Со всеми делами, намеченными на сегодня, я управилась на удивление быстро. И весьма довольная собой, в отличном настроении брела по Старому городу, размышляя, куда бы употребить кучу неожиданно свободного времени. В одном из закоулков, проходя мимо музея фарфора, подумала: а почему бы и нет? Сколько раз я вот так же пробегала мимо - ай, не сегодня... ай, в другой раз...
Ну, что же, видимо, сегодня этот "другой раз" и наступил...
Музейчик оказался совсем-совсем маленьким, но очень милым и симпатичным. Посетители, по всей видимости, бывают здесь нечасто, и интеллигентного вида тётушка-билетёрша очень обрадовалась моему появлению. А узнав, что живу я по соседству с районом, который и по сей день в народе называют "Керамикой", была растрогана вообще чуть не до слёз: "Знаете, а ведь в нашем музее вся история этого завода собрана. Перед самым его закрытием просто чудом удалось спасти часть заводской коллекции! Пойдёмте, я Вам покажу!"
История рижского фарфора началась в 1841 году, когда русский "фарфоровый король" Сидор Терентьевич Кузнецов решил расширить своё производство и основал фарфоровую фабрику в Риге. Она стала первым производством такого рода в прибалтийских губерниях Российской империи.
Фабрика специализировалась на массовом производстве столовой и чайной посуды, которая продавалась не только в России, но и шла на экспорт. Из Гжели и Дулёва Кузнецов "выписал" первоклассных потомственных рабочих и мастеров, отлично знающих секреты изготовления фарфора и фаянса. Будучи сам старовером, Кузнецов и рабочих на фабрику набирал, в основном, из староверческой среды. Для них строили больницы и школы, при фабрике работали различные художественные кружки и студии. Постепенно Кузнецовская фабрика стала экономическим центром Московского форштадта, самого русского (и по сей день!) исторического района Риги. А ещё на фабрике была традиция: к дню рождения рабочие и специалисты получали в подарок "кузнецовские" сервизы, правда, без фирменного клейма - чтобы не было соблазна продать.
В 1886 году ещё одну фарфоровую фабрику на другом конце города построил немец Якоб Карл Ессен. Она также стала выпускать высококачественную фарфоровую посуду, и очень скоро эти изделия были отмечены наградами на разных выставках.
Периодически в Риге появлялись и другие фарфоровые мастерские, но Кузнецовы были настоящими "акулами бизнеса" и безжалостно расправлялись с конкурентами. А вот Ессен, видимо, оказался им не по зубам. И обе фабрики благополучно процветали вплоть до Первой мировой войны.
С началом войны наследники Ессена вывезли основную часть оборудования на Украину, а в Ригу вернулись только в 1926-ом и стали потихоньку налаживать производство. Но... в 1930-м - экономический кризис, в 1933-м - пожар, а в 1939-ом Ессенов и всех рабочих-немцев репатриировали на родину (попросту - выслали из страны...).
Первая мировая остановила производство фарфора и на фабрике Кузнецовых. Всё, что было возможно, вывезли в Россию. Но вскоре грянула Октябрьская революция, и все предприятия Кузнецовых были национализированы. Все, кроме Рижского. Многочисленное семейство Кузнецовых бежало из Советской России в Латвию, ставшую к тому времени самостоятельным государством. Фабрика была почти полностью разорена, у Кузнецовых не было достаточно средств, чтобы её реанимировать, стали приглашать инвесторов со стороны. И вскоре фабрика уже полностью оказалась в чужих руках, а бывшие владельцы остались на ней работать в качестве технологов, химиков и др.специалистов...
Во время ВОВ оба завода продолжали свою работу, но уже в условиях немецкой оккупации. Перед освобождением Риги осенью 1944-го клан Кузнецовых "с чадами и домочадцами" покинул Латвию вместе с отступавшими немецкими войсками. Вслед за этим в Германию было вывезено практически всё оборудование их бывшей фабрики. Такая же судьба могла бы постичь и фабрику Ессена, если бы не смелость и изобретательность рабочих. Немецкая администрация завода отдала приказ: оборудование демонтировать, упаковать и пароходом отправить в Германию. В случае невыполнения - расстрел. И всё-таки рабочие решились: ночью, украдкой, сняли оборудование и спрятали его во дворе завода в ямах под шамотным боем и мусором, а в ящики положили камни и немного металлолома. Немцы подлог не обнаружили, "ценный груз" отправили в Германию.
После войны постепенно были восстановлены производственные цеха и участки, отремонтировано уцелевшее оборудование, уже в 1945 году на завод прибыли первые специалисты. Оба завода развивались параллельно - где-то конкурировали, где-то сотрудничали. Например, общими усилиями создали ремесленное училище, где готовили формовщиков, литейщиков, рисовальщиц и др. специалистов. А в 60-ых два завода объединили. Для рижского фарфора наступила эпоха ренессанса.
Наша "Керамика" выпускала ширпотреб для общепита, декоративные статуэтки и вазы, красивую столовую посуду. Но "фирменным" продуктом всегда были чайные и кофейные сервизы. Изящные формы, необычные рельефные узоры, поэтические названия... Наши художники были постоянными участниками международных выставок и редко оставались без наград. Но особенно они гордились тем, что их произведения не были только лишь холодными выставочными образцами, а почти всегда поступали в массовое производство и уходили "в народ".
Помню, как мы с мужем радовались подаренному нам на свадьбу кофейному сервизу! Это была "новинка сезона" с несколькими вариантами рисунка, и мне она очень-очень нравилась. Тончайший, почти прозрачный фарфор, крохотные - на два глотка - чашки... Друзья-студенты купили его "в складчину" и на каждую чашечку привязали цветные ленточки - чтобы у каждого из них в нашем доме была "своя" чашка! Ленточки эти со временем исчезли, да и друзей разбросало по разным странам, а сервиз этот, хоть и в неполном составе, жив до сих пор...
В перестроечные годы на этом заводе работала одна из моих подруг. Как и многим тогда, зарплату ей выдавали тарелками, чашками, сахарницами... Это благодаря ей все наши друзья и знакомые до сих пор ставят на стол "Светкину зарплату".
В 1997 году Рижский фарфоровый завод прекратил свою деятельность. Рабочих уволили, заводские корпуса опустели и были оставлены на разграбление бомжам. В "белом доме" обосновались несколько небольших фирмочек. Вот так выглядела "Керамика" в последние годы...
Очень символичная надпись, обнаруженная местными "сталкерами" на одной из стен заброшенной "Керамики"...
До последнего дня мы надеялись, что найдутся умные и предприимчивые люди, которые восстановят завод и наладят производство... Но увы! Пару лет назад, проезжая вместе с подругой мимо бывшего фарфорового завода "Керамика", мы вдруг с удивлением обнаружили, что завода-то... больше нет! На всей его территории - огромный пустырь и горы строительного мусора. Завод как-то вдруг, в одночасье снесли, а заодно вырубили и каштановую аллею, которая, между прочим, была уже ЗА территорией завода. Интересно, что тут будет? "Что, что? Очередной торговый центр!" - воскликнули мы в один голос. Дома залезла в инет: "В ближайшие полгода планируется полностью освободить место для строительства торгового центра Akropole". Вот так. Похоже, наши власти всерьёз взяли на вооружение лозунг Н.С.Хрущёва "Догнать и перегнать Америку!" - по количеству торговых центров и супермаркетов. Обсуждая эту новость, некий молодой человек, побывавший в таком же ТЦ в Клайпеде, написал: "Лично мне понравилась импровизированная выставка ретро-автомобилей. Посетители охотно фотографировались рядом с экспонатами, а некоторые даже опускались перед такой красотой на колени. Эх, скорее бы в Риге появился свой "Akropolis" - буду там жить!" Милый мальчик, вообще-то, в Риге существует целый Мотор-Музей, и несколько раз в год проводятся парады ретро-автомобилей! А вот торговых центров и так уже на каждом углу понатыкано... Знаменитейший ВЭФ превратили в торговый центр, на месте завода "Альфа" - ТЦ с тем же названием. Ещё один ТЦ занимает половину "вагонки" - вторая половина ещё пока что "держит оборону" за счёт российских заказов. Несколько лет назад снесли завод с/х техники, но там строительству ТЦ помешал кризис. Теперь вот и до "Керамики" добрались...
Завод с полуторавековой историей, наследник двух знаменитых брендов, переживший две мировых войны, неоднократно восстановленный из руин, завод, который люди спасали, в буквальном смысле рискуя жизнью, - этот завод в новой Латвии оказался никому не нужен...
О его былой славе теперь напоминают только хрупкие экспонаты музея.
В одном из залов мирно сосуществуют бывшие конкуренты - фарфоровые заводы Кузнецова и Ессена, в другом среди множества замечательных сервизов я нашла и "родных братьев" моего свадебного подарка. А в третьем зале собрано множество столь любимых нашими бабушками статуэток. Здесь я была крайне удивлена, узнав, что мой любимый фарфоровый олимпийский Мишка - тоже "рижанин"!
Есть "Зал современного искусства" со сменной экспозицией - здесь проводятся выставки современных керамистов.
А вот и "Красный уголок", где собраны изделия с советской и партийной символикой.
Серия декоративных тарелок с ручной росписью, выпущенная в 1957 году к 40-летию Октября и посвящённая Победе в Великой Отечественной: "Освобождение Риги", "Битва зв Варшаву", "Парад Победы на Красной площади" и "Салют в Москве".
Крайняя справа огромная ваза с портретом Сталина, которой я не уделила должного внимания, оказалась самым ценным экспонатом музея. Она была изготовлена в 1952 году в подарок "Великому вождю" и "Отцу народов". Её автор, московский художник Владимир Першинский, был специально приглашён в Ригу для выполнения этого ответственного заказа. Как правило, такие эксклюзивные работы делают в двух экземплярах - на случай, если один из них разобьётся или треснет при обжиге. Но в этот раз обе вазы оказались одинаково хороши: одна была отправлена в Москву, а вторая осталась в Риге, в заводском музее.
Две вазы посередине - тоже эксклюзив и гордость музея. Это дипломная работа Зины Улсте. В 1953 году она окончила Академию Художеств и сразу же была приглашена возглавить только что созданную художественную лабораторию. И проработала главным художником завода целых 55 лет - вплоть до его закрытия!
В музее собрано много работ этой замечательной художницы. Они все хороши, трудно выделить самую-самую... Пожалуй, вот эти две особенно "запали в душу" - "Оттепель" и "Лайма"("Счастье").