маришка-маришка обратиться по имени
Понедельник, 26 Сентября 2011 г. 22:44 (ссылка)
наконец-то оформились у меня мысли во что-то связное. получилась опять рецензия, вы уж простите. до сих пор хожу под впечатлением.
«Время пришло» - это произведение-загадка, произведение-игра, в которой кукловод – шут. И автор мастерски расставляет персонажей по сцене, завлекая читателей и пряча намеки на отгадку в декорациях. Рассказ неординарен во всем, вплоть до формы. Ибо в перерывах между актами игра не прекращается, а наоборот, в «антрактах» или «за кулисами» многое начинает обретать смысл и проясняться, складываясь в единую картину, словно образ по урывкам слухов и обрывкам фраз. Таким образом, рассказ приобретает совершенно четкую и логичную структуру основных глав, перемежающихся небольшими подглавами, каждая из которых помимо номера имеет и название, также несущее в себе смысловую нагрузку. Завершают же картину традиционные для автора пролог и эпилог.
На мой взгляд в рассказе несколько смысловых центров. На поверхности – острый сюжет, в основе которого лежит поиск исчезнувшего юноши. Второй смысловой центр – это дьявольские силы, различным образом проявляющиеся на протяжении всего повествования. Третий – сложные и под час трагичные взаимоотношения казалось бы близких людей, психологическая драма героев. Внутри узкого семейного круга разворачивается драма, не видимая для посторонних глаз, ведущая к ошеломительной развязке.
Во многих сценах рассказа видна двойственность человеческой природы, переплетение добра и зла. Здесь нет однозначно трактуемых героев и второстепенных персонажей. Зло, как и добро, присуще человеку, но более тщательно скрыто в нем, и нередко – под маской добродетели. Под покровом внешней привлекательности, хороших манер, умения соблюдать приличия и выглядеть достойно, вольно или невольно скрываются другие свойства, проявление которых может поколебать любое светлое представление о человеке: алчность, гнев, жестокость, подлость, безразличие, гордыня, похоть, трусость, тщеславие, высокомерие…
Этот рассказ полнее всего отражает эстетизм автора. Написанное со всем присущим ему стилистическим блеском, оно полно символизма. Всегда создается атмосфера прекрасного: красивые люди, красивое окружение, красивые речи… Это ощущение прекрасного возникает от стиля, но еще больше от мастерской отточенности мыслей, наполняющих каждую строчку рассказа.
А вообще, он содержит в себе множество истин, но не философских, а простых, жизненных. О том, что собственные ошибки не забываются, что раны от потери или нелюбви близких никогда не заживают полностью. О том, что, только став самим собой, можно стать счастливым. О том, что есть вечные ценности, но они неодинаковы для всех. О том, что в жизни много разного и ничто не является однозначным.
Браво!