Самая первая домашняя фонотека в моей жизни, из начала 60-х, была собрана, конечно, не мной, а родителями и старшим братом. В ней преобладали виниловые пластинки (с надписью «долгоиграющая») популярных в то время исполнителей – Робертино Лоретти (знаменитая до сих пор Джамайка), Эдиты Пьехи (еще частично на польском языке), Иосифа Кобзона (да-да, тогда он уже был!), Ларисы Мондрус. Но имелись также еще и оставшиеся с 50-х увесистые графитовые диски размером с приличную суповую тарелку, которые, будучи уроненными на пол, разбивались. Они были на 78 об/мин, и одна сторона звучала всего 3-5 минут. Именно одна из таких пластинок была моей любимой в то время - с записью мастеров разговорного жанра Тарапуньки и Штепселя.
К концу 60-х практически в каждом доме появилось новое чудо техники – катушечный магнитофон, а с ним прочно вошли в нашу жизнь барды (Высоцкий, Галич, Клячкин, etc.) и «вражьи» битловские голоса. Записывали их в то время еще все с тех же с пиленных-перепиленных пластинок, поэтому каждый альбом начинался с отчетливого звука жарящейся яичницы. Наряду с Битлами и Rolling Stones высоко котировались еще несколько групп: Credence Clear Water Revival, Shocking Blue, Led Zeppelin, Uriah Heep, Pink Floyd и, конечно, Deep Purple. Но всех правоверных рокеров к концу 70-х лихо потеснили диско-группы вроде Space, Арабески и Boney M.
А уже в 1981 году на фестивале в Сан-Ремо победили итальянские исполнители, с песней, кажется, Donna Musica, и с тех пор медленно, но верно началось победное нашествие итальянской эстрады на радио, TV и домашние фонотеки. Да-да, 80-е годы – это вовсе не годы «диско», как сейчас принято думать, это годы итальянцев. Настоящие звезды того времени – это Аль Бано и Ромина Пауэр (Феличита), Ричи и Повери (Ву ле ву дансе), Тото Кутуньо, Рикардо Фольи и Пупо. На смену катушечным магнитофонам постепенно пришли кассетные, пока еще отечественные, не очень качественные, зато весьма увесистые.
В девяностые капитализм победил окончательно, катушечные магнитофоны окончательно канули в лету, а отечественные кассетники уступили место зарубежным. Но вот в том, что касается содержимого кассет, то тут победили наши. Это были годы расцвета отечественных рок-групп, таких как Машина Времени, Наутилус, ДДТ, Агата Кристи, и отечественной же попсы, а также шансона. Домашняя фонотека тогда представляла собой груду кассет и отдельно - груду футляров к ним, а если какие из кассет и лежали в футлярах, то чаще не в своих. Да, смутное было время ))
С приходом нового тысячелетия в нашу обыденную жизнь прочно вошли компьютеры, а с ними музыкальные диски и формат mp3. Домашняя фонотека, некогда занимавшая несколько полок, тумбочку и антресоли в придачу, теперь легко помещается в автомобильном бардачке. В эфире полный винегрет – тут можно услышать и Моцарта и Рамштейн, группу «Лесоповал» и Элвиса Пресли, Валентину Толкунову и каких-нибудь «Блястящих». Преобладает все же приторно-сладковатая европейкая попса, и лишь время от времени какой-нибудь мега-хит былых времен вроде битловской «O, Darling» напоминает о неистовой музыке моего детства-отрочества-юности…