-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в RaySys

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2005
Записей: 920
Комментариев: 197
Написано: 1221




Будь самим собой всегда
И, людей не презирая,
Помогай им иногда
Отыскать ключи от рая.


Мигранов Руслан - Галерея живописи и графики. Картины рисунки. Галерея фото.

Среда, 14 Июня 2006 г. 11:17 + в цитатник

Очень интересно! Советую посмотреть http://migranov.ru/

 

Арка

Арка
Отель

Мой отель в лучах восхода
Верблюд

Верблюд в пустыне
Красное море

Красное море. Мечты
Море

Вид на море с высока
Ночь

Египетская ночь
верблюды

Два верблюда
Волна

Волна
Горы

Синайские горы
Пляж

Вид на пляж и Остров Фараона
Парус

Белеет парус одинокий...
Фонари

Фонари
Краcное мoре

Голубое Красное море
Фараон

Искупавшись в Красном море
Пустыня

Пустыня
Фараон

Остров Фараона. Рассвет
Череп

А жизнь - только слово...
Бедуин

Бедуин
Кактус

Очень длинный кактус
Восход

Восход солнца
Рубрики:  Интересное
Ссылки
Понравилось
Фото

Диакон Андрей Кураев "Откуда у церкви деньги?"

Понедельник, 12 Июня 2006 г. 19:08 + в цитатник

http://www.kuraev.ru/index.php?id=60

 

Откуда у церкви деньги?

Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы – а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики, – все это предлагается в “свечных ящиках”, располагающихся у входа в храм или даже в самом храме.

Если человек знает Евангелие – он тут же вспоминает, что Христос изгнал торговцев из храма. Если человек Евангелия сам не читал – что ж, рано или поздно найдутся “доброжелатели” из какой-нибудь секты, которые не откажут себе в удовольствии ткнуть пальцем в чужой грех. С гневным возмущением они обратят ваше внимание на очевидное противоречие между жизнью православной церкви и Евангелием…Но ведь Евангелие читают и православные священники. Почему же в наших храмах звенят деньги?

Деньги в храме – это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни. Это наша плата за то, что мы живем не в традиционном обществе, не в крестьянской общине. Мы – жители городов, вдобавок северных, а отнюдь не палестинских или греческих.

Представим себе основы церковной “политэкономии” в ту пору, когда господствовало так называемое “натуральное хозяйство”.

Что нужно было для повседневной жизни храма? – Хлеб и вино для таинства Причастия. Воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. Все это совсем не экзотично и не дорого. У греческого, сербского, болгарского крестьянина (а именно оттуда к нам пришел православный уклад жизни) все это было под рукой. Хлеб он выращивал свой. Вино делал из своего винограда. Маслиничное дерево росло на его же пастбище. В качестве ладана могла сгодиться смола, собранная с деревьев (прежде всего – сосен и кедра).

Денег почти не было (особенно на селе). Люди приносили в храм частичку того, что они вырастили или сделали сами. Они не покупали свечи в храме – а приносили из дома свои. Они не покупали в храме бутылочку с маслом для своих домашних лампад, но из дома приносили сделанное их же руками масло. Они не покупали в храме просфор, но свой, домашний хлеб или муку приносили для храма. Они не покупали в церковной лавке ладан, привезенный из-за границы, но сами делились с храмом собранной ими смолой. То, что мы сегодня выносим из храма, еще сто лет назад люди (по крайней мере крестьяне) в храм приносили.

Крестьянин понимал, что он не является творцом своего урожая. Да, его труд и его вклад велик. Но без дождя и без солнца – разве дала бы плод вспаханная им земля?! Всю страду он с надеждой смотрел на небо. Теперь у него есть урожай – и чувство справедливости требует быть благодарным Небу. Частичку своего урожая, частичку своего труда он приносит к алтарю: “Ты даровал этот дар мне, Господи, я благодарю Тебя за него и приношу ответный дар, хотя и символический”.

Именно в этом смысл освящения меда, яблок, винограда в августовские церковные праздники. Яблоки не становятся вкуснее или святее от принесения их в храм. Просто душа учится быть благодарной. Как однажды заметил английский писатель Честертон, религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать ему о Боге, но когда мать учит говорить “спасибо” за вкусно испеченный пирог.

Итак, люди приносили частичку своего труда в храм. Так сегодня на панихидах, поминая своих близких “за упокой”, люди приносят из дому печенье, яблоки, пряники, сахар, блины и ставят их на панихидный столик. По окончании молитвы часть принесенных продуктов они отдают церковнослужителям, часть – предлагают всем, кто находится в храме, часть – раздают нищим у храма. Вот так же раньше происходило и с важнейшей церковной службой – с Литургией. Люди приносили из дома вино и хлеб, передавили их священнику с просьбой помолиться за тех, кто принес эти дары и о тех, за кого они принесены. Это и было то, что сегодня называется “просфора”. По гречески это слово означает приношение. “Просфора” – то, что приносится в храм, приносится в жертву, а не то, что уносится из храма.

Но сегодня люди дома не пекут хлеб и не делают вино. Более того – ни домашняя выпечка хлеба (в тех семьях, где она сохранилась), ни домашнее изготовление вина или свеч сейчас почти ни для кого не являются основным видом труда. Люди живут иными работами, и эти иные виды труда дают им пропитание и заработок. Но где бы ни работал человек – его религиозная совесть напоминает ему: в своей работе ты пользуешься теми талантами, теми дарами, теми возможностями, что даровал тебе Творец. Так хотя бы частичку их верни в Его храм с благодарностью. Как же инженеру или трактористу, журналисту или учителю частичку своего труда принести в храм? Не деталь же от трактора приносить и не экземпляр газеты со своей статьей… - Так у нас есть знаки, выражающие плодотворность труда в самых разных сферах. Это то, что в современной политэкономии называется “всеобщий эквивалент”. Деньги.

Часть того, что человек заработал, он в виде денег приносит в храм. Эти бумажки он меняет на то, что не сделал сам, но что нужно для службы в храме: на свечи, хлеб (просфоры), вино, масло, ладан… Для постороннего взгляда здесь происходит явная торговая операция: деньги меняются на предметы. На самом деле все иначе. Человек принес свою жертву. Но ведь денежную купюру не зажжешь вместо свечи, а монету не положишь в кадило вместо ладана. Что ж – Церковь заранее позаботилась о том, чтобы нужные вещества были заготовлены. Свечу не нужно делать самому и везти в храм через полгорода. К церковному порогу прихожанин может поднести свою жертву в виде монетки, а уже внутри храма идти со свечой в руке.

Налоговая инспекция видит здесь акт торговли. И, конечно, требует поставить кассовые аппараты в храмах и уплачивать “налог с продаж” свечей и просфор. В чем тут неправда? – Человека понуждают давать жертву совсем не тем, для кого он ее принес. Человек принес свою жертву в храм, а налоговая испекция говорит: нет-нет, вот эту часть мы берем себе. Если люди сегодня больше доверяют Церкви, чем государств – разве в том вина Церкви?

Законодательство гласит, что если предприниматель часть своей прибыли жертвует на церковь, пожертвованная сумма исключается из его налогообложения. Так почему же это правило нередко забывается, когда речь идет о тех копеечках, что живые и небогатые люди (а не юридические лица) приносят к храмовому порогу?

Мы не видим в этом акта купли-продажи. “Свечной ящик” - это скорее тот переходной тамбур, который помогает людям из современной цивилизации безболезненно перейти (хотя бы в одном отношении) в мир древней традиции. И потому мы не считаем, что наличие “свечного ящика” у храма нарушает Евангельскую заповедь или налоговый кодекс.

Патриарх Алексий при встречах с духовенством постоянно подчеркивает: в храмах не должно быть слов “цена”, “стоимость”, “плата”. Лучше говорить “жертва на такую-то свечу”, “пожертвование на такую-то молитву”. А есть храмы, в которых свечи вообще предлагают без всяких разговорах о деньгах. Свечи просто и открыто лежат, а рядом с ними стоит ящик для пожертвований. Кто-то по скудости своих средств берет бесплатно. Но нередко люди опускают в этот ящик не тот рубль, в который реально обошлось производство свечи, а пять или десять рублей – понимая, что здесь не обмен эквивалентами, а жертва…..

Теперь понятно, почему с церковной точки зрения согрешают те, кто покупают (здесь-то – именно покупают) свечи у уличных торговцев или в светских магазинах, не в храме. Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то что же получается, если вы эту свечу приобрели у обычного бизнесмена? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма или квартиры. Она - воплощение той малой жертвы, что мы принесли в храм. Сама же эта малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: “Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим”. Да разве можно эту молитву говорить с украденной свечой в руке? Такая жертва приносится не в храм, а мимо храма. И свеча такая горит не Богу, а нашему эгоизму и копеечной “экономии”.

Свеча, купленная на улице и принесенная в храм – не жертва, а нечто противоположное. Это копейка, украденная у храма. Как бы ни заверяли уличные свечные торговки, что их свечи “освященные”. “софринские”, “церковные” – своим собеседникам они предлагают соучастие в грехе.

Да, в прошлом люди свои свечи приносили в храм, а не приобретали их в храме. Но кроме этого, они еще и платили церковную “десятину” (пусть даже не деньгами, а частью своего урожая). Сегодня православная церковь (в отличие от многих протестантских общин) не призывает своих прихожан к столь ощутимой – десятипроцентной – жертве. Но, пусть и малая жертва, чтобы перестать быть актом купли-продажи и приобрести духовно-значимый характер, должна быть все же принесена в храм, а не отдана уличным спекулянтам.

Сегодня слова “жертва” и “жертвенность” не популярны. Но чем настойчивее реклама и массовая культура твердят, что жить надо как можно вкуснее и что “себе в удовольствии не откажешь”, тем важнее для Церкви противостоять этой расчеловечивающей моде. Не о деньгах наш спор с налоговой полицией, которая норовит собрать налоги с тех операций “купли-продажи”, что ей мерещатся в храмах. Так смотреть на церковную жертву, приносимую людьми, все равно, что в крещении видеть лишь закаливающую процедуру. Не ради же закалки люди подходят в крещению. Конечно, происходящее в крестилке можно описать по законам физики и вспомнить не Христа, а Архимеда: сопоставим вес тела и массу вытесненной им воды… Но не ради того, чтобы поднять уровень воды в крещальной купели, опускается туда человек… И как происходящее в крестильной купели не описать законами Архимеда, так и то, что происходит у свечного ящика, не описать лишь по законам Адама Смита, Карла Маркса и Егора Гайдара.

Здесь не торговля, а воспитание души. Осознай тот малый жест, что совершаешь у церковного ящика, не как обычную торговую операцию, но как начальную жертву – и многое начнет меняться в душе. Не купленную свечу с сознанием выполненного покупательского долга надо возжигать на подсвечнике, но огоньком жертвенности освещать свой жизненный путь. Это, конечно, малость. Но и она может помочь человеку осознать, что, кроме работы, в мире есть еще и служение. Кроме того, что продается и покупается, есть еще и то, что жертвуется.

Свечи, некогда необходимые для освещения храма, сегодня утратили это свое назначение. Храм освещается электричеством (Нарва) а за электричество надо платить деньгами. Где храму взять деньги для расчета с городскими службами, если люди даже свечи будут покупать у уличных торговок?

То, что Церкви есть, на что тратить деньги – понятно. Строительство и реставрация храмов, зарплата священникам и певцам, сторожам и уборщицам. Затраты на содержание семинарий, воскресных школ, церковных гимназий и больниц. Аренда помещений для внехрамовых бесед и лекций и покупка эфирного времени для радио- и теле-проповеди. Содержание центрального аппарата и зарубежных миссий и представительств… Откуда же Церковь может брать эти немалые деньги?

В прошлые века большая часть этих средств шла прямо из государственного бюджета. При отделении Церкви от государства на этот источник более полагаться нельзя.

В некоторых странах в распоряжении Церкви (почти исключительно – католической Церкви) остались земельные угодья, пожертвованные ей в течение многих предыдущих столетий, и Церковь может жить за счет сдачи этих земель в аренду. Но и такой вариант в современной России нереален.

В ряде стран (прежде всего – Германия и государства Скандинавии) собирается специальный церковный налог. Каждый гражданин страны обязан определенный процент от общей суммы своих налогов перечислить на церковные нужды (свобода же совести состоит здесь в том, что человек может сам решить – какой именно из конфессий он доверяет свои деньги). Подобный вариант в современной России – явно из области фантазий.

Наконец, те религиозные общины, которые не зависят от поддержки государства, нередко вводят свой внутренний обязательный налог со своих прихожан. Это так называемая “десятина”. Десять процентов от всех своих доходов прихожанин обязан пожертвовать в церковную кассу. Когда-то и на Руси было такое правило (вспомним, что первый православный храм в Киеве назывался “Десятинной церковью”). Но вернуться сегодня к такой практике нам мешает понимание того, что этот шаг означает сокращение и без того крохотных пенсий и зарплат многих наших прихожан на десятую их часть.

Что же в этом случае остается. – Предложить прихожанам жертвовать в храм по мере своих сил (принося копеечные жертвы за свечи и просфорки) в обычные дни и годы их жизни. И при этом предложить им жертвовать в храм более серьезные суммы при тех редких случаях, что бывают в жизни нечасто (прежде всего – при крестинах и венчаниях).

Несомненно, что быть православным прихожанином в этих условиях гораздо “дешевле”, нежели быть протестантом, платящим ежемесячную “десятину”. Но несмотря на это, протестантские проповедники любят поязвить на тему о сребролюбии православных: все мол, у них, за деньги. Нет, далеко не все. Человек может ходить в храм и жить церковной жизнью, не внося в церковную кассу вообще ни копейки.

Никто не заставляет его приобретать свечи. Важнейшие таинства нашей церковной жизни – исповедь и причастие - всегда совершаются без всяких “плат”. Если у человека нет возможности внести надлежащую жертву за крестины, венчание или погребение – по церковным правилам священник обязан согласиться на совершенно безвозмездный труд (труднее будет уговорить хор).

Если у человека нет возможности передать в алтарь записочку о “поминовении” своих близких с приложением к ней жертвенной копейки – и это не беда. Господь знает помыслы наших сердец и состояние наших семейных бюджетов. Если не мелочная корысть и не типичная жажда “халявы” стоят за этим, а действительная бедность – что ж, горячая молитва человека за своих ближних будет Богом услышана. Ведь священник, завершая литургию, опускает в Чашу с искупительной Кровью Христа все частицы, вынутые из переданных в алтарь просфорок. Вынимая эти частички (хлебные крошки) из просфор в начале Литургии, священник зачитывал имена тех людей, что значились в сопроводительных записках. Теперь же все их он опускает в Чашу со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”. Видите: священник не говорит “мною ныне поминавшихся” но – вообще “поминавшихся”. Упоминаемые в этих же словах “молитвы святых” – это отнюдь не только молитвы тех, кого мы привыкли видеть на иконах. Здесь имеются в виду и молитвы тех, кто стоят с нами в храме, тех, кто причастился Крови Христовой на этой Литургии (перед Причастием ведь священник возгласил: “Святая – святым”,то есть святыня Христова дается тем, кто достойно, исповедав свои грехи, очистившись, приступает с Причастию). Как видим, не вместо нас молится священник о наших ближних, но вместе с нами. И поэтому невозможность принести денежную жертву на храм никак не означает, что человек не может приносить молитвенную, сердечную жертву Богу. Исповедуйся, причастись, и, причастившись, помолись о своих ближних - и такая молитва будет значить никак не меньше, чем молитва священника о них в алтаре по переданной тобой записке.

А теперь настала пора открыть главную тайну церковной экономики: Церковь живет на деньги атеистов.

Представьте, что я юный “богоискатель”. Я прихожу в храм и прошу свяшенника меня покрестить. Батюшка, поговорив со мной, понял, что желание-то у меня серьезное, а вот знаний о Евангелии и о нормах цекровной жизни – никаких. Он предлагает мне походить в воскресную школу или на беседы с ним. Проходит время (может, месяц, может – годы). Наконец, и он, и я приходим к выводу, что настала пора для моего сознательного крещения. Возьмет ли с меня, со студента, деньги священник, который немало собственных сил вложил в то, чтобы мое решение стало более осознанным и глубоким? Или скорее он сам сделает мне подарок в день моего духовного рождения? Между прочим, именно так и было со мною в 1982 году – при крещении с меня не то что не взяли ни копейки, но еще и подарили крестик и свечки.

Проходят годы. Юноша растет действительно церковным человеком, регулярно исповедуется, причащается; в храме он бывает не только по большим праздникам… И вот однажды он приходит к священнику не один: “Батюшка, знакомьтесь, это моя Танечка… Мы бы повенчаться хотели…”. Заговорит ли с ним священник о деньгах? Или повенчает своего духовного сына радостно и бесплатно – да опять же еще и очередную книжку по этому случаю подарит?

Проходит год. Молодой человек и его Танечка, за это год также ставшая прихожанкой и духовной дочерью того же священника, подходят к нему с очередной просьбой: “Вот тут у нас, понимаете ли, Ванечка родился… Когда бы нам покрестить его? Кто тут вспомнит о деньгах?

Еще годы остались позади. Татьяна скорбно подойдет к тому же священнику (если он будет еще жив) и скажет: “Овдовела я… Отпойте моего любимого”. И неужели за отпевание человека, воспитанного им, всю жизнь проведшего на глазах у священника, он возьмет деньги у своей же скорбящей духовной дочери?

Вот парадокс городской церковной жизни: постоянные прихожане, подлинные духовные дети священника денег в храм практически не приносят. Храм же живет не на пожертвования прихожан, а на деньги “захожан”. Прежде всего – на деньги тех, кого приносят в храм дважды в жизни: первый раз, чтобы крестить, второй раз - чтобы отпеть. Вот эти практические атеисты, не знакомые ни священнику, ни прихожанам, и передают свои деньги в церковный “свечной ящик”.

Такая система церковной “экономики” сложилась в советские времена. Сегодня она, конечно, усложнилась. Появилась книжная и иконная торговля (есть храмы, в которых честно предупреждают: книги в нашем храме стоят дорого, дороже, чем в светском магазине. Но поймите, дорогие, приобретая книгу именно у нас, вы жертвуете на возрождение храма”). Есть благотворители-спонсоры. Бывает помощь со стороны городских властей.

И оказалось, что теплота человеческих отношений вознаграждается сторицей. Прихожане, полюбившие священника, убедившиеся в бескорыстии его служения, воспринимают как свои нужды храма. И, если не могут помочь сами, находят знакомых в новых российских элитах (в госаппарате, в банках, в сфере бизнеса), знакомят с батюшкой и убеждают помочь. Те же священники, что по-наемнически относились к людям и смотрели на прихожан сквозь купюры – остались один на один со всеми волнами финансового кризиса. На добрых же пастырях, сумевших по человечески, по христиански относиться к людям, сбылись евангельские слова о заботе о земных благах: “Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам” (Мф. 6,33).

Рубрики:  Понравилось

Разгадка улыбки Моны Лизы (Джоконды)

Понедельник, 12 Июня 2006 г. 19:00 + в цитатник

Мона Лиза была одной из любимых картин Леонардо да Винчи. Говорят, что некое особенное чувство к ней он пронес через всю свою жизнь. В настоящее время это полотно считается самым известным произведением живописи в мире, и каждый год тысячи людей приходят взглянуть на него.

Но кто же удостоился чести быть изображенным великим художником?  Среди множества предположений наиболее вероятным кажется образ Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шелком.

Привлекает внимание и другое предположение, невероятное, но уж очень популярное, о том, что на картине не кто иной, как он автор. Несомненно, схожесть между чертами лица Моны Лизы и автопортрета мастера, написанного много лет спустя, есть. Возможно, это и стало причиной того, что Леонардо наделил своей персонаж  такой загадочной улыбкой?

В написании этой картины Леонардо использовал технику, известную как сфумато (размывание границ четких углов путем плавно переходящих оттенков), чтобы оставить уголки глаз и рта в тени. Применение именно этой техники создает загадочность образа и  настраивает зрителя на неоднозначное восприятие картины.

Еще одно "секретное оружие" ее выразительности – это техника  пространственной перспективы, которой Леонардо воспользовался одним из первых. Ее суть заключается в том, чтобы сделать фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличивая акцент на очертаниях переднего плана.

Сегодня Моно Лиза выглядит довольно мрачной в унылых оттенках коричневого и желтого цветов. Такой эффект создается нанесенным на картину слоем лака, который со временем пожелтел. Возможно, это полотно было когда-то более ярким и красочным, нежели теперь.

Несмотря на то, что секреты картины технически разгаданы, интерес к ней не угасает. И вы, несомненно, не откажетесь еще раз взглянуть на нее и дать шедевру свою оценку.

По сообщению bbc.co.uk

 

 
Рубрики:  Интересное

Вечеллио Тициан "Аллегория Мудрости"

Понедельник, 12 Июня 2006 г. 17:52 + в цитатник

 (579x699, 273Kb)

Рубрики:  Интересное

Леонардо да Винчи - Мона Лиза. (Джоконда, Джиоконда)- Mona Lisa (La Gioconda)

Понедельник, 12 Июня 2006 г. 11:43 + в цитатник

mona_liza_gioconda (472x698, 47Kb)

Леонардо да Винчи
Мона Лиза
(Джоконда)

Mona Lisa (La Gioconda)
1514 - 1515
Масло на тополиной панеле.
77 x 53 см (30.31 x 20.87 дюймов)
Луврский музей. Париж, Франция
К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.
В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
Зубов В.П., Леонардо да Винчи, Издательство Академии наук СССР, М.-Л., 1962
Рубрики:  Интересное

Тайная жизнь "Моны Лизы"

Понедельник, 12 Июня 2006 г. 11:34 + в цитатник

Фильм в жанре исторического расследования. О самом знаменитом портрете в истории искусства - "Джоконде" Леонардо да Винчи. До сих пор ученые не нашли ответа на вопрос - кто же изображен на картине. Есть множество предположений - от самых простых, что на портрете беременная флорентийка - до весьма странных. Например, что это автопортрет самого Леонардо. Авторы фильма рассказывают историю создания удивительной картины, тщательным образом исследуют не только изображение женщины - предположительно Лизы дель Джиоконды, но и пейзаж, фон портрета. Оказывается, он имеет огромное философское значение и тайный смысл. Фильм снимался в Италии и Франции, в местах, где жил и работал великий Леонардо да Винчи.
В ролях: Марк Риланс, Че Картрайт, Доля Гавански
Режиссер: Ник Розитер
Производство: ВВС.

Рубрики:  Понравилось

Картинки с двойным дном.

Пятница, 09 Июня 2006 г. 12:16 + в цитатник

 

 

Рубрики:  Интересное

"Я вижу то, чего не видишь ты!"

Пятница, 09 Июня 2006 г. 12:09 + в цитатник
Оптические машины, игры-обманки и визуальные иллюзии из коллекции Вернера Некеса

Поистине неисповедимы пути собирательства! Немецкий режиссер Вернер Некес вот уже несколько десятилетий собирает все, что связано в нашем представлении с оптической иллюзией, обманами, играми. Все то, что будило воображение и возбуждало зрение в "докинематографическую эпоху". Что предвещало появление движущейся картинки на экране - кино, покорившего затем весь мир. А вот когда кино и телевизор еще не существовали и надо было чем-то занять семейство долгими зимними вечерами при свечах, когда уже наскучивало читать Библию на сон или вышивать крестиком, наши предки очень любили различные визуальные развлечения. То театр теней, то вырезание силуэтов, отбрасывающих таинственные очертания на стены, то забавные картинки с "двойным дном", когда благодаря переворачиванию разных ее частей получалось в результате новое изображение... Что-то из этого мира оптических забав нам известно из тех же фильмов, что-то даже могло сохраниться в бабушкиных сундуках, а уж камера-обскура и "латерна магика" известны всем...

Для нас, живущих в мире интернета и многоканального телевидения, собранные Вернером Некесом объекты - это часть прошлого, привлекающая к себе, как все художественные раритеты.

Начальные экспонаты его собрания относятся к позднеренессансному времени, когда возникла мода на так называемые анаморфозы. Их не брезговали создавать и известные художники. Суть игры в том, что в плоской проекции на листе картона изображение похоже на некое бесформенное облако. Оно, однако, "собирается", если ровно в центр листа поставить цилиндрическое зеркало, на стенке которого появляются то жанровые сценки, то животные, а то и портреты монархов.

В XVII-XVIII веках придумали и такое развлечение, как "картины-жалюзи". С той разницей, что дощечки-жалюзи пересекали холст сверху вниз и были прибиты по отношению к нему перпендикулярно с небольшим отступом друг от друга. Перемещаясь на расстоянии примерно метра от картины, зритель мог поочередно видеть самые разные изображения. Например, при подходе к картине слева - возникала Богоматерь, ровно в центре - Наполеон, а при отходе направо появлялся Иисус Христос. Причем это были масляные произведения известных художников, которые так "шутили". Известный шутник Арчимбольдо, создававший в XVI столетии портреты из овощей и фруктов, был только одним, хотя и гениальным, представителем целой плеяды художников-фокусников, зашифровывающих изображения человека в пейзажах и самых неожиданных предметах.

На выставке в Кельне представлена коллекция тростей начала XIX века, резные костяные набалдашники которых дают на экране тени в виде профилей Наполеона, Линкольна и других исторических деятелей. Все это вещи уникальные, сделанные на заказ. Однако уже в XVIII веке возникают целые производства "театров теней" для детей и взрослых, книжек-загадок и открыток-обманок. Чуть позже начинается царство "волшебного фонаря", где простое кинетическое устройство наподобие рычага позволяло мгновенно менять картинку. Смотреть на пластины этого фонаря в зале современного музея доставляет несказанное наслаждение: вот летний пейзаж, "заимствованный" явно у какого-то голландца. И вдруг он по мановению руки, держащей "латерну магику", покрывается снегом. В другом случае на небо взлетает ангел... Или пустой храм вдруг наполняется народом. Действительно, волшебство! Хотя "латерна магика" знала и совсем другие сюжеты: в более поздний час, уже во время сеанса для взрослых, появлялись пластины с весьма двусмысленными мотивами. В конце века, очевидно в США, появились даже автоматы, где за цент можно было, заглянув в окуляр, увидеть девицу и нажатием рычага раздеть ее.

Время, однако, шло, и все более насущной становилась проблема воплощения движения. Тогда, непосредственно перед изобретением кинематографа, возникают особые аттракционы - колеса-крутилки, "мутоскопы". Их нужно было вращать руками с определенной скоростью, чтобы из мелькания картинок, близких друг к другу по сюжету, но различных по фазам движения, возникал оптический эффект. На кельнской выставке представлен такой аппарат 1894 года, где на нескольких тысячах фотографий запечатлен танцор в различных фазах движения. Эти картинки нанизаны на колесо, вращая которое, зритель видел, как танцор действительно кружился в танце. Собственно говоря, кинематограф только перевел это изобретение на пленку, показываемую с определенной скоростью.

У некоторых зрителей выставки от всех этих оптических эффектов голова просто кругом идет. Зато безмерно рады дети всех возрастов. Ведь они могут насладиться и кривыми зеркалами, и камерой-обскурой, сделанной по ренессансному принципу, когда все перевернуто с ног на голову, и книжками-раскладушками времен их прапрадедушек.

Коллекция Некеса уникальна, потому что она собрана специалистом-кинематографистом, но одновременно и фанатом мира оптических иллюзий. Очевидно, собирание именно этих объектов и произведений помогало ему, а вслед за ним и зрителям открывать и наслаждаться тайнами визуального открытия и восприятия мира.

Кельн

Рубрики:  Интересное


Поиск сообщений в RaySys
Страницы: 27 ... 22 21 [20] 19 18 ..
.. 1 Календарь