Константин Крылов 03.11.2014 на сайте "Русский Обозреватель" (
http://www.rus-obr.ru):
Вчера, ещё в больничке, поспорил я с местными медичками. Нет, не по поводу укольчиков, а на украинскую тему. Даже не поспорил, а, скорее, послушал.
У местных тётенек в голове примерно следующее. С одной стороны, никакой ненависти к украинцам – потому что «да я в Киеве была, там все хорошие люди, ну бывают всякие, но это же от людей зависит». При попытке уточнить, когда именно тётя была в Киеве, выясняется, что оно было то ли десять лет назад, то ли ещё раньше. Но ведь люди-то были хорошие, а значит, они и сейчас хорошие.
При этом та же самая тётенька ужахается делами на Донбассе и в Луганске. Там ужас-ужас, всех стреляют-убивают. Но это делают не те хорошие люди, которые в Киеве, а какие-то «фашисты». Откуда взялись эти изверги, тётенька не особо понимает, а на попытки объяснить, что это всё те же хорошие люди, реагирует нервно. «Не могут же люди быть фашистами», почти буквально так.
Ну, в общем, всё предсказуемо: у тётенек в голове сталкивается сверхабсолютный советский запрет на сколько-нибудь негативное отношение к Другим Народам - и текущая пропаганда, формованная, кстати, под тем же запретом. Поэтому «украинцы хорошие, фашисты плохие». А то, что это одни и те же люди – как бы вытесняется.
Я, однако, задумался: а стоит ли за этой пропагандистской мулькой что-то реальное? Насколько современная идеология украинства на самом деле близка к пресловутому «фашизму»? Не как «символу всего плохого», а как к идеологии, разделявшейся рядом режимов в середине XX столетия? Или, скажем, не к фашизму, а к близким ему идеологиям? Например, можно ли (и следует ли) назвать украинство расизмом, шовинизмом, или каким-нибудь другим подобным словом?
Вопрос оказался интересным. При всей интуитивной понятности того, что чем-то таким там и в самом деле пахнет, и даже воняет. Но вот чтобы точно сформулировать – это требует определённых усилий, «надо прожевать».
Ну, прожуём.
Итак. Стандартные определения «расизма-шовинизма» базируются на том, что расисты и шовинисты считают одни человеческие общности (обычно свои собственные, но не обязательно) «объективно выше» других. И это самое «выше» становится основанием для дискриминации и ущемления прав других общностей. НА ПРАКТИКЕ расизм-шовинизм начинается с того, что какие-то люди (или какая-то общность людей) начинает по-разному ценить свои и чужие СТРАДАНИЯ И УТРАТЫ.
Остановимся на этом подробнее.
Что такое страдания и утраты, мы все, к сожалению, знаем. Пофилософствовать на эту тему можно, но незачем. Хотя некоторые моменты стоит отметить.
С точки зрения европейца страдать и претерпевать утраты могут только люди и человеческие сообщества. Потому что в европейское определение страдания входит его осознание, а для этого нужно, чтобы было чем осознавать – то есть разум. Собака может испытывать боль и страх, потерять косточку или щенка, - но не «страдать» и «претерпевать утрату», потому что у неё разума, как мы полагаем, нет. Впрочем, некоторые считают, что сколько-то там его всё-таки есть, – и поэтому собака удостаивается нашей жалости и сочувствия, а также лишней косточки. Которая когда-то принадлежала забитому на бойне ягнёнку. Ягнёнка тоже жалко, но куда меньше, чем собачку, потому что у него ягнячьи мозги. А рака, которого варят живём, не жалко совсем.
Тут-то мы и подходим к теме «расизма-шовинизма» и прочих бяк.
На самом деле никого не волновало бы, что какие-то чудаки считают себя «высшей расой», а других – «низшими». Это волнует исключительно потому, что за низшей расой НЕ ПРИЗНАЁТСЯ ПРАВА НА УЧЁТ И КОМПЕНСАЦИЮ СТРАДАНИЙ. То есть «с этими гадами» можно делать что угодно, а они ни на что никаких прав не имеют. И не потому, что в чём-то виноваты, – а просто потому, что они низшие. Как тот рак, которого варят не потому, что он на нас напал первым, а потому что он вкусный и его не жалко. А не жалко потому, что он рак. Anima vili. Буквально - «малоценное существо».
Здесь мы подходим к интересному моменту. Для того, чтобы одна человеческая общность накинулась на другую с целью её уничтожения, можно сделать две вещи. Первая: внушить этой общности, что на другой стороне враги, которые очень опасны, хотят поработить или уничтожить нас и т.п. И второе – что на другой стороне животные, «раки», на которых можно и нужно охотиться, как на диких зверей.
Разумеется, обе стратегии совместимы, хотя и не без проблем. Проблема состоит в том, что риторика в первом и втором случае сильно различается. Например, когда мы говорим об опасном враге и необходимости борьбы с ним, мы склонны преувеличивать его силу и ум. Когда же речь заходит о низших существах, преувеличивается их слабость и уязвимость. Далее, опасному врагу приписываются коварные и далеко идущие намерения, а слабым и ничтожным – глупость и неспособность самим распорядиться своей жизнью. И так далее.
Интересно, что то же самое можно наблюдать и по отношению к одному противнику. Например, немецкая пропаганда в 1941 году подчёркивала, что русские – ничтожные унтерменши, нелюди, которых можно пальцами давить. В 1944-1945 включилась другая тема – «если мы проиграем, они нам страшно отомстят за всё». Причём включили её по полной, так что немцы бежали сдаваться американцам и французам впереди собственного визга, лишь бы не попасть в лапы советских. И, в общем, правильно делали, потому что у советских накопилось очень много реальных претензий, в отличие от всех прочих. Но сейчас для нас важно не это, а переключение регистров: в русских пришлось увидеть и признать людей. Ужасных, но людей. Потому что человек – тот, кто мстит.
Теперь посмотрим на украинцев.
Основанием украинской идеи является признание русских не столько врагами, сколько именно недочеловеками, животными, тварями, чьи страдания НИЧЕГО НЕ СТОЯТ – как страдания варимого рака. Естественно, при таком взгляде с русскими можно и нужно делать всё что угодно. При этом любое, даже самое малое неудобство украинца, претерпеваемое из-за русских, абсолютно нетерпимо, за это можно и нужно убивать русских в любых количествах и с любым уровнем жестокости. И это не метафора: я приводил у себя в журнале парочку текстов на тему «я так переволновался из-за этих колорадов, как бы их всех сжечь».
То есть известный анекдот про «а нас-то за что» является АБСОЛЮТНО ИСТИННЫМ описанием реального мышления украинцев – они именно так и понимают дело.
Это можно считать преувеличением. Но это проверяется, и довольно легко.
Возьмём такую значимую для украинцев тему, как «Голодомор». Если почитать, что украинцы по этому поводу говорят и пишут, возникает ощущение, что от устроенного большевиками голода пострадали ТОЛЬКО украинцы, причём голодоморили их русские. При этом в численном выражении русских от голода погибло больше, а в процентном – больше погибло жителей Казахстана (то есть русских и казахов). Столь же известно (и признано самими украинцами), что подавляющее большинство лично ответственных за голодомор людей не были этнически русскими. Это общеизвестные факты, они абсолютно доступны, никакого секрета здесь нет.
Однако украинцев это не интересует совершенно. Почему? Потому что страдания и смерти русских (или казахов) для них абсолютно ничего не стоят. Сколько там умерло русских и прочей недочеловеческой сволочи, им совершенно пофиг – ну, как нам пофиг, сколько раков мы съели в год и что раки при этом чувствовали.
Цену имеют только страдания украинцев, только их одних. Что там было с русскими – НЕВАЖНО.
На это можно ответить, что чужие страдания вообще никого не гребут, и миллионы убитых тутси и хуту нас тоже волнуют мало. Но хуту и тутси к нам вообще имеют мало отношения: мы с ними никак не сообщаемся, большинство из нас в жизни не видели ни одного хуту или тутси, они для нас полумифические существа, вроде скифов. Украинцы, напротив, русских отлично знают. И вот это абсолютное и полное непризнание и даже непонимание того факта, что русские ТОЖЕ ПОСТРАДАЛИ, и пострадали вообще-то БОЛЬШЕ, чем украинцы – говорит буквально обо всём. Как и чудовищное по подлости обвинение русских в «устройстве голодомора». Но украинцы не считают русских людьми, и поэтому подлецами себя не ощущают совершенно. «А нас-то за что?».
На этом и строится украинский расистский шовинизм. Который очень быстро, буквально на следующем ходу, начинает применять для лишения русских человеческого статуса абсолютно расистские рассуждения в самом прямом смысле этого слова. Самый известный из них – теория «монголокацапских угрофинских недочеловеков с грязным происхождением». Достаточно прочесть полтора абзаца любого свидомита, рассуждающего на эти темы, чтобы определить этот дискурс как абсолютнейший, махровейший, тысячепроцентный расизм. Причём, похоже, превосходящий по уровню наивного бесстыдства даже уровень европейско-американской расистской риторики позапрошлого века.
Или возьмём пресловутый крымский вопрос. Любому вменяемому человеку понятно, что Крым достался украинцам абсолютно незаконно. Это земля, никогда никаким украинцам не принадлежавшая. Её завоевали русские, причём в данном случае они имели абсолютное право на это завоевание, – если учесть, чем занималось Крымское ханство и какие именно долги (кровные долги) перед русскими оно имело. Далее, Крым был подарен УССР (не «Украине») коммунистическим диктатором Хрущёвым, без соблюдения каких бы то ни было демократических норм, вопреки советским законам и мнению советского же крымского руководства. При этом в 1991 году была восстановлена – через референдум – автономная Крымская АССР. Про скандальную правовую ситуацию с Севастополем я уж молчу. Так или иначе, Украина оккупировала Крым, отлично понимая, что забрала чужое, и гордясь этим. Двадцать три года после этого украинцы (чьё отделение от России само по себе было достигнуто подлостью и обманом), глумились и издевались над русскими, в т.ч. дразня их отнятым у русских куском русской земли. Когда же ситуация изменилась, украинцы ИСКРЕННЕ УДИВИЛИСЬ И ОСКОРБИЛИСЬ. В их головы вообще не укладывалось, как это можно у них отнять ИХ ДОБЫЧУ.
Все остальные удивления и обиды украинцев имеют то же самое происхождение. Они просто НЕ ПОНИМАЮТ, что у русских есть ПРАВО НА ОТВЕТКУ. Потому что русские для них – низшая раса, а они сами (укропы) – расисты.
Замечу: это не сейчас началось. Украинство как идеология стояла на этом ВСЕГДА. Абсолютный отказ видеть в русских людей, чьи страдания нужно хоть как-то учитывать, лежит в основе украинства. Достаточно почитать любого украинского идеолога любого времени.
Такая психологическая позиция крайне комфортна. Она позволяет быть чудовищно, непредставимо жестоким (тут нужно ещё иметь в виду, что украинцы, особенно западные – садисты по натуре, это у них «родное-кровное»). Но при этом чувствовать себя хорошим человеком и даже быть им. Для своих, разумеется.
Русским это совершенно непонятно. Они видят в украинцах людей. Врагов или друзей, но ЛЮДЕЙ. Это вообще-то наше слабое место. Потому что мы психологически признаём за ними какие-то человеческие права (в том числе право на собственность, на месть, на достоинство), в то время как они за русскими абсолютно никаких прав не признают.
И последнее. То, что украинцы приняли расистскую идеологию, решительно ничего не говорит об их цивилизованности и т.п. Не надо забывать: расизм и шовинизм придумали самые цивилизованные народы Европы. Которые искреннейше верили в самые что ни на есть дикие доктрины, пока им это было выгодно и психологически комфортно.
Поэтому я не имею цели как-то обличить или уязвить украинцев. Я хочу объяснить русским, с чем они имеют дело. А имеют дело они именно с расистами и шовинистами, которые на русских смотрят как на низших существ, которым ничего не принадлежит, у которых нет никаких прав и чья боль и страдания ничего не значат и ничего не стоят. Которых можно и нужно обманывать, унижать, глумиться над ними, убивать самыми мерзкими способами, и при этом дико возмущаться (до выпученных глаз), если хоть что-то подобное будут делать с ними самими. "Мы ведь люди, НАС НЕЛЬЗЯ".
Имейте это в виду.