-Метки

алфавит анна герман архитектура отель баклажаны батик бижутерия великая княгиня елена павловна винтажные броши витрины галстук завязать георгиевская галерея. 19 век десерт дети живопись дети живопись женские головки живопись зеркало девочки как подключить телевизор к компьютеру? кино коктели кулинария десерт маски для волос мертвые города москва врубель мосты мультики pixar народные приметы необычные памятники париж цветочницы цветы православные праздники храмы природа провинция англия сад ретро авто рок-музыка боб дилан рукоделие цветы русский малахит русь иллюстрации салаты салаты закуски кабачки свято-троицкая сергиева лавра случайная встреча текстиль торты пироженые кулинария умножение числа фаберже фото природа фотографии фотографии семьи николая ii (часть 4-я) цветы эластичный трикотаж: выкройки эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pussia_nat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2634


Волшебный мир веера

Вторник, 30 Марта 2010 г. 01:05 + в цитатник
Цитата сообщения novaya_skazka Волшебный мир веера



Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.

(с) Г.Р.Державин

Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.


О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.


По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет. Эта легенда, как видно, сочинялась в то время, когда веер уже имел не только утилитарные, но и какие-то знаковые светские функции: Ева стала обмахиваться не от жары, а чтобы нечто показать, как-то позиционировать себя, сделать вид, что ей безразлично.


О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов – складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.


 Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.


В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.


При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.).

 

Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.

Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.

В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – "носитель веера с левой стороны". Подобные функции имел веер в Индии и Персии.

В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.


Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов.

Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.

В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе.

 

Перечень вещей из гардероба Елизаветы начала XVII века содержит следующие предметы: «один веер из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками ,обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».


В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.

Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарех Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».

Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.


Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается "опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве".

Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.


С начала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам.

 

На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.


Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.


В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы , что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции.

 

Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):
«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»


Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов. На протяжении всего XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя общему руслу развития художественных вкусов, стилевых течений и законам моды.

Таким образом, можно сделать вывод, что для дам веер являлся дополнением, придающим гармонию и утонченность костюму, а так же предметом для тайных знаков кавалерам.

 В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: "Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни", составленный "по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо". В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом "языке веера".

Эмоциональный фон

 

 

  -- "Расположение, симпатия, любовь" - подать человеку веер верхним концом.
  -- "Презрение" - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
  -- "Сомнение" - закрывающийся веер.
  -- "Отрицание" - закрытый.
  -- "Скромность, неуверенность" - веер, раскрытый менее чем на четверть.
  -- "Одобрение" - раскрывающийся веер.
  -- "Безоговорочная всеобъемлющая любовь" - полностью раскрытый веер.

 

  -- "Волнение от известий" - резкие быстрые взмахи.

 

 

  -- "Ожидание" - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони. 

   -- "Нерешительность" - прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.

  -- "Кокетство" - прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.

   -- "Поощрение" - замедленное помахивание веером раскрытым на "S" (поощрение, "я готова, жду" - замедленные помахивания веером раскрытым на ?)           

     -- "Благодарность" - раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.

     -- "Невозможность" - полураскрытый, опущенный вниз веер

 

Цветовое значение:

 

 

  -- Белый - невинность;
  -- Чёрный с белым - нарушенный мир;
  -- Чёрный - печаль;
  -- Розовый с голубым - любовь и верность;
  -- Красный - радость, счастье;
  -- Вышитый золотом - богатство;
  -- Жёлтый - отказ;

 

  -- Шитый серебром - скромность;             

 

   -- Зелёный - надежда;     

 

      -- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.             

 

 

  -- Голубой - постоянство, верность;

               -- Коричневый - недолговременное   

 

Точная фразовая информация:

  -- "Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.

 

  -- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.       

 

   -- "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.                                              

 

 

      -- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.

            -- "Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу  

 

 

 

  -- "Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
  -- "Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
  -- "Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.

 

  -- "Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки. 

 

  -- "Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки 

 

                -- "Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.

 

  -- "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
  -- "Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
  -- "Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

 

  -- "Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.

 

  -- "Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди. 
  -- "Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.

 

 

 

 

  -- "Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд

 

Если собеседник, пользующийся особым расположением, просит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, . нижним концом 

 

(с)некоторые картинки взяты  отсюда и отсюда

Рубрики:  декоративно-прикладное искусство

Елена55   обратиться по имени Вторник, 27 Июля 2010 г. 16:26 (ссылка)
чудесно
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку