Безосевые лепестки

Безосевые лепестки на бисерных розах. Вариант изготовления элементов цветка. Много воды утекло с момента появления прекрасной книги Донателлы Чиотти «Бисер» (издательский дом «Ниола 21-й век», 2003 г.) За обилием ярких красок и буйством форм при близком рассмотрении можно заметить, что лепестки цветов итальянского мастера выполнены на одной оси. Большие просветы между дугами дают воздушность, легкость и некоторую художественную небрежность. С той поры создана и опробована система, состоящая из двух, трех, четырех и более осей (не считая ножки).
При плетении лепестков большого размера (до 10 см) были введены вспомогательные оси. Трудно систематизировать многочисленные варианты расположения осей, увеличение количества которых привело к более сложному по форме лепестку. Овал и круг, к которым тяготеет классическая французская техника, дополнились треугольными, ромбовидными, звездообразными и иными неправильными очертаниями лепестков. Плетение становилось плотнее, просветы между дугами уменьшались. Параллельно с разработкой системы осей велся поиск приемов по маскировке осей на лепестке. Уменьшение диаметра осевой проволоки, чередование лицевых и изнаночных способов плетения, соответствие цвета осевой проволоки цвету бисера – вот приемы по скрытию осей на лепестке. Однако оси видны и это раздражает. Особенно это происходит тогда, когда на рынке невозможно приобрести проволоку нужного цвета – белую или розовую, например. Промышленность не поставляет такое же разнообразие цветной проволоки по сравнению с нитками. Приходится мириться с существованием осей, поскольку они являются основой, скелетом лепестка. В отличие от нас мудрая природа скрыла от взоров скелет человека. Было бы неприятно видеть на человеке выступающие кости. Однажды зимним днем 2010 года пришла идея об отказе от осей. Размышления и поиск привели к нужному средству. Им оказался прозрачный акриловый глянцевый лак для художественных работ и декоративно-прикладного творчества «Сонет». Были проведены опыты по изготовлению безосевых лепестков. В качестве модели лепестка применялся обычный пластилин, смазанный вазелином. Бисер нанизывался на проволоку 0,3 мм и перемещался на тонкую нить соответствующего цвета. Известно, что бисер на нити имеет чрезвычайную подвижность. Укладка бисера на пластилиновую модель производилась от центра к периферии или наоборот. Можно начинать укладку бисера из впадины модели лепестка, возвышаясь к краю – лучший и простой вариант. Можно использовать выпуклую модель лепестка и укладывать бисер снизу вверх. Круги бисера укладываются как можно ближе друг к другу. Поправлять бисер можно пальцем или маленькой отверткой. Неправильную форму лепестка можно получать укладкой отдельных бисеринок в любом количестве, в любом месте и в любой форме (образуя небольшие фигурки). После укладки бисера (или во время укладки бисера) на модель и образования плоскости лепестка кисточкой наносится лак в разумных количествах от края к середине, заполняя все микропросветы между бисеринками. Лак выполняет роль клея. Через несколько часов по мере высыхания лака бисерный лепесток снимается с модели со стороны будущей ножки. Затем лепесток осторожно протирается от вазелина и производится нанесение лака на другой стороне лепестка. Для придания дополнительных очертаний лепесток укладывается на горизонтальную поверхность и зажимается между тремя-четырьмя достаточно тяжелыми предметами. Лепестку придаются отвороты. Лак второго слоя застывает, новая форма лепестка остается. В лак можно добавлять акриловую краску любого цвета или подкрашивать лепестки стойкими красками по стеклу. Проволочная ножка изготавливается на готовом лепестке путем прокалывания лака между рядами бисера в нужном месте и смазывания скрученной проволоки лаком. Отмечены достоинства и недостатки данного метода изготовления лепестков без осей: Достоинства: - отсутствие осей на лепестках, -создание лепестков любых очертаний и размеров, - отсутствие просветов между дугами бисера, - модель заранее предопределяет размер и кривые поверхности лепестка, - применение ниток в низках вместо цветной проволоки, -отсутствие вращения бисеринок – неплохое качество для покраски бисера, - после высыхания лака безосевой лепесток сохраняет форму. Недостатки: - повышенная трудоемкость, - создание пластилиновых (или иных) моделей лепестков, - повышенный расход лака. Данный метод не претендует на отказ от осей при изготовлении цветов из бисера. Классическая техника плетения дугами будет существовать и радовать мастеров и зрителей. Изготовлены только две бело-голубые розы с безосевыми лепестками. Пока не ясно, что будет с лепестками через год-два. Не станет ли лак хрупким, не изменится ли его цвет. Это покажет время.
 Александр Крамаренко Март – май 2010 г.
|
SHERR/IRIN@
|
|