Давос — со специального репортажа оттуда мы начинали этот год. Тогда, в январе, одной из ключевых тем в кулуарах Всемирного экономического форума стало стремительное утяжеление нефти и по способам добычи, и по составу. Вопреки обычным представлениям, именно сырьевой сектор превращает нефтепромысел в место, где уже запущены такие инновации, о которых другая экономика часто может только мечтать. Несколько месяцев, отделявших форум в Давосе от форума в Петербурге, мы в паузах между выпусками изучали нефтепромыслы Республики Коми, Татарстана, Сибири, Канады. Итог работы — целый широкоформатный двухсерийный фильм. Но уже сейчас — репортаж-анонс.
Первую нефть в России начали добывать здесь, на легендарной реке Ухте. Но сегодня разве что краеведы подскажут, где же это здесь в XVIII веке били целые нефтяные ключи.
Теперь нефть много глубже. Правда, иногда еще можно найти вот такие природные ее выходы, как этот из коллекции «ТАТ-нефти». Но и в этой нашей знаменитой нефтяной провинции таких аномалий все меньше и меньше. Нефть не заканчивается, но уходит. Уходит настолько дальше, а временами уже и настолько глубже, что сегодня впору присмотреться и к такому другому российскому феномену, как ныне лукойловские нефтяные шахты.
Даже абсолютное большинство нефтяников-профессионалов только мечтать могли бы о том, что мы сейчас здесь увидим. Мы в нефтяном пласту. Республика Коми. 200 метров над нами. Где-то плюс 40, наверное, сейчас в шахте. И вот она — нефть.
В действительности, продукция этой когда-то секретной нефтяной шахты ГУЛАГа напоминает больше не нефть, а какую-то пасту или смолу. Это и есть намного тяжелее «обычной» нефти — и по способу добычи, и по консистенции. Впрочем, вопреки стереотипам, исключительно «черным золотом» нефть никогда и не была.
В этой коллекции прозрачная нефть из Сибири, черная, тягучая — из Татарстана, красная — это Самара, оранжевая — Оренбуржье. Но все эти разноцветные нефти, с их сотнями разных компонентов, еще недавно кое-что, тем не менее, роднило. Пусть на черно-белой пленке цвет было не различить, но зато на хронике видны нефтяные фонтаны. Однако, увы. Эпоха, когда нефть хлестала «самотеком», по сути, позади. "