-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Orthodox

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) АРТ_АРТель pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 10774


Можно ли канонизировать Евгения Родионова?

Среда, 28 Января 2004 г. 21:16 + в цитатник

Сегодня получил по рассылке интервью из январского номера "Церковного вестника", в котором обсуждается вопрос - можно ли канонизировать погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова? Оно настолько интересно и актуально, что приведу его полностью.

Можно ли спешить с канонизацией
В последнее время широкое распространение получили брошюры о Евгении Родионове, погибшем в Чечне в 1996 году, и даже его иконы, которые можно встретить не только в домах верующих, но и в некоторых храмах. 17 декабря 2003 г. на пресс-конференции в Храме Христа Спасителя председатель синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что он верует и исповедует, что Евгений Родионов «совершил христианский подвиг, достойный канонизации», и выразил надежду, «что скоро, как только мы получим дополнительные сведения, она состоится». Однако не было, и до сих пор нет никаких церковных документов о прославлении воина Евгения. В то же время на официальном сайте Отдела священник Константин Татаринцев утверждает, что прославление возможно по формуле: «воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр». Далее сообщается, что все материалы переданы в комиссию по канонизации.
Ответственный редактор «Церковного вестника» обратился за комментариями к секретарю синодальной Комиссии по канонизации священнику Максиму Максимову.
— Отец Максим, прежде всего, давайте поговорим о том, что является основанием для причисления клириков и мирян к лику святых.
— Церковь имеет критерии для канонизации святых любой эпохи. Эти критерии остаются неизменными, но каждая эпоха истории Церкви имеет свои особенности. Если обратиться к эпохе апостолов, то исповедание Христа как Спасителя и сама принадлежность к апостольскому чину делали человека святым. Если обратиться к следующей эпохе, то основным критерием являлся факт мученичества. Здесь важно, чтобы человек не сам себя вверг в эти испытания, но принял происходящее со смирением. Затем важна чистота исповедания веры, связи с Церковью, то есть он не должен быть ни гностиком, ни каким-либо другим еретиком или раскольником. Следующая эпоха — это эпоха преподобных и праведных. Здесь появляются новые критерии: почитание в народе, чудеса. Особое место в истории Церкви занимает ХХ век — это эпоха новомучеников и исповедников Российских. Для этой эпохи соборно выработаны дополнительные критерии канонизации. Когда мы поднимаем уголовно-следственное дело, изучаем биографию человека, особое внимание обращаем на его позицию в вероучительных и нравственных вопросах, стойкость на допросах, которые порой сопоставимы с эпохой первомучеников. Также стараемся выяснить, уклонялся ли он в раскол, и если да, то приносил ли покаяние.
Зачастую некоторые не выдерживали пыток и согласились на сотрудничество с органами НКВД, хотя это, как правило, не освобождало их от смерти (казни). В таком положении даже смерть человека не может являться определяющим фактором его канонизации.
Канонизация подтверждает вполне определенные выводы: человек в тяжелейших испытаниях сохранил веру и непорочно совершил свой подвиг.
— Как бы вы прокомментировали позицию, например, Союза православных хоругвеносцев, которые говорят о Евгении Родионове как «новомученике за Христа и Россию»?
— Надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников Российских, как бы мы ее не растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам Российским, происходит очевидный подлог. Современная история России — это совершенно иной период.
Почему для Церкви при изучении новомучеников было важно выдержать определенную историческую дистанцию? Это не только проблема закрытых и недоступных архивов, это проблема целостного представления об эпохе, механизмов власти, принятия решений, положения Церкви. Сегодня каждый представляет какую-то партию, общественное движение или церковную группу. Но церковная Комиссия по канонизации не может быть ни «правой», ни «левой», ни «центристской». Комиссия руководствуется критериями, о которых мы вкратце уже говорили. Если мы говорим о современности, есть множество вопросов, на которые никто сегодня не сможет дать точный ответ.
Тем не менее, мы можем попытаться дать оценку конкретным фактам из жизни современного человека.
Действительно, сегодня может быть такая ситуация, что человека захватили религиозные экстремисты и требуют от него отречения от Христа и Его Церкви или угрожают смертью. Но встает проблема, как сегодня собрать реальные доказательства. У древних мучеников свидетелями были судьи и народ. Все судебные приговоры выносились публично. Отсюда и достоверность мученических актов. Все слышали, как мученики отвечали на вопросы о своей вере, и все видели, как их убивали, христиане бережно собирали косточки после сжигания. И никаких дополнительных доказательств не требовалось. В эпоху новомучеников ситуация изменилась. Двери следственного кабинета, тюремных застенков были плотно закрыты. Народ ничего не видел, но осталась бумага, документы. И они могут быть изучены и служить вполне достоверным свидетельством.
— Какие же документы могут быть в условиях чеченской войны?
— Канонизация — это не раздача награждений всем пострадавшим. Канонизация — это призыв Церкви обратить очи сердца к тому, кто верил во Христа и до конца сохранил эту веру. Изучая жизнь и смерть Евгения Родионова, мы вправе потребовать определенные доказательства, что все было именно так. Но оказалось, что основной источник в этом случае, да и то с большой оговоркой, — средства массовой информации. Нет нужды говорить, что современные СМИ нельзя рассматривать как серьезный и заслуживающий доверия источник информации. Но и при анализе публикаций выяснилось, что все сводится к рассказам одного человека — матери Евгения Родионова.
— Какое решение приняла комиссия по этому вопросу?
— Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии — архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения.
К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас — лишь дополнительный штрих к общей ситуации.
— Что же вы узнали из разговора с Любовью Васильевной Родионовой?
— Мы предупредили ее, что главный вопрос связан с почитанием ее сына: «Вы — единственный свидетель, которому мы можем доверять, и все, что вы скажете, будет запротоколировано». Она рассказывала о Жене, о себе, о том, как искала сына, получив от командования лживую телеграмму, что он дезертировал. Потом она долго искала правду и в конце концов встретилась с чеченским полевым командиром Русланом Хайхороевым (который к 2002 году, когда состоялся этот разговор, уже погиб. — Прим. ред.). Она узнала, что есть люди, которые могут открыть ей место, где похоронен ее сын, но за это требуется заплатить. Она заложила свою квартиру, — в этом смысле у нее есть христианское чувство самопожертвования, кроме одного «но»: все ее действия обусловлены только безграничной, до «обожествления», любовью к сыну.
— Главный вопрос — откуда известно, что смерть Евгения Родионова была именно такой, как ее описывают почитатели? Действительно ли боевики требовали от него отречься от Христа, снять крестик и принять ислам?
— В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Те диалоги, которые появляются в газетах, типические, они взяты из рассказов других русских солдат, побывавших в плену. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя.
— Однако есть видеозапись смерти Евгения. Она может быть принята как доказательство?
— Здесь я снова процитирую Л.В. Родионову. Она сказала, что пленок с казнями и издевательствами над пленными воинами у нее много, и на одной из них, как она считает, снят ее сын. Но и это предположение она сама подвергает сомнению.
— Удалось ли членам комиссии выяснить отношение Любови Васильевны к возможной канонизации ее сына, к написанным иконам?
— Да, здесь у нее есть четкая позиция. Она считает, что канонизация «народной церковью» уже произошла, и канонизация официальной Церковью тут ничего не изменит. Точнее, она сказала «ничего не даст». Л.В. Родионова ее не добивается и очень болезненно воспринимает известия о написании в том или ином городе «иконы мученика Евгения». Она также протестует против телевизионных репортажей, где сообщается о его канонизации.
Добавлю, что никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших вместе с ним воинов вел сознательную церковную жизнь, нет, и фактов, подтверждающих их мученическую — в церковном смысле этого слова — кончину, синодальной Комиссией по канонизации не обнаружено. Следовательно, говорить о прославлении Евгения в лике святых неуместно и безосновательно.
— Как же относиться к статьям, стиль которых все чаще напоминает житийный?
— Эти авторы выражают свое личное мнение. Они могут издавать брошюры как частные лица, но выступать от имени Церкви они не могут. Нельзя забывать, что каждый, кто записывает Предание Церкви, несет ответственность перед Богом и Церковью. Авторы, которые пытаются выдать желаемое за действительное, не могут быть церковными писателями и компрометируют сами себя.
В заключение подчеркну: Православная Церковь никогда не причисляла к лику святых тех, кто был убит на войне. Известен исторический факт: когда в Х веке император Никифор Фока потребовал от Константинопольского Патриарха канонизации убиенных воинов, Церковь ему отказала. А мотивация у него, кстати, была практически такой же, как сегодня: воодушевить армию, поднять боевой дух.
Деятельность Комиссии по канонизации многим известна только своей положительной стороной. И действительно, за десять лет прославлено почти полторы тысячи святых. Но есть и другая сторона нашей работы, о которой мало кто знает: очень много имен пришлось отвергнуть или, по крайней мере, отложить решение вопроса о канонизации до поступления новых материалов.

Несмотря на всю авторитетность и аргументированность о.Максима лично я все же не во всем с ним согласен. Мне ближе позиция, изложенная в статье газеты "Нью-Йорк Таймс", в которой говорится, что "к лику праведников его причислила не Церковь, а народное почитание. Церковные власти, отмечает автор публикации, называют это нарушением религиозных традиций, поскольку святость - это не просто популярность, а иконы - не предвыборные плакаты. Процесс канонизации, говорят они, долог и сложен, и осуществлять ее может только Церковь.
Но иногда случается так, что реально живший человек становится своего рода символом, средоточием чувств, господствующих в определенный момент в душе народа, и становится в его сознании святым. Таким может быть первый шаг к официальной канонизации, отмечает газета, рассматривая этот новый для современной России феномен народной святости.
История рядового Родионова, рассказанная в брошюрах, песнях, стихах, проповедях в Интернете, стала некоей притчей о русской набожности и героическом патриотизме.
"19-летний Евгений Родионов прошел через немыслимые страдания, - приводит газета слова, сказанные о солдате в статье, размещенной на одном из российских патриотических сайтов, - но не отрекся от православной веры, а утвердил ее своей мученической смертью. Он доказал, что сегодня, после десятилетий воинствующего атеизма, после многих лет необузданного нигилизма, Россия, как и в прежние времена, способна рождать мучеников за Христа, а значит, она непобедима".


Еще смущает, что о.Максим устанавливает слишком конкретные хронологические рамки для эпох мучеников, преподобных и новомучеников. А те, кто не вписываются в эти рамки, что - не могут быть канонизированы?! Если священник заявляет, что эпоха новомучеников и исповедников Российских завершилась к 80-м годам, то как же тогда называть пострадавших за Христа после этого - новейшими мучениками? Как, к примеру, в случае канонизации назовут оптинских монахов, убиенных в 1993 года? В общем, это интервью вызывает много новых вопросов...

mamanjama   обратиться по имени Среда, 04 Февраля 2004 г. 18:32 (ссылка)
Простите, цитата:
" Но бывают и такие случаи. Некие церковные люди, почитающие кого-либо за святого, не дожидаясь общецерковного акта прославления, уже написали его икону, и, вместо того, чтобы служить о нем панихиды, уже служат ему молебны. При этом они, конечно, и "презирают начальства", отстающие от их понимания вопроса. И вдруг... икона начинает мироточить, и от нее совершаются чудеса! Тут кончается предел самоуверенности. Они уже совсем "не страшатся злословить высших". И каждый, кто не спешит с ними согласиться, объявляется ими еретиком. Когда видишь такой напор, то уже только поэтому не хочется быть с ними. Насилие над совестью чуждо христианскому духу.
В книге Второзаконие есть такие слова: "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего или сновидца сего". "Ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы" Его "от всего сердца вашего и от всей души вашей" (Втор. 13, 1-5). Господь "наперед сказал" нам. И Он всегда будет испытывать нас: любим ли мы Его, или - бросимся, сломя голову, вслед любому чудотворцу, забыв и о своей совести, и о церковном порядке, и о том, что только в тихом, мирном духе может быть явлена истина."
http://www.pues.ru/orthodox/propov/pvp_1.htm#2
Ответить С цитатой В цитатник
Orthodox   обратиться по имени Четверг, 05 Февраля 2004 г. 18:04 (ссылка)
Спасибо за хорошую цитату! В самом деле в наш нетерпеливый век очень спешат объявить святыми всех, кто сильно нравится - от Иоанна Грозного и Сталина до Александра Меня и Евгения Родионова.
Лично я не спешу называть последнего святым (остальных перечисленных - тем более-). Но в народном сознании он в самом деле таковым является - как пишется в той статье, именно как символ и средоточие "чувств, господствующих в определенный момент в душе народа".
Вообще эта проблема очень щекотливая. Понятно, что нельзя служить молебны тем, кто еще не прославлен Церковью. Но с другой стороны, главными основаниями для причисления к лику святых являются народное почитание и чудеса. Но очень трудно не молиться (хотя бы про себя, тайно) тому, кого почитаешь как святого. Да и чудеса чаще являются как отклик на наше обращение к Богу через какого-то подвижника или праведника.
Ответить С цитатой В цитатник
mamanjama   обратиться по имени Четверг, 05 Февраля 2004 г. 20:05 (ссылка)
Cогласна :0).
Я полна такими же чувствами и по поводу отца Николая с острова Залит. Многие уже
молятся его образу. Меня тоже переполняет полнота чувств, хотя и не пришлось
побывать у него в дни его служения там. Очччень жаль:((((. Но я с теплотой поминаю,
когда только возможно и в панихидах, и домашних молитвах :
Упокой, Господи, душу отца Николая и святыми его молитвами помилуй меня грешную, и
схг.Савву , и матушку Нилу со сестрами... и... Упокой, Господи! Всех православных
христиан.
А в келейных молитвах поминаю и не православных. На то и келейная молитва.
Помилуй,Господи! Аще возможно есть, душу усопшего раба Твоего ... , отошедшего в
жизнь вечную в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви. Неизследимы судьбы
Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!
PS уже и совсем было добавила свой комент и еще раз заглянула в глаза этого мальчика... Сколько их погибло?... Вспомнила книгу "Серафимово благословение", там о семье православной и тоже о мальчике погибшем, только в Великую Отечественную, вторую мировую... Все продолжается и продолжается. Ненасытное зло
Ответить С цитатой В цитатник
Orthodox   обратиться по имени Воскресенье, 08 Февраля 2004 г. 18:24 (ссылка)
mamanjama,, аналогично! А еще оптинских новомучеников. А вот про матушку Нилу не слыхал.
Попасть к о.Николаю на остров у меня было два шанса, но, к сожалению, ни одним не воспользовался-(( Однажды в конце 80-х даже приставал на туристическом теплоходе к этому острову, однако не стал сходить (был тогда еще неверующим). А во второй раз, когда уже в 2000-м году ездил в Псков и Псково-Печерский монастырь, то просто не успел по времени вырваться еще и на остров...
Ответить С цитатой В цитатник
Orthodox   обратиться по имени Понедельник, 09 Февраля 2004 г. 17:09 (ссылка)
mamanjama, сегодня на форуме диакона А.Кураева началось бурное обсуждение этой самой статьи про Евгения Родионова. Можете полюбопытствовать или поучаствовать. Я еще не успел там высказаться.
Ответить С цитатой В цитатник
Валера_Богуславский   обратиться по имени Понедельник, 09 Февраля 2004 г. 17:45 (ссылка)
Прекрасный у вас тут разговор идет, мои друзья, Сережа и Марина!
Очень рад, что ты, Мариночка заглянула сюда.
С интересом все прочитал. Узнал много нового.
И полезного! :)
Ответить С цитатой В цитатник
mamanjama   обратиться по имени Понедельник, 09 Февраля 2004 г. 23:45 (ссылка)
Валера_Богуславский, ! С приездом!!!!
Orthodox, , спасибо за ссылку :)
Ответить С цитатой В цитатник
Orthodox   обратиться по имени Вторник, 10 Февраля 2004 г. 00:31 (ссылка)
Исходное сообщение Валера_Богуславский
Прекрасный у вас тут разговор идет, мои друзья, Сережа и Марина!


Дык присоединяйся - третьим будешь!
Ответить С цитатой В цитатник
Валера_Богуславский   обратиться по имени Вторник, 10 Февраля 2004 г. 02:06 (ссылка)
Не дерзаю
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку