать, сразу отмечайте в голове такие детали: самое светлое, самое насыщенное, самое тёмное. Как бы вы не наврали с цветом, передав точные соотношения этих "самых-самых", вы спасёте свою работу. Такой подход к живописи профессионал сразу для себя отметит.

_______________________________________________________________________________________________________________________________
 

120120 (700x668, 401Kb)

 

Clone_of_120120 (700x668, 271Kb)

 

Те же вкусные сливы, только на драпировке вишнёвого цвета. Понятно, что мы работаем на контрастах, пытаемся понять влияние цвета фона на цвета предметов. Сливы на синем фоне выглядят холоднее слив на тёплом фоне. Да, фон обволакивает своё содержимое цветовой дымкой, вносит особое колористическое единство в работу. Здесь очень важно подчеркнуть доминанту тёплых рефлексов на сливах, всё остальное может быть ярким, но самым ярким должны остаться всплески пламени на сливах.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Несколько иллюстраций имитируют живопись не для того, чтобы показать технику письма (об этом позже). Просто, очень полезно оторваться на миг от тошнотворной детализации фото, и, хоть отдалённо, перенестись в мир фактурного цвета. 

Продолжение готово, буду загружать.

 

 

Серия сообщений "Цвет с натуры!":
Часть 1 - Кошмары живописи - 01
Часть 2 - К живому цвету!
Часть 3 - Договоримся о терминах
Часть 4 - Цвето и свето воздушная среда
Часть 5 - Ставим натюрморт для живописи
Часть 6 - Учимся видеть цвет
...
Часть 24 - Подмалевок в живописи натюрморта
Часть 25 - Этюд в Братцево-1
Часть 26 - Живопись маслом театральная

Рубрики:  Лаборатория рисунка-живописи

Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 1 пользователю

Договоримся о терминах

Понедельник, 04 Апреля 2011 г. 15:55 + в цитатник
 


 

Если из цветов  белого спектра  исключить цветовую составляющую, то на их месте останутся только  серые тона, относящиеся к  ахроматическим цветам.  Чёрный и белый тона образуют промежуточную градацию серых оттенков.  

 

 
 
Ахроматические цвета могут изменяться только по светлоте. Это единственное их свойство играет ключевую роль в изменении свойств хроматических цветов (насыщенность и светлота цветового тона). 


 

 

Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью  ахроматических цветов.  



  

 


Что такое для художника, работа отношениями? 
 

Цвет может темнеть и светлеть 



1. Форма определяется светотенью. Начинайте с поиска самого светлого и самого тёмного места в натуре. Именно эти места должны стать самыми светлыми и самыми тёмными на вашем холсте. Это для вас закон! Решив первую задачу, можно приступить к рутинной работе, к сравнению разных места натуры. Положили мазок на холст, - проверили соотношение его тона с мазками в другом месте холста, что темнее, а что светлее. Для чего это нужно, для того, чтобы на холсте достичь такого же соотношения тёмных и светлых пятен, какое есть в натуре. Профессионалы говорят, - работаем отношениями!    

 


 

Цвет может потускнеть не меняясь по светлоте.


 

2. Если вы занимаетесь живописью, то поиски верных тоновых отношений тесно увязывается с поисками отношений цвета по его насыщенности, слово «насыщенность» будет порхать в воздухе постоянно. Преподаватель всегда жёстко требует от учеников строго придерживаться натуры в соотношений цветов по насыщенности. Если в натуре выделяется яркостью свет на кружке, то и на холсте самым ярким местом должен стать свет на кружке. Как это делается, очень просто, если увеличить насыщенность пятна уже невозможно, то вы просто уменьшаете насыщенность его окружения.  

 


 

Цвет способен менять свой оттенок от тёплого до холодного.

 

3. Я понимаю, как вам сложно будет держать в голове одновременно столько задач, и всё же это будут только цветочки. Настоящей головной болью для вас станет осознание полной неспособности вашего зрения видеть реальный цвет в натуре. К поискам соотношения светлоты и насыщенности добавляется поиск соотношения цветовых оттенков. И вновь начинаются нескончаемые сравнения, что желтее, а что зеленее, что холоднее, а что теплее. Это единственный способ проверки точности взятого нами цвета в живописи. Действительно, наше зрение пока не научилось чувствовать цвета натуры, оно помимо вашей воли соотносит их с локальными цветами поверхностей предметов (кувшин синий, тряпка зелёная), и тут метод поиска различий очень полезен в работе. Свето-воздушная среда обогащает локальные цвета предметов цветными рефлексами и цветом источника освещения. Несколько фотографий помогут вам в этом разобраться. 

  


 

Три ключевые задачи, решаемые одновременно. Не разобравшись с ними, не добьётесь успеха в живописи. Мы будем постоянно возвращаться к этим задачам, чтобы понять практические способы их решения, а пока...

повторяйте как молитву, - художник работает отношениями! 
 



 

На самом деле, терминов в живописи - пруд пруди. Вот, например, локальный цвет, что это такое? Это однотонный цвет поверхности предмета, который принадлежит ей при любом освещении. Когда в сумерках вы смотрите на свою машину, вы видите, что она зелёная, хотя на самом деле ночью все кошки серы. Но вы покупали зелёную машину, и она для вас останется зелёной даже под пытками в гестапо.
Помните, я вам рассказывал, как старательно раскрашивал акварелью рисунок предмета одним цветом? В светах больше водички, в тенях меньше. Давно это было, но уверен, многие из читателей и сегодня делают то же самое. На огурец у них отложена зелёная баночка, на помидор красная. Лет десять назад у меня был молодой друг - Перуанец, из русских слов он запомнил только одну фразу (видимо её он слышал чаще других), и для поддержания со мной разговора, по поводу и без повода, развалившись в кресле, смачно с оттяжкой восклицал, - Роман, ну, ты и дурак! Потом он долго смотрел на меня с выпученными глазами и начинал ржать, как лошадь. Я не могу себе позволить таких выражений, но и других, подходящих к случаю у меня нет. Скажу просто, забудьте о локальных цветах предметов, в живописи передаются только ваши впечатления о свето и цвето воздушной среды, а она преобразует локальные цвета в бесконечное число оттенков. 

Не опытный ученик может и не понять разницы между раскраской одним цветом, и живописью, он не способен отстраниться от локального цвета. 

 

Если бы создавалась одноцветная аппликация, мы ограничились бы одним локальным цветом. Не так уж и просто угадать нужный цвет и его светлоту. 



На этой иллюстрации каждый нижний гранат раскрашен своей краской. Мы стоим перед выбором точного локального цвета. Цвет граната может оказаться холоднее или теплее натуры (верхний гранат). 

 
 
Мы говорили о насыщенности цвета, о том, что она может меняться.
Здесь это хорошо видно.

 
 
В академической учебной живописи мы работаем не локальным цветом (даже если он высветляется и затемняется точно как в натуре), а всей палитрой имеющихся у нас цветов. Возможно, на этом примере это показано не так отчётливо, но при желании вы найдёте в верхнем гранате более тонкие цветовые нюансы, создающие более яркую колористическую игру.

 
Продолжим завтра. 
 
 

Серия сообщений "Цвет с натуры!":
Часть 1 - Кошмары живописи - 01
Часть 2 - К живому цвету!
Часть 3 - Договоримся о терминах
Часть 4 - Цвето и свето воздушная среда
Часть 5 - Ставим натюрморт для живописи
...
Часть 24 - Подмалевок в живописи натюрморта
Часть 25 - Этюд в Братцево-1
Часть 26 - Живопись маслом театральная

Рубрики:  Лаборатория рисунка-живописи

Метки:  


Процитировано 9 раз
Понравилось: 1 пользователю

Новая страница

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 19:26 + в цитатник
Нет оповещения о новой странице "Кошмары живописи - 02"
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post159481175/

К живому цвету!

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 14:51 + в цитатник

В юные годы многое о ремесле художника я узнавал из книг. Всё, что можно было найти в школьной, в районной, в Ленинской библиотеках, проглатывалось мною мгновенно. И этот процесс до сих пор не прекращается. Сегодня, когда без всяких усилий можно получить доступ к  любой информации из сети, из книг с иллюстрациями высочайшего качества, мне чертовски не хочется умирать, меня терзает дикая до неприличия зависть к возможностям молодых.

 
Сосредоточившись на освоении техники рисунка и живописи, люди не находят времени на знакомство с историей искусства, они не знают истории развития художественного дела, они не любят читать и писать. Если у художника пустая голова, если он не умеет и не хочет думать, тогда что он будет выражать своим творчеством, зачем оно ему, да и нам?
Вопрос риторический, на искусстве можно зарабатывать деньги. Понятно, что связь творчества с бизнесом очевидна, но в процессе обучения свои мысли полезнее направить на что-то возвышенное. Большинство (если не все) проблемы обучения упираются в низкую культуру учеников.


 
И так, о предмете моей зависти, о цифровых музеях
 
Когда кот, сидевший многие годы на сухом корме, попробовал мясо курицы в соусе, он неделю молча ходил по квартире, изредка бросая на меня ошалелый взгляд. Вероятно, он пытался осмыслить меру садизма своего хозяина. Воспитанный с детства на паршивых иллюстрациях, я испытываю те же чувства, что и мой кот, рассматривая с помощью Googl картины мастеров в крупном масштабе. 
 
Чтобы придать нужность показанным здесь фрагментам живописи, я  посвятил их натюрморту.

 
The Ambassadors, Hans Holbein the Younger


  
Очень большое увеличение (но не самое большое) фрагмента картины. 
Чувствуется архитектурный подход к делу, много общего с отмывкой или с дизайнерским проектом. Разумеется, никакой живописи в современном значении этого слова тут нет. Но красиво, аж жуть!  

 

Still Life with Turkey Pie, Pieter Claesz. 

 

 
Вот уж кто достиг совершенства в передачи пространства и материальности предметов, так это Голландцы.

 

Still Life with Flowers and Fruit, Jan van Huysum

 

 
Что можно сказать, ищите муху, она тут сидит!

 
 
Иллюзия глубины пространства на плоскости!
 
Сколько поколений художников трудилось над разгадкой этой великой тайны, а какие усилия они предпринимали для её сокрытия от других! И вот, когда, казалось бы, тайна для всех раскрыта, многие виртуозы гладкой живописи всё чаще и чаще начинают обращаться к «мазне» пастозными мазками? Одной спешкой такое не объяснить. Рембрандту не куда было спешить, как и А. Иванову, разве что, за порывами своей души. Вероятно, одной иллюзии глубины им было не достаточно, живописцы открывали для себя вибрации цвета в воздухе, подобные вибрациям звука, о которых говорил Бетховен. Вскоре, цвет завоевал такие вершины самостоятельности, что осмелился на солирующие роли в живописи, вытесняя и светотень и перспективу, но это к академической школе уже не относится.


Явление Христа народу. А. Иванов.
The Apparition of Christ to the People (The Apparition of the Messiah), Aleksander Ivanov 


 

 
 
 
 
 
 
 
Не каждый из нас поймёт, что все фрагменты относятся к одной картине, так сильно различие в технике их исполнения. Свободное письмо широкой кистью, не единственное, что позволил себе стареющий художник. Он оказался в числе первых, кто заметил влияние неба на тени, каричневые цвета сменились на холодные. 

 
Man with pinks, Jan van Eyck (successors) 
 
 
 
Поражает мастерство рисунка, передача психологии модели, но ни о каком разнообразии цвета говорить не приходится.

 
Возвращение блудного сына. Рембрант.
Return of the Prodigal Son, Rembrandt Harmensz van Rijn Рембрант 
 
 
 
 
Помимо того, что было сказано о предыдущем портрете, можно отметить широту и свободу письма. 
Как видим, ни Рембрант, ни А. Иванов не пожелали оставаться в гладкой технике письма, и вряд ли кто заподозрит их в невежестве.
 

 
Наступили новые времена. Открытия импрессионистов совершили переворот в живописи, она стала наполняться светом и вибрациями цветовых оттенков.
 
 
Девочка с персиками. В. Серов
Girl with peaches. Portrait of V.S.Mamontova, Valentin Serov 
 
 
 
Знаменитые персики уже набили всем оскомину, но в России они были первой ласточкой новой живописи. Это был молодой Серов, сможете ли вы найти у него что-то подобное в поздние годы? Вряд ли.

 
Рыба и фрукты. К. Коровин.
Fishes, wine, fruit, Konstantin Koro 
 
 
Пастозное письмо Коровина, его способность мгновенно брать точный цвет поражало всех. В те времена этим владел не каждый (никто). 
А сегодня это уже норма даже для студентов.

 
Ван Гог
 
 
 
 
Фрагмент очень показательный. 

 
Стыдно признаться, но я сомневаюсь, хватило бы мне сегодня мужества пройти каторжным путём к профессиональному искусству, когда можно с лёгкостью получить любое изображение с помощью фотографии и цифровых технологий?  
Мы летим во времени с бешеным ускорением: сквозь угольки пещерных костровишь, сквозь свинцовые и графитные карандаши, сквозь гусиные и стальные перья, сквозь шариковые и фетровые ручки, и всё для того, чтобы врезаться сегодня в «цифру» мониторов.
Зачем рисовать, если это может компьютер. Зачем каждый день молиться, если можно один раз помолиться в микрофон, и потом только кнопку нажимать в нужное для Бога время! Духовное общение  художника с природой заменяется общением с бутафорией, с фотографией, которую «цифра» без проблем преобразует в живопись или графику. Не люблю пафасных слов, но меня мучает эта проблема, меня пугает утрата новым поколением достижений наших предков. О каком поколении я говорю? С каждым днём я сам теряю всякую надежду на возвращение к живому письму и рисунку. 
 
 

 

О чём была речь?

Мне нужно было как-то оторвать ваши задницы от условной живописи наших корифеев. Иначе нет смысла переходить к рассмотрению методики обучения современной живописи. 


 

Серия сообщений "Цвет с натуры!":
Часть 1 - Кошмары живописи - 01
Часть 2 - К живому цвету!
Часть 3 - Договоримся о терминах
Часть 4 - Цвето и свето воздушная среда
...
Часть 24 - Подмалевок в живописи натюрморта
Часть 25 - Этюд в Братцево-1
Часть 26 - Живопись маслом театральная

Рубрики:  Лаборатория рисунка-живописи

Метки:  


Процитировано 8 раз
Понравилось: 2 пользователям

Кошмары живописи - 01

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 17:46 + в цитатник
Не так давно меня порадовал комментарий анонимов. Приличные люди, они сначала похвалили мою работу, и только потом попросили написать что-то о живописи. Почему бы и нет, рисунок и живопись всегда изучаются параллельно.
Мои детские представления о живописи укладывались в праздничные почтовые открытки с цветочками и в репродукции из журналов с «передвижниками». Знакомство с высоким искусством началось в двенадцать лет, - тогда впервые, с подругой сестры я посетил Третьяковку.
Долго стоял перед парадным портретом царицы. Она была жирная. Огромное платье из мелких кружев завершалось головой с лицом гипсовой кошки-копилки.
- Ром, ну, как?  
- Рита, как у них терпения хватало такие огромные картины рисовать?
 
Учился в школе я плохо, так плохо, что даже по рисованию, где мне не было равных, мне всё равно ставили тройки. И тут, вдруг, у классной руководительницы возник педагогический зуд. Узнав, что я был в Третьяковке, она заставила меня рассказать об этом подшефным первоклассникам.
Позволить себе посещать галерею каждый день я не мог, а купить в киоске книжонку о великих живописцах прошлого не составляло труда. Два дня прошли в муках. Текст о титанах возрождения не умещаться в моей голове, зубрёжка опротивела, а своих слов на тему живописи не было.
Утром стою в классе перед удивлёнными малышами, и очень серьёзно разговариваю с ними о живописи, смешивая свои и книжные выражения. Поверил, что у меня что-то получилось только после вопроса математички, потерявшей от счастья голову, - Рома, скажи нам сколько раз ты был в Третьяковке и видел Рафаэля (?). Мне пришлось задуматься, чтобы честно соврать, - шесть раз. Не подумайте, что учительница меня подкалывала, она тоже не знала, что Рафаэлю в галерее Третьякова не было места. 

 
 
 
 
И вот, я уже в студии, сижу перед натюрмортом, готовый на подвиги. Признаться, когда я рвался учиться, то на живопись меньше всего рассчитывал. Какая хитрость в том, чтобы раскрасить готовый рисунок красками?
Тёмно-синюю тряпку закрасил ультрамарином, яблоко - жёлтым, а кофейник - чёрненьким. Понятно, что в светах краска разбавлялась водичкой больше, в тенях меньше. Вернулся в мастерскую художник, прошёлся по кругу, делая кому-то замечание, а кого-то, подбадривая, хвалил. На мою акварель долго смотрел молча. Свои «восторги» он выражал примерно так, - знай я раньше, что у него в коробке аж двенадцать красок, то обязательно нашёл бы для каждой предмет соответствующего цвета. А так, ему пришлось использовать только три краски, из них одна чёрная.
Это сейчас вам понятен сарказм его рассуждений, а тогда я был проникнут искренним сочувствием к недавно принятому на работу неопытному живописцу.
Занятия длились четыре часа, и всё это время он, сидя на корточках у моего стула, добросовестно пытался показать мне бездну оттенков в каждом цвете натюрморта. Чем внимательнее я всматривался в поверхность кофейника, тем белоснежней мне казалась его эмаль.
 
На следующем занятии передо мной появилась плетёная корзина и что-то ещё. Честно размалевав бумагу (художник меня уже не докучал советами) и дождавшись, когда все уйдут домой, я остался один. Мне не давала покоя акварель моего соседа. У него на бумаге творилось чёрте-что, дурацкие мазки шлёпались куда попало, одно пятно втекало в другое, всё в сплошных подтёках. Моя натура чистоплюя не могла на это смотреть.
Увидев через неделю то, что я честно содрал у соседа,  художник оживился, и, похлопал меня по плечу, со словами, - ничего-ничего, дела пойдут, хорошо, очень хорошо! Тогда, мне показалось, что он больше себя успокаивал.
 
Пора начинать серьёзный разговор, только беда в том, что разговорами живопись не объяснишь. Первое, что вам нужно сделать, так это проверить у окулистов цветочувствительность своего зрения. Все ли цвета вы способны видеть, можете ли различать их тонкие оттенки. Без такой справки вы профнепригодны, и вряд ли вас допустят до экзаменов.
 
Обычно, художники пытаются убедить учеников в том, что акварель лучше всего подходит им для изучения основ живописи. Вы промучитесь с акварелью несколько лет, говорят они, но потом переход на  масло покажется для вас  детской игрушкой!
 
Со мной, действительно, так всё и произошло, но я бы и врагу не пожелал таких мучений для лёгкого перехода на масло. 
 
 

  
 
Нет более сложного материала в живописи, чем акварель, и дело не столько в технических сложностях, сколько в ярко выраженной условной природе этой живописи. Уж если маслом невозможно взять точный цвет натуры, то каково это сделать прозрачностью акварели? Даже если вы и видите цвет, вы, не имея опыта, не знаете, как его получить на палитре, из каких цветов его составить. Современная школа, основанная на достижениях импрессионистов, требует владения сильными обобщениями, что само по себе, непосильная задача для новичка. Посмотрите на картинку. Это цифровая обработка фотографии поясняет сказанное. Представляете, как сложно вывернуть наизнанку свои мозги новичку, чтобы преобразовать имеющуюся натуру в условность акварели.
Если в математике нет царских дорог, то в живописи их давно нашли на платных курсах. Там вас научат «реалистичному» искусству, и очень скоро для вас не будет проблем в изображении аккуратных горшков с цветочками, не отличимых от фотографии. Само рисование трансформируется в умение обработать фотографию  под живопись.  Не будем путать этот род занятий с искусством.
Вступление получилось длинным. Мне хотелось настроить вас должным образом на восприятие дальнейших публикации  по этой теме. Вся сложность в подготовке иллюстраций, эти фрукты обошлись мне в копеечку! :)) 

 

Серия сообщений "Цвет с натуры!":
Часть 1 - Кошмары живописи - 01
Часть 2 - К живому цвету!
Часть 3 - Договоримся о терминах
...
Часть 24 - Подмалевок в живописи натюрморта
Часть 25 - Этюд в Братцево-1
Часть 26 - Живопись маслом театральная


Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Кто же бестолковый, я или учитель?

Четверг, 17 Марта 2011 г. 09:08 + в цитатник
 
Вопрос в заголовке риторический. Трудно было подобрать название тому, что здесь написано.

 
До Нового года удалось многому научиться, это было самое полезное и беззаботное для меня время. Если сравнить мои рисунки с теми, что были выполнены летом, так это небо и земля. И в студии это признавали, ко мне стали относиться с уважением. Появились молодые опекуны, охотно делившиеся своими секретами. У кого-то я рисовал дома, с кем-то частенько наведывался в Третьяковку, а другой пригласил меня даже к себе в общежитие (он был из училища 1905 года).
 
 

 
 
Первый мой домашний рисунок после поступления в студию. 
Я уже знал, как проверять построение рисунка и его всетотень, знал, что такое самое светлое и самое тёмное место в рисунке. Я научился работать отношениями, научился передовать пространственную всетовоздушную среду. 
Может быть нет блеска и залихватской техники, но нет и опыта, необходимого для демонстрации такой лихости.

 
 
Тогда я варился в среде старших учащихся, в среде философских бесед в коридорах о том, как один художник способен был начать рисунок с большого пальца ноги натурщика, и закончить всю фигуру на том же пальце. И что поразительного, фигура точно вписывалась в формат бумаги и абсолютно точно построена (мне тогда вспоминались байки дворовых ребят о такой силе удара одного футболиста, что от мяча штанга ворот ломалась пополам). Потом шли бесконечные разговоры о передаче в рисунке ощущения гипса, такого, чтобы он не смахивал на дерево. В этом рисунке чувствуется гипс, в том нет, тот умеет рисовать, а тот нет…

Потом неожиданно появлялся Марк. После выкуренной сигареты он  солидно вступал в разговор, поражая нас очередным воспоминанием. Сегодня он заговорил сиплым голосом о Лактионове, который прекрасно начинал этюд маслом, и цвет и воздух, ну изумительно схватывал, а как начинал дрочить маленькой кисточкой, прорабатывая в деталях одинаково и дальний и ближний планы, нам всем плеваться хотелось. В этот момент он сухо сплёвывал в сторону, потом не спеша выпрямлялся, склонив по петушиному голову на бок, чтобы подслеповатыми глазами увидеть слушателей. Не дождавшись нужного понимания, через секунду, наконец-то, выстреливал финальной фразой, - и вся работа псу под хвост! Тут он мгновенно склонялся в мою сторону, как к малышу из детского сада, чтобы войти сквозь очки в мою голову. Признаться, я плохо понимал значение слова «дрочиться», и всё же улавливал какую-то презрительную интонацию рассказчика к любителю ненужных деталей в живописи.

 
  
Неожиданно, весь этот авторитет моего окружения, не подымая пыли, рухнул в один вечер.
В середине занятий вошла девушка. Не помню, кто её представлял и объяснял её появление, только позже, по обрывкам фраз из коридорных разговоров, уяснил, - она студентка, болела, пропустила занятия, пришла для рисования фрагмента архитектурного бордюра с ионикой (институтская задолженность). Интрига заключалась не в том, что она с бледностью монашки, была молчалива и мало общительна, а в том, что она была студенткой и дочкой какого-то художника! Голову кружила мысль, если бы я был сыном художника, я рисовал бы как бог. Ладно, посмотрим, что будет.
 
Через три часа стало ясно, она рисовала не как Бог, а как богиня! Впервые я увидел рисование не контуров, а объёмов. Крупный объём обозначался обобщённой тоновой прокладкой. Постепенно он дробился на более и более мелкие объёмы. И это не было кристаллической мозаикой Врубеля, она работала широкими взмахами руки, создавая не контур, а группы из длинных параллельных линий, ложившихся на нижние слои подобно лессировки серебром. Как самый нахальный, сую нос в бумагу, - вижу хаос из групп прямых линий, которые толпились кучкой или, разбегались в ширь. Отхожу на расстояние, вижу пронизанный светом гипсовый слепок!
Мало кто решался обсуждать работу девушки, единственное, что я мог услышать, прозвучало тягучим скрипом ржавого замка, - Да. Что-то в этом есть. Как я хотел тогда, вот так, молча появиться здесь, утереть всем нос, и так же молча уйти. 
 
В моём рисунке всё было на месте, всё скрупулёзно прорисовано в нужной тональности, ошибок нет. Почему уже я вдруг почувствовал себя обманутым идиотом. Она рисовала так, будто лепила из куска глины нужную форму: набирала нужную массу, шлёпала по куску плоской деревянной лопаткой со всех сторон, приближая форму к натуре. Ни носа, ни ушей, ни прядей волос, а болванка легко узнаваема. Ей и в голову не приходит начинать лепку с кончика носа, и прибавлять к нему щёки, глаза, уши. Да, я и сам понимаю глупость такого метода. Почему же мы рисуем , отталкиваясь от деталей? Да мы и хотели бы рисовать от большой формы, но мы не знали, как её создавать на плоской бумаге, потому что у нас небыло опыта рисования по представлению.

 
 
От светлой беззаботности не осталось и следа. Я стал задыхаться среди пустой важности самодовольных дилетантов. Если они старше меня, это не значит, что они знают истину. Мы учимся не так, и я чувствовал себя обманутым, я начал терять почву под ногами. Преподаватели делали своё дело, указывали на ошибки в построении формы, в светотени. Много чего делали. Почему же никто из них не лез из кожи вон, чтобы сбить с нас спесь неучей? И я начинал вспоминать мелкие детали, которым не придавал раньше значения.
 
Вот художник срывается с места от какого-то ученика, подбегает к софиту с вытянутым кулаком и страстным голосом требует внимания. Почему вам это так трудно понять? Вот, смотрите, как граница тени проходит по всей сжатой в кулак руке. Вот, здесь она начинается, потом переходит ниже по пальцам и так по всей форме кулака. Вы же видите что эта граница темнее самой тени с рефлексами? Почему же у вас тень постоянно рвётся, почему не акцентируете границу светотени, превращая всё в размазню?

Ему на смену приходит другой художник. Добродушный хохол с грузной фигурой Тараса Бульбы, брезгливо сморит на наши художества, и с досадой крякает. Вы эти свои мазульки пока задвиньте, и громче, -  все крепят кусок обоев к мольбертам чистой стороной  и берут уголь! Рисуем кусочком угля, но не его кончиком, а плашмя, как мазками плоской кисти. Задача простая, свет и тень! Никакой дрязготни, обобщение формы, конструкция в точных пропорциях. Время, 15 минут и смена позиций.
И что вы думаете, - результат нулевой. И тут он садится на мой скрипучий стул и всей своей необъятной лапой размазывает уголь по бумаге! У меня что-то ёкнуло. Смотрю, как он тряпкой бъёт по бумаге, - угольная пыль осыпается вниз. От былой черноты остаётся только мутное бесформенное пятно. Попросил у соседа клячку и по хозяйски, как у себя дома, начал снимать ею уголь в самых светлых местах формы. Вы что-нибудь понимаете, заорал он на весь зал, я просил дать мне свет и тень, и больше ничего. И далее, уже дружески в пол голоса, - никаких соплей тут. Смотри сюда, теперь несколько акцентов углём на границе света и тени… Акценты он создавал не поперечными движениями угля, а долевыми, от чего мазки получались узкие и точные.
- Смена места! Быстро, быстро и работать!
Никто не работает, все второпях пробираются к моему мольберту. – Ну, как? – А чёрт его знает, как у него это получается, за пять минут сделал то, чего я вообще никогда не сделаю.
 
Два эпизода. Они красноречиво говорят о том, что преподавателей заботит не наша манера штриховки или техника ведения рисунка. Их волнует передача нам фундаментальных знаний, без которых внешние технические приёмы останутся только мишурой.
 
 
 

Читать далее...
Рубрики:  Графика, рисунок
Лаборатория рисунка-живописи

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Промеры в рисунке (самоконтроль)

Среда, 16 Марта 2011 г. 23:43 + в цитатник

Темы этой страницы уже публиковались мной по отдельности в других рубриках. Мне думается, самое время перенести их сюда.


ПРОМЕРЫ В РИСУНКЕ 


Чтобы определить отношение ширины к высоте надо одно разделить на другое.
Если высота равна 2, а ширина 1, то отношение будет равно 1/2.
 
Говоря человеческим языком, надо узнать сколько раз ширина объекта уложится в его высоте.

 

 

 (699x431, 60Kb)
 

В высоту объекта укладывается две его ширины.

 
Художник смотрит на рисунок ученика и говорит ему, надо проверить  отношение высоты фигуры к ее ширине, мне кажется, вы ошиблись в пропорциях. Как понимать эти слова?

 

 

 (454x346, 88Kb)

 

Здесь показан куб, который мы рисуем.

 

 (454x343, 72Kb)

Вытянув до предела руку с карандашом вперед, 
мы отмечаем пальцем высоту рисуемого куба.
 
 

 (454x343, 72Kb)

Не сдвигая палец-метку на вытянутой руке, мы поворачиваем карандаш горизонтально и совмещаем его с шириной рисуемого куба. Запоминаем зрительно на карандаше, как сильно ширина отличается от высоты (чуть короче отрезка карандаша).

 
Повторяем те же замеры, но уже на рисунках с ошибочными пропорциями.
 

 (454x346, 85Kb)

 

 (454x346, 83Kb)

 

 (454x346, 87Kb)

 

 (454x346, 87Kb)
 

Хорошо видно, что в первой паре рисунков куб явно уже, а во второй много шире отрезка карандаша.

 
 

 (454x346, 77Kb)

Здесь показан рисунок (фото, конечно) с точными пропорциями.
 

Как только ученики узнают о таком способе проверки рисунка, они перестают рисовать, и занимаются бесконечными замерами. Реальная точность таких замеров очень низкая, но есть и плюсы. Ученики лучше начинают понимать значение термина «отношения сторон».

 


О САМОКОНТРОЛЕ 
(для тех, кто только начинает осваивать рисунок с натуры) 

 
С помощью карандаша можно проверять взаимное расположение деталей, уточнять углы наклона прямых и многое другое. Замечу, всё сказанное относится к тому периоду обучения, когда глаз ещё не приучен правильно видеть натуру, и ошибки в учебном рисунке наслаиваются одна на другую. Ежедневные быстрые наброски с натуры отлично развивают глазомер и пространственное видение художника. Вы очень скоро сможете забыть о механических средствах контроля, и рисовать без грубых ошибок. А пока... 



 

Вытяните вперёд руку с карандашом и расположите его вертикально, совместив с углом куба (смотрите одним глазом). А теперь присмотритесь, как далеко силуэт головы расположен от карандаша-вертикали. В натуре хорошо видно смещение головы влево от карандаша, а на рисунке край головы находится на одной вертикали с углом куба. Ошибка найдена вовремя, ещё та стадия рисования, когда идёт уточнение основных масс формы, и до деталировки дело не дошло. 
Проверкой двух точек вы не ограничитесь, кроме того, совсем не обязательно манипулировать карандашом, если принцип проверки горизонталью и вертикалью вами понят. Берём одну деталь натуры и смотрим, что там далеко внизу под этой деталью находится. Если на рисунке под выбранной деталью находится что-то другое, у вас ошибка.


  


Все методы проверки основаны на простом сравнении двух удалённых друг от друга точек. Требуется передать в рисунке их взаиморасположение точно в соответствии с натурой. Постоянно мысленно сравниваем, что выше, а что ниже, что правее, а что левее. Не велика хитрость, но почему-то она доходит не до каждого. 

Читать далее...
Рубрики:  Графика, рисунок
Лаборатория рисунка-живописи

Метки:  


Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

Что вы творите?!

Вторник, 15 Марта 2011 г. 19:22 + в цитатник

Anna_Ole

- Вот новый рисунок. Извините может не очень хорошего качества. И опять я несерьёзно к работе подошла. Дневное освещение. Готовлю обед и рисую. Яблоко на столе. На фото кажется будто я смотрю на него сверху или мне кажется, что так кажется... Контраста больше. Вобщем буду ещё трудиться и работать есть над чем. Спасибо вам большое.


- Что вы творите?! Я раскатал губу на длительный процесс, а вы через день оставите меня без работы. Так нельзя, а то, ведь, "мы есть", а потом, нас и нет! :) 

Мольбертик заимели импортный, большие творческие планы выглядывают сквозь яблочко. 



Приятная картинка, как из книжки, не будь у неё чёрной накладки, которая и угробила иллюзию пространства. Если чернота одинаковая спереди и сзади, значит она лежит на бумаге. Я подозреваю, что такое карандашом не сделаешь.

Мне трудно без натуры вносить свои коррективы, и всё же  рискнул.
Замечу, вы усиленно перескакиваете на ретушь. Из ретушёров художники не выходят, но, возможно, в вас Юлий цезарь умирает (совместить рисование со стряпнёй только ему было дано). 
В деталях яблока очень точно разобрались, уважаю!


  


 - Чернота прорисована угольным карандашом. Цвета карандаша для тени мне не хватило. 

Вижу вы исправили совсем немного. 
Ретушь-изменение оригинала изображения классическими или цифровыми методами. 
Вы думаете я редактирую свои рисунки ?!..... Меня от гордости распирает. Честное слово!!!


- Зря распирает, мне и в голову не пришло, что у кого-то хватит ума углём по графиту мазать. :)) 
Исправил не так уж и мало. Всё та же проблема, рефлексы нарушают цельность тени (мне приходится самому их гасить), да и тень вы не можете отделить от света. Повторяю, прищурьтесь о поймёте о чём речь.


Anna_Ole 
- Да уж. Это точно! Исправлений много и тон, и тень. Чёрный край яблока слева. Ямка у хвостика стала почернее и более выразительной. Роман, мне не очень понятна фраза:"... рефлексы нарушают цельность тени (мне приходится самому их гасить)". Сейчас покопалась в глобальной сети на тему рефлекс в рисунке. Немного разобралась. Но я тугодум. Мне надо время и конечно -рисовать.:))) Интернет работает с перебоями. Беспроводной. Если не выхожу в эфир, я не пропала, а осталась без связи с миром. Это на всякий случай.:))) Итак: 
РАКУШКА! ....... 

Совершенно верно, как и любому учащемуся, вам нужно время. 
Тень может быть глухой, без тоновых нюансов, как на вашей ракушке, а может быть прозрачной, лёгкой, воздушной, невесомой. Прозрачность тени даёт её подсветка отражённым светом от окружающих поверхностей. Если создать такую подсветку зеркалом, то рефлексы станут такими же светлыми, как и освещённые части предмета (тень исчезнет, а с ней и объём предмета).

Запоминайте, 
- вы создаёте глухую тень без рефлексов (однотонно тёмная); 
- вы создаёте тень с умеренной светлоты рефлексами (они темнее освещённых участков предмета, но светлее самой тени), это то, что вам нужно; 
- вы создаёте рефлексы такой яркости, при которой не остаётся теней, и вы не знаете откуда идёт свет (плоское однотонное изображение). 

Вспомните яйцо, на нём рефлекс хорошо виден и понятен.

Старайтесь чаще прищуриваться, чтобы понять границу света и тени. 
И помните, речь идёт об учебном рисунке. Вы можете рисовать так, как рисуете, а можете попытаться освоить методику учебного рисования для изучения светотени, перспективы, композиции и ещё, Бог знает, чего. Если всё пройдёт успешно, вы вернётесь к милым вашему сердцу деталям и аккуратной тушёвке, только уже на другом уровне.



- Думаю поняла. Пальцы проч от листа. Только карандаш. И проработка перехода штриховки от тёмного к светлому.... Предмет брать попроще...
Спасибо, Роман !


 

Серия сообщений "Суть, да дело":
Часть 1 - Друг мой Саша
Часть 2 - Мой друг Екатерина
Часть 3 - Начала с окружности...
Часть 4 - Что вы творите?!
Часть 5 - Начинаю терять выдержку


Метки:  

Начала с окружности...

Вторник, 15 Марта 2011 г. 10:46 + в цитатник

Открыл частную "Консультацию"
Чем чёрт не шутит, вдруг это будет не последний случай, и люди заинтересуются нашими "разборками" с любителями рисования? 


Anna_Ole

Положила на диван первый попавшейся простой предмет. 
Карандаш HB. Искуственное освещение люстрой. Альбомный лист.

Начала с окружности. Потом разглядела, что мяч светлее обивки.  :)))
А обивка с рисунком. Вобщем путаться начала с тенями. Ну вот что получилось.  

 



- Хороший рисунок, можно подумать, вы успели познакомиться с последней моей страницей, которая опубликована уже после этого комментария. 
Вы приняты в студию, и она бесплатная. :) 
Поговорим о вашем рисунке. 
Мне кажется, можно отчётливее акцентировать самое светлое (прищурьтесь, чтобы выявить это место), пригасив остальное. То же касается и самого тёмного, которого у вас нет. Тогда вы избавитесь от общей серятины (её можно назвать и красивым серебристым тоном).
Спасибо. 


- Спасибо за добрый комментарий.
Спасибо за бесплатную студию. Все поправки приняла к сведенью. Думаю взять карандаш помягче.
И очень жду продолжения. Если конечно для вас это что нибудь значит.... 


- А что его ждать, оно уже в дневнике! 


 

 

Карандаш HB я  рекомендовал для рисования гипсовых слепков, а для натурных зарисовок предлагал взять 3М. 
Освещение люстрой не самое лучшее для учебных занятий, полезнее точечное освещение (одна лампа), которое не размазывает границы теней. 
С фоном сложнее, он может быть выбран гладким, нейтрального тона (предмет яснее воспринемается), а может быть случайным, когда вам важно передать конкретную атмосферу, особые интонации души.

Чтобы вам легче было понять мои замечания относительно самого светлого и самого тёмного тона, предлагаю посмотреть цифровую редакцию вашего рисунка.
Надеюсь, вы заметите не только изменение общей тональности, которая стала плотнее, но и смягчение контура мяча и его букв на светету. Кстати, буквы должны сильнее сокращаться по ширине у края мяча. Отчётливее стала проступать собственная тень мяча, внутри которой я пригасил сверкающие места. Много усилий потрачено на удаление фона, который во многих местах спорил с освещённой частью мяча (они были одинаково светлые).

Последнее, я на своё усмотрение  кадрировал ваш
 рисунок, чтобы вы представили важность правильной подачи работы на зрителя. Это не значит, что в следующий раз вы покажите мне обрезанные рисунки, нет, отправляйте всё живьём. 

Спасибо за доверие.


 
 


 

Серия сообщений "Суть, да дело":
Часть 1 - Друг мой Саша
Часть 2 - Мой друг Екатерина
Часть 3 - Начала с окружности...
Часть 4 - Что вы творите?!
Часть 5 - Начинаю терять выдержку


Метки:  

Поиск сообщений в Roman_FRF
Страницы: 160 ... 41 40 [39] 38 37 ..
.. 1 Календарь