Наташенька! Natalya Lyutsko! С прошедшим днем рождения! ...
Забайкальская весна от Александры Владимировны - (0)Весна в подарок Наталье Natalya Lyutsko Картинками забайкальской весны хо...
Ассоль без права переписки. Трагическая судьба женщины, которой Александр Грин посвятил «Алые паруса» - (4)Ассоль без права переписки. Трагическая судьба женщины, которой Александр Грин посвятил &laq...
Южный ветер. Сергей Чекалин - (0)Южный ветер. Сергей Чекалин https://www.youtube.com/watch?v=TUtEyHZtnz8
Песня "Жить"* на фоне трагедии в "Крокус Сити Холле" 22 марта 2024 года - (0)Песня "Жить"* на фоне трагедии в "Крокус Сити Холле" 22 марта 2024 года. &...
Путешествие во времени. Автомобильное сообщение в Слуцке в начале XX века |
В 1846 году город Слуцк был выкуплен казной и передан государству, Российской империи. Так закончилась история частновладельческого города Слуцка, а ещё ранее и Слуцкого княжества, просуществовавшего 600 лет (1190 – 1791г.г.). Был образован Слуцкий уезд в составе Минской губернии.
Архитектурно-планировочная структура Слуцка стала коренным образом меняться. Игнорируя извечный принцип этих мест «старины не рушить», новые хозяева «разрубили» старинное поселение надвое, проложив через его центр отрезок дороги Москва-Варшава.
Московско-Варшавский тракт, один из первых в Российской империи, был построен в 1830 году . Строился он из мелкого камня, прокатанного катком, но ничем не склеенного. По такой дороге экипажи тряслись и громыхали. В Слуцке появилась почтовая станция, где можно было путешественнику переночевать, поменять лошадей и дальше продолжать путь. Пассажиров возили на конных дилижансах до ближайших железных дорог.
Так продолжалось до 1909 года. В 1908 году житель Слуцка Эттингер совместно с бобруйчанином Некричем организовали акционерное общество «Предприятие срочного автомобильного сообщения» и с 1909 года открыли регулярное движение по маршрутам Слуцк-Старые Дороги (51 км) и Слуцк-Ляховичи (78 км), что позволяло пассажирам добраться, соответственно, до Либаво-Роменской и Полесской железных дорог. Коммерческая компания закупила в Германии на заводе «Бенц и Даймлер» автобусы.
Перевозки на участке Слуцк-Старые Дороги осуществлялись на автобусах N.A.G., на участке Слуцк-Ляховичи – Dürkopp.
Фото Сомира Юхнина, начало XX века
Технический уровень автобусов, по сегодняшним меркам, был примитивным. Их колёса со спицами изготавливали из дуба и покрывали литой резиновой массой. В автобусе было три кабины: передняя для двух шоферов, за ней – для пассажиров первого класса, потом для пассажиров второго класса. Пассажиры третьего класса ехали на крыше, огороженной поручнями, здесь также размещали багаж.
Как ни удивительно, в Слуцке автобусы появились раньше, чем в Минске. Скорость движения машин – 20-25 вёрст в час в зависимости от марки автомобиля.
Фото Сомира Юхнина начала XX века
Понятно, какие дороги были в те времена, поэтому зимой рейсы отменялись.
Схема маршрутов «Предприятия срочного автомобильного сообщения»
Свои впечатления от поездки на автобусе оставил нам репортёр газеты «Минское слово» в 1912 году: «Автобус являет собой вагон фургонного типа — громоздкий и поставленный на четыре колеса. Он приходит в Старые Дороги раз в сутки около двух часов и ночует до утра, а утром забирает пассажиров и везёт их в Слуцк. Против вокзала в Старых Дорогах устроен деревянный сарай, в котором ночует этот «проводник прогресса». Автобус слуцкого направления очень похож на грязного, обременённого заботами слона. Покачиваясь всем корпусом направо и налево, медленно выходит он из сарая, оставляя широкие следы от колёс. Мгновенно этот «слон» наполняется народом. Нагружается и сверху, и снизу и, издав хриплый победоносный звук, движется вперёд по шоссе. Первое впечатление довольно нервирует вас. «Слон» покачивается то туда, то сюда. Вам кажется, что вот-вот он так покачнётся, что перевернёт вас, но потом мало-помалу вы привыкаете к этим колебаниям…».
Позже компания приобрела большие автобусы, литые из стали.
На фото Юхнина мы видим большое количество людей (более пятидесяти), которые забрались в автобусы, на их крыши и позируют фотографу. Здесь и дама в шляпе с цветком, и простая женщина в платке, мужчины в кепках, картузах, форменных фуражках, котелках. За рулем одной из машин — водитель с лихо закрученными кверху усами. Пассажиры первых автобусов в Слуцке — люди разных сословий и разного достатка.
Междугородное автомобильное сообщение для уездного города было прогрессом, пользовалось спросом. Не все жители Случчины могли позволить себе поездку на автобусе. Проезд стоил: 1кл.- 2р.20к., 2 кл.- 1р.80к., 3 кл.- 1р. Это было недёшево: тогда даже самый высококвалифицированный рабочий мог заработать за день всего около рубля.
В городе находились центральная станция и автобусный гараж. Компания просуществовала до осени 1915 года, когда было завершено строительство железнодорожной ветки Слуцк-Осиповичи. Железная дорога способствовала более быстрому развитию города.
Серия сообщений "Беларусь до 1917г.":Беларусь до 1917г.Часть 1 - Княгиня Анастасия Слуцкая
Часть 2 - Что можно увидеть, путешествуя по родному краю
...
Часть 6 - Слуцкий Свято-Троицкий монастырь
Часть 7 - Слуцк постарел на 111 лет
Часть 8 - Путешествие во времени. Автомобильное сообщение в Слуцке в начале XX века
Рубрики: | Моя Беларусь/Слуцк 2Слуцк 2 |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |