Без заголовка |
Давно замечено, что между светским и духовным в нашей жизни зачастую лежит непреодолимая пропасть: интеллектуалы не жалуют церковь, а церковь справедливо указывает на то, что человеческий разум, каким бы он ни был, не в состоянии заменить Бога. Коснулось это и музыки: церковники утверждают, что в ней чаще всего говорится о чем угодно, кроме Него, - но способ преодолеть разрыв все же существует.
"Королева госпел" Махалия Джексон родилась 26 октября 1911 года в городе, где музыкой пропитан каждый квартал — легендарном Новом Орлеане. Тогдашние семьи отличались плодовитостью, и семья Чариты Кросс и Джонни Джексона не стала исключением: отец шестерых детей работал портовым грузчиком и парикмахером, а в выходные (также по традиции) читал проповеди в местной церкви.
Особая музыкальность негритянских церквей давно уже стала притчей во языцех — собственно, где бы был современный соул без торжественных песнопений? Поэтому неудивительно, что Махалия уже в четыре года пела в хоре баптистской церкви Святой Марии, а ее кумирами были Бесси Смит, Ма Рейни и Энрико Карузо. "Когда взрослые уходили из дома и я драила полы, я включала записи Бесси Смит и работалось быстрее", - говорила она. Однако ни опера, ни блюз не стали стезей Махалии — куда больше ее манила музыка, прославлявшая величие Творца уже тогда, когда до Сэма Кука, Стиви Уандера и Джосс Стоун оставалось поколение, а то и больше.
В 1927 году Махалия переехала к тетке в Чикаго, и дабы заработать на жизнь, начала работать прачкой и медсестрой. Однако главный ее талант не дремал: очень скоро мисс Джексон стала солисткой первого чикагского госпел-хора "Братья Джонсон" и познакомилась с легендарным Томасом Дорси, который взял на себя роль ее наставника и издателя. А чуть позже Махалия подписала контракт с известной фирмой Decca Records, став первой исполнительницей такого рода на "светском" лейбле.
В 30-х — начале 40-х годов жанр духовных песен пользуется немалым спросом: песня "Move on Up a Little Higher", выпущенная в сентябре 1947 года, стала самым продаваемым госпел-синглом всех времён, и тогда же на Махалию обратили внимание белые интеллектуалы и критики джаза. За этим последовали выступление в Шоу Эда Салливана и концерт в Карнеги Холл, побивший все рекорды посещаемости. На гастролях певице рукоплескали не только во Франции, Англии и Дании, но даже в таких сравнительно экзотических странах, как Япония, Индия и Израиль. Летом 1957 года Махалия Джексон впервые выступила на Ньюпортском фестивале, а год спустя сделала блестящую запись с оркестром Дюка Эллингтона.
|
"Хвала Богу не нуждается ни в каком микрофоне, только откройте окна и двери и позвольте звуку выливаться наружу", - говорила Махалия, и этот ее завет до сих пор хранят сотни последователей.
Наверное, знала об этом и Арета Фрэнклин, голос которой звучал на церемонии прощания с легендой госпел, и которая стала для своего времени тем же, чем Махалия была для своего, — проводником воистину благой вести, изливающейся из самого сердца.
Рубрики: | музыка,фильмы,книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |