
Съемка
Определив, где и как будет сниматься фильм, выбрав актеров и съемочную группу, можно начинать съемку. Ключевые люди в съемочной группе - режиссер, который определяет требования к съемке каждого эпизода; главный оператор, выбирающий освещение для каждого кадра, операторы съемочной группы и, конечно, актеры.
Даже при съемке на натуре результат далеко не всегда соответствует ожиданиям режиссера, и для усиления реализма используются специальные средства. Естественное освещение усиливается мощными электродуговыми лампами. Для затенения отдельных частей сцены применяется специальный темный экран. А чтобы смягчить тени, используются источники рассеянного света.
Съемка отдельных эпизодов редко происходит в том порядке, в котором они следуют по сценарию. Вместо этого в течение нескольких дней или недель снимаются подряд все эпизоды, использующие одни и те же декорации или натуру. Это дешевле, чем возить труппу с места на место
Трюковые сцены
Один из наиболее впечатляющих элементов современного кинематографа - трюковые сцены. Иногда их выполняют сами актеры; тщательно подобранный ракурс съемки усиливает драматизм эпизода, а спецэффекты имитируют смерть и ранения.
Тем не менее, некоторые трюки слишком рискованны для ведущих актеров, и их выполняют каскадеры. Трюки многократно репетируются, а специальные приспособления обеспечивают максимальную безопасность. В некоторых трюках тело каскадера защищает специально изготовленная броня, однако нередко применяются простые защитные щитки - например, хоккейные.
Трюки с огнем относятся к наиболее захватывающим - и опасным. Обычно при съемке таких сцен делается лишь несколько коротких дублей, и после каждого из них персонал сбивает огонь с одежды каскадера с помощью огнетушителей. Каскадер одет в пропитанное защитным гелем белье и асбестовый костюм, а на огнезащитный капюшон натянута маска, имитирующая черты лица актера. Иногда к телу каскадера крепятся компактные дыхательные баллоны со сжатым воздухом.
При падениях с лошади или из окон дома используются щитки и амортизирующие прокладки. В сценах с виселицей также применяется специальная одежда - «куртка висельника» - защищающая шею каскадера, но обеспечивающая до жути реалистичные судороги.
Спецэффекты
Если желаемого реализма невозможно добиться даже с помощью трюков, режиссеру приходится прибегать к специальным эффектам. Например, ураганы и бури имитируются с помощью мощных вентиляторов, нередко приводимых авиационными двигателями. Падающий снег можно заменить пластиковой стружкой. Для имитации дыма или тумана техники разогревают минеральное масло, а затем ручным нагнетателем прокачивают дым по сцене. Для имитации пулевых ранений одежду актера оснащают дистанционно управляемыми мини-зарядами бездымного взрывчатого вещества. Стреляют в кино чаще всего из пневматического оружия, в котором сжатый воздух выбрасывает из ствола желатиновые капсулы, наполненные имитатором крови. При столкновении с человеком капсулы разрываются, оставляя «кровавые следы».
Многие иллюзии кинематографа - результат комбинации двух предварительно отснятых кинофрагментов. В прошлом это делалось с помощью т. н. оптического принтера (двух-четырех проекторов и доработанной кинокамеры, которая «переснимала» фильм, комбинируемый из нескольких изображений).
К примеру, чтобы показать полет Супермена, актер снимался на фоне ярко-голубого экрана, при этом вентилятор раздувал его волосы и плащ. Затем оптический принтер заменял фон кадрами, снятыми с самолета. А реалистичные космические погони делаются путем соединения кадров с космическим кораблем и звездным фоном.
Монтаж
После съемки фильм попадает в руки к редактору который вырезает выбранные режиссером кадры и склеивает их, формируя непрерывную последовательность. Редактор, работая в тесном контакте с режиссером, определяет порядок следования кадров и их продолжительность (фактически - темп фильма и то, как его будут воспринимать зрители)
Звуковая дорожка так же важна для успеха фильма, как и действие на экране. Лишь треть ее составляют диалоги, остальное - эффекты и музыка. Большая часть звукового сопровождения добавляется уже после завершения съемок. Микрофоны часто ловят ненужный звук, а оригинальные звуковые эффекты могут звучать неестественно. Актеры приходят в студию для перезаписи речи, а специалисты добавляют новые эффекты или звуковые последовательности из библиотек. Окончательная стерео-версия звуковой дорожки может включать в себя свыше 40 звуков, каждый из которых был записан отдельно.
И лишь когда к фильму добавлены титры и благодарности, он готов к первому показу и прокату.