Аланы в Великом переселении народов |
В составе вестготского союза еще на Балканах действовали аланы, которые вместе с вестготами воевали в Италии, взяли в 410 г. Рим и вышли в Южную Галлию. Там, отделившись от вестготов и заключив договор с Западной Римской империей, аланы получили значительные территории в 415 и 439 г, В 30-40-е гг. V в. царем возникшего здесь южного Аланского королевства был Самбида. В 457 'г. новый царь Беоргор в союзе с римлянами потерпел поражение от вандалов в Испании. С 460 г. Беоргор совершал набеги на Северную Италию, пока не погиб в битве у Бергамо в 464г.
Аланы, поселившиеся в Паннонии, в начале V в. вступили в союз с вандалами. Вандалы, делившиеся на силингов и асдингов, были германцами, как и готы (вестготы и остготы), свевы, бургунды, франки, с которыми аланы заключали союзы или воевали в Европе. Недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы и вандалы 31 декабря 406 г. по льду перешли Рейн и вторглись в Галлию. Там аланы разделились. Часть из них, возглавляемая Гоаром (Эохаром), вновь перешла на римскую службу и впоследствии осела на землях между реками Луарой и Сеной. Здесь уже располагались многочисленные сарматские колонии, а с приходом алан образовалось северное Аланское королевство. С 442 г. его столицей был Орлеан(!). Около 450 г. Гоар умер и царем стал Сангибан, во главе с которым аланы участвовали в решающей победе доспались Лузитания и Картахена. Отказавшись признать завоевателей своими федератами, Рим вступил с ними в затяжную войну. После гибели короля силингов Фредбала и аланского царя Аддака (418г.), силинги и аланы подчинились королю асдингов Гундериху. Борьба за Испанию, опустошенную войной, имела мало перспектив, поэтому новый король Гейзерих в 429 г. переправил свой народ и 80-тысячную армию в Африку.
Завоевав римские провинции Северной Африки, Гейзерих создал Вандало-аланское королевство и в 442 г. вынудил Римскую империю признать его независимость. Флот Гейзериха господствовал на Средиземном море, в 442 г. вандалы и аланы захватили Сицилию, в 455 г. взяли Рим. Подчинив местное население, завоеватели заняли место высшего сословия. Вандало-аланское государство просуществовало до 533 г. и пало под ударами Византии. Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С сармато-аланским наследием связывают целый комплекс военно-технических и духовно-этических достижений средневекового рыцарства. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Однако участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасло западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Раздробив свои силы, разойдясь по разным странам, не сумев построить долговечного государства, все они были ассимилированы другими народами.
|
Скифский язык |
Литература
Абаев В.И. Скифский быт и реформы Зороастра. – Archive Orientalni, 1956, v. 24
Герценберг Л.Г. Хотаносакский язык. М., 1965
Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972
Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия. – В кн.: Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979
Современные индоевропейские языки делятся на 10 групп: 1-я - индийская (хинди, уруду и др.), 2-я - иранская (персидский, афганский, таджикский, осетинский и др.), 3-я - славянская (русский, украинский, белорусский - восточная подгруппа; польский, чешский и др.- западная подгруппа; сербо-хорватский, болгарский - южная подгруппа), 4-я- балтийская (литовский, латышский и др.), 5-я -германская с двумя подгруппами (норвежский и шведский - северогерманская подгруппа), 6-я - романская (французский, испанский, итальянский и др.), 7-я - кельтская (бретонский, уэлсский и др.), 8-я - албанская, 9-я - армянская, 10-я - новогреческая (Исаев, с. 7-8). Среди древних индоевропейских (и. е.) языков следует назвать языки скифской ветви иранских языков, на которых говорили скифы, сарматы, саки, массагеты, аланы и другие древние народы. Осетинский язык является единственным живым языком этой древней группы.
Энциклопедия Кругосвет
ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены сплошным массивом или с иноязычными вкраплениями на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана, в северо-восточной части Ирака (Курдистан), восточной части Турции (вдоль границ с Ираном, Ираком и Сирией, в Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания), в Грузии (Южная Осетия). Отдельные ираноязычные районы имеются в Туркмении, Азербайджане, Индии, Киргизии, Китае, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сирии, Узбекистане. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках точно не установлено, по оценке 1999 их более 100 млн. История иранских языков делится на три основных периода: 1) древний (с начала II тыс. до н.э. по 4–3 вв. н.э.); 2) средний (с 4–3 вв. до н.э. по 8–9 вв. н.э.); 3) новый (с 8–9 вв. н.э. по настоящее время). На основе генетической классификации иранские языки делятся на две большие группы – западную (в которой четко выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы) и восточную (в которой тоже есть деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы, но оно не такое четкое, как в западной группе). Западноиранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья, где они распространились к середине I тыс. до н.э. Восточноиранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относятся: из языков древнего и среднего периодов – древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков совр. персидский, таджикский, дари, татский, хазара, лурская и бахтиярская группа диалектов, группа диалектов Ларистана, диалекты Фарса, кумзари, группа диалектов Башкарди, группа диалектов Чар-аймаков. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода – мидийский; из среднего – парфянский; и современные – белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский, группа диалектов тати, парачи, ормури, группа диалектов Центрального Ирана. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода – скифский; из среднего периода – аланский, согдийский, хорезмийский; современные – осетинский и ягнобский; к юго-восточным иранским языкам относятся: из среднего периода – сакские языки (или диалекты), бактрийский, хотанский, тумшукский и др.; из современных – пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский и йидга).
Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В среднеиранских языках флективно-синтетический тип уже с заметными следами разложения древней системы. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился в пушту, но тоже в сильно измененном виде по сравнению с древнеиранским. Большинство современных иранских языков – флективно-аналитические с элементами агглютинации. Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский и др.) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя. Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в наст. вр. изъявит. и сослагат. наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.
ЛИТЕРАТУРА
Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960
Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1962
Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962
Оранский И.М. Иранские языки. М., 1963
Иранские языки. – В кн.: Языки Азии и Африки, т. 2. М., 1978
Основы иранского языкознания, в 6 книгах, М., 1979; 1981; 1982; 1987; 1991; 1997
Расторгуева B.C. Иранские языки. – В кн.: Языки мира. Иранские языки I. М., 1997
Метки: скифы сарматы осетины осетия арийцы индоевропейцы |
Потомок аланской собаки |
Потомок "аланской собаки".
|
![]() |
Испанский алано (испанский бульдог) - хорошо известная историкам легендарная порода легких молоссов, которую испанцы считают своей. Изображения алано мы находим у Гойи, а рассказы о нем - в охотничьей литературе, начиная с 1350 года. Алано, вытесненный официально признанными породами, почти исчез в современном мире. Сохранилось лишь несколько десятков особей в отдаленных скотоводческих районах Испании. В целом порода пока не признана Центральным королевским обществом собаководства.
Испанские кинологи, как и их коллеги из других стран, в последние годы обратили пристальное внимание на местные породы и, к своему счастью, обнаружили, что испанский алано, как никакая другая порода собак, несет в себе истинно "испанский характер" в человеческой интерпретации его параметров: сочетание храбрости и благородства.
Названия породы
По-испански "alano" означает "бульдог", но эта порода упоминается под различными синонимами. Среди них: чато (по-испански chato - "курносый"), чато де преса (de presa - собака, применяемая для травли), перро де преса эспаньол, преса дел торо (для травли быков), перро де торос де Саламанка (Саламанка - город на северо-западе Испании), чато салмантино, дого де Бургос (Бургос - административный центр одноименной провинции), кулебро (culebro "уж, змея"), а также другие местные обозначения. Кроме того, название породы имеет прямую аналогию с наименованием древне сарматских племен - аланов, которым мы собственно и обязаны появлением этих собак в Западной Европе.
История испанского алано
Испанский алано (испанский бульдог) - старинная порода, судьба которой тесно связана с историей Испании. Считается, что предки этих собак попали на Пиренейский полуостров с вторгшимися туда аланами в конце IV - начале V века нашей эры. Эти ирано-язычные племена сарматского происхождения с Кавказа - прямые предки нынешних осетин - захватили большую часть Западной Европы и, несколько позже, часть Пиренейского полуострова, главным образом скотоводческие и охотничьи районы Андалусии, Эстремадуры и западную Кастилию. Первое описание алано приводится в испанской "Книге об охоте", изданной при короле Кастилии и Леона Альфонсе XI (1311-1350). Во многих хрониках упоминалось также о том, что алано был завезен испанскими колонизаторами в Америку. Таким образом, эти собаки сыграли значительную роль в становлении ряда пород не только Старого, но и Нового Света. В 1883 году в Испании было запрещено применять собак для "усмирения" быков, сократились охотничьи угодья, ушла в прошлое ночная охота на лошадях. Кроме того, большая часть скотоводов Испании перешла на современный интенсивный тип ведения хозяйства, при котором скот выпасается в загонах. Все это привело к тому, что порода постепенно пришла в упадок. Считалось, что к 1930-м годам алано исчезли, однако эти собаки еще сохранились у некоторых скотоводов и охотников
Возрождение
Официальная кинология считала испанского алано вымершей породой, однако, в Испании решили ее восстановить. Для этого по инициативе Карлоса Контеры в 1980 году группа кинологов и ветеринарных специалистов начали обследование поголовья таких собак в скотоводческих зонах. В результате выяснилось, что во многих из них алано систематически смешивались с собаками иностранных пород такого же типа. Однако в Саламанке, на севере Бургоса, в Кантабрийских горах и некоторых районах Эстремадуры порода сохранилась в относительной чистоте. Наиболее яркие представители породы, оказавшие основное влияние на ее восстановление, происходят из горных районов севера Пиренейского полуострова, где в скотоводстве до сих пор сохранились архаичные традиции. Только алано способен управляться с полудикими свирепыми быками в суровых условиях этой местности. При отборе собак для восстановления породы испанский алано главным критерием служили рабочие качества - как гарантия чистопородности. Воссоздать животных, внешне напоминающих представителей породы, - задача не слишком сложная, это дело нескольких поколений. Гораздо труднее воспроизвести особенности поведения, которые складывались в породе веками. Алано - спокойная собака, с чувством собственного достоинства и выраженным стремлением быть вожаком. В то же время алано легко управлять: он повинуется голосу хозяина и хорошо работает в группе. Алано действует разумно как на охоте, так и при загоне быков, не тратит энергии на напрасные действия. В 1997 году Испанское общество развития, поддержки и разведения алано (SEFCA) разработало стандарт породы испанский алано, который был утвержден на факультете генетик и ветеринарии университета Кордовы.
Охотник, пастух, сторож
Испанский алано (испанский бульдог) - классическая травильная собака, обладающая мощной хваткой и устойчивой психикой. Веками скотоводы применяли алано для усмирения агрессивных быков специальной породы браво (лидия), предназначенных для корриды, и как травильную собаку для охоты на кабанов, а в последнее время в качестве сторожа и защитника. Во время порабощения индейцев Америки алано использовали в военных целях. В течение всей своей истории порода была исключительно рабочей, особенности ее применения способствовали формированию бесстрашия, физической крепости и быстроты движений, хорошо развитых органов чувств - обоняния, зрения и слуха. Алано вынослив и неприхотлив, у него хорошо заживают раны (кровь очень быстро свертывается). Работа со свирепыми быками развила у алано особые качества: внимательность и молниеносную реакцию, ловкость и гибкость в движениях, способность к внезапному прыжку, сообразительность и восприимчивость к обучению, уравновешенную психику. В целом алано обладает всеми качествами пастушьих собак и собак для защиты. Кроме того, это верная и преданная собака, очень нежная и покладистая в кругу семьи. Алано легко справляется с лошадью и может повалить корову весом 300 кг, но при этом осторожно и терпеливо обращается с детьми, как заботливая нянька. Испанский алано создан для работы в сельских условиях. Держать эту собаку как комнатную нельзя. Алано необходима физическая нагрузка, его деятельная натура должна иметь возможность полностью проявиться. В городе врожденная активность алано не находит должного применения и собака может стать агрессивной. Увлечение выставками в ущерб рабочим качествам грозит потере самого ценного в этой породе - ее характера. Алано очень вынослив и неприхотлив, экономно потребляет корм: в день рабочей собаке требуется 250-300 г. Он прекрасно уживается с другими собаками, животными и друзьями семьи. С посторонними людьми держится строго. Сочетая в себе силу травильной собаки и живость охотника, алано сохраняет спокойствие, если обстоятельства не требуют от него быстрых и решительных действий. Эта собака отлично знает свою территорию, с ней можно не беспокоиться за усадьбу или животных на ферме. Любители природы и спорта найдут в алано одаренную собаку, пригодную для разнообразной работы в любых условиях.
Ольга Мищиха
|
Видео-запись: Ирыстон |
Метки: скифы сарматы аланы осетины осетия алания россия кавказ |
Скифское золото - новая серия фотографий в фотоальбоме |
|
История Алании |
Метки: россия кавказ сарматы осетия скифы осетины алания аланы |
Аланская держава в IX-XI вв. |
Население и соседи. Основная территория, которую Алания занимала по обеим сторонам Главного Кавказского хребта, была неизменной. Но ослабление, а затем падение Хазарского каганата в X в. позволили аланским царям расширить свои владения на севере до реки Кумы, на востоке — до царства Сарир в Дагестане, на западе — до страны адыгов в Западном Предкавказье. В степях за северной границей Алании кочевали тюрки. Болгар и хазар в X в. сменили печенеги и гузы, а тех в XI в. вытеснили половцы. В горах Северо-Восточного Кавказа соседями алан оставались вайнахи. На юге Алания граничила с Абхазским царством (включавшим Западную Грузию) и несколькими грузинскими княжествами. В конце X в. грузинские земли, получившие независимость после распада Арабского халифата, объединились в одно государство.
Аланы составляли большинство населения, но в числе жителей Алании были и представители других народов. Археологи установили, что в западных областях страны проживали заметные адыгские и значительные тюркские группы. Существуют письменные свидетельства о том, что в аланских городах жили священники-греки и торговцы-евреи. Возможно, в Алании встречались и жители иного происхождения, однако науке о них ничего не известно.
Тюрки проникали в Аланию из северных степей. Когда в VIII в. большая группа западных алан переселилась на земли Хазарского каганата, их место заняли болгары. Хазары пригласили алан для защиты северозападных рубежей каганата. Поселенные в бассейне рек Дона и Север-ского Донца, аланы оказали значительное влияние на культурный облик и хозяйственное развитие Хазарии. Оседлое земледельческо-скотовод-ческое хозяйство, высокая сельская и городская культура аланского населения вошли в число важнейших основ хазарской государственности. Археологи называют аланские древности Хазарии салтово-маяцкой культурой (Салтовский могильник и Маяцкое городище — ее самые известные памятники). В первой трети X в. хазарские аланы возвратились на родину. Полагают, что это произошло в результате алано-хазарской войны. Возвращение донских алан было использовано аланскими царями для укрепления государства. Увеличение численности и хозяйственной активности населения привело к быстрому расцвету Алании.
Иностранцев удивляла густонаселенность Алании и возделанность ее полей. В середине X в. арабский географ Масуди писал, что Алания «состоит из непрерывного ряда поселений: когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений».
Хозяйство и торговля. В средневековом мире Алания считалась богатой страной. Армянский автор IX в. Шапух Багратуни пишет: «Это страна, полная всяческих благ, коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камений». Все политические, военные и культурные достижения Алании стали возможны благодаря развитому хозяйству.
Территория Алании делилась на две сельскохозяйственные зоны: равнинную и горную. В известном арабском географическом сочинении X в. аланы делятся на горцев и равнинных жителей. На равнине, богатой плодородными землями, главным занятием было земледелие. Пахали плугом с железным лемехом. Археологами найдены части тяжелого колесного плуга, в который впрягали несколько пар волов. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, овес. Разводили сады и виноградники. Выращивали прядильные культуры — лен и коноплю. Собранный урожай хранили в зерновых ямах, обмазанных глиной или обложенных камнем. Большое число зерновых ям на аланских поселениях указывает на хлебное богатство Алании. Сохранились также аланские серпы, зернотерки и ступки с пестами.
В равнинном скотоводстве преобладало разведение крупного рогатого скота. Важное место в хозяйстве принадлежало овцеводству. Традиционным занятием алан оставалось коневодство. Еще в эпоху Великого переселения народов аланские породы верховых лошадей и методы их тренинга оказали заметное влияние на развитие коневодства в Западной Европе. При раскопках найдены также кости свиньи, осла, собаки, кошки
и курицы.
В горах, где лучшей частью земельных угодий были альпийские пастбища, главной отраслью хозяйства с древнейших времен оставалось отгонное скотоводство. Отары овец и коз летом содержались на горных лугах, на зиму их перегоняли в предгорья и на равнину. Под пашни горцы использовали небольшие ровные участки на дне ущелий или создавали террасы на пологих солнечных склонах.
Заслуживает упоминания аланское пчеловодство. Из меда приготовляли особый хмельной напиток — ронг. Пиво, один из сортов которого назывался «алутон», варили из ячменя. Известно также вино, которое аланы производили из своего винограда.
Судя по находкам археологов, в Алании были популярны охотничий и рыболовный промыслы. Охотились на оленя, кабана, медведя, косулю, сайгака, лису, зайца. В реках ловили осетра, севрюгу, лосося, сома, сазана.
Ремесленное производство в средневековой Алании было отделено от сельского хозяйства. Сложились ремесленные школы — мастера передавали профессиональные навыки из поколения в поколение. Выпуск массовой продукции был рассчитан на рыночную продажу.
Аланская металлургия опиралась на собственные запасы железной, медной и серебро-свинцовой руды. Кузнецы владели технологиями изготовления различных железных и стальных изделий: орудий труда, оружия, предметов конского снаряжения, хозяйственной утвари. Традиции кобанской культуры сохранялись и в обработке цветных металлов, в ювелирном деле.
Самостоятельными отраслями ремесла были гончарное дело, ткачество, обработка камня, дерева, кожи. Продукция аланского ремесла становилась товаром внутри страны и участвовала в торговом обмене с другими странами.
Аланские купцы были хорошо известны в средневековом мире и занимали видное место в международной торговле. Из Алании вывозили хлеб, мед, воск, скот, меха, кожи, полотняные ткани, оружие и доспехи. По трассам Великого шелкового пути в Аланию поступали товары из Византии, Сирии, Китая, Средней Азии, Ирана, Индии, Египта, соседних стран Кавказа — шелковые ткани и модная одежда, стеклянная и серебряная посуда, женские украшения и предметы туалета, вина и пряности.
По уровню своего экономического развития и благосостояния народа Алания входила в число передовых стран Кавказа и Европы.
Города Алании.Центрами торгового обмена и ремесла были города, быстро выросшие благодаря внутренней и международной торговле. Стараниями археологов сегодня известно пять крупных городов на территории средневековой Алании. Это городища Нижний Архыз, Рим-гора, Верхний Джулат, Нижний Джулат и Алхан-кала. Их подлинные имена неизвестны. Пока не установлено, есть ли среди этих городищ аланская столица Магас и «славный город» Дедяков, упоминаемые в русских летописях и сочинениях средневековых географов. Возможно, они обнаружатся среди тех многих городищ, которые пока остаются неисследованными.
Роль городов в жизни Алании была весьма значительной, они выполняли множество функций. Сосредоточив торговое и ремесленное население, город нуждался в продуктах питания. Поэтому часть его жителей занималась земледелием и скотоводством, а прилегающие сельские районы поставляли свою продукцию на городской рынок. Так возникали местные хозяйственные связи. Города Алании располагались на стыке горной и равнинной зон, объединяя страну в единую систему хозяйственных отношений, обмена и сотрудничества.
Города были политическими и культурными центрами. Планировка аланских городов выявляет их административную функцию и социальное устройство. Как правило, город делится на три части: цитадель (замок царя или правителя области), детинец (крепость — место жительства знати) и неукрепленный посад, где жили рядовые горожане.
Общество и государство. Апанское общество IX-XI вв. было раннефеодальным. Большинство населения составляли сельские жители — общинники, имевшие собственное хозяйство. Определенная часть общин находилась в зависимости от знати, другие оставались независимыми и подчинялись только власти царя и его наместников. Формы феодальной зависимости неизвестны. По аналогии с другими странами, находившимися на том же этапе исторического развития, можно предполагать, что независимые общинники платили подати царю и выполняли государственные работы. А зависимые крестьяне считались живущими на чужой земле и потому отдавали часть продукции своего хозяйства знатным землевладельцам. Как правило, большинство людей в раннефеодальном обществе, в том числе зависимые крестьяне, сохраняли личную свободу. В особую группу населения входили кабальные люди и рабы, потерявшие свободу и находившиеся в полной власти господина. Рабов в Алании было немного, обычно ими становились пленники, приведенные из военных походов. Чаще всего пленников отпускали за выкуп или продавали чужестранным работорговцам.
К незнатному большинству принадлежали также горожане — ремесленники и купцы. Возможно, им приходилось платить налоги царю и городской власти.
Господствующим классом аланского общества была феодальная аристократия, совмещавшая две социальные роли — профессиональных воинов и землевладельцев. Доход феодальной знати складывался из повинностей зависимого населения и пошлины с купеческих караванов, которые проходили через ее владения. Знатные воины служили в дружинах князей-алдаров и царя, носившего древний скифо-сарматский титул «багатар».
Для раннефеодальных государств характерно монархическое правление. Аланская царская династия возводила свое происхождение к роду эпических героев Нартов Ахсартаггата — носителей воинской функции в арийском обществе. Известны имена некоторых аланских царей: в первой трети XI в. Аланией правил Урдуре, в середине XI в. — Дорголел Великий, в конце XI в. — возможно, Росмик. Столицей Алании был город Магас. Есть предположение, что Магас — это Нижне-Архызское городище. Арабский географ Масуди сообщает, что аланский царь, кроме столицы, имел еще несколько мест пребывания — царских замков. Постоянное войско царя насчитывало 30 тысяч всадников. В случае войны к нему присоединялось народное ополчение. По словам Масуди, аланский царь «могуществен, мужествен, очень силен, ведет твердую политику среди царей».
Некоторые из городов, крупные ремесленные поселения и замки принадлежали сильнейшим князьям-алдарам, владетелям областей. Подчиняясь царю, алдары, по-видимому, являлись представителями государственной власти в своих землях.
На гербе Алании изображен барс на фоне Мировой Горы. Восемь вершин Мировой Горы расположены в три яруса — одна вверху, три в середине и четыре внизу. Они воплощают древнюю индоевропейскую модель мироздания, состоящего из трех зон, человеческого общества, разделенного по трем социальным функциям, и идеальной страны с четырьмя сторонами света. Барс — это распространенный в скифском мире символ воинской доблести и царской власти.
В начале X в. государственной религией Алании стало восточное (православное) христианство. С помощью этой религии аланские цари стремились укрепить свою власть и союз с Византией, являвшейся центром православного христианства. Известны христианские имена аланских царей: Дорголел был в крещении Гавриилом, а Росмик — Андреем.
Военное дело. В VII-VIII вв. произошли серьезные изменения в военной технике и тактике. Именно к этому времени относится распространение сабли и стремян, выдвинувших на первое место легкую кавалерию. Если до VII в. аланский воин был тяжеловооруженным всадником с длинным прямым мечом, копьем, кинжалом и луком, то с VIII в. на смену тяжелому доспеху приходит легкая кольчуга, а меч заменяется саблей. Опора на стремена позволяла нанести слегка изогнутой саблей эффективный режущий удар. Наряду с саблей широко использовались топоры-секиры. Обычный набор вооружения включал также лук со стрелами, кассетные метательные ножи (5-6 в одних ножнах), аркан, реже — копье или дротик. Основой аланского войска с IX в. была легкая кавалерия, которая на равнине могла наступать лавой, а в горах и предгорьях действовала небольшими группами. Намного большее значение, чем в прежние времена, приобрело пешее ополчение — особенно, если воевать приходилось в горах.
Международные связи и внешняя политика. Аланская держава имела широкие внешнеполитические связи и активно влияла на международные отношения Кавказа, Средиземноморья и Восточной Европы. Царский дом Алании имел родственные связи с византийскими императорами, хазарскими, абхазскими, грузинскими, сарирскими царями. На аланских княжнах были женаты некоторые древнерусские князья. Цари Алании претендовали на происхождение от древнеримских императоров Цезаря и Августа. Такое мифическое родство служило дополнительным обоснованием права на верховную власть, поэтому его использовали многие средневековые династии Европы.
«Царство алан было сильнее и крепче всех народов, которые жили вокруг нас», — писал хазарский автор, объясняя союз каганата с Аланией. Однако этот союз дал трещину еще в VIII в. — в период войн с арабами. В IX в. Византия повела борьбу со слабеющей Хазарией за влияние на алан. Алания тем временем упрочила возможность вести самостоятельную политику, заключив союз с царством Сарир и адыгской конфедерацией. Союзники контролировали на Северном Кавказе все пространство от Каспийского до Черного моря. Вес Алании в закавказской политике также вырос. Как сообщает Масуди, хотя абхазы и имеют своего царя, но «царь алан главенствует над ними». Абхазия во времена Масуди включала и Западную Грузию. Кахетия (Восточная Грузия) пыталась расширить свою территорию наступлением на вайнахские земли, но аланы поддержали соседей и вступили в борьбу с кахами.
Тесным союзом и сотрудничеством с кавказскими соседями Алания достигла устойчивого равновесия сил, которое позволяло противостоять напору степных кочевников. В IX в. византийский император Константин Багрянородный писал, что хазары, «страшась нападения аланов», не решаются совершать набеги на владения Византии в Крыму, так как Алания при желании может «причинить великий ущерб и бедствия хазарам». Однако политика аланских царей никогда не строилась на безоговорочном союзе или вечной вражде: все зависело от интересов Алании. В 913 г. аланы помогли хазарам в войне с их врагами. А в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Зато в результате этих событий аланы сумели вернуть на родину своих соплеменников, поселенных хазарами на Дону еще в VIII в.
Принятие Аланией христианства в начале X в. было важным внешнеполитическим выбором. Христианизация означала идеологическое закрепление алано-византийского союза и сближение с христианскими Абхазией и Грузией. С середины X в. Алания активно присоединяется к действиям Византии и ее союзников. Аланы совершают совместные походы с русами, грузинами, армянами и византийцами. В престижном списке государств, с которыми поддерживали отношения византийские императоры, Алания располагалась вслед за Арменией выше Хазарии и Руси. По византийскому дипломатическому протоколу грузинские, абхазские и другие кавказские правители получали от императора приказания, а царь Алании именовался «духовным сыном» императора и признавался самостоятельным государем.
Во второй половине X в. на северных границах Алании вместо хазар и болгар появились печенеги и гузы, а в середине XI в. их вытеснили новые тюркские кочевники — половцы. Алания успешно справлялась с напором степняков, поселяя часть из них на своей территории и привлекая на службу их военные отряды.
М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"
ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы
Метки: скифы сарматы аланы осетины осетия алания россия кавказ |
Наследство иранской эпохи в русской истории |
Метки: россия кавказ сарматы осетия скифы осетины алания аланы |
Нартовский эпос Жорж Дюмезиль |
Метки: кавказ осетия нарты осетины алания нартовский эпос иристон |
Древние арии. |
Метки: кавказ осетия осетины алания аланы скифы сарматы арии россия |
Дневник nimano |
Метки: сарматы фандаг-скифы аланы. древняя русь |
Страницы: [1] Календарь |