-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Pantagius

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.01.2011
Записей: 40
Комментариев: 47
Написано: 171


Exegi monumentum

Суббота, 16 Июля 2011 г. 02:31 + в цитатник

В череде античных произведений одним из наиболее резонансных является ода "я памятник воздвиг"-Exegi monumentum" или ода "к Мельпомене" Квинта Горация Флакка.Причем насчет резонансности это не преувеличения-мало есть таких произведений чьих переводов и подражаний десятки.На эту тему можно даже написать книгу.Ниже я поместил наиболее удачные варианты "памятников"

 

Квинт Гораций Флакк
        * * *
4197026_enke_prav (400x471, 30Kb)
    Exegi monumentum aere perennius
    regalique situ pyramidum altius,
    quod non imber edax, non aquilo impotens
    possit diruere aut innumerabilis
    annorum series et fuga temporum.
    non omnis moriar multaque pars mei
    vitabit Libitinam: usque ego postera
    crescam laude recens, dum Capitolium
    scandet cum tacita virgine pontifex:
    dicar, qua violens obstrepit Aufidus
    et qua pauper aquae Daunus agrestium
    regnavit populorum, ex humili potens
    princeps Aeolium carmen ad Italos
    deduxisse modos. sume superbiam
    quaesitam meritis et mihi Delphica
    lauro cinge volens, Melpomene, comam.

К Мельпомене
(пер. С.В. Шервинского)

    Создал памятник я, бронзы литой прочней,
    Царственных пирамид выше поднявшийся.
    Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
    Не разрушат его, не сокрушит и ряд

    Нескончаемых лет — время бегущее.
    Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
    Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
    Восхваляем, доколь по Капитолию

    Жрец верховный ведёт деву безмолвную.
    Назван буду везде — там, где неистовый
    Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царём
    Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

    Первым я приобщил песню Эолии
    К италийским стихам. Славой заслуженной,
    Мельпомена, гордись и, благосклонная,
    Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.

Публий Овидий Назон

4197026_shgenshgn (349x420, 74Kb)

Завершение поэмы "Метаморфозы"

 Вот завершился мой труд, и его ни Юпитера злоба
            Не уничтожит, ни меч, ни огонь, ни алчная старость.
            Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет
            Власть, для меня завершить неверной течение жизни.
         Лучшею частью своей, вековечен, к светилам высоким
            Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.
            Всюду меня на земле, где б власть ни раскинулась Рима,
            Будут народы читать, и на вечные веки, во славе -
            Ежели только певцов предчувствиям верить - пребуду.



М.В. Ломоносов

 

4197026_1925_1 (333x400, 35Kb)

        * * *

    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди,
    Что бурный Аквилон сотреть не может,
    Ни множество веков, ни едка древность.
    Не вовсе я умру: но смерть оставит
    Велику часть мою, как жизнь скончаю.
    Я буду возрастать повсюду славой,
    Пока великий Рим владеет светом,
    Где быстрыми шумит струями Авфид,
    Где Давнус царствовал в простом народе;
    Отечество моё молчать не будет,
    Что мне беззнатный род препятством не был,
    Чтоб внесть в Италию стихи эольски
    И перьвому звенеть Алцейской лирой.
    Взгордися праведной заслугой, Муза,
    И увенчай главу дельфийским лавром!

 Капнист В. В.

4197026_nedge (500x573, 38Kb)
      Я памятник себе воздвигнул долговечной;
      Превыше пирамид и крепче меди он.
      Ни едкие дожди, ни бурный Аквилон,
      Ни цепь несметных лет, ни время быстротечно —
    Не сокрушат его. — Не весь умру я; нет: —
      Большая часть меня от строгих Парк уйдет;
      В потомстве возрасту я славой справедливой:
      И в гордый Капитол с Весталкой молчаливой,
      Доколе будет жрец торжественно всходить,
    Не перестанет всем молва о мне твердить,
      Что тамо, где Авфид стремит ревущи воды,
      И в дебрях где простым народом Давн владел,
      Я первый, вознесясь от низкия породы,
      В латинские стихи эольску меру ввел.
    Гордись блистательным отличьем, Мельпомена!
      Гордись; права тебе достоинство дало.
      Из лавра Дельфского, в честь Фебу посвященна,
      Венок бессмертный свив, укрась мое чело.

Г.Р. Державин. Памятник

4197026_enk (295x400, 74Kb)

    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;
    Металлов твёрже он и выше пирамид:
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полёт его не сокрушит.

    Так! Весь я не умру, но часть меня большая,
    От тлена убежав, по смерти станет жить,
    И слава возрастёт моя, не увядая,
    Доколь Славянов род вселенна будет чтить.

    Слух пройдет обо мне от белых вод до чёрных,
    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
    Всяк помнить будет то в народах неисчётных,
    Как из безвестности я тем известен стал,

    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетели Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.

    О муза! Возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринуждённою рукой, неторопливой
    Чело твоё зарёй бессмертия венчай.


 Батюшков К. Н.

4197026_ngegne (311x400, 33Kb)
      Я памятник воздвиг огромный и чудесный,
      Прославя вас в стихах: не знает смерти он!
      Как образ милый ваш и добрый и прелестный
      (И в том порукою наш друг Наполеон)
    
     Не знаю смерти я. И все мои творенья,
      От тлена убежав, в печати будут жить:
      Не Аполлон, но я кую сей цепи звенья,
      В которую могу вселенну заключить.
    
      Так первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетели Елизы говорить,
      В сердечной простоте беседовать о Боге
      И истину царям громами возгласить.
    
      Царицы царствуйте, и ты, императрица!
      Не царствуйте цари: я сам на Пинде царь!
    Венера мне сестра, и ты моя сестрица,
            А кесарь мой — святой косарь.
Пушкин А.С.

4197026_ykoeyoe (478x700, 16Kb)

Exegi monumentum.*
       
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
    Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
    И не оспаривай глупца.


 Фет А. А.

4197026_03 (400x513, 13Kb)
      Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
      И зданий царственных превыше пирамид;
      Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
      Ни ряд бесчисленных годов не истребит.


         Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
      Избегну похорон, и славный мой венец
      Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
      С безмолвной девою верховный ходит жрец.
    
      И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый
    Стремительно бежит, где средь безводных стран
      С престола Давн судил народ трудолюбивый,
      Что из ничтожества был славой я избран
    
      За то, что первый я на голос эолийский
      Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
    Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
      И лавром увенчай руно моих кудрей.

В.Я. Брюсов.

4197026_brusov (356x500, 38Kb)

Памятник

            Sume superbiam... Horatius1

1 Преисполнись гордости... — Гораций (лат.).

    Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
    Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!
    Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
    Я есмь и вечно должен быть.

    И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
    В каморке бедняка, и во дворце царя,
    Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
    О друге с дружбой говоря.

    В сады Украйны, в шум и яркий сон столицы,
    К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —
    Повсюду долетят горящие страницы,
    В которых спит моя душа.

    За многих думал я, за всех знал муки страсти,
    Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
    И, у далёких грёз в неодолимой власти,
    Прославят гордо каждый стих.

    И в новых звуках зов проникнет за пределы
    Печальной родины, и немец, и француз
    Покорно повторят мой стих осиротелый,
    Подарок благосклонных Муз.

    Что слава наших дней? — случайная забава!
    Что клевета друзей? — презрение хулам!
    Венчай моё чело, иных столетий Слава,
    Вводя меня в всемирный храм.

В.Ф. Ходасевич.

4197026_hod (424x500, 33Kb)

Памятник

    Во мне конец, во мне начало.
    Мной совершённое так мало!
    Но всё ж я прочное звено:
    Мне это счастие дано.
    В России новой, но великой,
    Поставят идол мой двуликий
    На перекрёстке двух дорог,
    Где время, ветер и песок...


   
Иосиф Бродский

4197026_2200 (589x459, 63Kb)
   
* * *

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Иосиф Бродский. Назидание.
СП "СМАРТ", 1990.
 



Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Ангарск   обратиться по имени Суббота, 16 Июля 2011 г. 05:40 (ссылка)

Интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Космея   обратиться по имени Понедельник, 01 Августа 2011 г. 11:48 (ссылка)
Спасибо, оч интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 22:18 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Анна_Евгеньевна_Кожина   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 22:28 (ссылка)
Спасибо за прекасную подборку!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 29 Января 2015 г. 22:58 (ссылка)
Завещание

Николай Заболоцкий

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений

Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, —
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.

В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели, —
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

По-моему это лучший памятник.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку