Рав Авраам-Элияу Мокотовский — Раби Элияу Ки-Тов |
Авраам-Элияу Мокотовский родился в Варшаве. Был одним из редакторов газеты движения — «А-Коль» («Голос»), в которой публиковал сотни статей под различными псевдонимами.
Раби Элияу Ки-Тов (Авраам-Элияу Мокотовский, 4 нисана 5672—6 адара алеф 5736 / 22 марта 1912—7 февраля 1976) — выдающийся педагог, общественный деятель, автор многочисленных трудов.
Авраам-Элияу Мокотовский родился в Варшаве (столица Польши находилась тогда в «черте оседлости» Российской империи, т.е. являлась одним из мест, где евреям разрешено было жить). Его родители — рав Михаэль и Рахель Мокотовские, хасиды рава Цадока а-Коэна из Люблина. Позже семья переехала в местечко Ополе Любельске. В возрасте 17 лет р. Авраам-Элияу приехал в Варшаву. Здесь он учился в бейт-мидраше, подрабатывал ремеслом и занимался общественной деятельностью в рамках движения Цеирэй Агудат Исраэль (молодежь Агудат Исраэль). И давал систематические уроки по Талмуду и книгам еврейских мыслителей. Рав Авраам-Элияу занимался также добровольческой деятельностью — воспитанием и преподаванием в еврейских нерелигиозных учреждениях. Он учился у рава Йосефа Бегуна, направившего его изучать педагогику к Янушу Корчаку.Читать далее
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Рав Элияу Ки-Тов Книга нашего наследия |
Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера Печать |
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Праздник Песах, как и любой Йом-тов, должен доставлять наслаждение всем членам семьи, включая женщин. Эта обязанность четко сформулирована в Торе, ее подробно разъяснили мудрецы.
В отличие, скажем, от Тиша БеАв, которого ждут с напряжением и опасением, подготовка к Песаху и его ожидание должны приносить радость. Хозяйке дома следует хорошо отдохнуть и снять с себя напряжение, чтобы быть внимательной во время седера и правильно выполнять все свои обязанности, зафиксированные в Торе, или наставления мудрецов, и вместе со всей семьей следить за ходом седера по агаде. Поэтому, занимаясь предпраздничными хлопотами, надо помнить о тех мицвот, которые надлежит выполнять в период Песаха. Цель уборки жилья состоит в том, чтобы исключить нарушение запретов, связанных с наличием хомеца в доме во время праздника Песах.Читать далее
Метки: Песах Пасхальный седер |
Кидушин 4. Мысленное исполнение заповеди |
51:57 │ 601,3МБ │ скачать │ скачать в .mp3
Послали человека искать потерявшуюся жертву. Теперь сидят и гадают: нашел или не нашел?
Материалы к уроку:
|
Приближается весенняя сессия |
Почти готова книга к выпуску в свет. Второй том перевода трактата Брахот.
Делаются последние проверки, выверяются выходные данные, главный редактор еще раз пробегает глазами весь текст. Я тоже в ожидании.
И вдруг приходит мейл: р. Рувен, вопрос. Там, в Гемаре, написано дважды: "Размочите еду для моих быков", а у вас фраза переведена один раз, так надо?
Что могу сказать? Да, сказано, что хозяин обращается к семье именно с повтором – это на арамейском. Но зачем дважды переводить то, что скорее всего несет в себе всего лишь эмоциональный накал? И так все понятно.
Вот он, весь отрывок. Лист 40, первая страница листа, трактат Брахот. Речь идет о "прерывании" после брахи "Амоци лэхем", "Благословен Производящий хлеб из земли" (в смысле – Тот, Кто нас кормит хлебом). Если омыл руки и произнес браху, то надо, ничего постороннего не делая и не говоря, преломить хлеб. ("Преломить" – это такое выражение, означает – отрезать кусок и съесть свою порцию.)Читать далее
Метки: Талмуд мудрецы |
Раби Моше Адаршан |
Выдающийся знаток мидрашей и комментатор Торы
Раби Моше Адаршан — выдающийся знаток мидрашей и комментатор Торы; глава мудрецов Прованса.
Жил в г. Нарбонне, на юге Франции; возглавлял ешиву Нарбонны. Его ближайшим учеником был р. Натан бар Йехиэль из Рима, автор книги Арух; а по некоторым сведениям среди его учеников был и Раши (Седер адорот).
Р. Моше Адаршан составил комментарий на Тору, использовав многочисленные мидраши эпохи Талмуда.
Его книга не сохранилась до наших дней, но Раши многократно цитирует ее в своих прославленных комментариях.
С разрешения издательства Швут Ами
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Талмуд Биографии раввинов Комментарий Раши |
Кидушин 3. Развод и брак |
Щедрый и скупой — чем отличаются их урожаи?
Материалы к уроку:
Метки: Рав Реувен Пятигорский из цикла «Учим Талмуд. Трактат Кидушин 2 глава» темы: Талмуд Кидушин Развод Учим Талмуд Гмара Брак |
Рабейну Гершом, Меор агола |
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства
Около 4750 /990/ года переехал из Франции в Германию и основал в г. Майнце ешиву, которая стала новым крупнейшим центром изучения Торы.
Его учеником был р. Гершом Меор агола (см.), глава следующего поколения мудрецов Германии и Франции.
Раби Гершом бар Йеуда (рабейну Гершом Меор агола; 4725-4800 /965-1040/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился в Меце, главном городе Лотарингии. Учился у р. Йеуды Леонтина Акоэна (см.) в ешиве г. Майнца; после смерти учителя возглавил эту ешиву.
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства и запрет разводиться с женой без ее согласия — эти постановления были приняты евреями Европы и соблюдаются до сих пор.
Р. Гершом ввел также запрет вносить любые изменения в текст Талмуда — он постановил, что любые поправки и уточнения можно размещать только на полях, но не в самом тексте.
Мудрецы называли р. Гершома Меор агола (Светоч диаспоры). Раши (см.) писал о нем: «Рабейну Гершом, благословенна память о святом праведнике, принес свет Торы евреям изгнания, и все мы живем речениями его уст, ведь все знатоки Торы в Европе — ученики его учеников».
Р. Гершом составил комментарий ко многим трактатам Вавилонского Талмуда, но сохранились лишь фрагменты этой работы — в большинстве изданий Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.
Он был известен также как пейтан — поэт. Многие его элегии включены в состав литургии, в том числе знаменитый пиютЗехор брит, который произносится в канун Рош ашана.
Его ближайшими учениками были будущие наставники Раши: р. Яаков бар Якар (см.) и р. Ицхак бар Йеуда (см.).
Рабейну Гершом скончался в Майнце в 4800 /1040/ году.
С разрешения издательства Швут Ами
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Биографии раввинов Рабейну Гершон Меор агола |
Кидушин 2. «С милым рай в шалаше» |
55:14 │ 655,4МБ │ скачать │ скачать в .mp3
Сообщить об ошибке
Запрещено жениться не глядя. А выходить замуж?
Материалы к уроку:
Метки: Рав Реувен Пятигорский из цикла «Учим Талмуд. Трактат Кидушин 2 глава» темы: Свадьба Муж Жена Гмара Вавилонский талмуд Трактат Кидушин Шалиах Хупа |
Раби Ицхак бар Барух Альбалия |
Раби Ицхак бар Барух Альбалия (4795-4854 /1035-1094/ гг.) — выдающийся знаток Торы, астроном и поэт.
Родился в Кордове, в месяце ияре 4795 /1035/ года. Переселившись в Гренаду, вошел в круг молодых ученых, объединившихся вокруг р. Шмуэля Анагида (см.), великого визиря гренадского халифа.
В 4829 /1069/ году р. Ицхак Альбалия был приглашен придворным астрологом к халифу Севильи. Тогда же он стал раввином и главой еврейской общины севильского государства.Читать далее
Метки: Рав Александр Кац из цикла «Еврейские мудрецы» темы: Биографии раввинов Комментарий Кордова Гренада Испания |
Раби Моше бар Ханох |
Раби Ханох бар Моше (ум. в 4775 /1014/ г.) — глава ешивы в Кордове, раввин еврейской общины Андалузии (мусульманской части Испании).
Сын и ученик р. Моше бар Ханоха (см.), основателя ешивы в Кордове. Вместе с отцом был захвачен в рабство арабскими пиратами и выкуплен еврейской общиной Кордовы.
После смерти отца, последовавшей около 4725 /965/ года, р. Ханох заменил его во главе ешивы, а затем и во главе всей общины.
Его учеником был р. Шмуэль Алеви (Шмуэль Анагид; см.), глава следующего поколения евреев Испании.
С разрешения издательства Швут Ами
Метки: биографии раввинов |