-Видео

Ирыстон
Смотрели: 272 (0)

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nimano

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

аланы[/color] [/b][/url] сарматы [url=http://fandag.ru][b][color=#20b2aa]фандаг-ски

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) История_Древнего_Мира Средневековье

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 57





Аудио-запись: Хонгае

Четверг, 26 Июня 2008 г. 13:10 + в цитатник
Файл удален из-за ошибки в конвертации

Метки:  

Аланы в Великом переселении народов

Суббота, 07 Июня 2008 г. 16:13 + в цитатник
С гуннского нашествия в конце IV в. началось Великое переселение народов - эпоха, совпавшая с переходом от древнего периода мировой истории к средневековью. Гуннское нашествие разрушило Аланию первых веков, а события Великого переселения разметали по свету алан, покинувших родину вместе с завоевателями. Аланы были первым европейским народом, столкнувшимся с гуннскими полчищами. Перейдя Волгу в 372 г., гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. По условиям мирного договора часть алан отправилась с победителями на запад, оставшиеся на родине отступили из междуречья Волги и Дона, сосредоточивая силы на Предкавказской равнине. В 376 г. гунны и аланы, тесня и вовлекая в свое движение готов, вышли на дунайскую границу Римской империи. В Паннонии и на Нижнем Дунае аланы усилились, соединившись с сарматами, которые ушли на запад еще в I-III вв. G этого времени аланы начинают действовать самостоятельно, отказавшись от гуннской опеки. 9 августа 378 г. готы с помощью нижнедунайских алан и гуннов разбили римскую армию под Адрианополем, а затем попытались взять Константинополь. Аланы во главе с Сафраком, участвовавшие в этих событиях, вскоре тоже поселились в Пан-нонии на правах федератов, то есть военнообязанных союзников Рима. Другая группа аланских федератов в 80-е гг. IV в. была размещена в Северной Италии - эти аланы .под началом Саула (Саруса) в 401-405 гг. храбро противостояли вторжениям вестготов.

В составе вестготского союза еще на Балканах действовали аланы, которые вместе с вестготами воевали в Италии, взяли в 410 г. Рим и вышли в Южную Галлию. Там, отделившись от вестготов и заключив договор с Западной Римской империей, аланы получили значительные территории в 415 и 439 г, В 30-40-е гг. V в. царем возникшего здесь южного Аланского королевства был Самбида. В 457 'г. новый царь Беоргор в союзе с римлянами потерпел поражение от вандалов в Испании. С 460 г. Беоргор совершал набеги на Северную Италию, пока не погиб в битве у Бергамо в 464г.

Аланы, поселившиеся в Паннонии, в начале V в. вступили в союз с вандалами. Вандалы, делившиеся на силингов и асдингов, были германцами, как и готы (вестготы и остготы), свевы, бургунды, франки, с которыми аланы заключали союзы или воевали в Европе. Недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы и вандалы 31 декабря 406 г. по льду перешли Рейн и вторглись в Галлию. Там аланы разделились. Часть из них, возглавляемая Гоаром (Эохаром), вновь перешла на римскую службу и впоследствии осела на землях между реками Луарой и Сеной. Здесь уже располагались многочисленные сарматские колонии, а с приходом алан образовалось северное Аланское королевство. С 442 г. его столицей был Орлеан(!). Около 450 г. Гоар умер и царем стал Сангибан, во главе с которым аланы участвовали в решающей победе доспались Лузитания и Картахена. Отказавшись признать завоевателей своими федератами, Рим вступил с ними в затяжную войну. После гибели короля силингов Фредбала и аланского царя Аддака (418г.), силинги и аланы подчинились королю асдингов Гундериху. Борьба за Испанию, опустошенную войной, имела мало перспектив, поэтому новый король Гейзерих в 429 г. переправил свой народ и 80-тысячную армию в Африку.
Завоевав римские провинции Северной Африки, Гейзерих создал Вандало-аланское королевство и в 442 г. вынудил Римскую империю признать его независимость. Флот Гейзериха господствовал на Средиземном море, в 442 г. вандалы и аланы захватили Сицилию, в 455 г. взяли Рим. Подчинив местное население, завоеватели заняли место высшего сословия. Вандало-аланское государство просуществовало до 533 г. и пало под ударами Византии. Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С сармато-аланским наследием связывают целый комплекс военно-технических и духовно-этических достижений средневекового рыцарства. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Однако участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасло западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Раздробив свои силы, разойдясь по разным странам, не сумев построить долговечного государства, все они были ассимилированы другими народами.



Понравилось: 18 пользователям

Скифский язык

Суббота, 07 Июня 2008 г. 16:09 + в цитатник
Скифский язык (правильнее «скифские» или «сарматские» языки), принадлежит к восточной группе иранских языков. В широком смысле термин «скифский язык» обозначает языки/диалекты ираноязычных сакских или скифских (скифо-сарматских) племен, проживавших в середине I тыс. до н.э. на огромной территории – от побережья Черного моря до границ Китая. В древнеперсидских надписях эти племена называются saka, в санскритских рукописях они известны под названием sakāh, в китайских источниках известны под названием sk (позднее s, sai). Древнегреческие историки называли эти племена скифами, сарматами, а позднее аланами. В более узком смысле термин «скифский язык» употребляется для обозначения языка западно-сакских (скифо-сарматских) племен Северного Причерноморья, Приазовья и Северного Кавказа, а термин «сакский язык» (иногда «индоскифский») – для обозначения языка сакских племен Восточного Туркестана. На языке сакских племен Средней Азии и скифо-сарматских племен Южной России связных текстов не имеется. Скифская лексика извлечена из эпиграфических источников и работ античных авторов, данных ономастики, этнонимии, топонимии и гидронимии. Один из сакских языков (диалектов) Восточного Туркестана зафиксирован значительным числом документов, найденных в начале 20 в. в Хотанском оазисе (северные отроги Куэнь-Луня), в Тумшуке и Муртуке. В научной литературе язык этих письменных памятников, датирующихся 7–10 вв. н.э. (самые древние 4–5 вв.), называют хотанским, хотано-сакским и тумшукско-сакским. Все эти памятники написаны индийским письмом брахми, но в разной орфографии. Непосредственным потомком скифского языка является осетинский язык, материал которого, наряду с другими иранскими языками, послужил ключом для анализа сохранившихся лексем (известно около 200 слов-основ).

Литература
Абаев В.И. Скифский быт и реформы Зороастра. – Archive Orientalni, 1956, v. 24
Герценберг Л.Г. Хотаносакский язык. М., 1965
Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972
Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия. – В кн.: Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979
 




Современные индоевропейские языки делятся на 10 групп: 1-я - индийская (хинди, уруду и др.), 2-я - иранская (персидский, афганский, таджикский, осетинский и др.), 3-я - славянская (русский, украинский, белорусский - восточная подгруппа; польский, чешский и др.- западная подгруппа; сербо-хорватский, болгарский - южная подгруппа), 4-я- балтийская (литовский, латышский и др.), 5-я -германская с двумя подгруппами (норвежский и шведский - северогерманская подгруппа), 6-я - романская (французский, испанский, итальянский и др.), 7-я - кельтская (бретонский, уэлсский и др.), 8-я - албанская, 9-я - армянская, 10-я - новогреческая (Исаев, с. 7-8). Среди древних индоевропейских (и. е.) языков следует назвать языки скифской ветви иранских языков, на которых говорили скифы, сарматы, саки, массагеты, аланы и другие древние народы. Осетинский язык является единственным живым языком этой древней группы. 

Энциклопедия Кругосвет
ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены сплошным массивом или с иноязычными вкраплениями на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана, в северо-восточной части Ирака (Курдистан), восточной части Турции (вдоль границ с Ираном, Ираком и Сирией, в Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания), в Грузии (Южная Осетия). Отдельные ираноязычные районы имеются в Туркмении, Азербайджане, Индии, Киргизии, Китае, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сирии, Узбекистане. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках точно не установлено, по оценке 1999 их более 100 млн. История иранских языков делится на три основных периода: 1) древний (с начала II тыс. до н.э. по 4–3 вв. н.э.); 2) средний (с 4–3 вв. до н.э. по 8–9 вв. н.э.); 3) новый (с 8–9 вв. н.э. по настоящее время). На основе генетической классификации иранские языки делятся на две большие группы – западную (в которой четко выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы) и восточную (в которой тоже есть деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы, но оно не такое четкое, как в западной группе). Западноиранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья, где они распространились к середине I тыс. до н.э. Восточноиранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относятся: из языков древнего и среднего периодов – древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков совр. персидский, таджикский, дари, татский, хазара, лурская и бахтиярская группа диалектов, группа диалектов Ларистана, диалекты Фарса, кумзари, группа диалектов Башкарди, группа диалектов Чар-аймаков. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода – мидийский; из среднего – парфянский; и современные – белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский, группа диалектов тати, парачи, ормури, группа диалектов Центрального Ирана. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода – скифский; из среднего периода – аланский, согдийский, хорезмийский; современные – осетинский и ягнобский; к юго-восточным иранским языкам относятся: из среднего периода – сакские языки (или диалекты), бактрийский, хотанский, тумшукский и др.; из современных – пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский и йидга).
Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В среднеиранских языках флективно-синтетический тип уже с заметными следами разложения древней системы. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился в пушту, но тоже в сильно измененном виде по сравнению с древнеиранским. Большинство современных иранских языков – флективно-аналитические с элементами агглютинации. Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский и др.) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя. Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в наст. вр. изъявит. и сослагат. наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.

ЛИТЕРАТУРА
Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960
Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1962
Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962
Оранский И.М. Иранские языки. М., 1963
Иранские языки. – В кн.: Языки Азии и Африки, т. 2. М., 1978
Основы иранского языкознания, в 6 книгах, М., 1979; 1981; 1982; 1987; 1991; 1997
Расторгуева B.C. Иранские языки. – В кн.: Языки мира. Иранские языки I. М., 1997



Метки:  


Процитировано 7 раз

Потомок аланской собаки

Среда, 02 Января 2008 г. 17:37 + в цитатник

Потомок "аланской собаки".

Испанский алано (испанский бульдог) - хорошо известная историкам легендарная порода легких молоссов, которую испанцы считают своей. Изображения алано мы находим у Гойи, а рассказы о нем - в охотничьей литературе, начиная с 1350 года. Алано, вытесненный официально признанными породами, почти исчез в современном мире. Сохранилось лишь несколько десятков особей в отдаленных скотоводческих районах Испании. В целом порода пока не признана Центральным королевским обществом собаководства.

     Испанские кинологи, как и их коллеги из других стран, в последние годы обратили пристальное внимание на местные породы и, к своему счастью, обнаружили, что испанский алано, как никакая другая порода собак, несет в себе истинно "испанский характер" в человеческой интерпретации его параметров: сочетание храбрости и благородства.

 

Названия породы

 

     По-испански "alano" означает "бульдог", но эта порода упоминается под различными синонимами. Среди них: чато (по-испански chato - "курносый"), чато де преса (de presa - собака, применяемая для травли), перро де преса эспаньол, преса дел торо (для травли быков), перро де торос де Саламанка (Саламанка - город на северо-западе Испании), чато салмантино, дого де Бургос (Бургос - административный центр одноименной провинции), кулебро (culebro "уж, змея"), а также другие местные обозначения. Кроме того, название породы имеет прямую аналогию с наименованием древне сарматских племен - аланов, которым мы собственно и обязаны появлением этих собак в Западной Европе.

 

История испанского алано

 

     Испанский алано (испанский бульдог) - старинная порода, судьба которой тесно связана с историей Испании. Считается, что предки этих собак попали на Пиренейский полуостров с вторгшимися туда аланами в конце IV - начале V века нашей эры. Эти ирано-язычные племена сарматского происхождения с Кавказа - прямые предки нынешних осетин - захватили большую часть Западной Европы и, несколько позже, часть Пиренейского полуострова, главным образом скотоводческие и охотничьи районы Андалусии, Эстремадуры и западную Кастилию. Первое описание алано приводится в испанской "Книге об охоте", изданной при короле Кастилии и Леона Альфонсе XI (1311-1350). Во многих хрониках упоминалось также о том, что алано был завезен испанскими колонизаторами в Америку. Таким образом, эти собаки сыграли значительную роль в становлении ряда пород не только Старого, но и Нового Света. В 1883 году в Испании было запрещено применять собак для "усмирения" быков, сократились охотничьи угодья, ушла в прошлое ночная охота на лошадях. Кроме того, большая часть скотоводов Испании перешла на современный интенсивный тип ведения хозяйства, при котором скот выпасается в загонах. Все это привело к тому, что порода постепенно пришла в упадок. Считалось, что к 1930-м годам алано исчезли, однако эти собаки еще сохранились у некоторых скотоводов и охотников

 

Возрождение

 

     Официальная кинология считала испанского алано вымершей породой, однако, в Испании решили ее восстановить. Для этого по инициативе Карлоса Контеры в 1980 году группа кинологов и ветеринарных специалистов начали обследование поголовья таких собак в скотоводческих зонах. В результате выяснилось, что во многих из них алано систематически смешивались с собаками иностранных пород такого же типа. Однако в Саламанке, на севере Бургоса, в Кантабрийских горах и некоторых районах Эстремадуры порода сохранилась в относительной чистоте. Наиболее яркие представители породы, оказавшие основное влияние на ее восстановление, происходят из горных районов севера Пиренейского полуострова, где в скотоводстве до сих пор сохранились архаичные традиции. Только алано способен управляться с полудикими свирепыми быками в суровых условиях этой местности. При отборе собак для восстановления породы испанский алано главным критерием служили рабочие качества - как гарантия чистопородности. Воссоздать животных, внешне напоминающих представителей породы, - задача не слишком сложная, это дело нескольких поколений. Гораздо труднее воспроизвести особенности поведения, которые складывались в породе веками. Алано - спокойная собака, с чувством собственного достоинства и выраженным стремлением быть вожаком. В то же время алано легко управлять: он повинуется голосу хозяина и хорошо работает в группе. Алано действует разумно как на охоте, так и при загоне быков, не тратит энергии на напрасные действия. В 1997 году Испанское общество развития, поддержки и разведения алано (SEFCA) разработало стандарт породы испанский алано, который был утвержден на факультете генетик и ветеринарии университета Кордовы.

 

Охотник, пастух, сторож

 

     Испанский алано (испанский бульдог) - классическая травильная собака, обладающая мощной хваткой и устойчивой психикой. Веками скотоводы применяли алано для усмирения агрессивных быков специальной породы браво (лидия), предназначенных для корриды, и как травильную собаку для охоты на кабанов, а в последнее время в качестве сторожа и защитника. Во время порабощения индейцев Америки алано использовали в военных целях. В течение всей своей истории порода была исключительно рабочей, особенности ее применения способствовали формированию бесстрашия, физической крепости и быстроты движений, хорошо развитых органов чувств - обоняния, зрения и слуха. Алано вынослив и неприхотлив, у него хорошо заживают раны (кровь очень быстро свертывается). Работа со свирепыми быками развила у алано особые качества: внимательность и молниеносную реакцию, ловкость и гибкость в движениях, способность к внезапному прыжку, сообразительность и восприимчивость к обучению, уравновешенную психику. В целом алано обладает всеми качествами пастушьих собак и собак для защиты. Кроме того, это верная и преданная собака, очень нежная и покладистая в кругу семьи. Алано легко справляется с лошадью и может повалить корову весом 300 кг, но при этом осторожно и терпеливо обращается с детьми, как заботливая нянька. Испанский алано создан для работы в сельских условиях. Держать эту собаку как комнатную нельзя. Алано необходима физическая нагрузка, его деятельная натура должна иметь возможность полностью проявиться. В городе врожденная активность алано не находит должного применения и собака может стать агрессивной. Увлечение выставками в ущерб рабочим качествам грозит потере самого ценного в этой породе - ее характера. Алано очень вынослив и неприхотлив, экономно потребляет корм: в день рабочей собаке требуется 250-300 г. Он прекрасно уживается с другими собаками, животными и друзьями семьи. С посторонними людьми держится строго. Сочетая в себе силу травильной собаки и живость охотника, алано сохраняет спокойствие, если обстоятельства не требуют от него быстрых и решительных действий. Эта собака отлично знает свою территорию, с ней можно не беспокоиться за усадьбу или животных на ферме. Любители природы и спорта найдут в алано одаренную собаку, пригодную для разнообразной работы в любых условиях.

 

 

Ольга Мищиха


Видео-запись: Ирыстон

Четверг, 27 Сентября 2007 г. 02:11 + в цитатник
Просмотреть видео
272 просмотров

Ирыстон

Метки:  


Процитировано 4 раз

Скифское золото - новая серия фотографий в фотоальбоме

Вторник, 25 Сентября 2007 г. 22:05 + в цитатник

История Алании

Понедельник, 24 Сентября 2007 г. 14:30 + в цитатник
fandag.ru/  (200x261, 21Kb)
Общеизвестно, что на пустом месте ничего не рождается. Искать объяснение происхождению этнонима "Русь", игнорируя факт обитания славян рядом с ираноязычными племенами скифов и сарматов ошибочно, исторически несправедливо.До сих пор многие исследователи противоречат себе, с одной стороны признавая большую роль скифов и сарматов для исторических судеб славян, а с другой стороны - отрицая эту роль. И.Е. Забелин и Д.И. Иловайский считали славян прямыми потомками скифов. Но им справедливо возражали языковеды: скифы не могли быть предками славян, ибо они говорили на североиранском языке. В схеме классификации иранских языков скифский язык относится к древнеиранским, а сарматский и аланский языки - к среднеиранским языкам.Такое положение не способствовало правильному решению сложной, запутанной проблемы. Только всесторонний тщательный анализ всех источников даст правильное решение вопроса о происхождении этнонима "Русь". Название "Русь" неотделимо от самоназвания тех племен, которые обитали в древности в европейской части нашей страны - скифов, сарматов и алан. Академик А. И. Соболевский всю неизвестную топонимию европейской территории России настойчиво объяснял определяющим влиянием древних иранских языков.На Украине, в Южном Поволжье основные географические названия ираноязычного происхождения значительно возрастают. "Скифо-сарматская среда,- говорит Э. И. Мурзаев,- служила посредником в топонимических и вообще языковых и культурных контактах также между финно-угорским и кавказским миром".
 Многие иранские топонимы были переработаны русским населением в порядке народной этимологии, либо оформлены русскими суффиксами, т. е. подверглись морфологической переработке. Присутствие скифов в Северном Причерноморье устанавливается лишь косвенным путем. Но одно обстоятельство достоверно - на берегах Черного моря скифы появились раньше, чем греки. Гомер упоминает обитавших в Северном Причерноморье "млекоедов, доителей кобылиц". У греческого писателя VIII в. до н. э. Гесиода гомеровские "доители кобылиц" уже прямо названы скифами. Скифы упоминаются в сочинениях Аристея, Гесиода, Геродота, Фукидида, Эфора, Псевдо-Скилака, Диодора, Плиния Старшего, Плутарха и многих других. Древнейшие письменные свидетельства о Скифии восходят к VIII в до н. э. Начиная с конца VIII в. до н. э. древние греки начали шаг за шагом осваивать Черное море: изучали условия судоходства вдоль его берегов, знакомились с населяющими их племенами. Примерно в начале VII в. до н. э. начинается колонизация Западного и Северного Причерноморья. Дело в том, что в гомеровской "Илиаде" и "Одиссее" не упоминается о плавании греков вдоль берегов Черного моря ранее VIII в. до н. э.
Возможно, что до этого греческие мореплаватели постепенно знакомились с обитателями приморья, вели с "варварами" своеобразный немой торг. Но долго берега Черного моря считались негостеприимными из-за дикости населявших их племен, и море называлось "Аксейнос" (негостеприимное), пока благодаря ионическим колониями (750 г. до н. э.) не переменилось на приятно звучащее "Эвксийнос" ("гостеприимное"). Между греками и скифами не возникало серьезных раздоров. С самого начала между ними установились тесные связи: культурные, хозяйственные, торговые. Ведь недаром возникла у скифов вторая легенда о происхождении их царей Агафирса, Гелона и Скифа от Геракла.В известных скифских курганах обнаружены знаменитые творения греческих мастеров. Скифы получали от греков вино, драгоценности. В свою очередь греки получали от скифов пшеницу, воск, мед, от скифов переняли теплые башмаки, ушанки, меховые плащи. Городских полицейских афиняне называли скифами. По мнению некоторых исследователей, Черное море, известное под названием "Понт Аксейнос", получило это название потому, что по его берегам обитали аскании, т. е. скифы, лишь позднее, после близкого знакомства с асканиями греческие мореплаватели изменили это название и придали ему на своем языке значение доброго предзнаменования, т. е. "Понт Эвксийнос" ("Гостеприимное" море). Получалось, что Черное море называлось "скифским морем", и лишь греками было переименовано в "негостеприимное". Согласно точке зрения В.Ф. Смолина, в основе древнегреческого "аксинский" лежит библейское название скифов ашкуза."Опасаясь береговых "варваров", а также из-за сурового климата Причерноморья, - сообщает Страбон, - греки назвали Черное море "негостеприимным" морем, но затем переименовали в "гостеприимное" ("Эвксийнос"). Таким образом, "Эвксийнос" - ("Гостеприимное") является здесь позднейшим греческим осмыслением более раннего "Аксейнос" ("негостеприимное") как именовали Черное море греческий поэт Пиндар и трагик Эврипид. Скифы были одним из самых воинственных народов древности, они наводили ужас не только на своих соседей, но и на могущественные государства Древнего Востока, куда совершали опустошительные победоносные набеги, доходя до границ Египта. Пророк Иеремия описывает их нашествие как божью кару: "Это народ древний, это народ вечный, языка которого ты не знаешь и не поймешь, что он говорит. Колчан его - как раскрытая могила, все они витязи".


Эсхил в трагедии "Прометей прикованный" описывает суровую картину скифского кочевья:
Ну, вот мы и на месте, у
Конца земли,
В безлюдном скифском, дальнем
И глухом краю.
Плачут дочери Колхиды,
Что не знают страха в битве,
Плачут скифские кочевья
На далеком краю Земли,
Возле вод Меотских.
На высоких колесах, с дальнострельными
Не расставаясь с луками, привыкли жить,
Не подходи к ним...


Скифы в течение 28 лет пересекли территорию великих держав Древнего Востока. В начале VII в. до н. э. через Кавказ скифы вторглись в Малую Азию.
Часть их осела в области Сакасена в Закавказье. В VII в. они появились в Палестине, о чем говорит Геродот. В Библии есть так называемая "Таблица народов", составленная в VII в. до н. э. и повествующая о потомках Ноя. Согласно ей последний сын Ноя Иафет имел семь сыновей: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Тубал, Мешех и Тирас. У Гомера, говорится далее в таблице, в свою очередь было три сына: Ашкеназ, Рифат и Тогарма. Все эти многочисленные сыновья, внуки и правнуки были родоначальниками различных народов, по их именам они и были названы. Исследователи считают, что имя Ноева "правнука" Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским клинописным и греческим источникам. А имя "отца" Ашкеназа Гомера соответствует клинописному "Гиммирай", киммерийцам греческих авторов.В Ассирии скифы появляются под своим собственным именем ашкуза (имеются и другие варианты: ишкуза или шкуда) в 70-х годах VIIв. до н.э. под предводительством Ишпакая и принимают участие в разгроме страны, что отразилось в клинописных надписях. Дальнейшее пребывание скифов в Ассирии и Передней Азии связано с именем Партатуа, который, в отличие от вождя Ишпакая, именуется царем "страны Ашкуза" (Ишкуза). Согласно Геродоту, в конце VII в. до н. э. скифы совершили опустошительный налет на Сирию и дошли до Египта. Фараону Псамметаху с помощью даров удалось уговорить их отказаться от вторжения в страну.
Начиная с этого периода, скифы часто упоминаются в Ассирии и Передней Азии под названием ашкуз или ашкеназ. Ликвидация царства Ашкуз (Ашкеназ) произошла в первом десятилетии VI в. до н. э. Тождество древнееврейского названия скифов ашкеназ с ассирийским ашкуза убедительно показал Винглер. То, что у сарматов и алан самоназвание также было "ас", подтверждается источниками. "...Этноним "сармат" прилагался к нескольким племенам или союзам племен, в том числе и к упоминаемым в источниках аланам, асам, роксаланам и другим..." (Фрай Р.Н. Наследие Ирана. М. 1972. С. 217).
Греческий историк Евсевий (умер в 340 г. н. э.) в приложении VI к своей церковной истории пишет: "...Сыны Гомера, сына Иафета, третьего сына Ноя: Асханат, от которого сарматы...". Племенное родство скифов и сарматов признается всеми исследователями. "Савроматы, - пишет Геродот, - говорят на скифском языке, но издревле искаженном". Язык сарматов является одним из скифских диалектов. Аланы или асы (ясы в русских летописях, овсы в грузинских хрониках) отождествляются с современными осетинами. "Название Алания, - писал в XVв. венецианский купец Иосафат Барбаро, - произошло от племен, именуемых аланами, которые на собственном языке называются "ас".Этнический термин "ас" превратился в русское "осетин" через посредство грузинского языка. Средневековые арабы Восточную Европу именовали Аскутией. Ас - это самоназвание скифов, сарматов и алан, что касается термина "кути", то это древнейшее общее название племен, живущих к северо-востоку и к северу от Месопотамии. Таким образом мы имеем несколько форм и вариантов для самообозначения Скифии, Сарматии и Алании: греческая Аскания, еврейский Ашкеназ, ассирийский Ашкуза (вариант Ишкуза), греческий Асханат (Сарматия) и Ас (Алания). При всем различии по форме ясно выделяется один и тот же корень "ас" ("аш"), который и является самоназванием скифов, сарматов и алан. Исследователи считают, что когда-то скифо-сармато-аланские племена представляли собой одну группу племен, но в силу исторически сложившихся условий эта группа распалась на многочисленные союзы. Так, этноним "сарматы" до известной степени условен. Савроматы, сарматы, сираки, язиги, роксаланы, аорсы и другие менее известные сарматские племенные объединения говорили практически на том же языке, что скифы и аланы, вели сходный образ жизни, первоначально образовывали один территориальный массив и, кроме того, были очень близки друг к другу в культурном отношении.В I в. н. э. было создано аланское объединение, которое постепенно включило в себя большинство сарматских племен. По словам Аммиана Марцеллина, сарматы в это время "приняли одно имя и теперь все вообще называются аланами за свой обычай, и дикий образ жизни, и одинаковое вооружение".П. Оросии в своей первой книге "Истории", описывая Европу, пишет: "Она начинается от Рифейских гор, реки Танаиса и меотийских болот. На востоке лежит Алания". Исследователи считают, что это наименование Европы в понимании Оросии следует распространить, видимо, на значительную часть Северного Причерноморья и Восточной Европы.

Метки:  

Аланская держава в IX-XI вв.

Воскресенье, 23 Сентября 2007 г. 23:51 + в цитатник

Население и соседи. Основная территория, которую Алания занимала по обеим сторонам Главного Кавказского хребта, была неизменной. Но ослабление, а затем падение Хазарского каганата в X в. позволили аланским царям расширить свои владения на севере до реки Кумы, на востоке — до царства Сарир в Дагестане, на западе — до страны адыгов в Западном Предкавказье. В степях за северной границей Алании кочевали тюрки. Болгар и хазар в X в. сменили печенеги и гузы, а тех в XI в. вытеснили половцы. В горах Северо-Восточного Кавказа соседями алан оставались вайнахи. На юге Алания граничила с Абхазским царством (включавшим Западную Грузию) и несколькими грузинскими княжествами. В конце X в. грузинские земли, получившие независимость после распада Арабского халифата, объединились в одно государство.
Аланы составляли большинство населения, но в числе жителей Алании были и представители других народов. Археологи установили, что в западных областях страны проживали заметные адыгские и значительные тюркские группы. Существуют письменные свидетельства о том, что в аланских городах жили священники-греки и торговцы-евреи. Возможно, в Алании встречались и жители иного происхождения, однако науке о них ничего не известно.
Тюрки проникали в Аланию из северных степей. Когда в VIII в. большая группа западных алан переселилась на земли Хазарского каганата, их место заняли болгары. Хазары пригласили алан для защиты северозападных рубежей каганата. Поселенные в бассейне рек Дона и Север-ского Донца, аланы оказали значительное влияние на культурный облик и хозяйственное развитие Хазарии. Оседлое земледельческо-скотовод-ческое хозяйство, высокая сельская и городская культура аланского населения вошли в число важнейших основ хазарской государственности. Археологи называют аланские древности Хазарии салтово-маяцкой культурой (Салтовский могильник и Маяцкое городище — ее самые известные памятники). В первой трети X в. хазарские аланы возвратились на родину. Полагают, что это произошло в результате алано-хазарской войны. Возвращение донских алан было использовано аланскими царями для укрепления государства. Увеличение численности и хозяйственной активности населения привело к быстрому расцвету Алании.
Иностранцев удивляла густонаселенность Алании и возделанность ее полей. В середине X в. арабский географ Масуди писал, что Алания «состоит из непрерывного ряда поселений: когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений».
Хозяйство и торговля. В средневековом мире Алания считалась богатой страной. Армянский автор IX в. Шапух Багратуни пишет: «Это страна, полная всяческих благ, коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камений». Все политические, военные и культурные достижения Алании стали возможны благодаря развитому хозяйству.
Территория Алании делилась на две сельскохозяйственные зоны: равнинную и горную. В известном арабском географическом сочинении X в. аланы делятся на горцев и равнинных жителей. На равнине, богатой плодородными землями, главным занятием было земледелие. Пахали плугом с железным лемехом. Археологами найдены части тяжелого колесного плуга, в который впрягали несколько пар волов. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, овес. Разводили сады и виноградники. Выращивали прядильные культуры — лен и коноплю. Собранный урожай хранили в зерновых ямах, обмазанных глиной или обложенных камнем. Большое число зерновых ям на аланских поселениях указывает на хлебное богатство Алании. Сохранились также аланские серпы, зернотерки и ступки с пестами.
В равнинном скотоводстве преобладало разведение крупного рогатого скота. Важное место в хозяйстве принадлежало овцеводству. Традиционным занятием алан оставалось коневодство. Еще в эпоху Великого переселения народов аланские породы верховых лошадей и методы их тренинга оказали заметное влияние на развитие коневодства в Западной Европе. При раскопках найдены также кости свиньи, осла, собаки, кошки
и курицы.
В горах, где лучшей частью земельных угодий были альпийские пастбища, главной отраслью хозяйства с древнейших времен оставалось отгонное скотоводство. Отары овец и коз летом содержались на горных лугах, на зиму их перегоняли в предгорья и на равнину. Под пашни горцы использовали небольшие ровные участки на дне ущелий или создавали террасы на пологих солнечных склонах.
Заслуживает упоминания аланское пчеловодство. Из меда приготовляли особый хмельной напиток — ронг. Пиво, один из сортов которого назывался «алутон», варили из ячменя. Известно также вино, которое аланы производили из своего винограда.


                                                   




Судя по находкам археологов, в Алании были популярны охотничий и рыболовный промыслы. Охотились на оленя, кабана, медведя, косулю, сайгака, лису, зайца. В реках ловили осетра, севрюгу, лосося, сома, сазана.
Ремесленное производство в средневековой Алании было отделено от сельского хозяйства. Сложились ремесленные школы — мастера передавали профессиональные навыки из поколения в поколение. Выпуск массовой продукции был рассчитан на рыночную продажу.
Аланская металлургия опиралась на собственные запасы железной, медной и серебро-свинцовой руды. Кузнецы владели технологиями изготовления различных железных и стальных изделий: орудий труда, оружия, предметов конского снаряжения, хозяйственной утвари. Традиции кобанской культуры сохранялись и в обработке цветных металлов, в ювелирном деле.
Самостоятельными отраслями ремесла были гончарное дело, ткачество, обработка камня, дерева, кожи. Продукция аланского ремесла становилась товаром внутри страны и участвовала в торговом обмене с другими странами.
Аланские купцы были хорошо известны в средневековом мире и занимали видное место в международной торговле. Из Алании вывозили хлеб, мед, воск, скот, меха, кожи, полотняные ткани, оружие и доспехи. По трассам Великого шелкового пути в Аланию поступали товары из Византии, Сирии, Китая, Средней Азии, Ирана, Индии, Египта, соседних стран Кавказа — шелковые ткани и модная одежда, стеклянная и серебряная посуда, женские украшения и предметы туалета, вина и пряности.
По уровню своего экономического развития и благосостояния народа Алания входила в число передовых стран Кавказа и Европы.
Города Алании.Центрами торгового обмена и ремесла были города, быстро выросшие благодаря внутренней и международной торговле. Стараниями археологов сегодня известно пять крупных городов на территории средневековой Алании. Это городища Нижний Архыз, Рим-гора, Верхний Джулат, Нижний Джулат и Алхан-кала. Их подлинные имена неизвестны. Пока не установлено, есть ли среди этих городищ аланская столица Магас и «славный город» Дедяков, упоминаемые в русских летописях и сочинениях средневековых географов. Возможно, они обнаружатся среди тех многих городищ, которые пока остаются неисследованными.


                                                             




Роль городов в жизни Алании была весьма значительной, они выполняли множество функций. Сосредоточив торговое и ремесленное население, город нуждался в продуктах питания. Поэтому часть его жителей занималась земледелием и скотоводством, а прилегающие сельские районы поставляли свою продукцию на городской рынок. Так возникали местные хозяйственные связи. Города Алании располагались на стыке горной и равнинной зон, объединяя страну в единую систему хозяйственных отношений, обмена и сотрудничества.
Города были политическими и культурными центрами. Планировка аланских городов выявляет их административную функцию и социальное устройство. Как правило, город делится на три части: цитадель (замок царя или правителя области), детинец (крепость — место жительства знати) и неукрепленный посад, где жили рядовые горожане.
Общество и государство. Апанское общество IX-XI вв. было раннефеодальным. Большинство населения составляли сельские жители — общинники, имевшие собственное хозяйство. Определенная часть общин находилась в зависимости от знати, другие оставались независимыми и подчинялись только власти царя и его наместников. Формы феодальной зависимости неизвестны. По аналогии с другими странами, находившимися на том же этапе исторического развития, можно предполагать, что независимые общинники платили подати царю и выполняли государственные работы. А зависимые крестьяне считались живущими на чужой земле и потому отдавали часть продукции своего хозяйства знатным землевладельцам. Как правило, большинство людей в раннефеодальном обществе, в том числе зависимые крестьяне, сохраняли личную свободу. В особую группу населения входили кабальные люди и рабы, потерявшие свободу и находившиеся в полной власти господина. Рабов в Алании было немного, обычно ими становились пленники, приведенные из военных походов. Чаще всего пленников отпускали за выкуп или продавали чужестранным работорговцам.
К незнатному большинству принадлежали также горожане — ремесленники и купцы. Возможно, им приходилось платить налоги царю и городской власти.
Господствующим классом аланского общества была феодальная аристократия, совмещавшая две социальные роли — профессиональных воинов и землевладельцев. Доход феодальной знати складывался из повинностей зависимого населения и пошлины с купеческих караванов, которые проходили через ее владения. Знатные воины служили в дружинах князей-алдаров и царя, носившего древний скифо-сарматский титул «багатар».
Для раннефеодальных государств характерно монархическое правление. Аланская царская династия возводила свое происхождение к роду эпических героев Нартов Ахсартаггата — носителей воинской функции в арийском обществе. Известны имена некоторых аланских царей: в первой трети XI в. Аланией правил Урдуре, в середине XI в. — Дорголел Великий, в конце XI в. — возможно, Росмик. Столицей Алании был город Магас. Есть предположение, что Магас — это Нижне-Архызское городище. Арабский географ Масуди сообщает, что аланский царь, кроме столицы, имел еще несколько мест пребывания — царских замков. Постоянное войско царя насчитывало 30 тысяч всадников. В случае войны к нему присоединялось народное ополчение. По словам Масуди, аланский царь «могуществен, мужествен, очень силен, ведет твердую политику среди царей».
Некоторые из городов, крупные ремесленные поселения и замки принадлежали сильнейшим князьям-алдарам, владетелям областей. Подчиняясь царю, алдары, по-видимому, являлись представителями государственной власти в своих землях.
На гербе Алании изображен барс на фоне Мировой Горы. Восемь вершин Мировой Горы расположены в три яруса — одна вверху, три в середине и четыре внизу. Они воплощают древнюю индоевропейскую модель мироздания, состоящего из трех зон, человеческого общества, разделенного по трем социальным функциям, и идеальной страны с четырьмя сторонами света. Барс — это распространенный в скифском мире символ воинской доблести и царской власти.
В начале X в. государственной религией Алании стало восточное (православное) христианство. С помощью этой религии аланские цари стремились укрепить свою власть и союз с Византией, являвшейся центром православного христианства. Известны христианские имена аланских царей: Дорголел был в крещении Гавриилом, а Росмик — Андреем.
Военное дело. В VII-VIII вв. произошли серьезные изменения в военной технике и тактике. Именно к этому времени относится распространение сабли и стремян, выдвинувших на первое место легкую кавалерию. Если до VII в. аланский воин был тяжеловооруженным всадником с длинным прямым мечом, копьем, кинжалом и луком, то с VIII в. на смену тяжелому доспеху приходит легкая кольчуга, а меч заменяется саблей. Опора на стремена позволяла нанести слегка изогнутой саблей эффективный режущий удар. Наряду с саблей широко использовались топоры-секиры. Обычный набор вооружения включал также лук со стрелами, кассетные метательные ножи (5-6 в одних ножнах), аркан, реже — копье или дротик. Основой аланского войска с IX в. была легкая кавалерия, которая на равнине могла наступать лавой, а в горах и предгорьях действовала небольшими группами. Намного большее значение, чем в прежние времена, приобрело пешее ополчение — особенно, если воевать приходилось в горах.
Международные связи и внешняя политика. Аланская держава имела широкие внешнеполитические связи и активно влияла на международные отношения Кавказа, Средиземноморья и Восточной Европы. Царский дом Алании имел родственные связи с византийскими императорами, хазарскими, абхазскими, грузинскими, сарирскими царями. На аланских княжнах были женаты некоторые древнерусские князья. Цари Алании претендовали на происхождение от древнеримских императоров Цезаря и Августа. Такое мифическое родство служило дополнительным обоснованием права на верховную власть, поэтому его использовали многие средневековые династии Европы.



                                                              



«Царство алан было сильнее и крепче всех народов, которые жили вокруг нас», — писал хазарский автор, объясняя союз каганата с Аланией. Однако этот союз дал трещину еще в VIII в. — в период войн с арабами. В IX в. Византия повела борьбу со слабеющей Хазарией за влияние на алан. Алания тем временем упрочила возможность вести самостоятельную политику, заключив союз с царством Сарир и адыгской конфедерацией. Союзники контролировали на Северном Кавказе все пространство от Каспийского до Черного моря. Вес Алании в закавказской политике также вырос. Как сообщает Масуди, хотя абхазы и имеют своего царя, но «царь алан главенствует над ними». Абхазия во времена Масуди включала и Западную Грузию. Кахетия (Восточная Грузия) пыталась расширить свою территорию наступлением на вайнахские земли, но аланы поддержали соседей и вступили в борьбу с кахами.
Тесным союзом и сотрудничеством с кавказскими соседями Алания достигла устойчивого равновесия сил, которое позволяло противостоять напору степных кочевников. В IX в. византийский император Константин Багрянородный писал, что хазары, «страшась нападения аланов», не решаются совершать набеги на владения Византии в Крыму, так как Алания при желании может «причинить великий ущерб и бедствия хазарам». Однако политика аланских царей никогда не строилась на безоговорочном союзе или вечной вражде: все зависело от интересов Алании. В 913 г. аланы помогли хазарам в войне с их врагами. А в 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Зато в результате этих событий аланы сумели вернуть на родину своих соплеменников, поселенных хазарами на Дону еще в VIII в.
Принятие Аланией христианства в начале X в. было важным внешнеполитическим выбором. Христианизация означала идеологическое закрепление алано-византийского союза и сближение с христианскими Абхазией и Грузией. С середины X в. Алания активно присоединяется к действиям Византии и ее союзников. Аланы совершают совместные походы с русами, грузинами, армянами и византийцами. В престижном списке государств, с которыми поддерживали отношения византийские императоры, Алания располагалась вслед за Арменией выше Хазарии и Руси. По византийскому дипломатическому протоколу грузинские, абхазские и другие кавказские правители получали от императора приказания, а царь Алании именовался «духовным сыном» императора и признавался самостоятельным государем.
Во второй половине X в. на северных границах Алании вместо хазар и болгар появились печенеги и гузы, а в середине XI в. их вытеснили новые тюркские кочевники — половцы. Алания успешно справлялась с напором степняков, поселяя часть из них на своей территории и привлекая на службу их военные отряды.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии"

ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы


Метки:  

Наследство иранской эпохи в русской истории

Воскресенье, 23 Сентября 2007 г. 23:34 + в цитатник
 (336x454, 26Kb)

Иранский период обладал фундаментальной значимостью для последующего развития русской цивилизации. Неуничтожимые следы иранского влияния все еще существуют на карте России, поскольку во множестве случаев географические названия, в особенности в Южной Руси, происходят из иранского языка. Мы так-же находим производные от иранского в языках как славян, так и финнов в различной хозяйственной и земледельческой терминологии. Более того, как мы увидим, именно иранцы заложили основание политической организации восточных славян.

Искусство Древней Руси было также пропитано иранскими мотивами. В русском народном (крестьянском) искусстве и ремеслах иранские традиции сохранились почти до наших дней.

Кроме непосредственных контактов со славянами и с финнами, иранцы, занимавшие степи Южной Руси, служили также связующим звеном между греческой и персидской цивилизациями, с одной стороны, и народами Центральной и Северной Руси - с другой.

Благодаря условиям коммерческого обмена, установленного через Боспорское царство, объекты как парфянского, так и сасанидского происхождения нашли свой путь на север по реке Волге, что объясняет, например, факт того, что так много серебряных блюд греко-бактрийского и сасанидского производства были обнаружены в регионе Южного Урала.

Рассмотрим топонимические следы, оставленные иранцами на Руси. Характерно в этой связи имя реки Дон. Дон означает "вода", "река" по-осетински (dan по-староирански). Название Дунай производно от того же корня. Аналогичным образом, первая часть имени Днепр и Днестр производны от корня don. Согласно Плинию, скифы называли реку Танаис (Донец - Дон) "Син". Это -другое иранское слово для понятия "река". А.И. Соболевский предполагает, что имя Цна (Сна) производно от "Син". Существует несколько рек, именуемых Цна: приток Волги, приток Меты, два притока Днепра и приток Вислы. Название Тор, приток Донца, должно быть производно от иранского корня tur, "ехать". Русский глагол протурить ("прогнать", "отгонять") происходит от того же корня. Это также один из компонентов имени Трубеж, река-приток Днепра. Старое имя Днестра - Тирас (Turaz в греческой транскрипции) принадлежит к той же группе. Название Стыр, притока Припяти, может быть сравнено с осетинским styr ("великий", "сильный"). В другом диалекте оно становится khtyr, сравни Ахтырка Харьковской губернии. Имя реки Халан, притока Оскола, который в свою очередь является притоком Донца, отражает племенное имя аланов (халаны в написании Аммиана Марцеллина). Параллельное племенное имя Ас было сохранено во многих местных наименованиях Южной Руси, как будет показано позже.

Древнее наименование города Судак в Крыму, Сугдея, производно от иранского прилагательного sugda ("чистый", "освященный"). Возможно, что название рос (иначе русь) также произошло в иранский период. Река Волга названа Рос (Rvz) анонимным греческим автором географического трактата, скопированного в V веке н.э. Некоторые арабские и персидские авторы девятого и десятого веков н.э. называют Дон "Русской рекой" (nahr аг-Rusiya). Согласно Нарбуту, Оскол, приток Донца, был известен в древние времена как Рос. Один из притоков Днепра называется Рос даже теперь. В русской географии семнадцатого века, в так называемой "Книге великого очертания" ("Книга большому чертежу") упоминается Руза, приток Сейма. Кажется возможным, что название Рша (Орша) также связано с именем Рос: Орша, приток Днепра; Рша, в древнем Черниговском княжестве; Рша, приток Суды. В качестве специальной группы могут быть упомянуты реки с именами Рос или Русь. По Нарбуту, средняя часть реки Неман была в древние времена известна как Рос; также правый рукав нижнего Немана. Приток Наревы и приток Шескзупа также названы Рос.

Источник имени рос или русь точно не установлен. Некоторые исследователи-лингвисты выводят его из предположительного арийского ronsa, означающего "жидкость", "вода". Отсюда предположительно и русское слово роса. Лично я склоняюсь к другому объяснению имени. Как мы видели, сарматские племена аорсы и роксоланы распространились уже во втором веке до н.э. по территории Волги, Дона, Донца и Днепра. Имена этих племен могут быть выведены из иранских слов ors или uors ("белый") и rukhs ("светлый"). Возможно, некоторые реки в районе распространения этих племен должны были стать известны под племенными именами поселенцев. Однако возможность двойного происхождения этих имен не следует упускать из виду. Иранское племенное имя могло быть рационализировано местными славянами с помощью их собственного языка (рос от роса). Двойное происхождение определенных имен и терминов часто встречается в фольклоре различных народов, и в особенности в русском фольклоре. Ни роксоланы, ни аорсы не могли достигнуть столь далеких краев как Неман и Висла, но могли существовать некоторые торговые отношения между народом рос верхнего Донца и бассейном нижнего Днепра, с одной стороны, и бассейном Вислы - с другой, что и могло привести к распространению имени рос на север. Но скорее всего имена, подобные рос и русь, появились в северном регионе в более поздний период готов или даже варягов.

От следов иранской культуры, обнаруженной в топонимике обратимся теперь к словарю. Множество русских и украинских слов, например, хата ("дом"), шаровары ("широкие штаны") топор, собака были заимствованы из иранского. По моему мнению, также из иранского может быть выведено древнерусское смерд ("человек низшего класса", "крестьянин"), сравни иранское mard ("человек"). Мы ранее упомянули, что некоторые подразделения йю-ки (тохаров) могли проникнуть в Южную Русь вместе с аланами. В этой связи следует вспомнить, что русский словарь обладает по крайней мере одним словом, очевидно позаимствованным из тохарского, а именно - слон, сравните с тохарским клон.

Зависимость русского словаря от определенных иранских и возможно тохарских корней интересна не только с точки зрения лингвистики, но и возможностью проследить пути культурного прогресса. Из вышеприведенных примеров очевидно, что культурное наследие иранского периода демонстрирует себя в различных аспектах жизни ранних славян и руси, что находит выражение в словах, отображающих жилье (хата), одежду (шаровары), инструменты (топор), домашних животных (собака), социальную организацию (смерд). Мы можем предположить, что таким же образом через иранцев Древняя Русь познакомилась с ближневосточными мерами длины и веса. Меры веса, общие для всего Ближнего Востока в сарматский период базировались на вавилонских стандартах, и существует тесная связь между древней русской и вавилонской системами веса. Так, древнерусская "большая гривенка", позднее известная как русский фунт, соответствует вавилонской мине, а русский пуд вавилонскому таланту.

Древнерусские меры длины эквивалентны так называемой филетерической шкале, которая была принята в эллинистическом Пергамском царстве в Малой Азии в третьем веке до н.э. Пергамские меры начинаются с "пальца" (0,5 русского вершка). "Шаг" пергамской шкалы равен русскому аршину. Русская сажень соответствует пергамскому "пруту". За распространением римского контроля над Ближним Востоком пергамские меры длины были в определенной степени скоординированы с римской шкалой, и таким образом пергамская "миля" была установлена как состоящая из 1000 шагов. Интересно отметить в данной связи, что в Новое время русская верста включает 500 саженей, древняя же русская верста равнялась 1000 саженей.

Давайте теперь обратимся к традиции иранского периода в отражении русского народного искусства. Проблема очень сложна. Не может быть сомнений, что некоторые стандарты этого народного искусства, подобные вышиванию, демонстрируют разительное сходство с иранскими мотивами; однако нам следует иметь в виду, что иранские мотивы могли проникнуть в русское народное искусство в более поздний период через некоторые опосредующие стандарты, западные или восточные. Косвенные связи в развитии русского народного искусства еще не достаточно хорошо изучены.

Одновременно, однако, мы можем предположить, что основания русского народного искусства были заложены в течение иранского периода. Возьмем, к примеру, глиняные игрушки русского крестьянского искусства. Основными предметами изображения являются: женщина, конь (а также некоторые другие животные - бык, олень, коза, медведь) и птица. Мужчина изображается очень редко и лишь как дополнение к коню. Репертуар сюжетов - очевидно незападный. Это может быть объяснено как наследие дохристианских времен, более точно - периода иранского контроля над славянами. Конь, бык, коза и медведь - все они играли важную роль в ритуалах и мифологии древних славян. Птица имела особое значение для иранской мифологии.

Особая роль женщины как сюжета древнерусских игрушек также Должна найти объяснение через обращение к древнему ирано-аларо-дианскому культу Богини Матери, или же Великой Богини. Почитание женских божеств скифами упоминается Геродотом. Характерно, что глиняные фигурки, похожие на более поздние русские игрушки, были найдены в некоторых древних киевских местах захоронения (городищах). Среди предметов изображения этих фигурок важную роль играют женщина, конь и птица. Места захоронений, о которых идет речь, датируются от шестого до тринадцатого века н.э. Схожие фигурки были найдены на месте захоронения Гнездова в Смоленске, относящегося к седьмому - десятому векам. Некоторые из этих фигурок - как одна птица, найденная в Топорке в регионе верхней Волги, - были без сомнения использованы в языческих ритуалах и церемониях, возможно как символическая жертва. Другие могли использоваться как амулеты.

Образ Великой Матери иранских времен - также ведущий мотив древнерусской вышивки. Женщина на этих вышивках всегда изображалась стоящей в центре картины, всегда глядя на зрителя в характерной парфянской манере. В верхней части типичной картины обычно помещаются два символа свастики, очевидно представляя солнце и луну. Кони, которые обычно вышиты по обе стороны от женщины, также имеют явно символический смысл, поскольку под их копытами имеются обычно знаки свастики. В некоторых случаях вместо коней изображены олени; иногда встречаются олень или пантера. Подобные вышивки составляют интересные параллели определенным объектам скифского и сарматского искусства. Здесь могут быть упомянуты знаменитая золотая пластина тиары кургана Карагодеуашх, равно как и фрагменты рога для питья - rhyton - из кубанского региона. Дакские пластинки для голосования второго и третьего века н.э. также интересны в этом отношении.

Г.В.Вернадский "Древняя Русь"

ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы

Метки:  

Нартовский эпос Жорж Дюмезиль

Воскресенье, 23 Сентября 2007 г. 23:00 + в цитатник
Нартовский эпос

…Концепция социальных функций жива еще сегодня у осетин - не в реальной жизни, а в круге народно-эпических преданий, которые называют для краткости «сказаниями о Нартах» или «нартовскими сказаниями».

Этот народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения [1].

1. Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских друзей [2], но magis amica veritas [3]: в основе своей нартовский эпос – осетинский.

2. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску. Наибольшее распространение он получил у чеченцев и ингушей, черкесов – восточных и западных – и абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому что на Кавказе начиная с 1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и карачаевцев.

3. На западе – убыхи, на востоке кумыки и дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов, с которыми быстро расправляются местные Давиды. В деревнях Анатолии, где некоторые старики еще говорят по-убыхски, мне случалось записывать варианты знаменитых эпизодов, но то были черкесские или абхазские варианты, рассказанные по-убыхски, поскольку все убыхи сейчас двуязычны, а то и трехъязычны, и переняли традиции родственных народов.

Прошло немногим более столетия с тех пор, как собирателями были записаны первые сказания. В Осетии, благодаря Всеволоду Миллеру, основателю осетинской филологии, работа давно была поставлена на научную основу; филология других народов, к сожалению, не старше Октябрьской революции. Научная документация начала расти с 1880 г., благодаря тифлисским этнографическим публикациям. Сейчас она стала исчерпывающей в итоге большой исследовательской работы, которая велась почти во всех областях даже во время второй мировой войны и в последующие годы и результаты которой были опубликованы в нескольких толстых книгах: по-осетински (1946, 1961) и по-русски (1948) – северо-осетинское собрание; по-русски (1957) – юго-осетинское собрание, отличающееся от северного; по-русски – кабардинское собрание (1951); по-абхазски (1962) и по-русски (1962) – абхазское; по-чеченски и по-ингушски (1964) – собрание нартовских сказаний этих народов [4].

К сожалению, эти последние издания не все таковы, как хотелось бы: в некоторых каждый эпизод дается только в приглаженной форме, представляющей сплав нескольких вариантов. И стало быть, нужно каждый раз обращаться к более ранним изданиям, менее значительным, но подающим тексты в том виде, в каком они были рассказаны [5]; или же, пользуясь любезностью кавказских фольклористов, прибегать к рукописным фондам (...).

Очень долго у различных народов существовали профессионалы памяти – черкесы их называют «гегуако», т. е. «играющие». Им-то и принадлежит заслуга сохранения этих драгоценных преданий. В Осетии эти сказания были записаны преимущественно в прозаической форме. У черкесов некоторые из них стали длинными традиционными поэтическими плачами, довольно устойчивыми по тексту, несмотря на разницу в диалектах. При нынешнем состоянии черкесской эмиграции в Анатолии эти поэмы позабыты, и мне никогда не доводилось слышать их материала ни в какой другой форме, кроме довольно тусклой прозаической. Зато в Иордании, Сирии черкесскому фольклористу удалось услышать аэдов, ни в чем не уступающих тем, которые поют на земле своих отцов.

Что такое Нарты – на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности; анализ их образов выявляет не одну мифическую черту. Их племенное имя, хотя произвести его лингвистически от «скифского» и несколько затруднительно, означает не что иное, как «герои», uiri и примыкает к санскритскому и иранскому – nar «мужчина», «воин» (греч. 'ανήρ и т. д.) [6]. По словам осетин и их соседей, Нарты жили во времена великанов, люто с ними враждовали и победили их. Хотя есть немало семей, считающих, что в их жилах течет нартовская кровь, однако в то же время и осетины и чеченцы рассказывают, что Нарты были в конце концов поголовно истреблены при обстоятельствах, которые освещаются по-разному. Обычно говорится, что своим безбожием и дерзостью они навлекли на себя кару господню, кару бога мусульманского или христианского – сообразно вариантам, потому что осетины частично христиане, частично мусульмане, предки же их все были христианами, как и предки черкесов до их позднейшего обращения в ислам. Однако некоторые, причем самые знаменитые, Нарты погибают порознь, драматически – до того, как исчезает все племя [7]. До своего величественного конца все эти герои жили, действовали, и их подвиги и страдания составили ткань эпоса. У них была своя «социальная организация», которая заслуживает рассмотрения.

1. Я воспроизвожу здесь - со значительными изменениями – свою статью «L'Epopée narte» («La Table Ronde», Paris, 1958, стр. 45–47).

2. Недавно я получил за это строгий выговор от А. И. Гадагатля: см. «Героический эпос «Нарты» и его генезис», Краснодар, 1967, стр. 253-254. (...) Увы, доводы моего увлекающегося друга Гадагатля не заставили меня переменить мнение.

3. Истина дороже дружбы (лат.).

4. Вот названия этих больших сборников: 1. Северо-Осетинские: «Нарты кадджытæ» («Нартские сказания»), Дзауджикау, 1946; переведены на русский язык в прозе – «Осетинские нартские сказания», М., 1948, и в стихах – «Нартские сказания, осетинский народный эпос», М., 1949; перевод на французский язык большей части «Нарты кадджытæ» в моей книге «Livre des héros, légendes sur les Nartes»; научная публикация многих нартовских сказаний (101) была осуществлена В. И. Абаевым и 3. М. Салагаевой в книге «Ирон адæмы сфæлдыстад. Сарæзта йæ Салæгаты Зоя», т. I, II, («Осетинское народное творчество в двух томах». Составила 3. М. Салагаева), Орджоникидзе, 1961; 2. Юго-Осетинские: «Нарты, эпос осетинского народа». Издание подготовили В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р. А. Ивнев и Б. А. Калоев, М., 1957 (автор русского поэтического изложения – Р. А. Ивнев – прим. пер.); 3. Восточно-Черкесские (кабардинские): «Нарты. Кабардинский эпос», М., 1951 (на русском языке, адаптация в прозе и в стихах); 4. Западно-Черкесские на всех диалектах: А. М. Гадагатль, Героический эпос «Нарты» и его генезис, Краснодар, 1967; автор – убежденный поборник адыгского происхождения нартовского эпоса в целом; 5. Абхазские: «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхазский народный эпос» (на абхазском языке), Сухуми, 1962; «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев», М., 1962; 6. Чечено-Ингушские: «Нохчийн фольклор. Наьрт-эрст-хойх лаьцна дийцарш туьйранаш». Геоттийнарг – Сераджин Эльмурзаев, т. III («Чеченский фольклор. Сказавия о нарт-орстхойцах», т. III, Составил С. Эльмурзаев), Грозный, 1964.
Уже состоялись два «нартологических» совещания – одно в Осетии, в Орджоникидзе, в октябре 1956 г., второе – в Абхазии, в Сухуми, в 1963 г.; в них участвовали представители народов Северного Кавказа, знакомых с Нартами, а также фольклористы из Москвы, историки литературы, социологи. Основные доклады первого совещания были опубликованы в 1957 г. в сборнике «Нартский эпос».
Относительно осетинских сказаний мы обратимся к книге В. И. Абаева «Нартовский эпос», – «Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института», Дзауджикау, 1945.

5. Почти все, что появилось до 1930 г., было мною проанализировано в книге «Légendes sur les Nartes», Paris, 1930.

6. Об этимологии этого слова много спорят; В. И. Абаев видит в -nar- монгольское название солнца.

7. Подробнее см. в предисловиях к моим «Легендам о Нартах» и «Книге о героях».

ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы

Метки:  

Древние арии.

Вторник, 11 Сентября 2007 г. 18:47 + в цитатник
 (700x525, 66Kb)
В колонках играет - осетия

Древние арии. Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выделилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Европы — степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей. Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви — индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ариями», а свои страны — арийскими. Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин — аланы.


Дороги народов североиранской культуры, к которой относятся аланы-осетины, пролегали по многим территориям и в различные времена. Иногда они переплетались, а иногда разбегались друг от друга, теряя родственные связи. Порой они обрывались, пропадая навечно под зыбучими песками истории, а то вдруг возникали как бы ниоткуда и в тех местах, где само их наличие было непредсказуемо. Мы попытаемся рассказать Вам небольшую историю, связанную с судьбой культуры алан-осетин.
http://fandag.ru/ ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы

Метки:  

Дневник nimano

Пятница, 10 Августа 2007 г. 19:25 + в цитатник
ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы. Древняя Русь

лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства А. этого времени - скотоводство. В 372 А. были разбиты гуннами. Часть А. вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая часть А. отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племён, возглавленное А. и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-А. и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8-9 вв. зарождаются феодальные отношения у А., временно вошедших в состав Хазарского каганата(СОЮЗНИКИ И ДАННИКИ ХАЗАР). На рубеже 9-10 вв. у А. возникает раннефеодальной государство; в 10 в. А. играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения А. были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство А. в 4-5 вв. представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др. украшения, отделанные птичьими головками. В 7-9 вв. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства А. (10-12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой.В 10-12 вв. у А. зародилась письменность, создан героический Нартский эпос .
Тяжёлый удар А. был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-39 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть А. ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. Прямыми потомками А. являются современные ираноязычные осетины. Определённую роль А. сыграли в этногенезе и культуре и др. народов Северного Кавказа.

Лит.: Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959: Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.

В. А. Кузнецов.

ФАНДАГ-Скифы, Сарматы, Аланы. Древняя Русь

Метки:  

Поиск сообщений в nimano
Страницы: [1] Календарь