
Работа с жизненным сценарием в гештальт-терапии.
Гештальт-терапия предлагает целый ряд возможностей исследовать собственные ресурсы и восстановить способность самостоятельно определять свою судьбу. Одним из интересных и продуктивных способов исследования и коррекции жизненного сценария является работа с метафорой. Целесообразность ее использования заключается в следующем. Во-первых, метафора – это наиболее емкое, концентрированное описание опыта клиента через образы, который в другом случае пришлось бы описывать большим количеством слов, не добившись, возможно, такой точности. Во-вторых, метафора содержит в себе полное описание опыта клиента как в его осознаваемой, так и в неосознаваемой части, что особенно актуально для исследования сценария. В-третьих, действие метафоры разворачивается в некотором условном пространстве, которое более безопасно для исследования. В-четвертых, образный характер метафоры стимулирует воображение клиента при ее исследовании и содержит не только сведения о том, что уже произошло и может произойти, но и понимание, как можно с этим обходиться дальше; с помощью метафоры можно «разрешить» ситуацию.
В качестве метафоры могут быть использованы и задействованы в работе рисунок, притча, рассказ, сон, танец и другие проективные элементы психической жизни клиента. Традиционным проективным методом самопознания, используемым в гештальт-подходе, считается также терапия сказкой.
Большинство специалистов относит сказку к числу историй, передающих значимую и ценную информацию от предыдущих поколений последующим. Основные сказочные темы дошли до нас в практически неизменном виде из далекой древности – более 25 тысяч лет до рождества Христова. До 17 – 18 вв. сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. Рассказывание сказок было своего рода духовной потребностью и основным инструментом личностного роста. И в настоящее время сказка выполняет ряд функций, необходимых в терапевтическом процессе. Первая функция – функция зеркала, позволяющая сказке обратить внимание человека на его собственную личность. Вторая – функция пролонгированного воздействия, когда сказка остается в памяти человека и незримо влияет на его мышление и в отдаленном периоде. Третья функция – возможность альтернативного выбора – сказка расширяет репертуар выборов способа поведения в определенных ситуациях. Четвертая – функция свободной работы с проблемой, когда символическая нагрузка сказки позволяет бережно прикоснуться к проблемам клиента. Пятая – функция поддержки, сказка позволяет сформировать позитивный взгляд на перспективы и варианты решения проблемы, дает возможность отвлечься от привычного взгляда. Шестая – функция нового ресурса, позволяющая сказке обнаружить скрытые способности и ресурсы. И наконец, седьмая функция сказки – функция принятия ответственности, стимулирующая человека делать собственные выводы, принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность.
Используемый нами метод сказотерапии заключается в составлении и рассказывании сказочной истории клиентом и последующей работы по изучению сюжета сказки, осмыслению его связи с жизненным сценарием, поиску сценарных ресурсов и их актуализации, а также при необходимости – коррекции сценария на основе сюжета сказки. Данный метод представлен в нескольких этапах.
Составление авторской версии сказки. Вариативность зависит от запроса клиента, от того, какой сценарий нужно выявить. Например, для выявления базового сценария мы просим вспомнить сказку или любую сказочную историю, запомнившуюся клиенту в возрасте до 7-ми – 8-ми лет. Сказка не обязательно должна быть любимой, принципиально то, что она оказала сильное впечатление на клиента и наполнена эмоционально окрашенным содержанием. Для начала мы просим нарисовать сказочный персонаж, с которым клиент себя идентифицирует, или «кусочек» из сказочного сюжета. Рисование персонажа настраивает клиента на определённый лад, помогает соотнести главного героя и сказочные события с личностью и жизненными событиями клиента. Если же нам необходимо выявить специфический сценарий личности (например, сценарий детско-родительских или супружеских отношений, сценарий достижения важных целей в жизни), то выбирается сказка согласно выдвигаемому запросу клиента. Затем клиенту предлагается сочинить историю жизни главного персонажа и, по возможности, записать ее.
Прояснение феноменологии клиента. Заключается в рассказе об истории изображенных клиентом персонажей, их отношениях, чувствах, событиях жизни. Важной частью этого этапа является осмысление, про что эта сказка в его реальной жизни, с чем или кем соотносятся персонажи и важные элементы сказки, что означают различные сказочные события в жизненной реальности человека. Иными словами, здесь происходит «присвоение» опыта, интеграция разрозненных частей в единое целое. На этом этапе возможны неожиданные озарения клиента, появление сильных чувств и переживаний, спонтанное оживление травматического опыта.
Прояснение желательного для клиента, устраивающего его варианта развития сюжета. На данном этапе важно прояснить, какой есть потенциал у клиента, какие варианты развития сюжета сказки возможны, определить, являются ли описанные события желательными или клиент хотел бы что-либо изменить в своей сказке. Иногда клиент хочет полностью переписать сказку; это желание особенно сильно при наличии тяжелых, травматических событий в опыте. На этот счет мы придерживаемся мнения, что ПОЛНОСТЬЮ изменить свой сценарий взрослому человеку невозможно, да и нежелательно. Являясь частью Персоны, он соответствует тому, что человек привык считать частью своего «Я», и любые попытки серьезной трансформации могут вызвать у клиента сильную тревогу и даже страх, граничащий со страхом смерти, небытия, утраты своего «Я», поэтому с любым сценарием необходимо обходиться бережно. При наличии у клиента желания полностью переписать сюжет или написать новую сказку взамен старой, мы предлагаем не торопиться, подумать, останется ли главный герой собой в этом новом сюжете, принять сначала себя в старом повествовании. Для этого и ищутся собственно ресурсы, сильные стороны, на которые клиент может опираться и которые можно задействовать. И в случае, если прогноз будущего человека не устраивает, предлагается написание продолжение сказки о желательном будущем.
Выход на возможности воплощения желаемого сюжета в жизнь. Обсуждается, что клиенту необходимо предпринять для того, чтобы реализовать желаемые изменения в судьбе.
В данном методе реализуются три функции сказок: исследовательская (диагностическая), психотерапевтическая и прогностическая. Соответственно иногда целесообразно выделение разных типов сказок. Диагностическая сказка позволяет обнаружить базовые сценарии и стратегии поведения человека. Например, главный герой занимает в сказках пассивную роль, ожидая подарка судьбы («…и унесло ее ураганом страшным далеко-далеко от дома родного, в чужие края неприветливые, и не знает она с тех пор, в какой стороне дом родимый находится»). Терапевтическая сказка сообщает о том, как клиенту достичь желаемого будущего, в последнем примере – занять более активную позицию по отношению к своей судьбе: «…а для возвращения домой ей нужно найти друзей, которые помогут ей в этом странствии». Прогностическая функция реализуется в той части сказок, где речь идёт о будущем героя: «…И найдет она друзей верных, и помогут они ей домой вернуться, и заживет она счастливо».
В целом, обращение к сказочному сюжету, к жизни сказочного героя поможет переосмыслить реальные события, осознать свои ресурсы и возможности и определить жизненные перспективы, внося поправки, но не переписывая кардинально жизненный сценарий. Сказкотерапия – один из немногих методов в психотерапевтической практике, позволяющий с высокой эффективностью решать вопросы изучения и изменения жизненных сценариев, понимания и признания своих истинных желаний, постановки и достижения желаемых целей.