День первый. Утро.
В одно прекрасное летнее утро я высадилась на перроне Калининградского автовокзала и, следуя указателям, вышла "в город". Слева виднелось здание Южного вокзала с симпатичным сквериком у входа. Туда я и направилась, чтобы немного осмотреться и сориентироваться, поскольку в Калининграде я впервые. Приземлившись на скамейку, выудила из недр сумки карту и фотоаппарат - верному другу пора было приниматься за работу!
Южный вокзал в Калининграде - явление уникальное, других, даже отдалённо на него похожих, в России больше нет. Построенный в 1929 году, во времена Веймарской республики, Главный вокзал Кёнигсберга бесперебойно работал почти до самого конца войны, но здорово пострадал во время штурма Кёнигсберга весной 1945-го, а после войны был восстановлен одним из первых. И как ни странно - в своём почти что первозданном виде, сохранив не только внешний облик в стиле "прусского монументализма", но и немецкий дух. Этот "дух" не смогли истребить даже высветленные кессонные потолки и огромные золочёные люстры, которые появились тут после реконструкции 2003 года, а вот фонтан из тёмного мрамора в вестибюле, на мой взгляд, очень удачно вписался в интерьер вокзала.
Колоритности вокзальному комплексу добавляет и расположенный над перронами громадный трёхпролётный навес-дебаркадер. В начале прошлого века такие дебаркадеры были почти на всех крупных вокзалах, а в современной России их сохранилось всего четыре: в Москве на Киевском и Казанском вокзалах, на Витебском вокзале в Питере и тут, в Калининграде. Казалось бы, такая хрупкая конструкция из стекла и стали, но она каким-то чудом уцелела под чудовищными бомбёжками 1944-45г.г. - свидетели тех событий вспоминали, что в некоторых местах лишь были разбиты стёкла (вот что значит немецкое качество!).
Общеизвестно, что ширина российской ж/д колеи отличается от европейской, и на границе поездам приходится "менять колёса". (Помню, как в далёком детстве во время самой первой поездки за границу я всё ждала, когда наш вагон подъёмным краном поднимут на воздух и переставят на соседний путь. Процедура, однако, оказалась гораздо менее романтичной, и я её попросту не заметила. И ужасно расстроилась...) Так вот, в Калининграде этой проблемы нет, и это ещё одна из "фишек" Южного: для поездов из Польши и Германии выделен отдельный перрон по "европейским стандартам"!
Вокзал - это почти всегда своего рода "город в городе". У него своя жизнь, свои заботы, свой ритм. Южный уникален и в этом смысле. Потому, что он находится одновременно в ДВУХ часовых поясах!!! Видите главные вокзальные часы на фасаде? Они показывают 7:35 утра. Не верьте глазам своим: они показывают МОСКОВСКОЕ время, а на самом деле сейчас в Калининграде - на час меньше!!! К московскому времени "привязаны" поезда дальнего следования. А вот пригородные электрички курсируют по местному времени, поэтому в пригородном зале и на часах, и в расписании указано время местное. И даже зная эту особенность, здесь очень даже запросто можно "заблудиться во времени". Лично я впала в лёгкий ступор...
(Интересно, а калининградцы часто назначают друг другу встречи "на вокзале у часов"?)
А над часами на фасаде до сих пор красуется герб уже давно почившей в бозе РСФСР...
Вы спросите: почему я так много времени и внимания уделяю вокзалу? Вокзал - это ведь не только "ворота" в город, но и во многом его "лицо". И от первого впечатления зависит очень многое. "Лицо" Калининграда - оно интересное и очень разное. Вот и город такой же - красивый, разный, сложносочинённый. Город философа Канта и сказочника Гофмана. Город с многовековой историей, неоднократно переходивший "из рук в руки", и уже целое столетие существующий в особом статусе эксклава. Город, впитавший традиции и менталитет многих народов: немецкую основательность, литовскую неторопливость, польское упрямство, советский пафос, русскую широту и душевность... Город, почти уничтоженный дотла, но, как птица Феникс, именно сейчас, на наших глазах возрождающийся. И как же символично, что главные часы Калининграда показывают одновременно и настоящее, и будущее время!
Довольно долго я разглядывала "лицо" Калининграда. Казалось, что город, как радушный хозяин, встречает своих гостей яркой солнечной улыбкой, широко распахнутыми объятьями и слегка прищуренным хитрым глазом - а, ну-ка, разгадай меня! И я отправилась изучать и разгадывать Калининград, этот русский город с прусским акцентом.
После нашей скученности, когда дома стоят вприлипочку друг к другу, а площадью гордо именуются уже каждые свободные от застройки 5 кв.метров, пустая и ещё полусонная привокзальная площадь имени Калинина выглядела просто огромной. Вдалеке виднелся памятник Калинину - "всесоюзный староста" осенял всех... крестным знамением, держа в руке золотой крест! От такой несколько... ммм... неожиданной трактовки образа "выдающегося советского политического деятеля" я слегка опешила. Но уже через несколько шагов поняла, что это ещё один калининградский прикол: на самом деле золотой крест украшает купол небольшой деревянной часовни Сергия Радонежского, что скрывается среди деревьев позади памятника. (Как я ни старалась, но именно тот, ошарашивший меня ракурс, поймать так и не смогла...)
План "захвата" Калининграда и области был продуман заранее, и начать я собиралась с Зеленоградска и Куршской косы. Но возникла одна проблема: камера хранения откроется только через полтора часа, в гостиницу заселиться я могу не раньше полудня, а гулять по курортному городу с дорожной сумкой как-то не с руки... Пришлось использовать "план Б" - потихоньку добираться до гостиницы, по пути осматривая Калининград и его достопримечательности.
Пройдя между памятником и часовней, окончательно отделила знаменитого большевика от церкви, и по Железнодорожной улице двинулась в сторону реки Преголи. Район это совсем не туристический, и тем более удивительно было обнаружить здесь этакий осколок истории - Бранденбургские ворота. Неоготическое строение из красного кирпича с двумя арками сквозных проездов, кованые решётки на окнах бывших караульных помещений, тяжёлые дубовые двери, а башенки и треугольные фронтоны украшены белоснежными медальонами и кружевами из стилизованных цветов... Они были построены в середине XIX века как часть мощных оборонительных укреплений города, а сейчас выглядят почти миниатюрными и совсем-совсем не страшными. Бранденбургские ворота как бы отделяют промзону вдоль железной дороги от уже порядком обветшавших девятиэтажек советской постройки, и этот "окружающий ландшафт" очень диссонирует с недавно отреставрированным памятником истории - гораздо уместнее здесь смотрелись бы малоэтажные дома в стилистике конца XIX - начала XX веков...
Следующим "пунктом" должны были стать Фридрихсбургские ворота. Из-за ремонта дороги с этой стороны к ним добраться пока что проблематично, а поиски обходных путей оставила на "потом", тем более, что расположенный в воротах выставочный зал Музея мирового океана в такую рань был ещё закрыт... ("потом" тоже не случилось, о чём я очень сожалею...)
Вообще, надо сказать, что Калининград для туристов не очень приспособлен. В советское время это был закрытый город, и с туристической точки зрения вообще не рассматривался. Отрадно то, что уже многое сделано и делается. И, хотя там ещё пахать и пахать, чтобы собрать сохранившиеся "осколки истории" в единый комплекс и сделать Калининград действительно блестящим туристическим городом, лично я увидела в этом не минус, а временное неудобство. Как говорил самый знаменитый уроженец Кёнигсберга философ Иммануил Кант:
А я тем временем двигаюсь дальше. Впереди - двухъярусный мост через Преголю. По верхнему ярусу проходит железная дорога, а нижний - для машин и пешеходов. Мост был построен в 1926 году и был разводным. Но не таким, как мы привыкли видеть, скажем, в Питере: здесь средняя часть моста всего за 2 минуты поворачивалась на 90 градусов и вставала параллельно берегу. (Никак не могла себе представить, как это выглядело, пока не нашла в инете старую фотку. Ну, надо же... и чего только не придумают...)
Взорванный немцами в 1945-ом, после войны мост был восстановлен, а точнее сказать, отстроен заново. (И с тех пор, по-моему, ни разу не ремонтировался - чуть со страху не померла, пока шла по нему!) Мост стал не разводным, а подъёмным: на самом верху в башнях находится подъёмный механизм, и в случае необходимости среднюю часть поднимают вверх. Как удалось выяснить, в "крайний раз" это делалось где-то в начале июня.
Спустившись с моста, хотела пройтись по набережной Петра Великого и в утренней тишине, без суеты и спешки поглазеть на пришвартованные здесь корабли-музеи, но оказалось, что она находится на территории ещё закрытого Музея мирового океана. Сам музей значился в моей программе отдельным пунктом, поэтому я не очень-то и расстроилась, и пошла по набережной Баграмяна, разглядывая корабли издалека. Такой вот уютный закуточек с тыльной стороны музея, можно присесть отдохнуть, а заодно и умными мыслями напитаться...
"Земля была сияюще-голубая и трогательно-одинокая. Она - наш дом, и мы должны её защищать."
Алексей Архипович Леонов.
В конце набережной (то есть, конечно же, в самом её начале, это просто я пришла задом наперёд!) стоят сразу два "морских" памятника. Один - участникам легендарной сельдяной экспедиции 1948 г. в северную Атлантику. А рядом пришвартован безымянный рыболовный траулер СРТ-129, который как раз и был одним из участников экспедиции, а теперь стал экспонатом музея.
А тут - на фоне стилизованных парусов Николай Чудотворец, покровитель моряков и путешественников, благословляет всех в добрый путь. Для морского города очень подходящий и символичный памятник. Но лучше всего его видно с острова Канта или с воды, во время прогулки на речном трамвайчике.
В этом месте Преголя разделяется на два рукава, а прямо напротив находится остров Канта. Но отсюда попасть на него напрямую не получится, надо сделать крюк, подняться на Эстакадный мост, а потом спуститься уже на острове. По пути разглядываю и фоткаю всё подряд...
С моста хорошо виден самый знаменитый долгострой Калининграда. Его называют и "символом", и "позором" города, а на туристической карте он обозначен как "Заброшенный Дом советов". Смотрела на него и думала: здание вполне современное, почти полностью готовое, почему бы в нём не разместить какой-нибудь бизнес-центр или даже жилой комплекс? Порылась в интернете: ага, не одна я такая умная! Уже пытались... но все проекты почему-то проваливались: недостаток финансов, банкротство новых владельцев, проблемы с мэрией, злоупотребления, судебные разбирательства... И вот что подумалось: а может, это место такое - "заколдованное"? Считается ведь, что Дом советов начали возводить на руинах древнего Королевского замка. И хотя на самом деле это не совсем так, но всё-таки... Может быть, всё-таки надо снести это здание и восстановить Королевский замок (об этом ведутся бесконечные споры)... А может быть, если Калининград решит-таки замок восстановить, то тогда закончатся и злоключения Дома советов...
(Тот самый Дом советов, но с другого ракурса. А фотка с моста где-то затерялась...)
А на самом мосту обнаружился ещё один "привет" из советских времён...
А вот уже видны и сам остров Кнайпхоф (сейчас он называется островом Канта), и единственное на весь остров здание Кафедрального собора.
Спуск с моста на остров Канта...
Отсюда к собору ведёт широкая аллея, а по обе стороны раскинулся дендропарк. Ботаник из меня так себе, и ничего особенного я там не разглядела, просто очень чистый и ухоженный парк, в котором было приятно прогуляться и познакомиться с некоторыми его обитателями.
По всему парку несколько хаотично - то тут, то там! - расставлены скульптуры. Некоторые персонажи достаточно известны и узнаваемы, но, судя по потёртости шкуры, Пантера - самая любимая у горожан.
Обошла вокруг собора, со всех сторон его рассмотрела. Впрочем, на остров я ещё вернусь, и об этом будет отдельный рассказ.
Взгляд издалека на противоположный берег, и по Медовому мосту я покидаю остров Канта.
А потом был ещё один мост через Преголю, который почему-то называется Деревянным. Скорее всего, деревянным был его предшественник, живописные останки которого до сих пор виднеются из воды. А новый мост просто унаследовал его название. Впрочем, "новым" этот мост можно назвать весьма условно, и он останется в моей памяти как самое жуткое воспоминание о городе!
А рядом с мостом обитает вот такая милая семейка: мама-утка, три сыночка и лапочка-дочка!
Очень стильная набережная Адмирала Трибуца и памятник морякам-балтийцам. Его стелу увидела издалека, а подойдя ближе, прям ахнула: как хорош взлетающий на гребне волны торпедный катер!
Ну, а дальше - от Московского проспекта по улице 9 апреля выхожу на площадь Маршала Василевского. Площадь названа именем одного из руководителей штурма Кёнигсберга и всей Восточно-Прусской операции 1945 года, и здесь установлен ему памятник. Интересно, что одним из авторов мемориала стал сын маршала архитектор И.А.Василевский.
Вообще, в Калининграде очень много напоминаний о войне. В памятниках, в названиях улиц. Здесь есть площади Победы и Маршала Василевского, улицы Рокоссовского и Черняховского, Олега Кошевого и Лёни Голикова, аллея Смелых, набережные Баграмяна и Маринеско... Наверное, потому, что война стала поворотом и точкой отсчёта в новой истории города. А ещё я заметила, что многие жители продолжают носить на груди Георгиевские ленточки, хотя День Победы уже давно прошёл.
Здесь же, на площади Василевского находится ещё один "осколок" давней истории - Росгартенские ворота и башня "Дона", в которой сейчас расположен Музей янтаря. О них - потом. А пока взгляните на эту белоснежную красавицу - церковь Святого благоверного Великого князя Александра Невского! Вокруг неё разбит чудесный сад с цветниками, скамеечками и детской площадкой.
Позади церкви находится "Резиденция королей" - развлекательный комплекс, стилизованный под роскошный королевский замок, с фонтаном, скульптурами, цветниками, с уютными кафешками и шикарными ресторанами... Специально для детей есть центр развлечений "Тридевятое королевство" и открытые детские площадки. И всё это сопровождается негромкой, умиротворяющей музыкой. Ну, просто райский уголок!
Я не смогла отказать себе в удовольствии отобедать в таком уютном местечке... (Цены тут, конечно, выше средних, но и меню - отнюдь не рядовое.) Из "Резиденции королей" я вышла сытая, отдохнувшая и вполне довольная жизнью.
До гостиницы было уже рукой подать...
Серия сообщений "Русская Пруссия":
Часть 1 - Русский город с прусским акцентом.
Часть 2 - Русский город с прусским акцентом - 2.
Часть 3 - Музей янтаря
...
Часть 7 - Калиниградская мозаика
Часть 8 - Зеленоградск
Часть 9 - Праздник Длинной колбасы
Серия сообщений "Шестая часть земли с названьем кратким «Русь»":
Часть 1 - Начинаем колядовать!
Часть 2 - Памяти жителей блокадного Ленинграда посвящается
Часть 3 - Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!
Часть 4 - Русский город с прусским акцентом.
Часть 5 - Русский город с прусским акцентом - 2.
Часть 6 - Музей янтаря
...
Часть 11 - Зеленоградск
Часть 12 - Праздник Длинной колбасы
Часть 13 - Банковский мост