МАК.
Красота Мака одурманивает подобно опиуму. Легко попасть в сети Мака, тяжело из них выбраться.
Эх ! Вот бы получить Шнобелевскую премию.. |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Шно́белевские премии, Игнобельская премия, Антинобелевская премия (англ. Ig Nobel Prize) — пародия на престижную международную награду — Нобелевскую премию. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября, то есть в то время, когда называются лауреаты настоящей Нобелевской премии, — за достижения, которые сначала вызывают смех, а затем раздумья (first make people laugh, and then make them think). Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований».
Общая информация
Шнобелевские премии присуждаются с 1991 года — за достижения, которые невозможно воспроизвести или же нет смысла это делать. За исключением трёх премий, присуждённых в первый год, их вручают за реальные труды. Первые церемонии вручения премии проходили в Массачусетсском технологическом институте. Сегодня Шнобелевскую премию вручают в Гарварде накануне вручения Нобелевской премии. Награду лауреатам вручают настоящие нобелевские лауреаты.
Присуждение премии в некоторых случаях выражает завуалированную критику, как, например, в случаях с наградами за исследования по гомеопатии и с премиями, присужденными отделам образования штатов Канзас и Колорадо за их позицию по вопросу преподавания эволюции. В большинстве случаев эти награды привлекают внимание к научным работам, содержащим элементы смешного. Например, удостоились награды: исследование, показавшее, что присутствие людей сексуально возбуждает устриц; вывод о том, что чёрные дыры по своим параметрам подходят для расположения ада; работа, исследовавшая, будет ли инфицирована еда, упавшая на пол и пролежавшая там менее пяти секунд.
Название
Название Ig Nobel Prize представляет собой игру слов. На английском языке Нобелевская премия называется Nobel Prize, схожее со словом «noble» прилагательное «ignoble» означает «позорный».
На русский язык название премии чаще всего переводится как «Антинобелевская премия» или «Шнобелевская премия».
Каждый год настоящие нобелевские лауреаты — в бутафорских очках, с накладными носами, в фесках и подобного рода атрибутах — приходят, чтобы вручить лауреатам Ig Nobel их награды. По величавому лекционному залу на 1166 мест Sanders Theatre в Гарварде, в котором проходит церемония, летают бумажные самолётики. Время выступления лауреатов ограничено 60 секундами. Тех, кто говорит дольше, останавливает Miss Sweetie Poo — девочка, которая восклицает: «Пожалуйста, прекратите, мне скучно!»
Шнобелевским лауреатам вручают премию, которая может быть выполнена, например, в виде медали из фольги или в виде клацающих челюстей на подставке, а также сертификат, удостоверяющий получение премии и подписанный тремя лауреатами Нобелевской премии.
Церемония награждения транслируется по американскому телевидению и радио на нескольких языках. Её также можно смотреть в прямом эфире на официальном сайте премии.
Через несколько дней после церемонии в Массачусетсском технологическом институте проходят неофициальные игнобелевские лекции, на которых лауреаты могут объяснить свои исследования и их значение.
Премия в России
Россияне получали «Шнобелевку» дважды. В 1992 в области литературы её удостоился член-корреспондент РАН Ю. Т. Стручков за то, что в период с 1981 по 1990 опубликовал 948 научных работ, то есть в среднем каждые 4 дня у него выходила в свет новая статья. В 2002 — в области экономики Шнобелевскую премию разделил с несколькими другими компаниями Газпром за применение математической концепции мнимых чисел в сфере бизнеса.
Лауреаты
|
Список книг запрещенных в России |
|
Сколько стоит Нобелевская премия? |
6 октября 2008 года стартовала Нобелевская неделя - время вручения одной из самых престижных премий планеты
Считается, что идея учреждения премии пришла шведскому химику и инженеру Альфреду Нобелю благодаря ошибочной публикации во французской прессе. Европейская газета в 1888 году несколько поторопилась с выпуском некролога на ещё здравствовавшего Нобеля. В пафосной заметке распинали учёного, якобы почившего в бозе, за главное открытие его жизни - динамит. Задумавшись над тем, что он останется знаменит лишь своим «немирным» изобретением, Альфред Нобель позаботился о том, чтобы остаться в веках в несколько ином, благородном образе.
В ноябре 1895 года он подписал своё завещание в шведско-норвежском клубе в Париже. В тексте документа указано, что большая часть состояния химика - она в итоге составила 31 млн крон - должна была пойти на основание премии, присуждаемой вне зависимости от национальности номинантов по следующим пяти направлениям: литература, физика, химия, физиология и медицина, а также содействие установлению мира во всём мире.
Известно, что изначально вместо премии мира Нобель внёс в список наук математику, однако затем вычеркнул её. Иногда это решение ученого связывают с именем шведского математика Миттаг-Леффлера, которого Нобель невзлюбил за то, что тот навязчиво выпрашивал пожертвования на Стокгольмский университет. Согласно другой версии, Нобель был влюблён в Софью Ковалевскую, которая предпочла ему Миттаг-Леффлера. Есть также мнение, что Альфред Нобель намеревался присуждать премию за достижения, которые приносят конкретную ощутимую пользу людям. Математические достижения с точки зрения широкой публики обычно таковым не являются. Кстати, в 1969 году по инициативе Шведского банка была присуждена ещё одна номинация премии - в области экономики.
На создание Фонда Нобеля у организаторов ушло четыре года. Он был открыт в 1900 году как частная независимая неправительственная организация.
Отмечается, что завещание ученого не выполняется в полной объёме. К примеру, пункт, согласно которому премия должна присуждаться за достижения и изобретения, сделанные в год номинирования деятеля. Однако выяснилось, что естественно-научные открытия должны пройти проверку временем. Многие ученые не успевают дожить до того, как их исследования будут признаны достойными премии.
До сих пор вызывают вопросы соответствия официальным критериям лауреатов гуманитарных премий, а номинации по литературе, как правило, держатся в строгом секрете. Сами номинанты могут ничего не знать о своём выдвижении.
Устав Нобелевского фонда гласит: выдвигать кандидатов на премию могут члены Королевской шведской академии и лауреаты Нобелевских премий. Номинировать на награду могут и другие представители ученого мира, от которых Академия примет предложение.
Кроме того, известно, что подать заявку на Нобелевскую премию может любой желающий. Так, директор одной из провинциальных школ России сама выдвинула себя на соискание премии мира. Согласно правилам Фонда, организаторы обязаны отправлять ответ на каждую заявку. Наша соотечественница получила письмо с вежливым отказом.
Нобелевский банкет
Одним из главных торжественных этапов ежегодных праздневств является Нобелевский банкет. Первое мероприятие прошло 10 декабря 1901 года одновременно с первым вручением премии. В настоящее время банкет проводят в Голубом зале городской ратуши. Число пришлашённых варьируется от 1300 до 1400 человек. Обязательна парадная форма одежды: фраки и вечерние платья.
С особым пиететом относятся организаторы к разработке меню. Лучшие повара Европы борются за право принять участие в приготовлении блюд для банкета. За месяц до вручения премии члены Нобелевского комитета дегустируют три варианта меню, содержание которых держится до последнего момента в секрете. Известен лишь только один их компонент: мороженое на десерт.
Для банкета используются сервиз и скатерти со специально разработанным дизайном, обязательным элементом которого является портрет Нобеля. Посуда ручной работы украшена тремя полосками синего, зелёного и золотого цветов - в колор шведского ампира. В этой же гамме выполнены ножки хрустальных фужеров. Сервиз для банкетов был заказан к 90-летию Нобелевских премий в 1991 году. Он состоит из 6750 бокалов, 9450 ножей и вилок, 9550 тарелок и одной чайной чашки, сделанной специально для принцессы Лилианы, которая не пьет кофе. Чашка хранится в специальном деревянном футляре с монограммой принцессы. Стоимость сервиза составила 1,6 млн долларов.
Цветы для оформления торжества поставляются из Сан-Ремо в количестве 23 000. Столы расставляются с математической точностью. Официанты проходят многочасовые репетици, для того чтобы их движения были прохронометрированы с точностью до доли секунды. К примеру, торжественный внос мороженого занимает ровно три минуты с момента появления первого официанта с подносом в дверях до того, как последний из них встанет у своего стола. Подача других блюд занимает две минуты.
Почетные гости во главе с королем и королевой спускаются по лестнице в Голубой зал ровно в 19 часов 10 минут. По традиции шведский король ведет под руку нобелевскую лауреатку, а если таковой не окажется - супругу Нобелевского лауреата по физике. Первый тост - за Его Величество, второй — в память Альфреда Нобеля. Только после этого гостям разрешено открыть меню, которое напечатано мелким шрифтом на картах, приложенных к каждому месту. Для музыкального оформления ужина приглашаются именитые музыканты мира. В 2003 году на банкет были приглашены Ростропович и Мангус Линдгрен.
В 22:15 король Швеции дает знак к началу танцев в Золотом зале ратуши. Праздник завершается в 01:30.
• Иван Павлов (1904)
• Илья Мечников (1908)
• Зельман Абрам Ваксман (1952)
• Иван Бунин (1933)
• Бориc Пастернак (1958)
• Михаил Шолохов (1965)
• Александр Солженицын (1970)
• Иcаак Башевис-Зингер (1978)
• Чеслав Милош (1980)
• Иосиф Бродский (1987)
• Мария Склодовская-Кюри (1911)
• Николай Семенов (1956)
• Илья Пригожин (1977)
• Мария Склодовская-Кюри (1903)
• Павел Черенков (1958)
• Игорь Тамм (1958)
• Илья Франк (1958)
• Лев Ландау (1962)
• Николай Басов (1964)
• Александр Прохоров (1964)
• Пётр Капица (1978)
• Жорес Алфёров (2000)
• Алексей Абрикосов (2003)
• Виталий Гинзбург (2003)
• Саймон Кузнец (1971)
• Василий Леонтьев (1973)
• Леонид Канторович (1975)
• Леонид Гурвич (2007)
• Андрей Сахаров (1975)
• Менахем Бегин (1978)
• Михаил Горбачёв (1990)
• Джозеф Ротблат (1995)
|
Крышевание |
Появление первых «крыш» связывается с зарождением в СССР теневой экономики. В условиях дефицита товаров и услуг некоторые деятели организовали нелегальные производства. К ним примыкали лица, занимающиеся скупкой товаров и дальнейшей их перепродажей по более высокой цене (спекулянты, фарцовщики). Не имея возможности обратиться за помощью к милиции, нелегальные предприниматели нуждались в защите от посягательств общеуголовной преступности.
В 1979 году в Кисловодске произошла встреча («сходка») криминальных лидеров («воров в законе») и нелегальных предпринимателей («цеховиков»). По результатам встречи была достигнута договорённость о выплате предпринимателями 10 % их доходов в обмен на безопасность[1].
Принятие в мае 1988 года Закона СССР «О кооперации»[2] способствовало становлению будущего российского бизнеса и, вместе с тем, усилению позиций организованной преступности.
Неразвитость (или отсутствие) новых государственных институтов (арбитраж, суд, налогообложение) привели к тому, что их функции взяла на себя организованная преступность[3].
С начала 1990-х годов под контроль «бандитских крыш» стали переходить легальные виды бизнеса. По данным А. Гурова, к середине 1990-х годов под их контролем находилось 85 % коммерческих предприятий[4]. Преступники изымали до 20-30 % доходов предпринимателей[5].
С принятием 11 марта 1992 года закона «О частной детективной и охранной деятельности» была разрешена деятельность частных охранных предприятий, штат которых стали пополнять бывшие сотрудники силовых структур. Этому способствовали реорганизации в ФСБ (бывшем КГБ), милиции и армии (спецподразделения и ГРУ), за которыми следовал отток квалифицированных кадров (другим фактором увольнения был кризис бюджетного финансирования). К концу 1997 года насчитывалось более 10 тыс. частных охранных и детективных структур, в которых работали более 140 тыс. человек[6]. К концу 1990-х годов численность сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности превышала 850 тыс. человек[7]. Крупные компании и банки начали формировать собственные службы безопасности.
Со второй половины 1990-х годов обеспечением безопасности предприятий стали заниматься правоохранительные структуры («красная крыша»), такие как МВД и органы госбезопасности. С точки зрения бизнеса, переход под «милицейскую крышу» имел важные преимущества: более низкая плата за услуги, высокая квалификация, меньший риск, использование ресурсов своих ведомств. К 2000 году «красные крыши» стали доминировать в сфере легального бизнеса.
Исследователи выделяют три вида «крыш»[8]:
|
Без заголовка |
ВНИМАНИЕ ! Опасный работник!
Романов-Соколов Евгений Александрович 06.07.1967
Выполняя обязанности начальника удаленного строительного участка, предоставлял неверные сведения о ходе работ, за выделенные на строительство суммы отчитывался подложными документами, заключал договоры на экономически невыгодных для предприятия условиях.
В итоге: компания понесла миллионные убытки, долги по услугам, не имеющим отношения к строительству объекта, скомпроментирован имидж организации, и, главное, обмануты люди: рабочим не выплачивалась заработная плата!
В данный момент идет сбор информации и подготовка документов
для возбуждения уголовного дела по факту присвоения и растраты.
Работодатели, будьте осторожны!
От: Владилен Анатолиевич <lukas@webmedia.com.au
|
Проституция |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Проститу́ция (от лат. prostitere — букв. выставлять; также выставлять на позор, позорить, осквернять) — продажа за материальные ценности своего тела для сексуальных услуг; секс за деньги, в противоположность близости по любви.
Как правило, под проституцией понимаются так или иначе социально организованные формы продажи секса. Стихийной формой такой организации являются отношения проституток с сутенёрами — мужчинами, обеспечивающими (в той или иной мере) безопасность проституток и поставляющими им клиентов. Более сложной формой организации проституции выступают публичные дома, в которых может быть собран целый «трудовой коллектив» «сексуальных работниц».
В XIX веке к самоорганизации лиц, причастных к занятиям проституцией, добавляется деятельность государства, направленная на установление некоего контроля за этой сферой жизни — с целью уменьшения ее криминогенности, изъятия части доходов и препятствования лавинообразному распространению венерических заболеваний: вводятся те или иные формы лицензирования проституции (в России документ, удостоверяющий, что его хозяйка занимается продажей секса, назывался жёлтым билетом).
В разное время в законодательствах разных стран предпринимались попытки криминализации проституции как таковой. Большинство экспертов-сексологов склоняется к мысли о том, что тотальный законодательный запрет проституции неэффективен[источник?]. В настоящее время в странах христианского мира уголовная ответственность за занятия проституцией отсутствует. Во всех странах, однако, сохранено уголовное наказание за вовлечение в занятия проституцией несовершеннолетних и лиц с ограниченными умственными способностями, за принуждение к занятиям проституцией; в некоторых странах (в том числе в России) уголовно наказуемой является организация проституции как бизнеса.
Проституция появляется в городском обществе, когда женщина освобождается от власти рода и может сама выбирать партнера по сексу. Однако собственно проституции (коммерческой) предшествовали формы религиозной и патриархальной (гостеприимной) проституции (см. ниже).
Упоминания о проститутках («блудницах») встречается в Ветхом Завете — блудница Раав из Иерихона II тыс. до н. э. (Иисуса Навина 6:16). Отношение властей к проституции различалось от резкого неприятия до лицензирования. Первым, кто ввёл налог на занятия проституцией, был афинский законодатель Солон (между 640—635 — около 559 г. до н. э.). При нем же возникли бордели («диктерионы»), с контингентом главным образом из рабынь, для завлечения клиентов стоявших нагими у входа. Античные бордели располагались на окраине города, в пустынных и отдалённых местах, у рынка, гавани. Основными клиентами таких борделей были купцы, моряки и неженатые молодые люди. Проституцией занимались и женщины (особенно рабыни) «смежных» профессий, например танцовщицы; были также мужчины-проститутки и мужские бордели. Высший слой проституток — гетеры (буквально «подружки»). Некоторые из них прославились выдающимся умом и красотой и отношениями со знаменитыми деятелями. В их числе была и знаменитая Аспасия, гетера и содержательница публичного дома в Милете, ставшая женой Перикла и превратившая его дом в интеллектуальный центр тогдашних Афин. Низший слой проституток — «поллаки», главным образом рабыни; им запрещалось появляться в других местах Афин, кроме отведенных для борделей.
Петроний описывает характерные внешние признаки римского публичного дома (lupanar): «я увидел какие-то надписи и голых потаскушек (prostitutae), пугливо разгуливающих под ними». Внутри римский «лупанар» был разделен на тесные каморки, где обнаженные проститутки принимали клиентов. Такие лупанары, с покрывавшими их стены непристойными надписями (в духе современных надписей в общественных туалетах) были найдены в Помпеях. Римская женщина, желавшая заниматься проституцией, должна была явиться к магистратам и заявить об этом, после чего она вносилась в списки проституток и ей выдавалась licentia stupri (буквально «разрешение глупости»), причем она лишалась правовой и имущественной дееспособности: не могла без разрешения опекуна распоряжаться своим имуществом, завещать, дарить и т. п., свидетельствовать в суде — словом, находилась на положении умственно неполноценной. Проститутки должны были носить желтую одежду и красную обувь и не имели права носить украшения (они носили их в ларцах, если хотели надевать дома). Во времена Империи разврат дошел до того, что за «licentia stupri» стали обращаться дочери сенаторов и всадников, и император Тиберий издал особый эдикт, которым запрещал дочерям всадников заниматься проституцией. Согласно ходившим в Риме в 40-е гг. н. э. слухам, жена императора Клавдия, Мессалина, в погоне за острыми ощущениями по ночам «работала» в лупанаре под именем Лизиски.
С установлением христианства проституция не исчезла. Блаженный Августин говорил: «устрани блудниц, и город придёт в смятение». Культивировался образ раскаявшихся проституток, таких как Мария Магдалина и Мария Египетская. Бордели располагались на специально отведённых для них улицах и имели отличительные эмблемы и приметы: пёструю решетку на окнах, изображения цветов и животных на стенах или на двери, красный фонарь над дверью. Проститутка также носила отличительные знаки. Проституткой не могла стать беременная, больная, замужняя или слишком юная особа. Духовным лицам и женатым мужчинам запрещалось посещать бордели.
Появившийся в Европе в конце XV века сифилис стал ударом для всего института проституции. Публичные дома превратились в очаги эпидемии. В связи с этим с XVIII века проституток регистрировали, заносили в списки и устанавливали за ними полицейско-врачебный надзор. Нередко правительства пытались бороться с проституцией как явлением, полностью запрещая ее и подвергая проституток строгим наказаниям (как например Мария-Терезия в Австрии)[источник?], но результата это не давало.
Однако именно в Новое Время проституция расцветает, поскольку слабеет аскетическая христианская мораль, начинаются Великие географические открытия, поэтому появляется необходимость в портовых проститутках для обслуживания моряков. С появлением наёмной армии появились проститутки, специализирующиеся на обслуживании солдат. Как правило, они маскировались под маркитанток (продавщиц товаров солдатам).
Проститутками могут предоставляться следующие услуги: эротический массаж, вагинальный секс, анальный секс, оральный секс, стриптиз, «игрушки» (мастурбация), лесби-шоу, эскорт-услуги, групповой секс, фистинг, римминг, трамплинг, «золотой дождь», копро, ролевые игры, БДСМ и др.
Некоторые проститутки практикуют ограничение по минимальному возрасту (см. «Возраст сексуального согласия») и «Фейс-контроль».
Обычаи, при которых хозяин предлагает свою жену или дочь гостю, имели большое распространение среди многих первобытных народов. С развитием цивилизации этот обычай сблизился с коммерческой проституцией. Так, в XIX веке мужчины северных народностей Российской Империи, отдавая в наем квартиру, часто предлагали жильцу также супругу или дочь, что повышало квартирную плату; на бойких трактах Сибири, особенно на путях возвращения рабочих с золотых приисков, хозяева предлагали жен и дочерей всякому ночлежнику [1].
В условиях мифологизации всех сторон человеческой жизни секс также подвергся обожествлению. Он превратился в символ плодородия, в символ мистического слияния с божеством, в символ наивысшего блаженства (экстаз — это и оргазм, и единение с божеством). Жрицы секса возводились в ранг культовых фигур. Сюжеты с храмовыми индийскими танцовщицами невероятно популярны во всем мире. Когда на смену древним культам, совершавшимся на открытом воздухе, пришли храмы, женская свита бога (богов) получила там свои помещения, где и занималась таинствами любви или ритуальными совокуплениями. Одалиски, баядеры,жрицы считались почетными членами общества, священными служительницами храмов, а потому обожествлялись и идеализировались, несмотря на своё ремесло. Во времена античности во многих странах Ближнего Востока были священными проститутками и одновременно пророчицами. Считалось, что богиня Афродита была куртизанкой. Поэтому в Пафосе, как и в других посвященных ей храмах, обязательно проживала группа сакральных проституток. Но особенно почтительное отношение к храмовым жрицам любви отчётливо проявлялось в Индии.
Геродот следующим образом описывает храмовую проституцию в Вавилоне:
Каждая вавилонянка должна однажды в жизни садиться в святилище Афродиты (Милитты) и отдаваться за деньги чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с (толпой) остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает так: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на головах. (…) Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!» Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги девушке не дозволяется, так как деньги эти священные. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично.
История, I, 199
До 1917 г.
Данная страница или секция содержит ненормативную лексику.
|
В России проституция преследовалась по закону начиная с 1649 г., когда Алексей Михайлович приказал городским объездчикам следить, «чтобы на улицах и переулках бляди не было»[2].
В 1728 и 1736 гг. принимались меры против тайных публичных домов; указом Анны Иоанновны само слово, обозначавшее публичную женщину, было объявлено нецензурным. При Елизавете в Петербурге, на Вознесенской улице, появился первый роскошно обставленный публичный дом, открытый в богатом особняке немкой из Дрездена; однако кончилось его существование тем, что девушка, завербованная туда обманом, подала прошение императрице, результатом чего явился новый указ против публичных домов, предписывающий «непотребных жен и девок» «сыскивать, ловить и приводить в главную полицию». Екатерининский «Устав благочиния» (1782) более либерален: он назначает для публичных домов особые кварталы в Петербурге, вместе с тем наказывая сводничество смирительным домом и запрещая превращать в бордели частные дома. Павел I предписал проституткам носить желтую одежду (этот указ был отменен с его смертью). Нравы публичного дома начала XIX века и облава полиции ярко описаны в поэме Полежаева «Сашка». В 1843 г. проституция была объявлена терпимой; полиция должна была выискивать женщин, сделавших из проституции ремесло, ставить их на учёт и подвергать медицинскому освидетельствованию; для этих целей в Петербурге, Москве и некоторых других крупнейших городах были созданы особые врачебно-полицейские комитеты. Проститутка была обязана являться в полицию и подвергаться освидетельствованию 2 раза в неделю (норма была отменена в 1909 году). У проститутки отбирался паспорт и взамен выдавалось особое свидетельство, по цвету называвшееся «желтый билет». В России в 1890 г. домов терпимости было отмечено 1262, тайных притонов 1232, проститутных домов терпимости 15 365, одиночек 20 287 (это — минимальные цифры, фактически, видимо, больше).
Публичные дома в России делились на три категории. В борделях высшей категории за визит платили 100 рублей, а суточная норма была 5-6 человек. В борделях средней категории — суточная норма 10-12 человек при цене 1-7 рублей. Низшей — 30-50 копеек при суточной норме 20 человек и более.
В советскую эпоху
Сразу же после Февральской революции все нормы полицейской регламентации проституции были отменены. «Труженицы пола» пытались создавать свои профсоюзы и отстаивать свои права наряду с другими профессиями, о чём свидетельствует в частности поэма Блока «Двенадцать» («И у нас было собрание Вот в этом здании. Обсудили, постановили: На время — десять, на ночь — двадцать пять»). Советское правительство, исходя из идеологических представлений, преследовало проституток во время «военного коммунизма» (Ленин, в числе экстренных мер по предотвращению восстания в Нижнем Новгороде, требовал «вывезти и расстрелять сотни проституток, спаивающих солдат»[3]). В 1919 г. в Петрограде был создан концлагерь принудительных работ для женщин; 60 % его заключенных были женщины, подозревавшиеся в торговле телом[4]. В то же время делались попытки социализации проституток, как «жертв капиталистического строя». В конце 1919 была создана Комиссия по борьбе с проституцией при Наркомате здравоохранения, а затем Междуведомственная комиссия по борьбе с проституцией при Наркомате соцобеспечения. С началом НЭПа проституция переживает новый всплеск, она практиковалась практически открыто представительницами всех слоев общества. По данным опросов, услугами проституток пользовалось от 40 % до 60 % взрослого мужского населения.[5] Были попытки вновь ввести обязательные медицинские освидетельствования проституток[6]. Попытки полицейско-репрессивной борьбы с проституцией (облавы и т. п.) соединялись с идеями социальной профилактики, отстаивавшимися Центральной комиссией по борьбе с проституцией при Наркомздраве; в ходе последней программы, для социализации проституток создаются особые профилактории[7]. Проституток начали вновь жёстко преследовать с 1929 года. Вводится система, согласно которой проституток отправляли в контролируемую НКВД систему «специальных учреждений принудительного трудового перевоспитания»[8] — артелей, мастерских открытого типа, полузакрытых трудпрофилакториев и загородных колоний специального режима; в случае рецидива после освобождения из колонии женщин порой отправляли в лагеря НКВД. Крупнейшая колония для проситуток помещалась в Троице-Сергиевом монастыре. [9]. Режим в профилакториях ужесточается [10], в 1937 г. профилактории для бывших проституток были переведены в систему ГУЛАГа[11]. Если в начале 30-х годов подозреваемые в проституции подвергались административным высылкам, то с развертыванием Большого Террора их стали посылать в ГУЛАГ по сфабрикованным обвинениям[12]. Проституток теперь начинают относить к «классовым врагам». В то же время всякая информация о проституции со страниц прессы исчезает, что создает впечатление искоренения этого явления[13].
Действительно, организованные формы проституции в сталинские времена были уничтожены. Считалось, что проституция «как распространённое социальное явление» не может существовать в социалистическом обществе, ввиду того, что для неё исчезли социальные условия; поэтому имеющиеся отдельные нетипичные случаи есть результат пережиточных личностных отклонений; проституция рассматривалась как форма паразитического существования[14]. Особые статьи, наказывающие за проституцию, в советских кодексах до 1987 г. отсутствовали, но проститутки могли подвергаться преследованиями по другим статьям уголовного и административного кодексов. Непосредственно уголовному преследованию подвергалось вовлечение несовершеннолетних в проституцию, сводничество и содержание притонов. Идеологическое отрицание нисколько не мешало фактическому существованию проституции в СССР[15], хотя и не в организованных формах[16]. Процветала скрытая проституция, в виде, например, «обработки» отдыхающих на курортах[17]. Новый подъем проституции отмечен в 70-е годы[18]. Элитой проституток считались валютные проститутки.
Низшей кастой являлись вокзальные проститутки или проститутки, обслуживающие водителей грузовиков.[источник?] Во время перестройки наличие проституции как социального явления было вновь признано; 29 мая 1987 г. в Административный кодекс была внесена статья 164-2, карающая за занятие проституцией штрафом в 100 рублей (в то время — месячная зарплата низкоквалифицированного рабочего). Аналогичная статья сохранилась и в современном законодательстве. Тогда же проституция вновь находит отражение в культуре, примером чего являются, в частности, фильм «Интердевочка» и песня Газманова «Путана», посвящённые «валютным» проституткам.
После распада СССР
В 1990-е произошёл значительный рост уровня проституции. По одним данным, в современной России насчитывается около 180 тысяч проституток, из которых примерно 30 тысяч находятся в Москве. По другим оценкам, только в Москве занимаются проституцией 80-130 тысяч женщин (в современной Великобритании проституцией занимается 80-90 тысяч человек).
В 1990-е в России появились детская и мужская проституция, во времена СССР практически не известные.[19]
В современной России проститутки делятся на несколько каст: уличные проститутки, работницы борделей (чаще всего маскирующихся под «массажные салоны» и пр.), «девушки по вызову», работающие в «агентствах», и наконец девушки из так называемых «служб эскорта» — модели и пр., сдающиеся богатым бизнесменам, которым необходимо появиться с сопровождающей на светском рауте (секс-услуги в данном случае в договор не входят, но могут оказываться за дополнительную плату).[20][21]. Есть сведения, что милиция пользуется услугами проституток бесплатно во время так называемых «субботников»[22][23] Со своей стороны сотрудники МВД предоставляют проституткам «крышу»[24][25][26][27].
Проституция в современном российском праве
В соответствии со статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ), занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. КоАП РФ не раскрывает понятия «проституция», однако принятым значением является «предоставление сексуальных услуг за плату». Так, к примеру, пункт «b» статьи 2 Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года определяет детскую проституцию как использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения. На практике проституция может пониматься как не основанное на личных симпатиях и влечении неоднократное вступление за плату в сексуальные отношения с различными партнерами.[28] Объектом правонарушения являются здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность (глава 6 КоАП РФ). Субъектом правонарушения может быть любое физическое лицо, достигшее возраста вменяемости, установленного статьей 2.3 КоАП РФ — 16 лет. Формой вины является умысел. Помимо ответственности за занятие проституцией, КоАП РФ предусматривает ответственность и за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (то есть за сутенерство), в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административного ареста на срок от десяти до пятнадцати суток.
Организация проституции карается по 241 статье Уголовного кодекса Российской Федерации:
Статья 241. Организация занятия проституцией
1. Деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 2. Те же деяния, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения; в) с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетних, — наказываются лишением свободы на срок до шести лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
В Японии проституция существовала с давних времён в типичных для любого общества формах. Но в 1617 году, по инициативе одного из владельцев публичных домов, сёгун Токугава Иэясу реорганизовал секс-индустрию Токио, переселив всех проституток (юдзё) в отдельный городской квартал Ёсивара. Впоследствии аналогичным образом поступили и во многих других японских городах, где тоже появились «весёлые кварталы». Развлечением посетителей «весёлого квартала» песнями, танцами, музыкой, беседой стали заниматься особые люди — гэйся («опытный в искусствах»; в русском языке принята транскрипция «гейша»), причём первоначально гэйся были мужчины. В 1751 году в Киото, а в 1761 году в Токио появились первые женщины-гэйся, а впоследствии женщины полностью вытеснили мужчин из этой профессии. Вопреки распространённому заблуждению, японские гейши проститутками в прямом смысле этого слова не являлись — в отличие от юдзё, гейши не имели права оказывать клиентам сексуальные услуги (по крайней мере, официально), поскольку им не выдавались правительственные лицензии на занятие проституцией.
С 1957 года в Японии проституция официально запрещена, однако, как и в любой другой стране, она существует в подпольном (бани, бары, чайные домики) и «любительском» видах. Легально существуют «фудзоку» — заведения, где оказывают услуги сексуального характера, не связанные с совершением полового акта (стриптиз, эротический массаж), и которые тоже могут являться прикрытием для подпольной проституции. Подростковой проституцией нередко занимаются когяру, зарабатывая таким образом на модную одежду и аксессуары.
Специфическая для Японии форма проституции — эндзё-косай, когда старшеклассницы за деньги встречаются со взрослыми мужчинами. Такие встречи, по взаимному согласию, могут сопровождаться половой близостью, но могут ограничиваться и просто совместным времяпровождением: прогулками, посещением кино, ресторана и т. д. Существует ещё одна форма «околосексуального» заработка, практикуемая обычно молодыми девушками — продажа ношенного, но не стиранного белья в специальные магазины, где его покупают фетишисты.
Ислам сурово карает прелюбодеяние. Однако проституция выжила даже в так называемых «мусульманских странах». Проституция может оформляться и как временный брак на одну ночь (мут’а), который формально даёт право на секс и махр («свадебный подарок»). Такой «временный брак» считают разрешённым шииты, у суннитов он запрещён, поскольку не отвечает основному назначению брака, каковым считается рождение и воспитание потомства. Ещё не состоящие в браке за прелюбодеяние наказываются поркой, состоящие в браке за это (уже супружеская измена) караются смертной казнью через побиение камнями (стоит заметить, однако, что, согласно шариату, такое наказание возможно только при наличии признания или четырёх свидетелей).
Проституция традиционно считается явлением сугубо женским, как и род, к которому принадлежит слово «проститутка». Между тем уже с древности существовали мужчины, фактически выполняющие ту же роль.
Проституция легализована в Турции — проститутки официально регистрируются и могут работать.
С 2000 года проституция легализована в Нидерландах — разрешено открывать публичные дома. Официально зарегистрированные проститутки имеют все гражданские права работающих, в том числе получают социальные пособия. В результате легализации проституции за первые годы XXI века доходы от секс-индустрии составили около 5% национального дохода страны[источник?].
В 2002 году проституция легализована в Германии для граждан Евросоюза. Смягчение законодательства в отношении проституции произведено также в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии, Австралии.
Значительные различия в отношении к проституции в разных странах привели к появлению такого явления, как секс-туризм. Европейцы и американцы ездят в секс-туры, главным образом, в азиатские страны (Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Шри-Ланка), в Латинскую Америку и Восточную Европу.
|