-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Цитаты
Цитаты
00:11 14.04.2014
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Просто-Прелесть

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.04.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 1098


А вы что думаете о такой системе образования? Д/О

Суббота, 18 Марта 2017 г. 00:42 + в цитатник
Цитата сообщения Душица А вы что думаете о такой системе образования?

В последние годы семейное образование становится все более популярным в нашей стране.

По статистике около 100 тысяч семей в России ежегодно проходят обучение в форме экстерната, семейного образования или индивидуально на дому. С момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании» опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн. россиян.

Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. Только в США в 2007-2008 гг. насчитывалось около 1,5 миллионов «хомскулеров» (детей, получающих образование в семье), создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы о домашнем образовании. Ежегодно число «домашних учеников» в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в таких странах, как: Австрия, Великобритания, Венгрия, Италия, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия.

Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения. Согласно ст.10 ФЗ РФ «Об образовании», семейное образование представляет собой одну из форм освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители.

Также следует отличать семейное образование от экстерната, поскольку учащиеся на семейной форме обучения могут являться учащимися конкретной школы со всеми правами и обязанностями, между родителями и директором этой школы заключается договор, а за обучение в семье родителям выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством. Экстернат же ничего из перечисленного не предусматривает и, по сути, представляет собой аттестацию учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе.

При этом, в соответствии с п.3 статьи 50 Закона РФ «Об образовании» а также, п. 1.3 «Положения о получении общего образования в форме экстерната» , при получении учащимся семейного образования экстернат возможен как способ промежуточной и итоговой аттестации учащегося.

Согласно действующему законодательству, решение о переводе учащегося на семейное обучение принимается родителями ребенка или лицами, их заменяющими (законными представителями). Они имеют законодательно закрепленное право перевести ребенка на такую форму обучения с любого класса.

Можно отметить, что родители обычно принимают решение о выборе семейной формы образования для своих детей не без достаточно серьезных оснований. Иногда это связано с желанием избавить ребенка от перегруженности школьной программы дополнительными (не входящими в федеральный минимум) предметами. Некоторые родители, напротив, считают школьную программу недостаточно насыщенной, не отражающей образовательные потребности их семьи и детей. Это решение может быть связано и с желанием избежать пагубного влияния со стороны сверстников — не секрет, что в школе имеют место такие проблемы, как детская и подростковая агрессивность и девиантное поведение, в том числе табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, и пр.


Игорь Моисеевич Чапковский — разработчик системы и практик семейного образования более двадцати лет. Руководитель ассоциации родителей «Свободное развитие». Автор интернет-проекта, посвященного домашнему обучению.

Интервью Игоря Чапковского, данное "РИА НОВОСТИ / Образование", об аспектах современного положения с общим образованием в России.


– Игорь Моисеевич, какие существуют формы получения общего образования за пределами школы?

– По российскому законодательству родители могут обучать ребенка вне стен школы в следующих случаях. Во-первых, перейдя на семейную форму обучения – ее могут выбрать родители любого школьника. Ребенок является учеником своей школы, проходит в ней аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и все условия взаимодействия со школой определяются договором между родителями и школой. Учащийся может приходить на консультации или отдельные занятия. Важная особенность этой формы обучения – компенсация. В ряде регионов родителям компенсируют сумму в размере норматива обучения на одного ребенка. В Москве в этом году сумма компенсации составляет от 73 тысячи рублей в год в начальной школе до 110 тысяч рублей в год для старшеклассников (10-й–11-й классы).

Во-вторых, экстернат. Учащиеся-экстерны обучаются самостоятельно. Для получения аттестата они обязаны пройти две аттестации – в девятом и в одиннадцатом классах в любой школе. Но компенсацию они не получают.

Кроме того, существует надомное обучение для больных детей на основании рекомендации врача. Учителя посещают учеников на дому по графику, установленному школой по согласованию с родителями.

– Почему родители предпочитают, чтобы их дети учились дома?

– Основная причина в том, что современная школьная система в значительной степени отстала от жизни. Современная школа возникла в эпоху индустриализации и была призвана ликвидировать безграмотность будущих рабочих. Общество радикальным образом изменилось, но школа продолжает работать, как в начале XX века.

Многие педагоги говорят о том, что классно-поурочная система устарела, однако во всем мире она продолжает существовать. Более того: у нас до сих пор нет подлинного разнообразия школьного обучения. Родители все чаще выбирают семейное образование или экстернат, чтобы обеспечить своим детям действительно индивидуальный подход и творческие методы обучения.

– Какие родители сейчас предпочитают воспитывать детей сами? С чем это связано?

– Родители самостоятельные, ответственные, смелые, креативные, жертвующие своим временем и силами ради детей. В России, увы, не ведется статистических исследований, позволяющих привести исчерпывающие данные. Однако в Москве – а это пока основной центр семейного обучения в России – обучать детей самостоятельно предпочитают люди с высшим образованием.

Среди семей, обучающих детей самостоятельно, примерно треть – многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче также учить в семье.

Раньше семейное обучение или экстернат часто выбирали родители действительно проблемных детей. Сейчас в семейное образование приходят родители хорошо учащихся детей, оказавшихся психологическими аутсайдерами в школе. Оказывается, сверстники не любят «ботаников»! В нашей современной школе образовательная функция угасает, школа становится местом «тусовок» и «камерой хранения» для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, а других – нет… Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто бывает нездоровая, поэтому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов.

– Не испытывают ли дети, учившиеся в семье, проблем с социализацией уже в вузах?

– Скорее наоборот. Такие дети привыкли много заниматься самостоятельно, у них нет проблем, которые испытывают их сверстники, попав в вузы: жесткого контроля учителя уже нет, а понимание, зачем нужно учиться, еще не сформировано. Недостатка в общении со сверстниками они тоже не испытывают: посещают кружки, спортивные секции, музыкальные или художественные школы. У них больше возможностей для гармоничного развития. Их социализация проходит более естественно и менее травматично.

Семейное обучение никогда не заменит школу полностью. Да и не всем детям и родителям оно подходит. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, уже не захотят от него отказываться.

Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.

В тех странах, где семейное образование имеет давние традиции, родители объединяются и учат детей сообща. Они выбирают программы, организуют работу детей в малых группах и общие консультации для группы один-два раза в неделю. Такие подходы можно применить и в обычной школе, чтобы получить там и вариативность, и индивидуальный подход, и гуманную социализацию.
Источники: nirsi.ru/, familyeducation.ru/, lubmama.ru
amilyeducation.ru/, lubmama.ru
Рубрики:  Книжная полка/О воспитании
Метки: